Научная статья на тему 'Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования'

Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРИНЦИП ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ / POLYSUBJECTIVITY PRINCIPLE / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / PEDAGOGY OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / PEDAGOGICAL CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В.С.

В статье раскрываются основные положения возможности реализации принципа полисубъектности в разработке концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Исследуются основные смысловые характеристики принципа полисубъектности, рассматривается важность и необходимость его применения исходя из социально-практической значимости профессионально значимых качеств педагогов дошкольных образовательных организаций, как системы, определяющих коммуникативную компетенцию. Анализируется понятие «полисубъектное «взаимодействие», и делается вывод, что это некоторая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг c другом, что является принципиально важным, для разрабатываемой концепции развития коммуникативной развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF A POLYSUBJECTIVITY PRINCIPLE IN DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS

The work reveals basic ways to realize a polysubjectivity principle in the development of communicative competence among preschool teachers. The main semantic characteristics of the polysubjectivity principle are investigated. The importance and relevancy of its application are considered proceeding from the social and practical importance of professional behavior of teachers in preschool educational organizations, assuming them as systems that define the communicative competence. The “polysubjective interaction” concept is analyzed. The conclusion is that it is some form of direct interaction between the subjects. This ratiocination is essentially important for the evolving conception of development of communicative competence among preschool teachers.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования»

УДК 372.4

Vasilyeva V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: fortune18@mail.ru

THE REALIZATION OF A POLYSUBJECTIVITY PRINCIPLE IN DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS. The work reveals basic ways to realize a polysubjectivity principle in the development of communicative competence among preschool teachers. The main semantic characteristics of the polysubjectivity principle are investigated. The importance and relevancy of its application are considered proceeding from the social and practical importance of professional behavior of teachers in preschool educational organizations, assuming them as systems that define the communicative competence. The "polysubjective interaction" concept is analyzed. The conclusion is that it is some form of direct interaction between the subjects. This ratiocination is essentially important for the evolving conception of development of communicative competence among preschool teachers.

Key words: communicative competence, polysubjectivity principle, pedagogy of preschool educational organizations, pedagogical conception.

В.С. Васильева, канд. пед. наук, доц. Южно-уральской государственной гуманитарно-педагогического университета,

г. Челябинск, Е-mail: fortune18@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные положения возможности реализации принципа полисубъектности в разработке концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Исследуются основные смысловые характеристики принципа полисубъектности, рассматривается важность и необходимость его применения исходя из социально-практической значимости профессионально значимых качеств педагогов дошкольных образовательных организаций, как системы, определяющих коммуникативную компетенцию. Анализируется понятие «полисубъектное «взаимодействие», и делается вывод, что это некоторая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг c другом, что является принципиально важным, для разрабатываемой концепции развития коммуникативной развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, принцип полисубъектности, педагоги дошкольных образовательных организаций, педагогическая концепция.

Развитие коммуникативной компетенции базируется на выявлении адекватного представления о профессии и социально-практической значимости профессионально важных качеств как системы, определяющих данную компетенцию. Это опосредованно определяет самооценку и саморефлексию педагогом развивающейся в процессе профессиональной деятельности коммуникативной компетенции.

На современном этапе обновления образования развитие коммуникативной компетенции имеет многомерно-деятельност-ный, полисубъектный характер.

Педагог дошкольного образования постоянно включен в разнообразные виды коммуникативного, информационного и социального взаимодействия, которые зачастую состоят из достаточно противоречивых установок, мировоззрений, ценностей. При этом, необходимо отметить, что деятельность всех субъектов коммуникации должна быть согласована с ценностями, целями и задачами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Только с XVIII века идеи полисубъектности начинают рассматриваться в качестве объекта изучения в педагогической и психологической науках.

Несколько позже исследователи, подчеркивая важность основных компонентов образования, более глубокое внимание начали обращать в большей степени на взаимосвязь саморазвития личности, образования и на ценностно-смысловой компонент педагогической деятельности. Вторая половина ХХ в. характеризуется появлением исследований, уточняющих понятия «субъект» и «полисубъект» (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Кан-Калик, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, В.А. Сластенин, Б.А. Сосновский и др.).

Теория развивающего образования раскрывает основные положения необходимости и важности развития субъектности личностного потенциала. При этом важно отметить, что для нашего исследования, раскрывающего социально-практическую значимость профессионально важных качеств педагога дошкольного образования вопросы субъектного развития его личности являются основополагающими.

В исследованиях А.К. Марковой и Л.М. Митиной отмечается, что профессионализм педагога может и должен рассматриваться в тесной взаимосвязи его способности стать полноценным субъектом педагогической деятельности развивать субъектный потенциал подрастающего поколения.

Ведущие зарубежные исследователи также рассматривают концептуальные идеи и модели, связанные с вопросами изучения полисубъекта и полисубъектного взаимодействия.

Представители гуманистической психологии А. Комбс, Д. Куик, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Сарасон и др. рассматривают в своих работах феномен субъектного становления и полисубъ-ектность в образовательной среде.

На современном этапе развития теории развития профессиональных компетенций педагогов, вопросы изучения сущности полисубъектности занимают приоритетное направление в изучении психологических механизмов саморазвития и развития субъектов образовательной среды.

Принцип полисубъектности рассматривается с точки зрения понимания сложности, разносторонности и богатства человека в сравнении с его непосредственной деятельности. Возможность предоставления педагогу и всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения социальных и личностных образовательных потребностей является базовым в основе разработки идей проектирования и развития полисубъектности в системе дошкольного образования.

Важно выделить теоретически доказанное и практически подтвержденное положение о базовом наличии личного таланта, а также возможности его раскрытия каждым педагогом. Следовательно, применение принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в полной мере способствует совершенствованию и личностному развитию каждого педагога, становления его индивидуальности в системе взаимодействия дошкольной образовательной организации при специально организованном диалоговом взаимодействии в системе методической работы.

Реализация принципа полисубъектности выявляет закономерности, принципы и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации, уточняет содержание данного типа взаимодействия в постоянно развивающейся методической системе.

Исходя из данного положения, можно говорить о возможности выделения полисубъектного взаимодействия в качестве базового составляющего в организации и определении содержания развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО в процессе методической работы.

С целью формирования адекватного представления о профессии и социально-практической значимости профессионально важных качеств как системы, определяющих коммуникативную компетенцию педагогов ДОО важно включать педагогов в систему взаимодействия на основе возможности отражения «один будет видеть в себе другого» [1].

Реализация принципа полисубъектности обуславливает введение понятия «полисубъектное взаимодействие». Наличие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации отражает особые, реально существующий уровень взаимодействия между субъектами. На этом уровне происходит формирование процесса единого развития внутреннего содержания субъектов. Появление новой общности «полисубъектности» может произойти только на основе полисубъектного взаимодействия.

Реализация принципа полисубъектности ставит перед нами задачу изучения базовых составляющих содержания понятия «полисубъектное взаимодействие» - «субъект» и «взаимодействие».

В философском понимании «взаимодействие» рассматривается как обмен изменениями между некоторым материальным образованием и объектами остального мира. Более глубокое рассмотрение содержания понятия «взаимодействие субъекта с субъектом» в философской науке закрепляют такие изменения субъекта, которые, будучи вызванными, индуцированными в субъекте некоторым объектом, сами вызвали соответствующие изменения объекта и соответственно, уравновесили его воздействие на субъект. Соответственно, «взаимодействие» с философской точки зрения должно рассматриваться «как некоторый аспект, момент формы движения, как способ осуществления движения» [2].

Для нашего исследования важно рассмотреть взаимосвязь взаимодействия и отражения. Взаимодействие субъекта с объектом есть специфическая форма отражения объекта, есть одна из многих форм существования, протекания, выражения, проявления отражения как (относительно момента) отличного от этой формы содержания [2].

За последние десятилетия наблюдается резкое повышение научного интереса к такой важной категории как «субъект» (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн). Несмотря на то, что внимание ученых к ее изучению постоянно, растет, не выделено однозначной дефиниции.

В своей работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн [3] рассматривает категорию субъекта не просто как источника и носителя активности, а в большей мере как источник причинности всего бытия. С.Л. Рубинштейн различал сознание и деятельность как разные способы взаимодействия человека с миром. Сознание, обеспечивая познание субъектом мира, определяет не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта - созерцание. При этом в ведущих исследованиях данного феномена отмечается, что в деятельности объект преобразуется в целях субъекта, в созерцании сохраняется субъектом (и для субъекта) для раскрытия его ценности. Вообще же, с точки зрения С.Л. Рубинштейна [3], субъект - это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире.

Научные изыскания С.Д. Дерябо раскрывают для нас субъ-ектность как системное качество субъекта, определяемое как свойство «основоположности» [4]. Данное свойство открывается в способности субъекта «полагать себя в основу» мира и самого себя. При этом, автор выделяет и конкретизирует субъектность в трех важных сущностных свойствах человека: самоупорядочивании; самопричинении; саморазвитии.

Логическим продолжением выделяются исследования Е.В. Улыбиной. Автор выделяет субъектность исходя из свойства личности. «Личность - качество человека, которое формируется при жизни и социально детерминировано. Субъектность - характеристика личности, отражающая ее активность по отношению к обществу и самой себе» [5].

Исходя из этого, проявление субъектности может рассматриваться в возможности выделения личностных качеств, важных для определённой социальной среды, группы, проявление

Библиографический список

отношения к ним (качествам) без выделения позиции вне данного влияния [6].

Анализ современных исследований [7] позволяет сделать вывод о том, что полисубъектное взаимодействие - это некоторая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, при этом возможно порождение их взаимной обусловленности. Как следствие, выделяется особый тип общности - полисубъект, который в свою очередь, может рассматриваться как целостное динамическое образование, отражающее феномен единства развития реальных субъектов, находящихся при этом в субъект-субъектных отношениях и объединяемых совместной деятельностью

Выделим смысловые характеристики реализации принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

Таблица 1

Смысловые характеристики принципа полисубъектности

Внутренние аспекты принципа полисубъектности Смысловые характеристики внутренних аспектов

Феноменологический аспект Актуальность взаимоприсутствия и продвижения к полноценному и подлинным субъект-субъектным взаимоотношениям

Динамический аспект Взаимонаправленность развития, активность и совпадение общего

Структурный аспект Наличие многосложной системы отношений между субъектами, являющихся частью общности, а также между полисубъектом как целым и другими общностями

Инструментальный аспект Наличие условий для организации общения субъектов, в процессе которых происходит развитие субъектов и полисубъекта в целом

Функциональный аспект Принятие и осознание партнерами неотъемлемого факта существования и присутствия друг друга, осознание и принятие значимости, уникальности и самоценности каждого участника взаимодействия

Следовательно, реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов ДОО отражает современные исследования в выявлении адекватного отношения к профессии и социально-практической значимости профессионально важных качеств как системы и является проявлением новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, личностно-ориентированного подхода к определению содержания методической работы в ДОО.

Рассматривая эффективность реализации принципа поли-субъектности в разработке концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО, важно сделать вывод:

1. Полисубъектное взаимодействие способствует расширению уровня самосознания кажого субъекта, составляющих полисубъект, но и обеспечивает развитие коммуникативной компетенции участников образовательного процесса;

2. Полисубъектность способствует осознанию каждым субъектом системы взаимосвязей и отношений каждого из субъектов в полисубъекте, является важным условием развития коммуникативной компетенции педагога ДОО;

3. Реализация принципа полисубъектности способствует опосредованному определению самооценки и саморефлексии педагогами развивающейся в процессе профессиональной деятельности коммуникативной компетенции.

1. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования. Постдипломное образование: проблемы развития личности: 70-летию Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования посвящается: материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. Санкт-Петербург, 2009: 52 - 54.

2. Колесников А.С. Современная мировая философия. Москва: Академический проект; Альма Матер, 2013.

3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва: Питер, 2012.

4. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Автореферат диссертации... доктора педагогических наук. Москва, 2002.

5. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания Москва: Смысл, 2001.

6. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «Субъект» и «Субъектность» в зарубежной психологии. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015; 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-subekt-i-subektnost-v-zarubezhnoy-psihologii

7. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии. Автореферат диссертации. доктора педагогических наук. Москва, 2002.

References

1. Kazachkova T.B. Fenomen polisub'ektnogo vzaimodejstviya v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya. Postdiplomnoe obrazovanie: problemy razvitiya lichnosti: 70-letiyu Sankt-Peterburgskoj Akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya posvyaschaetsya: materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii kafedry pedagogiki i andragogiki. Sankt-Peterburg, 2009: 52 - 54.

2. Kolesnikov A.S. Sovremennaya mirovaya filosofiya. Moskva: Akademicheskij proekt; Al'ma Mater, 2013.

3. Rubinshtejn S. L. Chelovek imir. Moskva: Piter, 2012.

4. Deryabo S.D. Fenomen sub'ektifikaciiprirodnyh ob'ektov. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

5. Ulybina E.V. Psihologiya obydennogo soznaniya Moskva: Smysl, 2001.

6. Selezneva M.V. Sravnitel'nyj analiz ponyatij «Sub'ekt» i «Sub'ektnost'» v zarubezhnoj psihologii. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2015; 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-subekt-i-subektnost-v-zarubezhnoy-psihologii

7. Vachkov I.V. Razvitie samosoznaniya uchitelej i uchaschihsya v polisub'ektnom vzaimodejstvii. Avtoreferat dissertacii. doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 30.10.16

УДК 378

Gayrabekova M.T., teaching assistant, Department of Physical Geography, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: Gairabekov_u@mail.ru

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER. The article studies modern requirements for training future teachers of geography, such as deep scientific knowledge of the world unit of global natural changes, on the causes of regional and local environmental disasters, abilities and skills of practical actions to eliminate and minimize the traditional exploitation of natural resources and the environment. The work shows the place of an ability in training future geography teachers to use the knowledge of the geographical basis for sustainable development of the society at the regional level in practice with regard to the Chechen Republic. The author concludes that throughout the entire training in high school, it is important to broaden, deepen and analyze ecogeographical knowledge of students. The author shows the importance of integration of geography with ecology, philosophy, politics, history, which all together help students to build a coherent ideological picture of the world.

Key words: vocational training, future teacher of geography, geographical bases of sustainable development of society.

М.Т. Гайрабекова, ассистент каф. физической географии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»,

г. Грозный, E-mail: Gairabekov_u@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

В статье раскрываются современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя географии, такие как: глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных природных переменах, о причинах региональных и локальных экологических катастрофах, умениями и навыками практических действий устранения и минимизации традиционной эксплуатация природных ресурсов и окружающей среды. В статье также выявлено место в профессиональной подготовке будущего учителя географии способности использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития общества на региональном уровне на примере Чеченской республики. Автор делает вывод о том, что на протяжении всего обучения в вузе важно расширять, углублять и анализировать экогеографические знания студентов. Огромную помощь в этом оказывает интеграция географии с экологией, философией, политикой, историей, позволяющие сформировать у студентов целостную мировоззренческую картину мира.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель географии, географические основы устойчивого развития общества.

Темпы экономического роста привели к истощению природных ресурсов, возникновению острой экологической ситуации в мире, что выводит проблему формирования у будущего учителя географии компетенции использовать в школьной практике знания о географических основах устойчивого развития общества в область острой необходимости. В настоящее время уделяется большое внимание активному распространению экологических знаний среди учащихся по причине того, что эксплуатация природных богатств в течение долгого времени традиционными способами привело к истощению невозобновимых природных ресурсов. Многие школьные предметы так или иначе связаны с экологией, но исключительное право в распространении среди школьников современных экологических знаний, знаний о географических основах устойчивого развития общества принадлежит учителю географии, поскольку без географических знаний сложно получить знания экологические.

Бережливость и ответственность у студенческой молодежи, выбравшие профессию учителя географии, те качества личности, которые должны определять профессиональную направленность и нравственное отношение будущего учителя к природе, окружающей среде в условиях истощения природных ресурсов, возникновения негативной экологической ситуации. Важнейшее воспитательное достоинство системы знаний о географических основах устойчивого развития - это тесное установление их с практикой, с выбором студентами географических факультетов его будущей профессии, связанной с пониманием географических основ устойчивого развития своего региона (Чеченской республики). Как было сказано раннее, знания о географических основах устойчивого развития тесно связаны с экологией и геоэкологией.

Другим важным требованием к профессиональной подготовке будущего учителя географии, к освоению студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.