УДК 17.018.22
ИНСТИТУТ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА В ЗЕРКАЛЕ
СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Г.Б. Сайфутдинова
Аннотация: В статье на основе анализа статистических и эмпирических данных показано, что государственная политика определяла и определяет упрочение и развитие института семьи и родительства. Рассматриваются аспекты трансформации супружеского поведения на фоне социально-инновационных преобразований государственных и общественных институтов. Выделяются основные законодательные инициативы способствующие возрождению семейных ценностей как общественно одобряемой формы поведения способной воспитывать позитивное отношение к семейным ценностям и родительству, в чем видится основная задача общества в настоящий момент.
Ключевые слова: супружество, родительство, социальные институты, модернизация.
THE INSTITUTION OF FAMILY AND PARENTHOOD
IN THE MIRROR TRANSFORMATION OF SOCIAL AND INNOVATION
IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
G. Sayfutdinova
Abstract: The article based on the analysis of statistical and empirical evidence shows that government policy and will determine the strengthening and development of the institution of the family and parenthood. The aspects of the transformation of marriage, marriage and parenthood on the background of social and innovative transformation of state and public institutions. Singles out the main legislative initiatives contributing to the revival of family values as a socially approved forms of behavior capable of forming a positive attitude towards parenthood, than is seen in the main task of the society at the moment.
Keywords: marriage, parenthood, social institutions, modernization.
В современной России, как и в других индустриальных государствах, институты супружеского и родительского поведения претерпели серьезные изменения в связи с социально-инновационными преобразованиями в ХХ-ХХ! вв., что в итоге привело к кризису современной семьи.
Задача исследования - перспектива реализация репродуктивных и воспитательных функций семьи с учетом государственных социальных проектов для укрепления семьи и престижа родительства в обществе.
В исследовании использовались эмпирические данные опроса детных татарских семей в 2013-2015 гг.; анализ статистических данных переписи населения и данные национального архива республики Татарстан.
Цель исследования - эволюция супружеского и родительского поведения, поддерживаемого традиционными
общественными институтами и современным законодательством на примере татар Татарстана.
Традиционное отношение этноса к семье и родительству раскрыто в фольклоре и
этнографических исследованиях и связано с особенностями народных образов. В традиционной культуре семья высоко ценилась татарами: вступление в брак считалось естественной необходимостью и закрепляло статус мужчины и женщины в общине. Родительство расценивалось как гарант благополучной старости, что отражено в фольклоре татар: «Лучше иметь одного ребенка, чем сорок родственников» [8, С. 112124]. Главную роль в становлении традиционного человека играли имперские законы, религия и патриархальная крестьянская община, которые выступали гарантом семьи, религиозного брака и родительства.
После октябрьского переворота статус и положение семьи начинает определяться государством; были унифицированы социальные институты: введен гражданский брак, равноправие в хозяйственном и юридическом отношении между мужчиной и женщиной, обязательная занятость женщин и урбанизация сформировали новый тип семьи [5, С. 27 - 42]. Отличительными особенностями семьи советского типа были её
упрощенная структура (родители и дети) и минидетность. Так, средняя численность татарской семьи по данным хозяйственных книг в 1939 году составляла - 5,2 человека, а в 1979 году - 4,3 [8, С. 112-124]. С 1925 по 2000 год коэффициент суммарной рождаемости в СССР снизился в расчете на одну женщину (с 6,80 до 1,21) [4]. Уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств. Однако в России трансформации в демографической ситуации были вызваны, прежде всего, радикальными изменениями, произошедшими в социально-экономической системе страны.
В постсоветский период обнаружился глубокий экономический кризис, снижение основных показателей уровня жизни, быстрое повышение уровня бедности населения и, как следствие - кризис семьи. По данным Национального архива РТ, с 1988 по 1991 г., рождаемость в Республике Татарстан резко сократилась, так например, по г. Казань показатели рождаемости за 1992 г. (общее количество детей в возрасте от 0-2 лет было -29 947 человек), на следующий 1993 г. эта цифра уже - 9439 человек [3, С. 449]. Минимум рождаемости пришелся на 1999 г., когда в Казани на свет появилось всего 8849 детей. В 1990-е гг. понизился общий коэффициент брачности до минимального значения в 1998 году - менее 6 зарегистрированных браков на 1000 человек (5,8 %), и рос коэффициент разводимости, достигший своего максимума в 2002 году (5,9 %), соотношение числа разводов и браков (было зарегистрировано 837 разводов на 1000 браков)[4].
В России продолжается кризис семьи. За период между переписями населения - с 2002 по 2010 гг. - увеличилась доля «одиночных» домохозяйств с 22,3% в 2002 г. до 25,7 в 2010 году, это 14 млн домохозяйств, а средний размер семьи уменьшился с 3,65 человек в 1959 г. до 3,2 человек в 2002 г. и 3,1 человек в 2010 г. [^.Среднероссийский уровень рождаемости - 1,567, тогда как для простого воспроизводства необходимо 2-3 ребенка в семье. Большинство семей в России с детьми имеют одного ребенка - около 68%, двоих детей - 27%. На основании полевых матералов автор выявила, что на полную детную татарскую семью приходится в среднем 1,6 ребенка: 49,4% - семей имеют двоих детей, 32,8% - одного, 14,4% - троих и 3,1% -четверых и более детей, это несколько выше средних показателей по России [9]. У татар сохраняется приверженность традиционным
ценностям межпоколенной поддержки: помощь идет от родителей к детям - это как денежные транши, так и безвозмездный уход за малолетними детьми. Однако не менее востребованной является помощь детной семье государством.
С середины 2000 -х гг. в России реализуется политика, направленная на рост народонаселения и продолжительность жизни. Наиболее популярной и продуктивной мерой увеличения рождаемости остается
материальная помощь, например,
«материнский капитал». Несмотря на дискуссию по этому вопросу, сухие факты подтверждают определенное влияние предоставленной меры на повышение рождаемости. Так, в 2007 году количество выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал составило 313803 единиц, а в 2013 году - 786320 единиц[4]. Важны меры поддержки детной семьи, принимаемые на региональном уровне, в частности, в республике Татарстан работают целевые программы: «Дети Татарстана», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан», «Программа Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи», «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан»[2]. Молодые татарстанцы чувствуют заботу государства и чаще принимают решение о сознательном приумножении семьи. Так по данным за 6 месяцев 2015 года в столице Татарстана родились 11522 малыша - это на 5,6% больше, чем за аналогичный период минувшего года. В прошлом году в городе был установлен абсолютный рекорд рождаемости: в отделах ЗАГС было зарегистрировано 22949 новорожденных. Это на 22% выше предыдущего демографического рекорда, который был зафиксирован в 1987 году, а по сравнению с 2006-м годом рост рождаемости составил более 80% [6].
Надежная государственная политика может побудить, в первую очередь молодежь, принять решение в пользу родительства. Материалы полевых исследований
подтверждают, что большинство респондентов (85,0%) считают: «Родительство - ключевая мотивация в понимании счастливой жизни» [9]. При условии эффективной социальной политики с каждым поколением число детей будет приумножаться, и возможно полное восстановление демографического потенциала страны.
Таким образом, модернизация
способствовала изменениям супружеского и
родительского поведения по форме и содержанию: если в традиционной культуре вопрос продолжения рода был вопросом выживания общины, то в индустриальном обществе для поддержания престижа семьи и
родительства уже необходимы усилия государства, которое законодательно определяет тенденции в обществе, ведущие к супружеству и родительству как общественно одобряемой форме поведения.
Литература:
1. Данные переписи населения РТ 2002 г. и 2010
г.
2. Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63 ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет».
3. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1296. Государственный комитет по статистике. Оп. 18. Ед. хр. 1315, 1394. 4. С. 449.
4. Основные демографические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru /ministry/programms/6.
5. Пушкарева Н. Л. Как заставить говорить пол? (гендерная концепция как метод анализа в истории и этнологии). / Н.Л. Пушкарева // Этногр. обозрение. 2000. - № 2. - С. 27 - 42.
6. Рождаемость в Казани за 6 месяцев 2015 года выросла на 5,6% [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.kzn.ru/news/49308-rozhdaemost-v-kazani-za-6-mesyatsev-2015-goda-vyrosla-na-56.
7. Сайфутдинова Г.Б. Анализ перспективы родительства в России (на материалах республики Татарстан / Г.Б. Сайфутдинова, Ю.Е. Железнякова, Г.А. Ляукина, Р.Р. Тактамышева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6 (Ч.1). -С.199-203.
8. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Научный руководитель: проф. Титова Т.А. -Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева», 2011. - 261 с.
9. Сайфутдинова Г.Б. Эмпирическое исследование 2013 - 2015 гг. материалы развернутых интервью с представителями полных детных татарских семей в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Институт родительства у татар: традиции и современность».
Сведения об авторе:
Сайфутдинова Гузель Борисовна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, заведующая музеем, Казанский государственный энергетический университет, [email protected]
Data about the author:
G. Sayfutdinova (Kazan, Russia), candidate of Historical Sciences, associate professor Kazan State Power Engineering University, [email protected]