Научная статья на тему 'Повышение квалификации работников образования Крыма и г. Севастополя'

Повышение квалификации работников образования Крыма и г. Севастополя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Ванданова Эльвира Леонидовна

В статье обсуждаются вопросы обеспечения развития системы дошкольного и общего образования, а также системы подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников в условиях перехода педагогических кадров Крымского Федерального округа на стандарты и программы системы образования России. Кроме того, статья посвящена обзору опыта подготовки и проведения повышения квалификации педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в Республике Крым и г. Севастополе, организованными Федеральным институтом развития образования: научно-методическому и научно-консультационному обеспечению повышения квалификации в системах общего образования и профессионального образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя, как субъектов Российской Федерации. Речь идет об обучении в Республике Крым более 24 000 слушателей и более 4000 слушателей в г. Севастополе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Ванданова Эльвира Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education workers’ professional development in Crimea and Sevastopol

The article highlights the issue of providing the development of preschool and general education system, as well as the system of training and professional development for teaching and managerial staff during the transition of the Crimean Federal District education workers to the educational standards and programs of Russian Federation. Furthermore, the article considers the experience in organizing and conducting the professional development courses for teachers, managerial staff and other employees of organizations engaged in educational activities in the Republic of Crimea and Sevastopol. These courses are implemented by the Federal Institute of Education Development, which provides the scientific, methodological and consulting support to professional development in the systems of general and professional education in the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol as subjects of the Russian Federation. The whole process of professional training involved more than 24 000 students in the Republic of Crimea and over 4000 students in the city of Sevastopol.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации работников образования Крыма и г. Севастополя»

Научные сообщения

УДК 378.091.398

Повышение квалификации работников образования Крыма и г. Севастополя

Э. Ф. Алиева, Э. Л. Ванданова

Education workers' professional development in Crimea and Sevastopol

E. F. Alieva, E. L. Vandanova

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы обеспечения развития системы дошкольного и общего образования, а также системы подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников в условиях перехода педагогических кадров Крымского Федерального округа на стандарты и программы системы образования России. Кроме того, статья посвящена обзору опыта подготовки и проведения повышения квалификации педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в Республике Крым и г. Севастополе, организованными Федеральным институтом развития образования: научно-методическому и научно-консультационному обеспечению повышения квалификации в системах общего образования и профессионального образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя, как субъектов Российской Федерации. Речь идет об обучении в Республике Крым более 24 000 слушателей и более 4000 слушателей в г. Севастополе.

Abstract. The article highlights the issue of providing the development of preschool and general education system, as well as the system of training and professional development for teaching and managerial staff during the transition of the Crimean Federal District education workers to

the educational standards and programs of Russian Federation. Furthermore, the article considers the experience in organizing and conducting the professional development courses for teachers, managerial staff and other employees of organizations engaged in educational activities in the Republic of Crimea and Sevastopol. These courses are implemented by the Federal Institute of Education Development, which provides the scientific, methodological and consulting support to professional development in the systems of general and professional education in the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol as subjects of the Russian Federation. The whole process of professional training involved more than 24 000 students in the Republic of Crimea and over 4000 students in the city of Sevastopol.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, повышение квалификации и переподготовки управленческих кадров, система образования в Российской Федерации, образовательные стандарты.

Keywords: teachers' professional development, professional development and retraining of managerial staff, the education system in the Russian Federation, educational standards.

В связи с включением в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя, на территории которых действовали отличные от россий-

ских образовательные стандарты, необходимо было проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров.

Программа курсов повышения квалификации в Республике Крым стартовала 2 июня 2014 года и состояла из двух этапов. Проект1 реализовывался при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства образования, науки и молодежи республики Крым, Управления образования и науки г. Севастополя совместно с «Федеральным институтом развития образования», Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования (КРИППО), Севастопольским городским гуманитарным университетом (СГГУ).

Основные направления и программы повышения квалификации были разработаны в апреле - мае 2014 года специально созданной рабочей группой под руководством директора ФИРО, действительного члена Российской академии образования, члена Президиума Российской академии образования Александра Асмо-лова.

Основные направления программы повышения квалификации были построены с учетом Федерального закона об образовании, ФГОСов общего образования, дошкольного образования, концепции и методологии социокультурной модернизации образования [1; 2; 3; 4]. В период с 02 июня по 17 июля 2014 года в Крымском Федеральном округе прошли курсы повышения квалификации и охватили все категории работников системы общего образования [5] . Общее количество слушателей в республике Крым составило 24 092 человека. В городе Федерального значения количество слушателей - 4188 человек.

Для обеспечения курсовой подготовки было разработано 28 программ, по которым слуша-

1 Проект 01-08-235 «Распространение моделей государственно-общественного управления образованием, созданных на базе стажировочных площадок ФЦПРО для синхронизации стандартов и стратегий развития дошкольного и общего образования, системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников на территории Российской Федерации, в том числе в новых ее субъектах».

тели успешно прошли итоговую аттестацию и получили удостоверения установленного образца. О масштабном характере поставленных и осуществленных задач можно судить по представленному ниже плану повышения квалификации и оценке кадровых потребностей в обеспечении курсов.

План реализации проекта повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования Крыма и Севастополя

1. Разработка и согласование координационной схемы реализации проекта, включая учебно-методический и организационно-административные блоки.

2. Определение Координаторов реализации проекта:

- от Министерства образования, науки и молодежи Крыма - Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования (КРИППО);

- от Управления образования и науки Севастополя - Севастопольский городской гуманитарный университет;

- от Министерства образования и науки РФ;

- ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

3. Формирование списков слушателей по категориям в КФО, определение места обучения.

4. Определение количества слушателей в Крыму (далее определено - 15 985 тыс. человек), в Севастополе (далее определено - 4235 тыс. человек), некоторые из них должны пройти обучение по нескольким программам.

5. Обучение в Крыму и Севастополе 30 категорий специалистов системы общего образования.

6. Формирование лекторских групп, определение график их заездов на места обучения.

7. Разработка программы повышения квалификации по всем категориям специалистов системы общего образования.

8. Составление расписания обучения по первому этапу (инвариантная часть программ) и второму этапу (вариативная часть по категориям специалистов).

9. Создание штаба по координации проекта в Симферополе на базе КРИППО, с участием сотрудников ресурсного центра и координаторами проекта от ФИРО.

10. Проведение установочного семинара-совещания (было проведено 28 мая 2014 г.) с

региональными координаторами Республики Крым с участием сетевого координатора, руководителя ресурсного центра и куратора проекта от МОНМ РК.

11. Проведение установочного семинара-совещания (проведено 29 мая 2014 г.) с региональными координаторами Севастополя с участием руководителей Управления образования и науки.

12. Подготовка пакетов документов для документального сопровождения проекта, проведение обучения администраторов групп по работе с документами и организационному сопровождению групп.

13. Организация информационного портала crimea.firo.ru на официальном сайте ФГАУ ФИРО.

14. Организация «горячей линии» проекта.

15. Комплектование групп преподавателей, бронирование билетов для преподавателей, подготовка места проживания.

При оценке потребности в необходимых ресурсах (кадровых ресурсов, научно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения, финансового обеспечения) для организации курсов повышения квалификации была определена следующая потребность в кадрах для подготовки всех категорий специалистов:

- руководители и специалисты органов управления образованием - 3 преподавателя на 3 группы;

- директора школ - 12 преподавателей на 21 группу;

- заместители директоров школ - 14 преподавателей на 31 группу;

- заведующие детскими садами - 10 преподавателей на 18 групп;

- заместители заведующих детскими садами - 10 преподавателей на 10 групп;

- преподаватели системы повышения квалификации, тьюторы - 3 преподавателя на 3 группы;

- методисты муниципальной методической службы - 4 преподавателя на 4 группы;

- преподаватели, которые будут вести курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) - 10 преподавателей на 21 группу;

- учителя русского языка и литературы -44 преподавателя на 88 групп;

- учителя истории - 14 преподавателей на 29 групп;

- учителя географии - 14 преподавателей на

14 групп;

- учителя начальной школы (1-4 классов) -150 преподавателей на 10 групп;

- учителя иностранных языков (английский, французский, немецкий, испанский) - 70 преподавателей на 71 группу;

- учителя математики - 22 преподавателя на 45 групп;

- учителя физики - 9 преподавателей на 18 групп;

- учителя химии - 7 преподавателей на

15 групп;

- учителя биологии - 10 преподавателей на 21 группу;

- учителя физкультуры - 18 преподавателей на 18 групп;

- учителя изобразительного искусства -4 преподавателя на 8 групп;

- учителя информатики - 7 преподавателей на 13 групп;

- учителя технологии - 19 преподавателей на 38 групп;

- учителя ОБЖ - 2 преподавателя на 4 группы.

Анализ кадровых ресурсов повышения квалификации показал, что для проведения курсов необходимо организовать обучение в 576 учебных группах при наполняемости 30-40 человек. При нагрузке каждого преподавателя в 144 часа на 4 группах (очное обучение) потребность в кадровых ресурсах составляет 380 человек (из расчета 2 преподавателя на группу). Средняя продолжительность работы одного преподавателя на курсах повышения квалификации -4 недели.

На коллегии Министерства образования и науки РФ, проводившегося 24.04.2014 была поставлена задача подготовить в сжатые сроки научно-методическое обеспечение повышения квалификации в системах общего образования и профессионального образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя: для очного обучения - 19 мая 2014 г., для заочного обучения - 30 июня 2014 г.

В рамках подготовки научно-методического обеспечения повышения квалификации в системах общего образования и профессионального образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Федеральном институте образования были подготовлены 24 модульных программы повышения квали-

фикации (6-8 модулей в каждой программе); 24 учебно-методических комплекта для очного этапа обучения и 24 учебно-методических комплекта для обучения в заочный период [6].

Далее приведем примеры содержания модулей программ повышения квалификации по основным направления подготовки специалистов. I Модуль был посвящен вопросам регламентации образовательной деятельности. Кратко представим их содержание2.

Направление подготовки: Нормативно-правовое регулирование (тематика и содержание). «Законодательство РФ в сфере образования.

Структура правовой регламентации образовательной деятельности»: законодательство об образовании; отраслевое законодательство в системе образования; источники права; иерархия нормативных правовых актов; структура федерального законодательства об образовании.

«Система образования в Российской Федерации»: структура системы образования; уровни образования; документы об образовании и (или) квалификации.

«Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе образования»: государственные гарантии реализации права на образование; полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; переданные полномочия РФ в сфере образования.

«Образовательная организация и ее правовой статус»: типы образовательных организаций; изменения в типологии в связи с новым законом; право заниматься образовательной деятельностью о организаций, не отнесенных к образовательным; пределы правоспособности образовательных организаций (гражданское законодательство и образовательное законодательство); типы государственных (муниципальных) учреждений - автономные, бюджетные, казенные; основные отличия; право заниматься образовательной деятельностью - лицензирование; государственная аккредитация и последствия ее отсутствия (в т. ч. финансовые).

2 Полностью с содержанием всех УМК программы повышения квалификации можно ознакомиться на странице сайта ФГАУ ФИРО https://yadi.sk/ d/MzyiDAc GSTECw.

«Управление образовательной организацией»: руководитель образовательной организации; система органов управления образовательной организацией; советы обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

«Финансирование образовательной организации»: управление качеством образования через инструменты государственного (муниципального) задания, программы развития, публичные конкурсы; переход на финансирование по заданию - история внедрения Федерального закона № 83-Ф3, основные сложности и проблемы; определение качественных и количественных показателей в задании, влияние разработанных заданий на сеть учреждений; задания как инструмент управления; распределение заданий, в т. ч. конкурсные процедуры; ответственность за невыполнение задания; субсидия на выполнение задания - целевой характер и вытекающие из этого сложности; определение нормативов, нормативных затрат - сложности с формированием методик расчета; программы развития как инструмент управления деятельностью образовательной организации; финансирование частных образовательных организаций: вопросы конкуренции за бюджетные средства; возможности образовательной организации по оказанию платных образовательных услуг и ведению иной платной деятельности; финансирование данной деятельности, определение цен; потенциальные правовые ограничения; политические задачи в данной сфере.

«Правовое регулирование реализации образовательных программ»: правовые требования к разработке образовательных программ. понятие и структура ФГОС, ФГТ; формы обучения и формы получения образования; статус примерных основных образовательных программ; промежуточная и государственная итоговая аттестация.

«Работники образовательной организации: основные права, обязанности, требования к квалификации. Управление коллективом образовательной организации в условиях действия трудового законодательства»: ЕКС и профессиональный стандарт - квалификационные требования к педагогам и последствия их введения для комплектования коллектива образовательной организации; изменение должностных обязанностей работников, пе-

ревод с учетом требований российского трудового законодательства; повышение квалификации работников; защита прав работников, профсоюзы и взаимодействие с ними; вопросы социальных льгот и преимуществ педагогических работников; пенсионное обеспечение и отпуска педагогических работников, гарантии в сельской местности.

«Обучающиеся образовательной организации: основные права, обязанности, формирование контингента»: права обучающихся в образовательных организациях; обязанности обучающихся, ответственность; решение конфликтных ситуаций в группе обучающихся; прием в образовательную организацию - организация приема, общедоступный и конкурсный прием (случаи), вопросы дискриминации при приеме.

«Государственная регламентация образовательной деятельности»: контроль и надзор в сфере образования; прокурорский надзор; пожарных, санитарный и другой надзор; права образовательных организаций при проверках, возникающие проблемы и сложности; лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности.

«Управление образовательными организациями в переходный период»: ФГОС РФ общего образования; требования к ООП школы и ее разработка с учетом примерных программ; разработка ОП начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС с учетом примерных программ; разработка учебных планов начальной, основной и средней школы в соответствии с ФГОС и учебными планами для Крыма и Севастополя переходного периода; проведение тарификации кадров, определение учебной нагрузки учителей с учетом новых учебных планов; подходы к решению вопросов учителей украинского языка и др. предметов, преподавание по которым должно быть завершено к началу 2014-2015 года; разработка рабочих программ учителей-предметников с учетом примерных; требования к качеству программ, проведение экспертизы программ; особенности примерных учебных программ в начальной, основной и средней школы, рекомендуемые технологии обучения; общий обзор учебников, программ, систем контроля за преподаванием; управление качеством образования в образовательной организации; построение системы кон-

троля образовательного процесса процессом в переходный период; методическая работа с учителями школы в переходный период: содержание, методы, организация, планирование; план профессионального роста и развития учителя; ведение школьного делопроизводства в переходный период; создание мотивационной среды школы, благоприятной для деятельности педагогических кадров в переходный период; карьера учителя, планирование и отслеживание карьеры учителя; управление организацией в условиях высокой неопределенности; разработка портфолио проектов по переходу школы на Российское законодательство.

Зачетное мероприятие: индивидуальные проекты по выбору обучающихся: разработка проекта (или плана) первоочередных действий по подготовке школы к организованному началу учебного года; организация деятельности педколлектива по реализации проектов перехода школ на Российское законодательство и др.

Реализация II Модуля программы повышения квалификации руководящих, педагогических и других работников образовательных организаций Республики Крым проводилась по вариативной части курсов повышения квалификации, которая включала в себя особенности преподавания учебных предметов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования.

Направление подготовки: Дошкольное образование в условиях переходного периода. «ФГОС дошкольного образования РФ»: ФГОС дошкольного образования; культурно-исторический подход Л. С. Выготского как основа ФГОС, реализации его основных положений при работе по ФГОС; особенности планирования работы с детьми, методы поддержки детской инициативы; игровая, исследовательская, продуктивная творческая деятельность в развитии дошкольников; роль общения с педагогами и сверстниками в развитии дошкольников; методы общения; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие ребенка; формирование первичных математических представлений дошкольников; развитие творческих способностей дошкольников; формирование представлений об окружающем мире, технике и экологии; сохранение и укрепление здоровья дошкольников; документирование и наблюдение, его роль и методы;

методы партнерского взаимодействия с родителями; переход в школу, решение проблем перехода и адаптации в начальной школе; сетевое взаимодействие в работе детского сада Компетенции педагогов, необходимые для работы по стандартам; подготовка кадров дошкольных образовательных организаций; методическая работа с воспитателями в детском саду: содержание, методы, организация; управление детским садом в переходный период.

Зачетное мероприятие: индивидуальные проекты по выбору обучающихся; разработка проекта (или плана) первоочередных действий по подготовке детского сада к организованному началу учебного года; организация деятельности педколлектива по реализации проектов перехода детских садов на Российское законодательство.

Направление подготовки: Учителя начальных классов. «Преподавание в начальной школе»: методология развития системы Российского образования; ФГОС общего образования, начальной школы; программы и технологии реализации образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС; особенности программ по учебным предметам начальной школы; разработка рабочих программ учителя начальной школы; Реализация деятельностного подхода в преподавании учебных предметов начальной школы; формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся; оценка достижений учащихся; разработка и отбор контрольно-измерительных материалов (КИМов); методика разработки и реализации проекта «Календарно-тематического планирование предметных учебных курсов», «План профессионального роста и развития учителя» и др. по выбору обучающихся.

«Преподавание основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»: содержание и методы преподавания; организация обучения в 4 классе начальной школы, взаимодействие учителя с родителями при выборе курса.

Зачетное мероприятие: «Календарно-темати-ческого планирование предметных учебных курсов», «План профессионального роста и развития учителя» и др. по выбору обучающихся.

Направление подготовки: Учителя-предметники основной и средней школы. Методология развития системы Российского образования. ФГОС общего образования; управление качеством в системе российского образования;

формы государственного контроля качества: ГИА, ЕГЭ; программы и технологии реализации образовательного процесса по учебным предметам с 5 по 11 класс в основной и средней школе; профильное обучение в средней школе; обучение по индивидуальным учебным планам: методы организации; рабочие программы учителя: требования к качеству программ, методы разработки. Методика разработки и реализации проекта «Календарно-тематического планирование предметных учебных курсов», «План профессионального роста и развития учителя» и др. по выбору обучающихся.

Зачетное мероприятие: «Календарно-темати-ческого планирование предметных учебных курсов», «План профессионального роста и развития учителя» и др. по выбору обучающихся.

Направление подготовки: Информационно-компьютерные технологии. Создание информационно-образовательной среды образовательной организации; использование информационных технологий в управлении образовательной организацией; использование ИКТ в образовательном процессе; техносфера образовательной организации: общего/дошкольного образования. Реализация проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО с использованием современных образовательных информационных технологий; управление проектами в сфере образования; реализация новых моделей и форм образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым ФГОС ДОУ; использование современного интерактивного оборудования и технологий оперативного контроля знаний в образовательном процессе и подготовке к итоговым аттестациям; использование современных образовательных информационных технологий для создания условий реализации инновационных образовательных программ.

Направление подготовки: Экономика образования, финансово-экономическая деятельность руководителя образовательной организации дошкольного образования и школы. Ниже представлены структуры программ повышения квалификации по основным целевым категориям. Структура программы повышения квалификации для целевой категории: директора школ.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования.

3. Организационно-экономические механизмы образования РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Программы и технологии реализации образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС; в основной и средней школе - на основе учебного плана переходного периода, примерных программ и учебников РФ, соответствующих ФГОС.

5. Менеджмент образовательной организации: управление изменениями в условиях стандартом нового поколения.

6. Техносфера организации общего образования.

7. Мотивация и стимулирование профессионального развития педагогических кадров.

8. Методика разработки и реализации проекта «Переход региона и образовательных организаций на работу по российскому законодательству». Структура программы повышения квалификации для целевой категории: заместители директоров школ.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования.

3. Управление качеством в системе российского образования. Формы государственного контроля качества: ГИА, ЕГЭ.

4. Программы и технологии реализации образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС; в основной и средней школе - на основе учебного плана переходного периода, примерных программ и учебников РФ, соответствующих ФГОС.

5. Образовательные программы для учителей предметников, их особенности.

7. Методика разработки и реализации проекта « Система работы с педагогическим коллективом школы в переходный период».

Структура программы повышения квалификации для целевой категории: заведующие детскими садами, методисты и заместители заведующих.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования.

3. Организационно-экономические механизмы функционирования образования РФ.

4. Философия ФГОС дошкольного образования Российской Федерации Компетенции педагогов, необходимые для работы по стандартам Российской Федерации.

ЧИППКРО

Организация и технологии образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда. Сохранение и укрепление здоровья. Документирование и наблюдение. Работа с родителями.

Преемственность школы и детского сада. Сетевое взаимодействие в работе детского сада Подготовка кадров ДОО.

5. Примерные образовательные программы для ДОО, их особенности. Разработка ООП с учетом примерных программ.

6. Менеджмент образовательной организации: управление изменениями.

7. Методика разработки и реализации проекта «Переход образовательной организации на работу по российскому законодательству».

Структура программы повышения квалификации для целевой категории: руководители и методисты методических служб.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования.

3. Управление качеством в системе российского образования. Формы государственного контроля качества: ГИА, ЕГЭ.

4. Программы и технологии реализации образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС; в основной и средней школе - на основе учебного плана переходного периода, примерных программ и учебников РФ, соответствующих ФГОС.

5. Образовательные программы для учителей предметников, их особенности.

6. Система методической работы с педагогическими кадрами школ в регионе. Методы обучения взрослых.

7. Методика разработки и реализации проекта «Разработка системы поддержки педагогических кадров образовательных организаций в переходный период».

Структура программы повышения квалификации для целевой категории: учителя начальной школы. Структура программы повышения квалификации.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования. ФГОС начального образования.

3. Управление качеством в системе российского образования. Оценка учебных достижений учащихся начальной школы.

4. Примерные образовательные программы и технологии реализации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС их особенности.

5. Разработка основной образовательной программы и рабочей программы учителя. Ка-лендарно-тематическое планирование учебных курсов.

6. ОРКСЭ: содержание и методы преподавания.

7. Методика разработки и реализации проекта «Календарно-тематического планирование предметных учебных курсов».

Структура программы повышения квалификации для целевой категории: учителя основной и средней школы школ.

1. Законодательство РФ в сфере образования.

2. Методология развития системы Российского образования. ФГОС основной и средней школы.

3. Управление качеством в системе российского образования. ГИА и ЕГЭ.

4. Примерные образовательные программы и технологии реализации образовательного процесса в основной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС их особенности.

5. Разработка основной образовательной программы и рабочей программы учителя. Календар-но-тематическое планирование учебных курсов.

6. ИКТ-технологии в образовательном процессе. Отбор, использование.

7. Методика разработки и реализации проекта «Календарно-тематического планирование предметных учебных курсов» [6].

Резюмируя опыт проведения повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в новых субъектах Российской Федерации в условиях социально-экономического и социокультурного развития следует сказать, что в системе общего образования Крыма и Севастополя были осуществлены:

- интенсивное, обеспечивающее общую ориентацию в образовательном пространстве России повышение квалификации управленческих и педагогических кадров общего образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

- консультативная поддержка процесса перехода общего образования Республики Крым и города федерального значения Севастополя на российские образовательные стандарты и

программы различных уровней и направленности. Мы хотим искренне поблагодарить за совместную деятельность всех слушателей, прошедших обучение, и коллег, принимавших участие в проведении курсов из числа организаций:

Российская академия образования;

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (филиал в городе Севастополе);

Федеральное государственное автономное образовательное учреждения ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Московский педагогический государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»;

ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования;

ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования;

ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования;

ФГНУ «Институт содержания и методов образования» Российской академии образования;

ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» Российской академии образования;

Национальный исследовательский университет техники и технологий «Московский государственный технический университет» им. Н. Э. Баумана;

Государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»;

Государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»;

Государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 (ред. от 03.11.2015) «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_1001 93/ (дата обращения: 03.11.2015).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // ми-нобрнауки.рф/%Б0%В4%В0%ВЕ%Б0%ВА% D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/336 (дата обращения: 03.11.2015).

3. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-con tent/uplo ad s/2013/11/ PR_1155.pdf (дата обращения: 03.11.2015).

4. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. -№ 4. - С. 4-18.

5. Алиева Э., Радионова О. Москва - Крым: педагогическая интеграция / Э. Алиева, О. Радионова // Обруч: образование, ребенок, ученик. Тема номера: Личностный рост: предметно-развивающая среда ДОУ. - 2014. - № 4. -С. 11 -12.

6. Программа повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования Республики Крым и г. Севастополя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// crimea. firo.ru/mod/page/ view.php?id=18 (дата обращения: 03.11.2015).

References:

1. Federal'nyy zakon ot 08.05.2010 N 83-FZ (red. ot 03.11.2015) "O vnesenii izmeneniy v ot-del'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozhe-niya gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezh-deniy" [The Federal Law of 08.05.2010 N 83-FZ

(ed. 03.11.2015) "Concerning the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation because of Improving the Legal Status of State (Municipal) Institutions"]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_law _100193/ (Accessed: 03.11.2015).

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standards of the General Education]. [Electronic resource]. Access mode: http: // mi-nobrnki.rf (Accessed: 03.11. 2015).

3. Prikaz N1155 ot 17.10.2013 "Ob utverzhde-nii federal'nogo gosudarstvennogo obrazova-tel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [Order № 1155 of 10.17.2013 "On Approval of the Federal State Educational Standards of Preschool Education"] [Electronic resource]. Access mode: http ://www.firo .ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_ 1155.pdf (Accessed: 03.11.2015).

4. Asmolov A. G. Sociocultural Modernization of Education - Strategy and Methodology [Strate-giya i metodologiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2010, N 4, pp. 4-18.

5. Alieva E., Radionova O. Moscow-Crimea: Pedagogical Integration [Moskva - Krym: pedago-gicheskaya integratsiya] Obruch: obrazovanie, rebenok, uchenik. Tema nomera: Lichnostnyy rost: predmetno-razvivayushchaya sreda DOU [Education, Child, Pupil. Personal Development: Object-Developing Environment of Preschool Educational Institution], 2014, N 4, pp. 11-12.

6. Programma povysheniya kvalifikatsii uprav-lencheskikh i pedagogicheskikh kadrov sistemy obshchego obrazovaniya Respubliki Krym i g. Se-vastopolya [The Program of Professional Development of Managerial and Pedagogical Staff of the General Education System in Republic of Crimea and Sevastopol]. [Electronic resource]. Access mode: http://crimea.firo.ru/mod/page/view.php? id=18 (Accessed: 03.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.