Сайфутдинова Гузель Борисовна
СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В статье анализируются представления о семье, браке и репродуктивном поведении на фоне динамично меняющейся социально-экономической системы. Историческая трансформация перехода от доиндустриального к постиндустриальному обществу привела к кризису семьи, брака и репродуктивного поведения. Автор видит решение в новых эффективных моделях функционирования данных институтов, в которых важное место займет механизм государственного социального регулирования и популяризации семейного статуса и родительства на государственном уровне. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-2/37.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 152-154. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 902(4/9)
Исторические науки и археология
В статье анализируются представления о семье, браке и репродуктивном поведении на фоне динамично меняющейся социально-экономической системы. Историческая трансформация перехода от доинду-стриального к постиндустриальному обществу привела к кризису семьи, брака и репродуктивного поведения. Автор видит решение в новых эффективных моделях функционирования данных институтов, в которых важное место займет механизм государственного социального регулирования и популяризации семейного статуса и родительства на государственном уровне.
Ключевые слова и фразы: семья; брак; репродуктивное поведение; кризис семьи; гражданский брак; социальное регулирование.
Сайфутдинова Гузель Борисовна, к.и.н.
Казанский государственный энергетический университет guzelsai@mail. т
СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН1
Историко-социально-экономические преобразования в российском обществе в ХХ-ХХ1 вв. отразились на основных институтах - семье, браке и родительстве. Это привело общество к кризисным явлениям: низкому уровню рождаемости, увеличению числа неполных семей, постоянному росту разводов (по статистике, каждый третий брак в России заканчивается разводом), распространению так называемых «гражданских браков» и моде на западный образ жизни, где альтернативой традиционным выступают индивидуалистические ценности и самореализация.
Актуальность решения проблемы кризиса семьи, брака и репродуктивного поведения видится через комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.
Изменение института семьи, брака и репродуктивного поведения за последние полтора столетия особенно заметно на фоне демографических показателей, падение итоговой рождаемости составило с 7,5 живорождений на одну условную женщину за всю её жизнь в конце Х1Х века до 1,2 - в конце ХХ века [6]. Уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств, но особенностью трансформации общественных институтов в России, прежде всего, были не эволюционные, а радикальные изменения, произошедшие в социально-экономической системе страны. Исследователи считают, что родительство зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе [2; 7; 9].
В традиционной России общество регулировалось через имперские законы, религию и патриархальную крестьянскую общину, которая выступала гарантом религиозного брака и родительства, формируя статус данных институтов как одобряемой формы общественного поведения. Наступивший в 1917 году советский период изменил статус и положение семьи, статус начал устанавливаться государством. Были унифицированы социальные институты: введен гражданский брак, равноправие в хозяйственном и юридическом отношении между мужчиной и женщиной, обязательная занятость женщин и урбанизация, что сформировало новый принятый обществом «социалистический брак» с упрощенной структурой (родители и дети) и мини-детность. Современная российская семья не подчиняется ни традициям, ни идеологическому натиску государства, теперь семья, брак и родительство - это частное дело, и решается каждым самостоятельно (но относительно социального, экономического и репродуктивного поведения). Планировать и выбирать будущее помогает экономическая самостоятельность, женская эмансипация и открытое информационное пространство (СМИ, Интернет). При этом нет обязательных этапов жизни. Набирает силу регулирование рождаемости (контрацепция, планирование семьи, аборты), доминирует модель однодетной семьи. Обязательность брака, родительства как нормы вообще уходит. Частым стал «гражданский брак», которому исследователи приписывают отложенные рождения и добровольную бездетность в пользу карьеры и потребления в одном случае и родительство вне супружества - в другом. По данным исследователей, среди молодых семейных пар, где родители в возрасте до 35 лет, 30% - одинокие матери с детьми и 3% - одинокие отцы с детьми [1, с. 33-64]. За последние годы внебрачные рождения в России составили 1/5 всех рождений. Происходит отделение родительства от института брака. По результатам исследования основные социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства, следующие: жилищные проблемы; вопрос, связанный с пропиской; возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и нежелание супругов вступать в имущественные отношения. В результате исследования на материалах Татарстана респонденты, заявившие себя как супруги, только в 92,0% случаев оказались состоящими в зарегистрированном браке, в целом в Татарстане доля внебрачных рождений составляет 20,4% [11, с. 169-172]. Участвовавшие в исследовании объясняли сложившуюся ситуацию, во-первых, тем, что для одиноких матерей существуют специальные пособия и льготы
1 В работе использованы результаты, полученные при реализации проекта «Институт родительства у татар: традиции и современные практики», выполненного в рамках гранта РГНФ 2012 г. 12-11-16002 а. Эмпирическую базу исследования составили 500 детных супружеских пар Татарстана. Также использованы результаты полуструктурированного интервью с детными парами татар Татарстана (всего 12 супружеских пар). Исследование проводилось осенью 2014 г. - весной 2015 г.
ISSN 1997-292X
№ 6 (68) 2016, часть 2
153
(«пусть и небольшие»); во-вторых, решением одного из супругов ограничиться возрожденным в Татарстане традиционным браком - никах. Браки посредством никах обществом не осуждаются и не являются обязательными для регистрации в ЗАГСе. Однако за последние годы в республике участились случаи многоженства среди мужчин, вступивших в брак посредством никах. Проблема получила общественную огласку, и духовное управление мусульман РТ заявило, что после никах в мечетях молодоженам будут выдавать специальные свидетельства, отпечатанные на госзнаке, а также заносить их данные в единую базу [3].
Согласно статистике в России на два зарегистрированных брака приходится один развод. В 2014 году число разводов увеличилось на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего 2013 года (340,0 против 316,3 тысячи) [6]. При этом материалы исследования подтверждают: ценность семьи у татар остается высокой, супружество как основную мотивацию в осознании счастливой жизни определили для себя 94,4% женщин и 78,3% мужчин, родительство как обязательное условие счастья - 89,4% женщин и 80,3% мужчин [11, с. 169-172]. Основной нормой поведения для нашего современника продолжает быть пример родительской семьи с её основными функциями, к которым относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая; экономическая; социально-статусная; эмоциональная и духовная. Однако механизмы социальной адаптации в меняющихся условиях не мотивируют молодежь к семейным ценностям, они чаще выбирают западный образ мышления, который пропагандируется СМИ и Интернет, где роди-тельство воспринимается как альтернативное событие индивидуальной жизни, конкурирующее с получением образования, достижениями в карьере, путешествиями и материальными благами (квартира, машина и пр.). Наше исследование подтверждает, что карьера, по крайней мере на начальном этапе, волнует одинаково оба пола, на то указывает высшее образование у 56,9% женщин и 48,8% мужчин - респондентов. При наличии такого образовательного фона важно, насколько свободно могут удовлетворить свои профессиональные и родительские потребности в наши дни мужчины и женщины. Проблема профессиональной занятости и материнства мало обсуждается в российском обществе. Но именно изменения в социальном статусе женщины, расширение сферы ее интересов, лежащих вне семьи, повышение уровня образования и занятости часто являются поводом отложенных рождений. По-прежнему сохраняется двойная нагрузка женщин. Привлечение к домашнему труду прислуги показало, сколько реально стоит на рынке работа женщин по дому и по уходу за детьми. На наш взгляд, создать благоприятные условия для реализации материнства, не противоречащие карьерным достижениям, потенциально можно, но сейчас система функционирования государственной инфраструктуры, ориентированная на поддержку семей с детьми, неэффективна: недостаточность мест в детских дошкольных учреждениях, неудовлетворительное качество медицинских, образовательных услуг, реформы бюджетной сферы. Единственным выходом для двухкарьерных (где оба родителя работают) дет-ных семей остаются социальные связи. У татар сохранилась приверженность к традиционным ценностям межпоколенной поддержки, помощь идет от родителей к детям, это как денежные транши, так и безвозмездный уход за малолетними детьми. По результатам исследования, 7/10 семей живут отдельно, однако в развернутом интервью молодые пары часто проговаривали, что специально выбирают себе район проживания рядом с родителями, чтобы те помогали, «пока дети маленькие».
Важную функцию несут государственные программы, ориентированные на детные семьи, определяющие: ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы, преимущества для многодетных семей. На федеральном уровне наиболее востребованной остается программа по выплате «материнского капитала». Несмотря на дискуссию по этому вопросу, сухие факты подтверждают определенное влияние денежной стимуляции на повышение рождаемости. Так, в 2007 году количество выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал составило 313 803 единицы, а в 2013 году - 786 320 единиц [5]. По материалам исследования, подавляющее большинство респондентов (96,0%) одобряют программы, поддерживающие детные семьи. В 2011 году вступил в действие Закон о развитии жилищного строительства, благодаря чему государством было закреплено право многодетной семьи на получение участка земли, площадь которого составляет 0,15 га. Татарстан - сельскохозяйственный регион, и мера по реализации земельных участков востребованна. Так, в список на получение бесплатного земельного участка со старта программы включили более 6,5 тыс. семей, 46% участками обеспечили [4]. Наиболее восприимчивыми к реализации «земельной» программы оказались отцы семейств. Из интервью участника проекта: «...мы с женой по социальной ипотеке воспользовались "материнским капиталом", уже получили двухкомнатную квартиру, вот участок бы получить, у меня друг уже получил, строится, да моя жена третьего ребенка рожать не хочет, говорит, устала дома сидеть. А я ей отвечаю, участок получим, будешь в коттедже жить. ...А зачем ей работа, у неё оклад 12 000 рублей... » (мужчина 32 лет, в браке 6 лет, житель города Казани).
В Республике Татарстан не первый год наблюдается положительная демографическая динамика: «В 2015 году в столице Татарстана был установлен абсолютный рекорд рождаемости: в отделах ЗАГС было зарегистрировано 22 949 новорожденных. Это на 22% выше предыдущего демографического рекорда, который был зафиксирован в 1987 году, а по сравнению с 2006-м годом рост рождаемости составил более 80%» [10]. Власти связывают рост рождаемости с реализацией политики по укреплению института семьи на законодательном уровне [8]. Однако демографы предупреждают, что монетарные меры в действительности стимулируют лишь конъюнктурную реакцию, при этом суммарные показатели рождаемости в реальных поколениях практически не изменяются [6]. С другой стороны, брак - институт экономический, и именно экономические мотивации поддерживали и, более того, были фундаментом в его основании.
Таким образом, кризис семьи и родительства определяется индивидуальным выбором, который делает каждый самостоятельно. Автор видит проблему в отсутствии популяризации семейного статуса и родительства на государственном уровне, когда быть многодетной семьей становится модным, потому что родительство
обеспеченно государственной поддержкой через социальную политику. Кроме того, меры, направленные на повышение рождаемости, сопутствуют желаниям россиян, которые в подавляющем большинстве считают семью, брак и родительство основной составляющей счастливой жизни.
Список литературы
1. Бирюкова С., Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 3. С. 33-64.
2. Бойко В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): дисс. ... д. психол. н. Л., 1981. 632 с.
3. В Татарстане объявили войну многоженству [Электронный ресурс]. URL: http://wwwevening-kazan.ru/articles/v-Tatarstane-obyavili-voynu-mnogozhenstvu.html (дата обращения: 25.04.2016).
4. Власти Казани пообещали ликвидировать очередь за земельными участками многодетным семьям [Электронный ресурс]. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan/16/02/2015/5592b4409a7947e00d5b5656 (дата обращения: 25.04.2016).
5. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://wwwrosmintrud.ru/ministry/programms/6 (дата обращения: 25.04.2016).
6. Захаров С. В. Рождаемость в России: первый и второй демографический переход [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_08.html (дата обращения: 25.04.2016).
7. Кон И. С. Секс, общество, культура // Иностранная литература. 1970. № 1. C. 243-255.
8. Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 08.12.2004 г. № 63-ЗРТ. URL: http://docs.cntd.ru/document/917015790 (дата обращения: 25.04.2016).
9. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
10. Рождаемость в Казани за 6 месяцев 2015 года выросла на 5,6% [Электронный ресурс]. URL: http://www.kzn.ru/ news/49308-rozhdaemost-v-kazani-za-6-mesyatsev-2015-goda-vyrosla-na-56 (дата обращения: 25.04.2016).
11. Сайфутдинова Г. Б. Семья и родительство в эпоху модернизации (на примере татар Республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (33). Ч. I. С. 169-172.
FAMILY, MARRIAGE AND PARENTHOOD IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Saifutdinova Guzel' Borisovna, Ph. D. in History Kazan State Power Engineering University guzelsai@mail. ru
The article analyzes the ideas of family, marriage and reproductive behaviour against the background of the rapidly changing socio-economic system. The historical transformation of transition from the pre-industrial to the post-industrial society has led to the crisis of the family, marriage and reproductive behaviour. The author sees the solution in new effective models of the functioning of these institutions, in which an important place will be occupied by the mechanism of state social regulation and the popularization of the marital status and parenthood at the state level.
Key words and phrases: family; marriage; reproductive behaviour; crisis of family; civil marriage; social regulation.
УДК 94(470)+930.1:1+323.2 Исторические науки и археология
В статье исследуются феномены прозрачности и сакральности власти. На основе сравнительно-исторического анализа автор делает вывод о негативном воздействии культивирования прозрачности власти на ниве российской государственности. Показано, что идея «прозрачности» в России чаще всего и воспринимается, и используется как средство дискредитации государственных институтов. Разрешение дилеммы «прозрачность или сакральность» автор видит в традиционно русском понимании власти как исторической ответственности, а государственной службы - как служения Отечеству.
Ключевые слова и фразы: прозрачность власти; сакральность; гласность; стабильность; чиновничество; политическая история.
Симашенков Павел Дмитриевич, к.и.н.
Международный институт рынка, г. Самара pavel. simashenckov@yandex. ги
ДИХОТОМИЯ «ПРОЗРАЧНОСТИ» И САКРАЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ В ИСТОРИОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ
Если человека видно насквозь - значит, он пустой (из старинного трактата по оптике).
Жестокость современных рукотворно-кризисных реалий способна обострить отношения населения и власти до критического предела. Конфликтный контекст придаёт особую актуальность проблеме достижения