4. Уразманова Р.К. Народные праздники // Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. С. 140.
5. Титова Т.А., Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи у татар в ХХ - начале XXI вв. (на примере татарского населения республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012. № 10-2. С. 199-201.
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ Юдина Н.А.
Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье анализируются основные традиционные нормы трудового воспитания детей у татар Поволжья.
Ключевые слова: традиции, трудовое воспитание, этнос, татары Поволжья.
В центре внимания народной педагогики стоят трудовые традиции как фактор воспитания. Начало народная педагогика берет в уважении социального, трудового опыта и нравственных ценностей предыдущих поколений. Этническая педагогика главным образом сводится к формированию и развитию трудолюбия и на этой основе других этических качеств. Основоположник этнопедагогики Г. Волков отмечает: «Воспитание в труде - основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие - главная составляющая воспитания. Трудовое воспитание - основной стержень всей системы народного воспитания... Без труда нет и полноценного умственного воспитания... Трудолюбие - это конечный результат воспитания и результат формирования подрастающего поколения» [1, с. 205]. Отечественный ученый-педагог К.Д. Ушинский важное значение придавал роли трудового обучения и воспитания [2, с. 6-18]. В материальной и духовной жизни татарской семьи труд и трудовое воспитание подрастающего поколения всегда занимали центральное место. Они были главными составляющими в ряду этнокультурных и этнопедагогических ценностей татар. Трудолюбие как следствие трудового воспитания рассматривается в татарской народной педагогике важной ценностью, лежащей в основе всех других жизненных ценностей человека.
Трудовое воспитание - это исторически сложившаяся, передающаяся в поколениях форма трудовой деятельности этноса, где традиции служат механизмом накопления духовных ценностей. В народной культуре формирование морального облика человека считалось долгом семьи перед обществом и важнейшим условием обеспечения себе достойной старости [3, с. 174-176].
Стержнем всей народной педагогической системы является труд, а трудолюбие -этический ориентир морального благополучия индивида, среди которых можно подчеркнуть и другие критерии воспитания:
• формирование основ личности с раннего детства;
• опора на этнические идеалы личности;
• учет половозрастных особенностей;
• многообразие форм и методов воздействия на человека.
Главным аспектом воспитания в татарской семье было хозяйственно -экономическое воспитание. Так, например, девушек привлекали к традициям
19
организации и ведения быта и средств семьи. За мальчиками закрепляли традиции владения средствами и методами заработка и ведения семейных хозяйственных дел. Трудовое воспитание в этнопедагогической культуре татар занимает ведущее место, семья и община стремятся уже в раннем возрасте сформировать у ребенка трудолюбие, развивать социальные, экономические, нравственные, эстетические мотивы труда. У татар, как правило, дети с младшего возраста включаются в разные виды труда (в прошлом мальчики с 6-7 лет со старшими членами работали на заготовке сена, дров и т.д.).
В семейном воспитании большую роль играли взаимоотношения между представителями разных поколений, одновременно каждый член семьи своими личными качествами, своим поведением воздействовал на жизнь семьи. Именно семья способствует формированию ценностной ориентации ребенка и его развитию как личности. Первые уроки трудовой деятельности дети получают от близких людей в процессе социализации в семье. От степени физического развития и владения трудовыми навыками зависела и степень обеспеченности индивида благами. В системе физического воспитания этнической традиции являются формы трудовой деятельности. Этим объясняется создание физической культуры как сферы общественной деятельности. Если игра для взрослых - средство для отдыха и веселья, то для ребенка игра - это подготовка к взрослой жизни. Играть дети начинают очень рано, младенцы, начиная с двух месяцев, проявляют интерес к окружающему миру, с трех месяцев пытаются дотянуться до предметов. По первой реакции детей на яркие предметы и громкие звуки судили о здоровье ребенка, и не только физическом, но психологическом. Игры были просты и включали в себя ходьбу, бег, лазание, преодоление небольших препятствий, позволяющих полностью удовлетворить потребность в движении. Особенность состояла в том, что в них можно было играть как на улице, так и дома, причем в разное время года.
В татарских селах издавна существовал обычай похвастаться своей силой и ловкостью перед людьми, особенно во время праздников. В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средства воспитания подрастающего поколения [3, с. 174-176]. Правила и технику борьбы подростки осваивали во время игр, пастьбы лошадей и т.д. Свои знания и умения совершенствовали, наблюдая за борьбой взрослых. Общественным смотром физической подготовленности были соревнования, проводившиеся в праздник Сабантуй. Хорошая физическая подготовка молодежи была предметом заботы не только отдельной семьи, но и всей общины в целом. Как пишет исследователь культуры татар Поволжья, Д.Р. Шарафутдинов: «Праздники были наградой за труд» [4, с. 345-349].
Особое место в традиционном воспитании отводилось нравственному воспитанию. Основу нравственного воспитания в татарской семье составлял ислам. Ислам как религия мусульман имеет свою моральную этику, что утверждается в сознании татар как положительный высоконравственный ориентир. Нравственная сторона татарского народа формировалась через народные традиции и воспитания в семье имеет глубокие корни и большую педагогическую значимость. Главные моральные качества татар - это доброта, благородство, справедливость, мужество, трудолюбие, что и формирует общепринятые нормы настоящего нравственного воспитания. Поэтому традиции трудового и нравственного воспитания в традиционной татарской семье являлись неотъемлемой частью народной педагогики. Именно в семье ребёнку с ранних лет прививались любовь к труду, уважение к старшим, воспитывалось чувство достоинства, патриотизма. Средства народно-педагогической практики являлись реальным фактором развития и воспитания ребёнка, открывали его мировоззрение.
Таким образом, народные традиции трудового воспитания многогранны и имеют большую ценность в совершенствовании содержания, форм и технологии трудовой подготовки школьников.
Список литературы
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. С. 357-361.
2. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика, 2014. № 2. С. 6-18.
3. Сайфутдинова Г.Б. Воспитание детей у татар в доиндустриальную эпоху // Известия Алтайского государственного университета, 2008. № 4-5. С. 174-176.
4. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа Х1Х-ХХ1 вв.: монография. Казань, 2004. С. 345-349.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Дунаева Т.Ю.
Дунаева Татьяна Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматриваются семья и практики воспитания детей на фоне трансформирующейся социально-экономической системы России. Ключевые слова: семья, брак, воспитательные практики.
УДК 316.6
Современная родительская культура продолжает традиционные практики в отношении воспитания детей. В наше время происходит некоторый подъем интереса к этническим традициям и религии - ислам, православие, буддизм находятся, начиная с конца двадцатого века на определенном подъеме, что проявилось в экономической, политической, духовной жизни населения индустриальных стран, что исследователи объясняют целым рядом причин. Одной из причин возрождения популярности мировых религий, по мнению исследователей - кризис современных ценностей, а также тоска по традиционным культурным моделям семьи. Например, ислам, в этом отношении «имеет в основе своего мировоззрения непрерывный духовный опыт, складывающийся в течение тысячелетий и формирующийся в рамках религиозных традиций, особенностью европейской культуры является ее антропоцентризм и реальный жизнеутверждающий, секуляризованный характер... В то время как на Востоке общества ориентированы на традиционный уклад, семейные ценности [1]. Сексуальная революция, разводы, сожительства, создание правовых основ для гомосексуальных браков и т.д. Все это поднимает интерес к утраченным и потому идеализированным традиционным формам религии, которые влияют на культуру современной семьи. Так как именно религия сейчас наиболее последовательно придерживается традиционной культурной модели, то и популярность уставших от модернизации поколений европейцев, американцев и наших соотечественников определяет значимость этого духовного института в обществе.
В статье автор рассматривает место и роль детей в этнической культуре татар -мусульман Поволжья. Анализируется взаимосвязь между экономически-правовыми и культурно-традиционными аспектами семьи и родительства.
Дети в традиционной татарской семье были основополагающим фактом жизнеобеспечения крестьянской общины и единственным правоустанавливающим для супругов. Основная система воспитания у татар предусматривала формирование необходимых в жизни практических умений и навыков, способствующих