Научная статья на тему 'Народная педагогика как особенность традиционно-бытовой культуры этноса'

Народная педагогика как особенность традиционно-бытовой культуры этноса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Наталья Анатольевна

В статье анализируется детская обрядность татар Поволжья как важнейшая часть традиционно-бытовой культуры этноса, сохраняющая значительную этническую специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика как особенность традиционно-бытовой культуры этноса»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСОБЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА

Юдина Н.А.

Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье анализируется детская обрядность татар Поволжья как важнейшая часть традиционно-бытовой культуры этноса, сохраняющая значительную этническую специфику.

Ключевые слова: традиционное воспитание, этническая культура.

Народная педагогика - это идея народного воспитания, в научном аспекте её сформулировал К.Д. Ушинский. «Есть, писал он, - одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью» [1, с. 160-163]. У татар Поволжья в семейном воспитании особое место занимает использование передовых народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет важную линию в духовно -нравственной социализации в семье. Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения - это именно семья, как воспитательный институт семья реализует развитие личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют общественно полезную направленность воспитания личности.

Татары высоко ценили роль женщины-матери в воспитании детей. Это чувство имеет древнюю традицию и коренится в религиозных воззрениях. Женское начало олицетворяло различные силы природы. В традиционном быту татарская женщина пользовалась большими правами и имела достаточно высокий статус [2, с. 174-176]. Данное положение получает подтверждение и в детской традиционной обрядности татар - важнейшей части традиционно-бытовой культуры. Обрядовые практики татар начинались с наступления беременности. Как правило, беременную женщину старались освободить от тяжелых хозяйственных работ (доить корову, поднимать тяжести и т.д.). Роды были самой важной частью обрядности детского цикла. Проходили роды дома, а сразу после них проводись обряды, связанные с последом и пуповиной (которую сохраняли и использовали при лечении некоторых детских болезней: ее размачивали в воде, и давали пить ребенку). В первое сорокодневье после родов роженицу навещали соседки и родственницы, несли пищу, которая, как считалось, будет способствовать быстрейшему восстановлению сил и появлению у нее молока, благотворно повлияет на развитие ребенка. Кроме того, у татар обычно после родов устраивали угощение для родственников, которые приходили с подарками (или деньгами в качестве подарка) для новорожденного. С пустыми руками навещать роженицу и новорожденного принято не было. При виде ребенка обычно произносили традиционные благопожелания. Если ребенок долгожданный, то по мусульманскому обычаю в честь новорожденного полагалось принести жертву (Курбан) - обычно барана или курицу. По этому случаю приглашали гостей, ближайших родственников. В сорокодневье, как особый период, очень важный для роженицы и ребенка, старались ни на минуту не оставлять ребенка одного, боялись нечистой силы. До завершения сорока дней новорожденного не показывали

17

посторонним, после этого срока можно было выносить ребенка за пределы двора. Эти обряды в упрощенной форме востребованы и в наши дни.

У современных татар в значительной степени продолжают бытовать традиционные приемы ухода за младенцем. Наряду с современными средствами ухода сохраняется традиционное тугое неподвижное пеленание, оно считается весьма полезным для ребенка: полагают, что ноги у него будут ровными. Сохраняется обычай, согласно которому кроватку для ребенка должны купить родители жены. Если в семье хранится старая кроватка, то предпочитают использовать ее, и тогда по договоренности родители женщины покупают что-нибудь другое, необходимое для ребенка. Продолжают бытовать обряды, связанные с нечистой силой, для охранения от нее в детскую кроватку могут положить ножницы, нож - как оберег.

У татар сохраняется детская обрядность, связанная с символическим включением ребенка в семейный коллектив и с возрастными этапами его развития. Это и надевание первой рубашки, особые ритуалы проводятся по случаю имянаречения, появления первого зуба, первой стрижки волос.

Обряд имянаречения по традиции и сейчас проводит мулла, который трижды в каждое ухо ребенка выкрикивает его имя, за что получает подарок - хорошую рубашку, полотенце, деньги и часть приготовленной для угощения еды. До наших дней дошел обряд перемены имени. В случае если ребенок тяжело болен, ему могут поменять имя по совету священнослужителя. После обряда мулла пишет молитву (дога), мать зашивает ее в кожаный мешочек и ребенок носит этот амулет.

Первая стрижка ребенка сопровождается некоторым ритуалом, остриженные волосы мать хранит в Коране, так как считается: если их выбросить, у ребенка будет болеть голова. Есть представление, что первые волосы надо состричь как можно скорее, так как вместе с ними уйдут все болезни ребенка. Обычно это делает отец ребенка или другой родственник мужского пола. Появление первого зуба у ребенка отмечается подарком ему со стороны увидевшего зуб, обряд соблюдается у многих народов региона. По материалам исследователей [3], у татар Поволжья продолжают бытовать представления об опасности «сглаза», особо оберегают новорожденных. Причиненный сглаз лечат соответствующей молитвой, которую шепчут ребенку на ушко, это делает либо мать, либо старшая родственница, иногда мулла. Влияние религии на детскую обрядность татар сравнительно невелико, часто на новорожденных и роженице можно увидеть «боти» - амулеты (обереги) с текстом суры Корана, в колыбель кладут Коран.

В детской обрядности татар Поволжья утвердились и традиции, появившиеся в советское время: ежегодное празднование дня рождения ребенка с приглашением его друзей, устройство новогодней елки с подарками [4]. Особенностью современного состояния детской обрядности татар является: сохранение основных структур обрядового комплекса (с сокращением времени обряда); появление новых элементов обрядности [5, с. 199-201].

Таким образом, у татар региона на фоне продолжающейся модернизации и унификации культуры продолжают бытовать этнические и религиозные традиции, которые передаются из поколения в поколение в процессе социализации в семье.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды в 4-х книгах. Кн. 1. 280 с.

2. Сайфутдинова Г.Б. Воспитание детей у татар в доиндустриальную эпоху // Известия Алтайского государственного университета, 2008. № 4-5. С. 174-176.

3. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.07. Саранск, 2011. 261 с.

4. Уразманова Р.К. Народные праздники // Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. С. 140.

5. Титова Т.А., Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи у татар в ХХ - начале XXI вв. (на примере татарского населения республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012. № 10-2. С. 199-201.

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ Юдина Н.А.

Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье анализируются основные традиционные нормы трудового воспитания детей у татар Поволжья.

Ключевые слова: традиции, трудовое воспитание, этнос, татары Поволжья.

В центре внимания народной педагогики стоят трудовые традиции как фактор воспитания. Начало народная педагогика берет в уважении социального, трудового опыта и нравственных ценностей предыдущих поколений. Этническая педагогика главным образом сводится к формированию и развитию трудолюбия и на этой основе других этических качеств. Основоположник этнопедагогики Г. Волков отмечает: «Воспитание в труде - основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие - главная составляющая воспитания. Трудовое воспитание - основной стержень всей системы народного воспитания... Без труда нет и полноценного умственного воспитания... Трудолюбие - это конечный результат воспитания и результат формирования подрастающего поколения» [1, с. 205]. Отечественный ученый-педагог К.Д. Ушинский важное значение придавал роли трудового обучения и воспитания [2, с. 6-18]. В материальной и духовной жизни татарской семьи труд и трудовое воспитание подрастающего поколения всегда занимали центральное место. Они были главными составляющими в ряду этнокультурных и этнопедагогических ценностей татар. Трудолюбие как следствие трудового воспитания рассматривается в татарской народной педагогике важной ценностью, лежащей в основе всех других жизненных ценностей человека.

Трудовое воспитание - это исторически сложившаяся, передающаяся в поколениях форма трудовой деятельности этноса, где традиции служат механизмом накопления духовных ценностей. В народной культуре формирование морального облика человека считалось долгом семьи перед обществом и важнейшим условием обеспечения себе достойной старости [3, с. 174-176].

Стержнем всей народной педагогической системы является труд, а трудолюбие -этический ориентир морального благополучия индивида, среди которых можно подчеркнуть и другие критерии воспитания:

• формирование основ личности с раннего детства;

• опора на этнические идеалы личности;

• учет половозрастных особенностей;

• многообразие форм и методов воздействия на человека.

Главным аспектом воспитания в татарской семье было хозяйственно -экономическое воспитание. Так, например, девушек привлекали к традициям

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.