Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В.С.

Введение. В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие результаты начального этапа экспериментального исследования: выделение структурных компонентов коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, определение уровней их сформированности, описание соответствующих качественных характеристик, позволяющих сформировать целостную картину изучаемого педагогического явления. Представлено описание этапа диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме опытно-экспериментального исследования профессиональной компетенции в целом и коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в частности, анализ нормативно-правовых актов и законодательной базы обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целостной структуре профессиональной компетентности, моделирование, сравнение, обобщение, описание диагностических методик. Результаты. Представлены результаты опытно-эксперимен-тальной работы, раскрывающие теоретическое обоснование аналитико-результативного компонента концепции развития коммуникативной комптенции педагогов дошкольной организации, обеспечивающие получение достоверных данных на начальном этапе эксперимента, позволяющие в процессе экспериментальной деятельности осуществить качественное наполнение организационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компонентов разрабатываемой концепции. Обсуждение. Приводится обоснование актуальности и необходимости организации экспериментального изучения коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целом и качественной уровневой оценки каждого ее структурного компонента в частности. Заключение. Изучение уровня коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации позволяет выделить базовый уровень сформированности личностных и профессиональных качеств (характеристик), рассматриваемых в целостной системе коммуникативной компетенции педагогов, что в дальнейшем позволит определить и выстроить содержательный компонент разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Основные положения: - обоснована целесообразность исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации; - проанализированы основные точки зрения на проведение процедуры диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации; - выделены компоненты коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации; - выделены уровни сформированности коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации, представлена их характеристика; - представлены современные методики диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации; - описана процедура диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction . The article discusses the issues that reveal the results of the initial stage of an experimental study - the allocation of the structural components of the communicative competence of teachers of a preschool educational organization, the determination of their levels of formation, a description of the corresponding qualitative characteristics that allow to form an integral picture of the studied pedagogical phenomenon. The description of the diagnostic stage of the communicative competence of teachers of a preschool educational organization is presented. Materials and methods. The fundamental research methods are the analysis of scientific literature on the problem of experimental research of professional competence in general and the communicative competence of teachers of a preschool educational organization, in particular, the analysis of regulatory legal acts and the legislative framework for ensuring the organization of preschool education and the requirements for the level of communicative competence of teachers of a preschool educational organization in a holistic structure of professional competence, mod eling, comparison, generalization, description of diagnostic methods. Results. The results of the experimental work are presented, revealing the theoretical justification of the analytically-effective component of the concept of developing communicative competence of teachers of a preschool organization, providing reliable data at the initial stage of the experiment, allowing in the process of experimental activity to carry out high-quality filling of the organizational-activity, subject-content and technological components of the developed concept. Discussion. The substantiation of the relevance and necessity of organizing an experimental study of the communicative competence of teachers of preschool educational organizations in general and a qualitative level assessment of each of its structural component in particular is given. Conclusion. Studying the level of communicative competence of teachers of a preschool educational organization allows us to identify the basic level of formation of personal and professional qualities (characteristics), considered in a holistic system of communicative competence of teachers, which will further determine and build a meaningful component of the developed concept for the development of communicative competence of teachers of preschool educational organizations. Highlights: Justification of the study of communicative competence of teachers of a preschool educational organization; Analyzed the main points of view on the procedure for diagnosing the communicative competence of teachers of preschool educational organizations; The components of the communicative competence of the teacher of a preschool educational organization are highlighted; The levels of formation of the communicative competence of the teacher of the preschool educational organization are highlighted, their characteristics are presented; Presents modern diagnostic techniques for communicative competence of teachers of preschool educational organizations; The procedure for diagnosing the communicative competence of teachers of a preschool educational organization is described.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.48.44.004

УДК 372-1 ББК 74.104

В. С. Васильева

ORCID № 0000-0003-4224-5930 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация, E-mail: vasilevavs@cspu.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие результаты начального этапа экспериментального исследования: выделение структурных компонентов коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, определение уровней их сформированности, описание соответствующих качественных характеристик, позволяющих сформировать целостную картину изучаемого педагогического явления. Представлено описание этапа диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме опытно-экспериментального исследования профессиональной компетенции в целом и коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в частности, анализ нормативно -правовых актов и законодательной базы обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целостной структуре профессиональной компетентности, моделирование, сравнение, обобщение, описание диагностических методик.

Результаты. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, раскрывающие теоретическое обоснование аналитико-результативного компонента концепции развития коммуникативной комптенции педагогов дошкольной организации, обеспечивающие получение достоверных данных на начальном этапе эксперимента, позволяющие в процессе экспериментальной деятельности осуществить качественное наполнение организационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компонентов разрабатываемой концепции.

Обсуждение. Приводится обоснование актуальности и необходимости организации экспериментального изучения коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целом и качественной уровневой оценки каждого ее структурного компонента в частности.

Заключение. Изучение уровня коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации позволяет выделить базовый уровень сформированности личностных и профессиональных качеств (характеристик), рассматриваемых в целостной системе коммуникативной компетенции педагогов, что в дальнейшем позволит определить и выстроить содержательный компонент разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, диагностика коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования; компоненты коммуникативной компетенции; уровни сформированности коммуникативной компетенции.

Основные положения:

- обоснована целесообразность исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

- проанализированы основные точки зрения на проведение процедуры диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

- выделены компоненты коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации;

- выделены уровни сформированности коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации, представлена их характеристика;

- представлены современные методики диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

- описана процедура диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

1 Введение (Introduction)

Обязательным этапом реализации концептуальной модели развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) в целостной методической среде ДОО являются диагностика, выявление, экспертная оценка и анализ исходного (базового) уровня сформированности ее структурных компонентов. Данные, полученные на начальном этапе реализации разрабатываемой концепции, рассматриваются как основа определения содержания, методического наполнения и обоснования технологического компонента концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

В качестве нормативно-правового базиса выступают законы

Российской Федерации, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, от 29.12.2014 № 2765-р., Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также нормы и требования, сложившиеся в образовательных учреждениях [1; 2; 3; 4].

Анализ научных исследований (Н. Б. Буртовая, С. Н. Костромина, Л. Х-Д. Лайпанова, Л. Л. Лашко-ва, О. Г. Мишанова, Е. Ю. Ники-

тина), современных методических разработок (Ю. А. Афонькина) и опыт практической деятельности показали, что объективные сложности, обусловленные психофизическими и эмоционально-личностными состояниями объекта изучения, затрудняют процесс анализа и экспертной оценки педагогических явлений [5; 6; 7; 8; 9; 10]. Исходя из этого допустимо предположить, что каждый комплекс методик изучения необходимых критериев и показателей, находящихся в поле профессиональной деятельности, характеристик, связанных с показателями коммуникативной компетенции и личностных характеристик (данное допущение относится к нашему исследованию), может носить условный характер, который будет находиться в прямой зависимости от рассматриваемых и выделяемых диагностических параметров.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Аналитико-результативный компонент разрабатываемой концепции выделяется нами с целью обоснования и характеристики оценки эффективности развития

коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Под рассматриваемой нами оценкой эффективности выделяется процесс сравнения индивидуально-

психологического, коммуника-тивно-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов личности педагогов ДОО, которые являются базовыми в обеспечении эффективности коммуникативной деятельности в целом, с эталонными требованиями к уровню коммуникативных действий, умений и знаний, выделенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Цель проведения диагностики на начальном этапе исследования — выявление, анализ и экспертная оценка каждого компонента коммуникативной компетенции педагогов ДОО с учетом уровня его проявления.

Задачи проведения диагностики:

Выявление уровня сформиро-ванности коммуникативной компе-

тенции в целом и степень выраженности уровня и показателей в частности у каждого педагога, педагогического коллектива конкретного учреждения в целом, выделения и обоснования общих тенденций развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

Создание и экспертная оценка целостной картины индивидуальных личностных и профессиональных качеств педагогов ДОО, их влияние на индивидуальный стиль коммуникации и возможности развития коммуникативной компетенции.

Генерализация обобщенной информации по итогам диагностики.

Разработка, наполнение и обоснование организационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компонентов разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

3 Результаты (Results)

С целью повышения качества проведения опытно-экспериментального исследования, изучения и составления целостной картины сформированности коммуника-

тивной компетенции педагогов ДОО важно выделить соответствующие уровни.

Понятийно-сущностный уровень — сформированность системы коммуникативных знаний в области педагогики, психологии, коммуникации, конфликтологии, логики, риторики и культуры речи;

Практико-деятельностный уровень — сформированность системы коммуникативных умений в профессиональной деятельности в целом и личностно-значимой в частности;

Практико-мировоззренческий уровень — сформированнось опыта продуктивной коммуникативной деятельности, управления собственным поведением и поведением участников взаимодействия;

Концептуальный уровень — сформированность личностно-ценностного отношения к совершенствованию коммуникативной компетенции.

Сформулированные ранее компоненты коммуникативной компетенции педагогов ДОО: гносеологический, аксиологический, праксиологический, прагматический, дискурсивный, лингвистический и социокультурный, сформулиро-

ванные описания их уровневой сформированности позволяют представить целостную картину, характеризующую структуру проявления коммуникативной компетенции педагогов ДОО с представлением возможных «перспектив роста», как педагогического коллектива в целом, так и каждого педагога в частности [11; 12].

Гносеологический компонент:

Знает основные законы общения;

Использует приемы психологического и педагогического воздействия;

Совершенствует способы, приемы и навыки педагогического общения;

Проявляет интерес к развитию культуры педагогического общения.

Аксиологический компонент:

Осознает ведущую роль педагога в полноценном проживании ребенком всех этапов детства и обогащении детского развития;

Способен уважительно относиться к позиции каждого участника образовательного процесса;

Принимает ценностные, нравственные, моральные, этические и личностные позиции каждого участника образовательного процесса;

Ценит свободу личности всех участников педагогического процесса, следует нормам общей и педагогической этики.

Праксиологический компонент:

Знает приемы и способы и успешного достижения коммуникативной цели;

Умеет видеть план развития событий в процессе взаимодействия;

Умеет экологично воздействовать на участников общения;

Владеет навыками организации общения участников образовательного процесса, чтобы оно определяло создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Развивает и применяет коммуникативные тактики и коммуникативные стратегии, направлен-

ные на развитие адекватного взаимодействия.

Прагматический компонент:

Понимает возможности адекватного решения всех вопросов, возникающих в процессе общения;

Умеет выделять скрытые и явные цели высказывания;

Умеет оценить психологическое состояние, особенности характера и способности понимания адресата;

Имеет навык понимания контекста конкретной ситуации;

Владеет правилами разговора, подчиненными принципу сотрудничества;

Совершенствует навыки прагматически оправданного высказывания, социально ориентированного, личностно окрашенного и целенаправленного, сохраняющего связь с ситуацией и контекстом общения.

Дискурсивный компонент:

Знает, понимает и сам создает логичные и связные речевые высказывания, представленные в устной или в письменной форме;

Умеет корректно и правильно говорить и писать;

Умеет строить коммуникативное поведение в соответствии с основной темой коммуникации;

Владеет навыками качественного использования языковых умений и навыков в речевой деятельности;

Обладает логичностью и информационной насыщенностью высказываний;

Совершенствует способность интегрировать знания, полученные в других областях и создавать самостоятельный продукт адекватного взаимодействия.

Лингвистический компонент:

Знает законы лексики, грамматики, фонетики, орфографии;

Умеет пользоваться развитой устной речью (в том числе четко и правильно);

Проявляет автоматизированные экспрессивные и рецептивные лек-сико-грамматические навыки, речевые и языковые умения во всех видах речевой деятельности;

Совершенствует правила употребления языка.

Социокультурный компонент:

Знает этику и этикет общения;

Целесообразно использует понятийно-категориальный аппарат;

Демонстрирует культуру вербального и невербального взаимодействия;

Соблюдает речевую дисциплину;

Владеет техникой речи, риторическими приемами;

Применяет техники аргументации и ведения спора;

Адекватно использует невербальные средства общения;

Соблюдает и постоянно совершенствует профессионально-педагогический этикет;

Соответствует социокультурным нормам.

При этом возможно обоснование характерных особенностей, присущих определенной группе педагогов (возраст, стаж работы в ДОО), а также представление общих тенденций, характерных для современного этапа развития дошкольного образования в целом.

Выделение цели и задач диагностики начального уровня сфор-мированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО выдвигает задачи определения, подбора и обоснования самой технологии проведения диагностиче-

ского обследования и выбора необходимых и достаточных методик для проведения данной процедуры.

Выделяя комплекс методик диагностического изучения коммуникативной компетенции педагогов ДОО, важно учитывать особенности их профессиональной деятельности, которые проявляются в постоянном взаимодействии с детьми, коллегами, родителями. Следовательно, изучая базовый уровень сформированности коммуникативной компетенции важно изучить не только личное мнение педагога о самом себе, своих личностных качествах, представление о своей коммуникативной компетенции, но и мнение тех окружающих, с которыми он постоянно взаимодействует. В данном случае интересным и важным является мнение участников образовательного процесса (педагогов, руководителей учреждений, родителей воспитанников конкретного педагога). Такая трехсторонняя модель позволяет получить полную и всестороннюю картину особенностей проявления личностных и профессиональных качеств педагога ДОО, оказы-

вающих влияние на специфику, качество и индивидуальные особенности их коммуникативной компетенции. При этом важно учитывать взаимосвязь, взаимную определенность и детерминированность каждой конкретной ситуации.

Значимым для исследования является положение о том, что с одной стороны, в основе общения, взаимодействия с окружающими лежит комплекс функциональных качеств, свойств, отражающих индивидуальные особенности личности. В то же время наличие и проявление различных ситуаций и поведенческих реакций является причиной разнообразия и инвариантности поведения, реакций и поступков. При этом определенную роль играет личное отношение окружающих, которое складывалось исходя из определенных условий, факторов, действий, ситуаций. При этом в определенных случаях данные точки зрения могут как совпадать, так и быть принципиально противоположными.

Современные исследования в области коммуникации позволяют говорить о том, что наличие каж-

дого из вышеперечисленных качеств, качество сформированно-сти могут служить, способствовать (лежать в основе) решению педагогических задач в целом и коммуникативных ситуаций в частности, а при их отсутствии или невыраженности, специфических проявлениях и характеристиках препятствовать решению возможных задач.

Для получения объективных данных особенностей и структуры сформированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО в целом и базовых ее показателей важно учитывать мнение экспертов, участников образовательного процесса, непосредственно и регулярно вступающих во взаимодействие, взаимодействующих с педагогом, при этом педагог, взаимодействующий с ними, проявляет свои личностно-значимые и профессиональные качества, особенности поведения.

Опытно-экспериментальное изучение коммуникативной компетенции педагогов ДОО позволяет исследовать основные коммуникативные функции, коммуникативные качества, качества действий и взаимодействия кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кретного педагога, проявляемые и демонстрируемые им в различных коммуникативных ситуациях. При этом анализируются не только конкретные действия, проявления и реакции в конкретной ситуации, а так называемая долговременная деятельность.

Как уже отмечалось выше, реакции человека на ту или иную ситуацию могут быть непредсказуемы с точки зрения собеседника, но объективно обусловлены предыдущими краткосрочными или долгосрочными объективно-субъективными факторами. При этом важна точка зрения эксперта в целом на сформированность навыков, проявление функций и качества взаимодействия в целом, умение найти решение в затруднительной ситуации, выбрать наиболее адекватный способ решения конфликтной ситуации, увидеть и выстроить долгосрочную перспективу личностно-значимых, равноценных и адекватных отношений.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности большое значение придается учету мнения родителей. Родители выступают в качестве экспертов, дающих

оценку коммуникативной компетенции в целом, личностным и профессиональным качествам педагога в частности. Данная оценка может быть как результатом опыта отношения педагога к ребенку, так и личного опыта взаимодействия родителей и педагога.

Важно также мнение коллег, педагогов, сотрудников учреждения, которое проявляется в общей оценке, общем мнении об умении педагога выстроить качественное взаимодействие, предупреждать и решать конфликтные ситуации, проявлять такие качества, как психологическая и эмоциональная гибкость, умение сотрудничать, рефлексивность, общительность и эмпатичность. Несмотря на то, что педагоги ДОО могут быть отнесены к разным экспериментальным группам (возрастная категория, опыт профессиональной деятельности), в ходе экспериментального исследования учитывается возможность получения информации, раскрывающей целостную картину особенностей коммуникативной деятельности и взаимодействия с коллегами в целом.

Важным дополнением является необходимость анализа данных

групповой оценки уровня и качества сформированности коммуникативной компетенции педагогов конкретной дошкольной образовательной организации. Данный факт обусловлен спецификой профессиональной деятельности педагогов, их ответственностью за создание благополучного микроклимата, за создание, постоянное расширение и развитие коммуникативного пространства, являющего основой всестороннего эмоционально-личностного, психофизического и интеллектуального взросления ребенка, включение родителей в адекватное коммуникативное пространство, наполненное эмоциональной привлекательностью, эмпатией, толерантностью, принятием, умением предупреждать и адекватно, максимально бережно решать возможные конфликтные ситуации.

Понимая, что данные качества и функции не всегда можно измерить количественно, важно проводить анализ, изучать и анализировать мнения экспертов для создания индивидуального образа педагога, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетенции, определения наличия

(отсутствия) педагогов в коллективе, обладающих вышеперечисленными личностными и профессиональными качествами, которые определяют как минимально допустимый и как максимально проявляющийся уровень сформи-рованности коммуникативной компетенции с возможными индивидуальными особенностями -проявлениями.

Итоговый анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования коммуникативной компетенции педагогов ДОО, построенный на основе анализа данных самих педагогов, экспертов, имеющих достаточный (более 3 месяцев) опыт непосредственного общения с ними, знающих и взаимодействующих с ними, позволяет глубоко и всесторонне проанализировать каждый показатель.

Анализ информации, полученной в ходе проведения диагностики, основанной на мнении и позиции всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сотрудников, коллег), позволяет сформулировать наиболее адекватные тенденции проявления коммуникативной компе-

тенции педагогов ДОО, основанной на анализе данных профессиональных и личностных качеств, рассматриваемых в поле коммуникативной деятельности.

4 Обсуждение (Discussion)

Анализ современных научных достижений, основных подходов к проведению психолого-педагогического исследования, учет требований репрезентативности, надежности и валидности в заданной области применения, возможность применения статистически обоснованных методов подсчета и стандартизации тестового балла позволили выделить методики для проведения опытно-экспериментального исследования.

Методика изучения профессиональной направленности личности (модификация Р. Р. Калининой);

Методика изучения стиля общения (В. М. Шепель);

Диагностика социально-

психологической адаптации

(К. Роджерс, Р. Даймонд);

Методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Ро-кич);

Диагностика «эмоционального интеллекта» — тест EQ (Н. Холл);

Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева);

Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);

Диагностика уровня социальной фрустрированности (В. В. Бойко);

Тест межличностных отношений (Т. Лири);

Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко);

Методика определения стиля поведения педагогов при разрешении детских конфликтов (модификация Р. Р. Калининой);

Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).

Учитывая современный уровень информатизации образования, доступность информационных технологий, наличие валидных методик, переведенных в электронный формат, доступный для дистанционной диагностики с дальнейшим анализом полученных данных, допустимым является как персональное, так и дистанционное прохождение тестирования педагогами ДОО с дальнейшем предоставлением ин-

формации исследователю. Возможная возникающая погрешность укладывается в среднестатистические показатели.

Представленный комплекс методик на достаточно высоком уровне интегрируют в себе все компоненты коммуникативной компетенции педагогов ДОО в целом, позволяя при этом выделить индивидуальные особенности, что в целом создает базу для глубокого научного исследования.

5 Заключение (Conclusion)

В результате проведенного исследования проанализированы и представлены данные, раскрывающие концепцию изучения коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Рекомендованные материалы являются научно-обоснованным алгоритмом в конкретной области опытно-экспериментальной деятельности.

Библиографический список

1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений : приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестник ТГПУ. 2012. № 6 (121). С. 180-182.

6. Костромина С. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. C. 77-85.

7. Лайпанова Л. Х-Д. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. - 207 с.

8. Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 339 с.

9. Никитина Е. Ю., Мишанова О. Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория : монография. М. : МАНПО, 2011. - 144 с.

10. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал / сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2014. 92 с.

11. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7. no 4.38, 619-627.

12. Васильева В. С., Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций : монография. М. : Изд-во «Перо», 2017. - 275 с.

V. S. Vasilyeva

ORCID No. 0000-0003-4224-5930 Candidate of Pedagogic associate,

Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Nechnigues, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: vasilewvavs@cspu.ru

EXPERIMENTAL STUDY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract

Introduction. The article discusses the issues that reveal the results of the initial stage of an experimental study - the allocation of the structural components of the communicative competence of teachers of a preschool educational organization, the determination of their levels of formation, a description of the corresponding qualitative characteristics that allow to form an integral picture of the studied pedagogical phenomenon. The description of the diagnostic stage of the communicative competence of teachers of a preschool educational organization is presented.

Materials and methods. The fundamental research methods are the analysis of scientific literature on the problem of experimental research of professional competence in general and the communicative competence of teachers of a preschool educational organization, in particular, the analysis of regulatory legal acts and the legislative framework for ensuring the organization of preschool education and the requirements for the level of communicative competence of teachers of a preschool educational organization in a holistic structure of professional competence, mod eling, comparison, generalization, description of diagnostic methods.

Results. The results of the experimental work are presented, revealing the theoretical justification of the analytically-effective component of the concept of developing communicative competence of teachers of a preschool organization, providing reliable data at the initial stage of the experiment, allowing in the process of experimental activity to carry out high-quality filling of the organizational-activity, subject-content and technological components of the developed concept.

Discussion. The substantiation of the relevance and necessity of organizing an experimental study of the communicative competence of teachers of preschool educational organizations in general and a qualitative level assessment of each of its structural component in particular is given.

Conclusion. Studying the level of communicative competence of teachers of a preschool educational organization allows us to identify the basic level of formation of personal and professional qualities (characteristics), considered in a holistic system of communicative competence of teachers, which will further determine and build a meaningful component of the developed concept for the development of communicative competence of teachers of preschool educational organizations.

Keywords: communicative competence, diagnostics of communicative competence of preschool teachers; components of communicative competence; levels of formation of communicative competence.

Highlights:

Justification of the study of communicative competence of teachers of a preschool educational organization;

Analyzed the main points of view on the procedure for diagnosing the communicative competence of teachers of preschool educational organizations;

The components of the communicative competence of the teacher of a preschool educational organization are highlighted;

The levels of formation of the communicative competence of the teacher of the preschool educational organization are highlighted, their characteristics are presented;

Presents modern diagnostic techniques for communicative competence of teachers of preschool educational organizations;

The procedure for diagnosing the communicative competence of teachers of a preschool educational organization is described.

References

1. O Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 №2765-r.) [On the

Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020 (order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-p.)]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the reference and legal system "Consultant Plus"]. (In Russian).

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal law of 12/29/2012 No. 273-FZ]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the reference and legal system "Consultant Plus"]. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke attestatsii pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (Prikaz Minobrazovaniya RF ot 26.06.2000 n 1908) [On approval of the regulation on the procedure for certification of pedagogical and senior officials of state and municipal educational institutions»: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 06.26.2000 n 1908]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the reference and legal system "Consultant Plus"]. (In Russian).

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') (prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n) [On the approval of the professional standard Teacher (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) (Order of the Ministry of Labor of Russia of October 18, 2013 N 544n)]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the reference and legal system "Consultant Plus"]. (In Russian).

5. Burtovaya N.B. (2012) Professional'naya i kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga VUZa [Professional and communicative competence of a university teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 6 (121). 180-182. (In Russian).

6. Kostromina S.N. (2007) Kommunikativnaya kompetentnost pedagoga kak faktor uspeshnosti ego diagnosticheskoy deyatelnosti [Communicative competence of a teacher as a factor in the success of his diagnostic activity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 3, 77-85 . (In Russian).

7. Laypanova L. KH-D. (2006) Razvitiye kommunikativnoy kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v sisteme povysheniya kvalifikatsii (dissertatsiya na soiskaniye uchonoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [The development of communicative competence of a teacher of a preschool educational institution in the continuing education system (A dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Karachayevsk. 207 p. (In Russsian).

8. Lashkova L.L., Rezanovich I.V. (2011) Razvitie kommunikativnogopotentsiala u buduschego pedagoga v VUZe [The development of the communicative potential of the future teacher in the university]. Moscow, VLADOS. 339 p. (In Russian).

9. Nikitina E.YU., Mishanova O.G. (2011) Nauchno-metodicheskaya kontseptsiya pedagogicheskogo upravleniya kommunikativnyim obrazovaniem mladshih shkolnikov [Scientific-methodical concept of pedagogical management of communicative education of younger schoolchildren: methodology and theory]. Moscow, MANPO. 144 p. (In Russian).

10. Afonkina YU.A. (2014) Audit lichnostnyih kachestv i professionalnyih kompetentsiy pedagoga DOO: Diagnosticheskiy zhurnal [Audit of personal qualities and professional competencies of a teacher of an additional educational institution: Diagnostic journal]. Volgograd. 92 p. (In Russian).

11. Vasilyeva V.S., Nikitina E.YU. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7. no 4.38. 619-627.

12. Vasilyeva V.S., Nikitina E.YU. (2017) Teoretiko-metodologicheskie osnovyi razvitiya kommunikativnoy kompetentsii pedagogov doshkolnyih obrazovatelnyih organizatsiy: monografiya [Theoretical and Methodological Foundations of Communicative Competence Development of Teachers of Preschool Educational Establishments]. Moscow. 275 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.