Научная статья на тему 'Сущность традиции трудового воспитания в отечественной педагогике'

Сущность традиции трудового воспитания в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУД / TRADITION / HANDYCRAFT EDUCATION / WORKING ACTIVITY / LABOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровых В. П.

В статье рассмотрены во взаимосвязи целевые и содержательные характеристики традиций трудового воспитания в отечественной педагогике; понятийнокатегориальная сущность «традиции» и «трудовое воспитание»; обозначается ряд проблем, связанных с обретением места и роли традиций трудового воспитания в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность традиции трудового воспитания в отечественной педагогике»

Боровых В.П.

Соискатель, кафедра педагогики, Волгоградский государственный педагогический университет, МОУ лицей № 9 им. засл. учителя школы РФ А.Н. Неверова (Волгоград)

СУЩНОСТЬ ТРАДИЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены во взаимосвязи целевые и содержательные характеристики традиций трудового воспитания в отечественной педагогике; понятийно-категориальная сущность «традиции» и «трудовое воспитание»; обозначается ряд проблем, связанных с обретением места и роли традиций трудового воспитания в современном образовании.

Ключевые слова: традиция, трудовое воспитание, трудовая деятельность, труд Keywords: tradition, handycraft education, working activity, labour

Любая деятельность человека, рассматриваемая через призму традиций, приобретает особый смысл в педагогической науке как процесс и результат преобразовательной деятельности человека в единстве её сущности и значимости. Эта позиция устанавливает идеал, к которому должно стремиться прогрессивное, то есть демократическое, общество в отношении своих исторических перспектив. Анализ понятийно-категориальной сущности «традиции трудового воспитания» предполагает первоочередное рассмотрение вопроса о сущности самой «традиции» вообще, и «трудового воспитания» в частности.

В последнее время в отечественной педагогике появилось немало исследований феномена «традиция» (Р.Б. Вендровская, Г.Б. Корнетов, М.В. Савин, Н.П. Юдина, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская и др.) и «трудовое воспитание» (Е.Н. Салтанов, Л.Г. Андреева, И.В. Сиверская, Г.М. Киселёва, А.Х. Галина и др.).

Сущность традиции рассматривается нами как широкий спектр гуманитарных наук - философия, социология, культурология, экономика, педагогика и др., на стыке которых возникла новая междисциплинарная дисциплина - традиционология. Ключевое для нашего исследования понятие - «традиция» (от лат. traditio - буквально передавать, обучать) - имеет множество трактовок в современной научной литературе: религиозные традиции; национальные традиции; семейные традиции; традиции, учитывающие интересы и потребности отдельно взятой личности. В частности, C.B. Ожегов указывает, что традиция есть то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений [6, 658].

По определению Г.Б. Корнетова содержание традиции включает в себя представления об опыте и способах деятельности как стереотипизированный опыт деятельности, способы его обозначения, воспроизводимые от поколения к поколению. По его утверждению традиция шире парадигмы, т.к. её содержание включает в себя широкие пласты мировой и национальной культуры [5, 24-29].

Традиция являет собой сложную многоуровневую систему, которая имеет свой категориально - теоретический статус. Следовательно, в традициологических исследованиях вопрос о содержании и структуре традиции долгое время оставался дискуссионным. Целый ряд исследователей (Ю.Н. Давыдов, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, В. Шпрондель, Г. Риккерт и др.), придерживающихся веберовских позиций по вопросу о сущности традиции, вообще отрицали наличие у неё какой-либо формы или структуры.

По нашему мнению теоретический анализ подходов к изучению традиций показывает, что данный феномен являются одной из форм освоения окружающей действительности человеком. Развитие отношений между людьми тесно взаимосвязано со

становлением личности, формированием её мировоззрения, ценностного сознания при опосредованном воздействии опыта предыдущих поколений, традиций и обычаев. Без обращения к педагогическому прошлому, считает Г.Б. Корнетов, невозможно обоснованно проинтерпретировать многообразные педагогические ценности, идеалы и цели, способы их обоснования, пути и средства их практической реализации [4, 9]

Р.Б. Вендровская отмечает содержание традиции как крайне не однородное по своему составу и разновременное по происхождению социальное явление не совпадающих по своей актуальности элементов [2, 35-38].

Трудовое воспитание мы характеризуем как развитие познавательной активности воспитанника, направленной на понимание закономерностей эффективной трудовой деятельности, как условия для саморазвития, самоутверждения и саморазвития.

Аксиоматично, что традиции трудового воспитания исторически сложились в глубокой древности. Они существуют столько времени, сколько существует сам народ. Историко-педагогические исследования показывают, что именно старейшие, умудрённые жизненным опытом и хорошо знавшие родовые обычаи и традиции, были первыми воспитателями и учителями. С течением времени изменялись люди, изменялась и окружающая их действительность. Появилась необходимость выделить из ряда тружеников таких людей, которые, имея богатый опыт трудовых и воспитательных навыков, смогли бы учить и воспитывать подрастающее поколение.

Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что в большинстве случает «трудовое воспитание» и «воспитание» рассматриваются как разные понятия. При этом не вызывает сомнений их тесная взаимосвязь и стремление методистов их интегрировать. Во многих отечественных концепциях категория «воспитание» трактуется как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того или другого типа отношений [7, 42]. Вместе с тем в последнем издании Российской педагогической энциклопедии (2003 г.), в отличие от педагогических энциклопедий и словарей предыдущих изданий, словарная статья «Трудовое воспитание» вообще отсутствует, имеется лишь статья «Трудовое и профессиональное обучение».

Опираясь на выше приведенные доводы, мы считаем очевидным, что в последнее десятилетие трудовое воспитание всё меньше интересует педагогов-исследователей. Исключение в контексте нашего исследования составляют лишь многочисленные исследования по этнопедагогике, в которых авторы рассматривают опыт семейного и общинного воспитания (А.А. Анциферова, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, Ю.Д. Дешериев, И.И. Ибрагимова, В.Х. Нерадовский, А.П. Орлова, М.Г. Тайчинов, С.Г. Узденова и др).

Следует признать, что в условиях динамично изменяющегося общества, разнообразия концептуальных подходов и понятийного разночтения теории и методики воспитания, современные теории должны быть разработаны на основе национальных традиций воспитания, с опорой на традиционные ценности национальной культуры. Культуросообразность воспитания осуществляется главным образом благодаря его традиционности, а внедряемые инновации обязательно должны учитывать национальные особенности в области воспитания. В то же время использование в воспитании традиций без учёта современных социокультурных реалий невозможно, они обязательно должны быть преобразованы, т.е. нести в себе черты инноваций [1, 166].

Как известно отношение к традициям трудового воспитания в большинстве случаев опосредуется через людей, через их деятельность. В качестве ценностных объектов, к которым формируется личностное отношение, выступают: традиции в границах непосредственного индивидуального общения и как среда потенциальных творческих возможностей человека; деятельность человека по отношению к трудовым традициям; сам человек, его жизнь и его деятельность; политехнические знания, полученные через смысловую установку, проникнутые личностным смыслом.

Основоположник народной педагогики К.Д. Ушинский считал вполне очевидным тот факт, что педагогика является наукой социальной, и что общественное бытие определяет ход и направление трудового воспитания в определении его целей и задач, с опорой на традиции. Для того чтобы создать хороший метод воспитательной работы, необходимо присмотреться к психофизической природе ребёнка, чтобы в ней найти указания, каким способом лучше вести воспитательную работу. К.Д. Ушинский в этом отношении говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9, 15].

Следуя за К.Д. Ушинским, А.П. Сидельковский отношение к самой природе трудовых традиций в воспитательном значении рассматривает как закономерный результат взаимосвязи школьников с её явлениями и свойствами. Как правило, содержание определяется характером деятельности и сущностью общества, единством объективной и субъективной сторон, непосредственными и опосредованными контактами школьников с традициями, обычаями народа и социальной микросредой, психофизической предрасположенностью к определенному природному окружению, потребностям, интересам, склонностям, способностям [8, 34].

Мы считаем, что не использовать опыт и традиции предшествующих поколений в контексте интегративно-целостного процесса обучения и трудового воспитания было бы крайне неосмотрительно, губительно и антинародно. Формирование у учащихся готовности к труду - составная часть целостного педагогического процесса. У истоков этого процесса стоял В.С. Ильин, который утверждал, что суть развития личности состоит в развитии всех его творческих способностей и дарований, в развитии человека как работника, производителя материальных и духовных благ [3, 7].

В условиях высоконравственного социального и личностного потенциала труда, в совместной трудовой деятельности объединённых одной целью людей рождается уважение к труду, уважение к человеку труженику, где труд становится главным источником их духовного развития.

По нашему мнению введение ученика в трудовую деятельность, раскрытие первооснов традиций, их красоты и смысла, воспитание трудолюбия и на этой основе развитие всех его добродетельных начал, должно составлять одну из главных задач современной школы. Повседневная потребность заниматься трудом на благо себя и общества должно стать важнейшим показателем нравственного здоровья человека. Труд во все времена являлся мерилом, критерием праведности жизненной позиции человека. Воспитание трудолюбия и на основе этого развитие всех его добродетельных начал должно стать ведущим направлением трудовой школы.

Традиции трудового воспитания на Руси всегда были основой категории качества отношения к работе, как социальной необходимости, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был тем стержнем, вокруг которого развивались основы человеческой жизни и культуры.

В отечественной педагогике сложилось значительное многообразие традиций трудового воспитания, отражающих понимание в народном сознании существование причинно-следственных отношений, взаимосвязей и взаимообусловленностей, единство форм и содержания между общественными отношениями и производительным трудом. К традициям трудового воспитания мы относим оказание помощи соседям односельчанам, оказавшимся в трудном положении: погорельцам, сиротам, вдовам, одиноким старикам и т.д. Такая форма взаимопомощи на Руси называлась толокой, что в дословном определении означает как работа крестьян сообща. Обычно помочи бывали в полевых работах, при вспашке земли, жатве для тех, у кого нет лошади или не хватает рабочих рук. Хозяин, как правило, обращался за помощью либо к общине, либо к своим близким знакомым, соседям и родственникам. Редко кто отказывался от участия в помочах, ведь каждый крестьянин понимал, что и сам может оказаться в бедственном положении.

Традиционно в своём воспитательном значении считалось, что самым объективно реализуемым, является самообслуживание. Самообслуживание имеет большее воспитательное значение. Оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками. На ступени более старшего возраста этот труд не требует усилий, для детей он становится привычным. Включаясь вначале добровольно, а позже и по необходимости в различные дела, ребенок, подросток воспринимал свою работу как естественное и необходимое занятие, от которого нельзя будет уйти в течение всей жизни: ведь все окружающие трудятся, не нужно было и говорить, что без труда немыслимо само существование.

Одним из существенных элементов традиции в своём воспитательном значении был и остаётся показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли - полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и т. д.).

Именно на уровне традиционного существуют многие наши социокультурные представления о значение личного примера (особенно родителей). Именно в семье ребёнок получал первые уроки нравственного воспитания, где труд является жизненно важным и необходимым условием существования. Эта традиция на Руси имела самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. В крестьянской семье ребёнка не заставляли трудиться, но и никогда не наказывали трудом. Его заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому, помогать старшим. Ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Детская жажда подражания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителями к труду.

Большое место в жизни русского народа занимали народные праздники. Рассмотрим некоторые особенности народных праздников как традиций и обычаев, связанных с трудовым воспитанием. Они являлись специфическим видом народной культуры, и многие из них уходили своими корнями еще в дохристианские, языческие времена, складываясь, развиваясь в течение веков. Праздники сохраняли древние традиции и впитывали новые черты. Большинство традиций и обычаев, носило земледельческий характер, это были календарные праздники посева и уборки урожая.

В нашем исследовании мы исходили из того, что объектом и предметом традиций трудового воспитания является процесс воспитания и процесс обучения в труде. Главным элементом трудового воспитания является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, передача социального опыта молодому поколению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вне трудовой деятельности нет и не может быть нравственного воспитания, одним из действенных и испытанных средств которого являются лучшие образцы трудовых традиций. Уважение к труду человека есть одновременно и уважение к трудовым свершениям твоего народа в прошлом, на базе которого строится новое общество и традиции которого будут живут в новых поколениях.

Литература

1. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для ст-ов пед. Специальностей вузов: В 2 ч. /Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «Оп-тим», 2007. - Ч.1 - 256 с.

2. Вендровская Р.Б. Традиция как аксиологическая проблема в истории образования//Ак-сиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования: Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного совета по проблемам образования в педагогической науке (17 - 18 мая 1994). М.:ИТПиМИО РАО, 1994. -С.35-38

3. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

4. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Концепции и тематика исто-рико-педагогических исследований: Материалы Четвёртой национальной научной конференции. Москва, 13 ноября 2008 г. /Ред.-сост. Г.Б. Корнтов. - АСОУ, 2008. - 164 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып.12).

5. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М.: ИТПиМИО РАО, 1993. - 135 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стеретип. М.: Рус. яз. 1988. - 750 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. О.Д. Грекулова. - М.: «Большая Российская энциклопедия» , 2003. - 527 с.

8. Сидельковский А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: учебное пособие. - М.: Изд-во Мин. Просв. РСФСР; Московский пед. институт им. В.И. Ленина, 1987. - 88 с.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5 /Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.