Научная статья на тему 'Культурные традиции в системе первичной социализации детей в семье'

Культурные традиции в системе первичной социализации детей в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дунаева Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются семья и практики воспитания детей на фоне трансформирующейся социально-экономической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные традиции в системе первичной социализации детей в семье»

Список литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. С. 357-361.

2. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика, 2014. № 2. С. 6-18.

3. Сайфутдинова Г.Б. Воспитание детей у татар в доиндустриальную эпоху // Известия Алтайского государственного университета, 2008. № 4-5. С. 174-176.

4. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа Х1Х-ХХ1 вв.: монография. Казань, 2004. С. 345-349.

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Дунаева Т.Ю.

Дунаева Татьяна Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассматриваются семья и практики воспитания детей на фоне трансформирующейся социально-экономической системы России. Ключевые слова: семья, брак, воспитательные практики.

УДК 316.6

Современная родительская культура продолжает традиционные практики в отношении воспитания детей. В наше время происходит некоторый подъем интереса к этническим традициям и религии - ислам, православие, буддизм находятся, начиная с конца двадцатого века на определенном подъеме, что проявилось в экономической, политической, духовной жизни населения индустриальных стран, что исследователи объясняют целым рядом причин. Одной из причин возрождения популярности мировых религий, по мнению исследователей - кризис современных ценностей, а также тоска по традиционным культурным моделям семьи. Например, ислам, в этом отношении «имеет в основе своего мировоззрения непрерывный духовный опыт, складывающийся в течение тысячелетий и формирующийся в рамках религиозных традиций, особенностью европейской культуры является ее антропоцентризм и реальный жизнеутверждающий, секуляризованный характер... В то время как на Востоке общества ориентированы на традиционный уклад, семейные ценности [1]. Сексуальная революция, разводы, сожительства, создание правовых основ для гомосексуальных браков и т.д. Все это поднимает интерес к утраченным и потому идеализированным традиционным формам религии, которые влияют на культуру современной семьи. Так как именно религия сейчас наиболее последовательно придерживается традиционной культурной модели, то и популярность уставших от модернизации поколений европейцев, американцев и наших соотечественников определяет значимость этого духовного института в обществе.

В статье автор рассматривает место и роль детей в этнической культуре татар -мусульман Поволжья. Анализируется взаимосвязь между экономически-правовыми и культурно-традиционными аспектами семьи и родительства.

Дети в традиционной татарской семье были основополагающим фактом жизнеобеспечения крестьянской общины и единственным правоустанавливающим для супругов. Основная система воспитания у татар предусматривала формирование необходимых в жизни практических умений и навыков, способствующих

воспитанию высоких морально-нравственных качеств и развитию умственных способностей. Многочисленные обряды, предписания рационального и магического характера были призваны способствовать нормальному развитию и рождению здорового ребенка [2, С. 174-176]. Традиции воспитания детей в татарской народной педагогике перекликаются с традициями воспитания других тюрко -язычных народов региона (башкир, тюрко -язычных народов Средней Азии и Кавказа). Это объясняется историческим родством и общими корнями духовной культуры через ислам. Основные требования к воспитанию детей у татар, связанны с укладом жизни крестьянской общины, видами хозяйствования татар, природными, климатическими, экономическими условиями и религией. В традиционной общине распространенной формой была патриархальная семья, которая характеризовалась доминированием мужчины в домохозяйстве. Именно уклад татарской деревни определил основные идеи татарского народа о воспитании детей, которые находят отражение в комплексе норм поведения, рекомендациях, в устном народном творчестве. Основная нагрузка по воспитанию и уходу за ребенком ложилась на женскую половину семьи. В крестьянской семье это была мать и из-за постоянной занятости матери по хозяйству - бабушка (чаще мать мужа). Именно женщины воспитывали, и наставляли, и лечили. От старшего поколения воспринимался первый опыт нравственности. Оно было хранителем семейных преданий и легенд. Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу. Как пишет исследователь Г.Б. Сайфутдинова: «С малых лет внушали детям, что почтение к отцу и матери является богоугодным делом. В народной культуре нередко роль родителей сравнивается с ролью Бога: «Первый - Аллах, а второй - отец» - гласит народная мудрость. Неуважение и непочитание родителей... Согласно традиционному мировоззрению такие людей не нравились Богу, и их ждет неминуемая кара [3, с. 90-109]. Поэтому важным элементом воспитания была богобоязненность, она облегчала функции родителей и общинников в условиях экономического неравноправия между полами и полной зависимостью детей от отца - единственного распорядителя имущества семьи.

За последнее столетие институт семьи и брака, татарской семьи в частности, претерпел значительные трансформации. Изменениям подверглись практически все сферы жизни современной татарской семьи, но главным образом трансформировались тип семьи и характер внутрисемейных отношений, что обусловлено, прежде всего, историко-экономическими факторами. У татар эволюция от патриархальной семьи к малой (простой) семье была осуществлена в первые десятилетия советской власти. Советское государство приступило к активному реформированию гражданского законодательства и брачно-семейных отношений, и в первую очередь из семейно-брачного права были удалены религиозные институты. Закон о равном наделении крестьян землей уравнивал права мужчин и женщин и в хозяйственном отношении. На смену законам шариата в татарскую семью пришли социалистические законы, что, в свою очередь, привело к изменениям в мировоззрении татар (как мужчин, так и женщин). Весь изучаемый период продолжалась урбанизация татар, к 1990-м гг., татары стали одним из самых урбанизированных народов страны, что привело к уменьшению количества детей в семье и минидетности.

На наш взгляд интерес современного общества к исламу стимулируется растущим потоком политизации религии, ростом ее авторитета в обществе.

Таким образом, ислам сейчас остается для большинства татар фактором этнической самоидентификации. Уважение к народным традициям, в том числе семейным, в эпоху модернизации всех сфер общественных отношений, делает

22

религию якорем, который несколько уравновешивает быстро меняющиеся представления и нормы современного общества, но не может их остановить.

Список литературы

1. Борзова Е.П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур // Труды СПб ГУКИ, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/vostok'-ь zapad-sravnitelnyy-analiz-kultur/ (дата обращения: 13.04.2017).

2. Сайфутдинова Г.Б. Воспитание детей у татар в доиндустриальную эпоху // Известия Алтайского государственного университета, 2008. № 4-5. С. 174-176.

3. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07. Саранск, 2011. 261 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ Журавлева В.И.1, Журавлева Н.А.2

1Журавлева Вера Ивановна - старший преподаватель;

2Журавлева Наталья Александровна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Национальный ядерный университет Московский инженерно-физический институт, г. Москва

Аннотация: в мире много вариаций английского языка. Часто человеку, живущему вне языковой среды, бывает трудно, изучая язык только по текстам учебника и аудиозаписям, записанным профессиональными актерами с четкой дикцией, понять носителей языка. В статье говорится о трудностях и возможностях преодоления навыков понимания на слух английской аутентичной речи, используя различные англоговорящие источники: фильмы, учебные подкасты BBC. Включение в учебный план проведения таких занятий существенно повышает результативность изучения английского языка.

Ключевые слова: восприятие на слух английской речи, обучение навыкам понимания аутентичной английской речи, использование подкастов.

УДК 378.016.37.017.925

Введение

Слово подкаст происходит от слов iPod и broadcast. Но теперь не надо иметь iPod для того, чтобы слушать различные подкасты. В настоящее время вам надо иметь только компьютер с доступом в интернет. Подкасты можно найти в свободном доступе на огромном количестве источников, по разным темам и совершенно бесплатно. Чем больше вы слушаете английскую речь, тем больше понимаете ее. Подкасты дают вам возможность слушать разные вариации английского языка, в зависимости от того, в какую страну вы собираетесь ехать. [1] Ведь доподлинно известно, что если вы собираетесь в Китай, то учите китайский английский, в Австралию - австралийский. Так как есть существенные различия в произношении, лексическом наполнении и даже грамматике в различных вариантах английского языка в разных странах. Слушая английскую речь, вы, сами не замечая того, учитесь различать ритм английской речи, вычленять на слух лексические единицы, инстинктивно понимаете, что звучит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.