УДК 17.018.22
Сайфутдинова Г.Б.
ИНСТИТУТ БРАКА, СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )
В статье рассматривается комплекс институтов семьи, брака и родительства в период начала XX - начала XXI вв. В результате коренных социально-экономических и культурных преобразований за исследуемый период семейно-брачные и родительские отношения сильно трансформировались. Представлено авторское определение современной модели татарской семьи, роль и перспективы родительства в ней.
Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, эволюция брака и семьи.
За последние столетие институт семьи претерпел существенную трансформацию, изменениям подверглись все стороны жизни, изменился тип семьи и характер внутрисемейных отношений. Все это обусловлено рядом факторов, прежде всего, особенностями исторического пути развития страны и общества.
В советский период статус и положение семьи, начиная с 1918 года, определялись государством. Советское общество приступило к активному реформированию гражданского законодательства и брач-но-семейных отношений. Так из семейно-брачного права уже в 1917 году были удалены религиозные институты: «18 декабря отнята у духовенства регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу. Декретом от 18 ноября 1920 года - раньше, чем где-либо в Европе, в Советской России было зафиксировано право женщины на аборт» [1], то есть были законодательным образом урегулированы репродуктивные права женщин. Закон о равном наделении крестьян землей уравнивал в хозяйственном отношении мужчин и женщин, до этого по законам Российской империи землей наделялись только души мужского пола. В результате преобразований советской власти были созданы реальные условия, позволившие женщине широко использовать представленные ей равные с мужчиной права во всех облас-
тях хозяйственной, государственной, общественной и политической жизни. С другой стороны, советскому государству были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для «строительства коммунизма», поэтому советская женщина репродуктивного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как «инструмент» для нужд советского государства одновременно, что в конечном итоге привело к мало-детности.
На региональном уровне утверждение первых законов о семье и браке оказало серьезное влияние на изменение семейно-брачных отношений. В феврале 1925 года ЦИК СССР опубликовал обращение к народам, населяющим национальные республики и области советского Востока «О правах трудящихся женщин советского Востока и необходимости борьбы со всеми видами их закрепощения в области экономической и семейно-бытовой» [2, С.42]. Обращение было переведено на татарский язык и распространено в местной печати. Женсоветы часто прибегали к данному обращению, когда хотели мотивировать татарок и вовлечь их в процесс эмансипации. Религия как «узда» за семьей и общиной в целом, принятая, например, в исламе, была нарушена. Вместо законов шариата пришли новые социалистические, что, в свою очередь, привело к изменениям в мировоззрении татар и составе и структуре семьи.
С 1920-х гг. начался процесс распада больших семей, что означало ослабление патриархальной и религиозной семейной иерархии. Политика коллективизации привела к массовой урбанизации, до 70% татар стали горожанами, что в свою очередь, повлекло за собой унификацию семейных ценностей, демократизацию семейных отношений, малодетность (в связи с трудностями совмещения производственной деятельности женщин с осуществлением функций материнства и воспитания детей) и понижение статуса института родителей в целом.
Еще одно ключевое изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, — стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин-татарок в советской России. Образованные родители обязаны были дать образование и своим детям, что сильно увеличило продолжительность срока их со-
держания родителями, а со стороны государства предпринимались меры по увеличению специальных образовательных учреждений. Как в городах, так и в деревнях открывались детские сады и ясли, которые, в свою очередь, делали еще более мобильными женщин «устроительниц коммунизма».
К 1930-1940-гг. подавляющая часть крестьян стала колхозниками. Весь изучаемый период продолжалась урбанизация татар. В течение столетия часто переезд татар из деревни в город был вынужденной мерой. Татарская семья - это семья сельского типа, но политика коллективизации и введения паспортного режима сопровождалась оттоком сельских татар в город (в 1932 году в СССР была введена паспортная система и система «прописки»). В период Великой Отечественной войны роль женщины в общественно-политической и хозяйственной жизни страны выросла в разы.
В 1950-е гг. продолжалась мобилизация женщин, много из них трудилось в школах, больницах, культурно-просветительных учреждениях. В мирное время женщины постепенно возвращались к своим семейным обязанностям, но процесс унификации семьи стал необратим.
В 1960-1970-е гг. в стране произошел качественный скачок в социально-экономической сфере, связанный, в первую очередь, с развитием здравоохранения и повышением качества медицинского обслуживания (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацетивов, введение абортов по медицинским показаниям и т.д.). Теперь семья планировала количество детей и время их появления на свет, существенно сократилось время по уходу за ребенком. В традиционной культуре вынашивание и вскармливание детей, занимавшее десятилетия жизни женщины, теперь укладывалось в несколько лет, а остальное время как женщина, так и семья в целом, могли посвятить другим социальным ролям, чем обыкновенно пользуются наши современники.
В ХХ веке состав татарских семей сокращался: «В 1939 году средний размер семьи у татар составлял 5,2 человека, а в 1979 году снизился до 4,3. Размер татарской семьи в конце 1980 -х - середине 1990-х гг. составил 3,4 чел. [2]. Уменьшение размера семьи происхо-
дит путем упрощения её структуры и уменьшения числа детей, в первую очередь, из-за сложности совмещения производственной деятельности работающей женщины с осуществлением функций материнства и воспитания. Уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств ХХ века. На Западе на смену патриархальной, большой семье пришла малодетная семья городского типа.
Некоторое время назад предполагалось, что Россия, как и другие развитые страны, найдет свою модель семьи, однако прогноз не оправдался. Общеизвестно, что именно репродуктивные установки женщины (жены) являются базовыми для будущих рождений. В послевоенном СССР во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины и ответственность за семью несет мать, женщина доминирует и в полной семье и более близка с ребенком, чем отец. Произошли изменения структуры внутрисемейных взаимоотношений между супругами, женщина стала не только равноправным партнером мужа, но и ответственной за все стороны семейной жизни. Мужчина все больше отстранялся от забот о потомстве, все больше ориентировался на профессиональную деятельность, тем более, что в стране с «социальным патриархатом» добиться успеха в карьере мужской половине населения было легче и увлекательнее [3].
Этот «стереотип» мужского и женского поведения унаследовала постперестроечная Россия. Данная модель применима и на региональном уровне. По материалам микропереписей, проводившехся в 2000 году, молодые женщины-татарки (в возрасте 19-29 лет) в Татарстане ожидали иметь в среднем 1,7 (1,6 - в городах, в селах 2) ребенка» [4]; а в 2012 году в среднем в татарской полной семье воспитывается 1,6 ребенка [5]. Необходимое количество детей в семье для простого воспроизводства поколений - два-три. Основная причина, по которой семья планирует сокращение рождений, это экономическая. Детная семья крайне материально и духовно уязвима и прослеживается зависимость поколений друг от друга: молодые семьи живут с родителями и прародителями без надежды на покупку собственного жилья, а женщина-мать уязвима и экономически, и морально. В рамках модернизации супружеских институтов происхо-
дит дальнейшая нуклеаризация и урбанизация семьи, особенностью этих процессов у татар является детоцентризм. У татар большое значение продолжает иметь наличие и благополучие детей, для чего родители прикладывают основательные усилия, стараются сохранять узы брака в интересах детей, продолжают материально поддерживать молодое поколение и после достижения совершеннолетия, часто - вплоть до старости. В татарской семье сохраняются традиционные ценности, которые особенно проявляются в экстремальных условиях, когда семейная экономика вынуждена развернуться на самую себя, замкнуться в родственных отношениях, способных гарантировать физическое и социальное выживание.
Парадоксом родительства у татар в наше время является, с одной стороны, эмоциональная потребность в детях, с другой - ответственность за конкурентоспособность детей в обществе высоких стандартов, которые задаются обществом, где потребительская планка создает дисбаланс между малодетными и многодетными семьями не в пользу последней категории. Желание иметь определенный уровень дохода, осознание необходимых трат на воспитание детей, стремление соответствовать определенному социальному статусу демонстрирует родительство осознанным, ответственным и обдуманным выбором семейного планирования и в силу этих обстоятельств выступает ограничителем следующих рождений. При этом, следует отметить, что ценность детей у татар остается высокой. Ро-дительство как ключевую мотивацию в понимании счастливой жизни - определили для себя 89,4% женщин и 80,3% мужчин [6].
В наше время материнство и отцовство потеряли престиж в глазах подрастающего поколения, семейность и многодетность перестала быть «модной», молодые люди чаще стараются реализоваться через профессиональную деятельность, а не брак и семью. Для поддержания статуса семьи и родительства необходимы меры государственного масштаба. Именно социальная поддержка семей является поощрением реализации репродуктивных функций сегодняшней молодежи. Сейчас основные усилия государства направлены на реформирование социальной структуры в пользу семьи и детства, эти реформы, в частности, привели к открытию большего количества но-
вых школ, детских садов и к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей. В Российской Федерации были введены национальные проекты, такие как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», а также выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Немаловажно для поддержания статуса семьи и брака имеют и нравственные идеалы, популяризующие семейный статус и родительство, например, награждение медалями «лучших матерей и отцов». 2008 год был объявлен годом семьи и детства. 12 июля 2012 года стали проводить праздник Петра и Февроньи. 15 мая отмечается международный день «Семьи, любви и верности». Эти меры государственной поддержки человека, принимаемые вне зависимости от его семейного положения, в том числе и поддержка так называемых неполных семей, улучшают положение родителя. Желаемый результат данных мер - увеличение числа рождений, поддержка семьи со стороны государства может стабилизировать ситуацию. Именно детная семья это самая малая по численности социальная группа, способная наиболее успешно формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к родительству и семейным ценностям, в чем видится основная задача общества в настоящий момент.
Источники
1. Плотников A.A. Конституция РСФСР 1918 года: Историко -правовое исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.GG.G1 - Теория и история права и государства; История правовых учений. M., 2QQ3.
2. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Мухина З.З. Сельская женщина в семейной и общественной жизни. Казань. Изд-во Казанского университета,1986. - С. 42.
3. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб», 2QQ7. 496 с.
4. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2Q11. 24 с.
5. Титова Т. А., Сайфутдинова Г.Б. Социально-исторический аспект брака и семьи и у татар в XX - начале XXI в. (на примере татарского населения республики Татарстан) // Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культуролоия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2Q12. № 1Q (24): в 2-х ч. Ч. II. ISSN 1997-292Х. C199-2G1.
6. Сайфутдинова Г.Б. Семья и родительство в эпоху модернизации (на примере татар Республики Татарстан) // Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культуролоия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2Q13. №7 (33): в 2-х ч. Ч. I. ISSN 1997-292Х. С.169-172.
References
1. Plotnikov A.A. Konstituciya RSFSR 1918 goda: Istoriko-pravovoe issledovanie: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskih nauk. Special'nost' 12.GG.G1 - Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; Istoriya pravovy'h ucheniy. M., 2GG3.
2. Busy'gin E.P., Zorin N.V., Muhina Z.Z. Sel'skaya jensch'ina v semeynoy i obsch'estvennoy jizni. Kazan'. Izd-vo Kazanskogo universiteta,1986. - S. 42.
3. Pushkareva N. Gendernaya teoriya i istoricheskoe znanie. SPb.: Aleteyya; ANO «Jenskiy proekt SPb», 2QQ7. 496 s.
4. Sayfutdinova G.B. Mir detstva u tatar: obryady' i praktiki socializacii (na materialah Respubliki Tatarstan): avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskih nauk. Saransk, 2G11. 24 s.
5. Titova T.A., Sayfutdinova G.B. Cocial'no-istoricheskiy aspekt braka i sem'i i u tatar v HH - nachale HHI v. (na primere tatarskogo naseleniya respubliki Tatarstan) // Istoricheskie, filosovskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turoloiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2Q12. № 1Q (24): v 2-h ch. CH. II. ISSN 1997-292H. S.199-2G1.
6. Sayfutdinova G.B. Sem'ya i roditel'stvo v e'pohu modernizacii (na primere tatar Respubliki Tatarstan) // Istoricheskie, filosovskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turoloiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2Q13. №7 (33): v 2-h ch. CH. I. ISSN 1997-292H. S.169-172.
Зарегистрирована 20.04.2013.