Научная статья на тему 'Институт брака, семьи и родительства: история и современность (на материалах республики Татарстан)'

Институт брака, семьи и родительства: история и современность (на материалах республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
521
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / ЭВОЛЮЦИЯ БРАКА И СЕМЬИ / PARENTING / MOTHERHOOD / FATHERHOOD / THE EVOLUTION OF MARRIAGE AND FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайфутдинова Гузель Борисовна

В статье рассматривается комплекс институтов семьи, брака и родительства в период начала ХХ – начала ХХ I вв. В результате коренных социально-экономических и культурных преобразований за исследуемый период семейно-брачные и родительские отношения сильно трансформировались. Представлено авторское определение современной модели татарской семьи, роль и перспективы родительства в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сайфутдинова Гузель Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE FOR MARRIAGE, FAMILY AND PARENTING: PAST AND PRESENT (ON THE BASIS OF THE REPUBLIC OF)

The article examines the complex of institutions of family, marriage and parenting during the early XX beginning of XXI century. As a result, the underlying socio-economic and cultural changes during the study period, family and marriage and parenthood greatly transformed. Presented by the author's definition of a modern model of the Tatar family, the role and prospects of parenthood in it.

Текст научной работы на тему «Институт брака, семьи и родительства: история и современность (на материалах республики Татарстан)»

УДК 17.018.22

Сайфутдинова Г.Б.

ИНСТИТУТ БРАКА, СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )

В статье рассматривается комплекс институтов семьи, брака и родительства в период начала XX - начала XXI вв. В результате коренных социально-экономических и культурных преобразований за исследуемый период семейно-брачные и родительские отношения сильно трансформировались. Представлено авторское определение современной модели татарской семьи, роль и перспективы родительства в ней.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, эволюция брака и семьи.

За последние столетие институт семьи претерпел существенную трансформацию, изменениям подверглись все стороны жизни, изменился тип семьи и характер внутрисемейных отношений. Все это обусловлено рядом факторов, прежде всего, особенностями исторического пути развития страны и общества.

В советский период статус и положение семьи, начиная с 1918 года, определялись государством. Советское общество приступило к активному реформированию гражданского законодательства и брач-но-семейных отношений. Так из семейно-брачного права уже в 1917 году были удалены религиозные институты: «18 декабря отнята у духовенства регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу. Декретом от 18 ноября 1920 года - раньше, чем где-либо в Европе, в Советской России было зафиксировано право женщины на аборт» [1], то есть были законодательным образом урегулированы репродуктивные права женщин. Закон о равном наделении крестьян землей уравнивал в хозяйственном отношении мужчин и женщин, до этого по законам Российской империи землей наделялись только души мужского пола. В результате преобразований советской власти были созданы реальные условия, позволившие женщине широко использовать представленные ей равные с мужчиной права во всех облас-

тях хозяйственной, государственной, общественной и политической жизни. С другой стороны, советскому государству были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для «строительства коммунизма», поэтому советская женщина репродуктивного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как «инструмент» для нужд советского государства одновременно, что в конечном итоге привело к мало-детности.

На региональном уровне утверждение первых законов о семье и браке оказало серьезное влияние на изменение семейно-брачных отношений. В феврале 1925 года ЦИК СССР опубликовал обращение к народам, населяющим национальные республики и области советского Востока «О правах трудящихся женщин советского Востока и необходимости борьбы со всеми видами их закрепощения в области экономической и семейно-бытовой» [2, С.42]. Обращение было переведено на татарский язык и распространено в местной печати. Женсоветы часто прибегали к данному обращению, когда хотели мотивировать татарок и вовлечь их в процесс эмансипации. Религия как «узда» за семьей и общиной в целом, принятая, например, в исламе, была нарушена. Вместо законов шариата пришли новые социалистические, что, в свою очередь, привело к изменениям в мировоззрении татар и составе и структуре семьи.

С 1920-х гг. начался процесс распада больших семей, что означало ослабление патриархальной и религиозной семейной иерархии. Политика коллективизации привела к массовой урбанизации, до 70% татар стали горожанами, что в свою очередь, повлекло за собой унификацию семейных ценностей, демократизацию семейных отношений, малодетность (в связи с трудностями совмещения производственной деятельности женщин с осуществлением функций материнства и воспитания детей) и понижение статуса института родителей в целом.

Еще одно ключевое изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, — стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин-татарок в советской России. Образованные родители обязаны были дать образование и своим детям, что сильно увеличило продолжительность срока их со-

держания родителями, а со стороны государства предпринимались меры по увеличению специальных образовательных учреждений. Как в городах, так и в деревнях открывались детские сады и ясли, которые, в свою очередь, делали еще более мобильными женщин «устроительниц коммунизма».

К 1930-1940-гг. подавляющая часть крестьян стала колхозниками. Весь изучаемый период продолжалась урбанизация татар. В течение столетия часто переезд татар из деревни в город был вынужденной мерой. Татарская семья - это семья сельского типа, но политика коллективизации и введения паспортного режима сопровождалась оттоком сельских татар в город (в 1932 году в СССР была введена паспортная система и система «прописки»). В период Великой Отечественной войны роль женщины в общественно-политической и хозяйственной жизни страны выросла в разы.

В 1950-е гг. продолжалась мобилизация женщин, много из них трудилось в школах, больницах, культурно-просветительных учреждениях. В мирное время женщины постепенно возвращались к своим семейным обязанностям, но процесс унификации семьи стал необратим.

В 1960-1970-е гг. в стране произошел качественный скачок в социально-экономической сфере, связанный, в первую очередь, с развитием здравоохранения и повышением качества медицинского обслуживания (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацетивов, введение абортов по медицинским показаниям и т.д.). Теперь семья планировала количество детей и время их появления на свет, существенно сократилось время по уходу за ребенком. В традиционной культуре вынашивание и вскармливание детей, занимавшее десятилетия жизни женщины, теперь укладывалось в несколько лет, а остальное время как женщина, так и семья в целом, могли посвятить другим социальным ролям, чем обыкновенно пользуются наши современники.

В ХХ веке состав татарских семей сокращался: «В 1939 году средний размер семьи у татар составлял 5,2 человека, а в 1979 году снизился до 4,3. Размер татарской семьи в конце 1980 -х - середине 1990-х гг. составил 3,4 чел. [2]. Уменьшение размера семьи происхо-

дит путем упрощения её структуры и уменьшения числа детей, в первую очередь, из-за сложности совмещения производственной деятельности работающей женщины с осуществлением функций материнства и воспитания. Уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств ХХ века. На Западе на смену патриархальной, большой семье пришла малодетная семья городского типа.

Некоторое время назад предполагалось, что Россия, как и другие развитые страны, найдет свою модель семьи, однако прогноз не оправдался. Общеизвестно, что именно репродуктивные установки женщины (жены) являются базовыми для будущих рождений. В послевоенном СССР во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины и ответственность за семью несет мать, женщина доминирует и в полной семье и более близка с ребенком, чем отец. Произошли изменения структуры внутрисемейных взаимоотношений между супругами, женщина стала не только равноправным партнером мужа, но и ответственной за все стороны семейной жизни. Мужчина все больше отстранялся от забот о потомстве, все больше ориентировался на профессиональную деятельность, тем более, что в стране с «социальным патриархатом» добиться успеха в карьере мужской половине населения было легче и увлекательнее [3].

Этот «стереотип» мужского и женского поведения унаследовала постперестроечная Россия. Данная модель применима и на региональном уровне. По материалам микропереписей, проводившехся в 2000 году, молодые женщины-татарки (в возрасте 19-29 лет) в Татарстане ожидали иметь в среднем 1,7 (1,6 - в городах, в селах 2) ребенка» [4]; а в 2012 году в среднем в татарской полной семье воспитывается 1,6 ребенка [5]. Необходимое количество детей в семье для простого воспроизводства поколений - два-три. Основная причина, по которой семья планирует сокращение рождений, это экономическая. Детная семья крайне материально и духовно уязвима и прослеживается зависимость поколений друг от друга: молодые семьи живут с родителями и прародителями без надежды на покупку собственного жилья, а женщина-мать уязвима и экономически, и морально. В рамках модернизации супружеских институтов происхо-

дит дальнейшая нуклеаризация и урбанизация семьи, особенностью этих процессов у татар является детоцентризм. У татар большое значение продолжает иметь наличие и благополучие детей, для чего родители прикладывают основательные усилия, стараются сохранять узы брака в интересах детей, продолжают материально поддерживать молодое поколение и после достижения совершеннолетия, часто - вплоть до старости. В татарской семье сохраняются традиционные ценности, которые особенно проявляются в экстремальных условиях, когда семейная экономика вынуждена развернуться на самую себя, замкнуться в родственных отношениях, способных гарантировать физическое и социальное выживание.

Парадоксом родительства у татар в наше время является, с одной стороны, эмоциональная потребность в детях, с другой - ответственность за конкурентоспособность детей в обществе высоких стандартов, которые задаются обществом, где потребительская планка создает дисбаланс между малодетными и многодетными семьями не в пользу последней категории. Желание иметь определенный уровень дохода, осознание необходимых трат на воспитание детей, стремление соответствовать определенному социальному статусу демонстрирует родительство осознанным, ответственным и обдуманным выбором семейного планирования и в силу этих обстоятельств выступает ограничителем следующих рождений. При этом, следует отметить, что ценность детей у татар остается высокой. Ро-дительство как ключевую мотивацию в понимании счастливой жизни - определили для себя 89,4% женщин и 80,3% мужчин [6].

В наше время материнство и отцовство потеряли престиж в глазах подрастающего поколения, семейность и многодетность перестала быть «модной», молодые люди чаще стараются реализоваться через профессиональную деятельность, а не брак и семью. Для поддержания статуса семьи и родительства необходимы меры государственного масштаба. Именно социальная поддержка семей является поощрением реализации репродуктивных функций сегодняшней молодежи. Сейчас основные усилия государства направлены на реформирование социальной структуры в пользу семьи и детства, эти реформы, в частности, привели к открытию большего количества но-

вых школ, детских садов и к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей. В Российской Федерации были введены национальные проекты, такие как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», а также выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Немаловажно для поддержания статуса семьи и брака имеют и нравственные идеалы, популяризующие семейный статус и родительство, например, награждение медалями «лучших матерей и отцов». 2008 год был объявлен годом семьи и детства. 12 июля 2012 года стали проводить праздник Петра и Февроньи. 15 мая отмечается международный день «Семьи, любви и верности». Эти меры государственной поддержки человека, принимаемые вне зависимости от его семейного положения, в том числе и поддержка так называемых неполных семей, улучшают положение родителя. Желаемый результат данных мер - увеличение числа рождений, поддержка семьи со стороны государства может стабилизировать ситуацию. Именно детная семья это самая малая по численности социальная группа, способная наиболее успешно формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к родительству и семейным ценностям, в чем видится основная задача общества в настоящий момент.

Источники

1. Плотников A.A. Конституция РСФСР 1918 года: Историко -правовое исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.GG.G1 - Теория и история права и государства; История правовых учений. M., 2QQ3.

2. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Мухина З.З. Сельская женщина в семейной и общественной жизни. Казань. Изд-во Казанского университета,1986. - С. 42.

3. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб», 2QQ7. 496 с.

4. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2Q11. 24 с.

5. Титова Т. А., Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи и у татар в XX - начале XXI в. (на примере татарского населения республики Татарстан) // Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культуролоия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2Q12. № 1Q (24): в 2-х ч. Ч. II. ISSN 1997-292Х. C199-2G1.

6. Сайфутдинова Г.Б. Семья и родительство в эпоху модернизации (на примере татар Республики Татарстан) // Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культуролоия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2Q13. №7 (33): в 2-х ч. Ч. I. ISSN 1997-292Х. С.169-172.

References

1. Plotnikov A.A. Konstituciya RSFSR 1918 goda: Istoriko-pravovoe issledovanie: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskih nauk. Special'nost' 12.GG.G1 - Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; Istoriya pravovy'h ucheniy. M., 2GG3.

2. Busy'gin E.P., Zorin N.V., Muhina Z.Z. Sel'skaya jensch'ina v semeynoy i obsch'estvennoy jizni. Kazan'. Izd-vo Kazanskogo universiteta,1986. - S. 42.

3. Pushkareva N. Gendernaya teoriya i istoricheskoe znanie. SPb.: Aleteyya; ANO «Jenskiy proekt SPb», 2QQ7. 496 s.

4. Sayfutdinova G.B. Mir detstva u tatar: obryady' i praktiki socializacii (na materialah Respubliki Tatarstan): avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskih nauk. Saransk, 2G11. 24 s.

5. Titova T.A., Sayfutdinova G.B. Cocial'no-istoricheskiy aspekt braka i sem'i i u tatar v HH - nachale HHI v. (na primere tatarskogo naseleniya respubliki Tatarstan) // Istoricheskie, filosovskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turoloiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2Q12. № 1Q (24): v 2-h ch. CH. II. ISSN 1997-292H. S.199-2G1.

6. Sayfutdinova G.B. Sem'ya i roditel'stvo v e'pohu modernizacii (na primere tatar Respubliki Tatarstan) // Istoricheskie, filosovskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turoloiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2Q13. №7 (33): v 2-h ch. CH. I. ISSN 1997-292H. S.169-172.

Зарегистрирована 20.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.