Научная статья на тему 'Использование подкастов для совершенствования навыков восприятия на слух английской речи'

Использование подкастов для совершенствования навыков восприятия на слух английской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПОНИМАНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Журавлева Вера Ивановна, Журавлева Наталья Александровна

В мире много вариаций английского языка. Часто человеку, живущему вне языковой среды, бывает трудно, изучая язык только по текстам учебника и аудиозаписям, записанным профессиональными актерами с четкой дикцией, понять носителей языка. В статье говорится о трудностях и возможностях преодоления навыков понимания на слух английской аутентичной речи, используя различные англоговорящие источники: фильмы, учебные подкасты BBC. Включение в учебный план проведения таких занятий существенно повышает результативность изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование подкастов для совершенствования навыков восприятия на слух английской речи»

религию якорем, который несколько уравновешивает быстро меняющиеся представления и нормы современного общества, но не может их остановить.

Список литературы

1. Борзова Е.П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур // Труды СПб ГУКИ, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/vostok'-ь zapad-sravnitelnyy-analiz-kultur/ (дата обращения: 13.04.2017).

2. Сайфутдинова Г.Б. Воспитание детей у татар в доиндустриальную эпоху // Известия Алтайского государственного университета, 2008. № 4-5. С. 174-176.

3. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07. Саранск, 2011. 261 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ Журавлева В.И.1, Журавлева Н.А.2

1Журавлева Вера Ивановна - старший преподаватель;

2Журавлева Наталья Александровна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Национальный ядерный университет Московский инженерно-физический институт, г. Москва

Аннотация: в мире много вариаций английского языка. Часто человеку, живущему вне языковой среды, бывает трудно, изучая язык только по текстам учебника и аудиозаписям, записанным профессиональными актерами с четкой дикцией, понять носителей языка. В статье говорится о трудностях и возможностях преодоления навыков понимания на слух английской аутентичной речи, используя различные англоговорящие источники: фильмы, учебные подкасты BBC. Включение в учебный план проведения таких занятий существенно повышает результативность изучения английского языка.

Ключевые слова: восприятие на слух английской речи, обучение навыкам понимания аутентичной английской речи, использование подкастов.

УДК 378.016.37.017.925

Введение

Слово подкаст происходит от слов iPod и broadcast. Но теперь не надо иметь iPod для того, чтобы слушать различные подкасты. В настоящее время вам надо иметь только компьютер с доступом в интернет. Подкасты можно найти в свободном доступе на огромном количестве источников, по разным темам и совершенно бесплатно. Чем больше вы слушаете английскую речь, тем больше понимаете ее. Подкасты дают вам возможность слушать разные вариации английского языка, в зависимости от того, в какую страну вы собираетесь ехать. [1] Ведь доподлинно известно, что если вы собираетесь в Китай, то учите китайский английский, в Австралию - австралийский. Так как есть существенные различия в произношении, лексическом наполнении и даже грамматике в различных вариантах английского языка в разных странах. Слушая английскую речь, вы, сами не замечая того, учитесь различать ритм английской речи, вычленять на слух лексические единицы, инстинктивно понимаете, что звучит

правильно, а что нет. Подкасты можно загружать и слушать в любое время. И с каждым разом вы будете понимать все больше и больше.

Конечно, наибольшую отдачу можно получить только, когда вы заинтересованы в теме того, что вы слушаете [1]. Метод

Как можно помочь себе? Прежде всего, подумайте о том, что вы можете услышать. Выпишите не менее десяти ключевых слов, которые вы услышите. Слушайте и выписывайте как можно точнее идеи и лексику. После этого проверьте, сколько вы помните. Что хорошо в подкасте - вы можете слушать его столько, сколько вам необходимо.

Как учитель может использовать подкасты в своей работе?

Прежде всего, надо соотносить тему, которую проходят студенты по своему учебнику, с темой подкаста. Например, если вы изучаете тему Добыча урана, то и раздел подкастов должен быть связан с этой темой. Можно взять раздел BBC по охране окружающей среды. Хорошо перед слушанием подкаста ввести новые слова по теме, отработать их произношение, обсудить тему и обозначить трудности. Обратите внимание на трудности произношения и беглость речи ораторов. Попросите студентов выбрать себе подкаст для домашней работы. Он должен быть связан с темой учебника. На следующем уроке студенты первые десять минут рассказывают о подкастах, которые они слушали, объясняют, почему они их выбрали, трудно или легко было их слушать и понимать, что они из них узнали (и в понимании языка и в лексическом наполнении) [1]. Проводя такую работу на постоянной основе, вы получаете очень интенсивный опыт отработки навыков слушания и понимания аутентичной английской речи. Вся эта работа хорошо проходит на уровне Intermediate. На уровне Advanced могут возникнуть некоторые трудности. Студенты этого уровня хорошо знают английский и им трудно найти мотивацию для дополнительных занятий, если только они не готовятся к сложному экзамену, который предстоит сдавать вне своего учебного учреждения. Они хорошо знают грамматику, основные языковые структуры отработаны, у них хороший словарный запас и они не видят необходимости тратить много времени для изучения множества новых языковых структур. И работу над навыками аудирования считают скучной и необязательной [2]. И если этот процесс пустить на самотек, то появятся студенты, которые опустятся на уровень Intermediate, сочиняя невнятные и несуществующие слова и словосочетания, которые плохо сочетаются между собой и звучат странно для английского языка. Особенно это важно при изучении английского языка для определенных отраслей промышленности, например, атомной, где очень важно быть понятым правильно и недвусмысленно. Надо подчеркнуть на этом этапе, чтобы студенты не потеряли интерес, как важно точно знать и понимать правильные сочетания слов. И как много еще они могут узнать. Следует ввести основные сочетания [2]: Verb + noun Adjective + noun Verb + adjective + noun Adverb + verb Adverb + adjective Adverb + adjective + noun Adjective + preposition Noun + noun

Почему использование сочетаний так важно при выработке правильных навыков аудирования при работе с подкастами? Потому, что неверное употребление двух или более слов порождает непонимание и служит почвой для дальнейшей генерации ошибок. Что можно посоветовать студентам на этом уровне [3]?

- напишите десять словосочетаний, которые, возможно, будут употреблены в подкасте. Поиграйте: сколько вы смогли услышать? Употребите эти сочетания в ином контексте.

- послушайте две минуты подкаста и постарайтесь предугадать, что вы можете услышать дальше? Послушайте дальше. Угадали? Сделайте это еще раз, останавливая подкаст в разных местах.

- прослушайте весь подкаст без остановки. Напишите краткое описание того, что услышали. Прослушайте еще раз. Сколько фактов вы смогли добавить? Какие новые словосочетания вы смогли услышать?

- выберите элемент грамматики, который вы бы хотели отработать. Сколько раз он прозвучал в подкасте и в каких ситуациях?

- слушайте и повторяйте за диктором. Это улучшит произношение и беглость речи даже при уровне advanced. Но уровень звучания должен быть на уровень выше.

Заключение.

Метод использования подкастов на уроках и в качестве домашнего задания помогает улучшить сразу все аспекты изучения английского языка: лексику, грамматику, навыки слушания. Причем помогает сделать это сразу, давая правильный образец для подражания. Словосочетания важны на каждом этапе изучения языка, но на продвинутом уровне они помогают сохранить и поддерживать интерес студентов к дальнейшему совершенствованию владения языком. При современном развитии интернета, недопустимо игнорировать такой мощный и безграничный учебный ресурс как подкасты.

Список литературы

1. Williams Bruce. In English - The British Council magazine for teachers of English,

Autumn 2002 issue.

2. Lewis Michael. Teaching Collocation (LTP, 2000).

3. Lewis Morgan. Setting a good example ETP Issue. 22 Jan., 2002.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЕЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

МАТЕМАТИКИ

1 2 Алексеенко А.С. , Лихачева М.В.

1Алексеенко Анна Станиславовна - старший преподаватель, кафедра естественнонаучных дисциплин, Московский технологический институт; 2Лихачева Мария Владимировна - учитель математики, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 72, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются методические особенности изучения элементов математического анализа в школьном курсе математики. Ключевые слова: методика преподавания математики, предел функции, предел последовательности, среднее общее образование.

Понятия предела последовательности, предела функции являются фундаментальными понятиями математического анализа. Исторически понятие предела появилось лишь в XVIII в., однако, неявно использовалось значительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.