УДК 811.11:378
Л. А. Печищева
кандидат исторических наук; доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В научной статье автор анализирует развитие современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку. В эпоху глобализации интерес к иностранным языкам растет. Поэтому английский как язык международного общения особенно востребован. С целью повышения мотивации у студентов к иностранным языкам и обучению в целом преподаватели вузов стали применять ряд интерактивных технологий, позволяющих разнообразить учебный процесс и сделать практические занятия английского языка интереснее и продуктивнее. Особое внимание уделяется подкастам как инновационному способу обучения английскому языку. Таким образом, подкасты сегодня стали неотъемлемыми компонентами, используемыми при обучении иностранным языкам в российских вузах. Кроме того, в статье автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны применения под-кастов при обучении студентов английскому языку.
Ключевые слова: подкасты; подкастинг; иностранные языки; английский язык; современные информационные технологии.
L. A. Pechishcheva
Ph.D., Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Socio-political Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
THE USE OF BROADCASTS IN TEACHING OF ENGLISHIN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
In this article the author analyzes the development of the modern information technologies in the process of teaching the English language. In the ear of globalization people are more interested in the foreign languages. Therefore, English as an international language is in demand ever more. In order to increase students' motivation to study the foreign languages and educate at large, teachers have already started applying the series of interactive technologies, let diversify academic process and make practical English lessons more interesting and productive. In this article it is paid a special attention to broadcasts as an innovative means of English teaching. Thus, IPod and broadcasts have become today an integral tool, used in teaching of the foreign languages in Russian higher educational
institutions. Moreover, the author studies both advantages and disadvantages of broadcasts in teaching students the English language.
Key words: iPod and broadcasts; the foreign languages; the English language; modern information technologies.
Во время проведения лекционных и семинарских занятий в российских вузах преподаватели стали больше внимания уделять современным технологиям. Современные информационные технологии сегодня играют важную роль в учебном процессе, повышают мотивацию студентов к обучению, а также улучшают качество образования в целом.
В обучении иностранным языкам одним из приоритетных направлений является развитие у студентов межкультурной компетенции (т. е. способность успешно общаться с представителями других культур) [3, с. 107]. Чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, студентам необходимо не только овладеть азами своей специальности, но и на хорошем уровне знать иностранные языки. Межкультурное общение сегодня имеет важное значение в жизни любого человека, который стремится быть высококвалифицированным специалистом в своей области. Следовательно, для развития навыков межкультурного общения важно изучать мир носителей языка, а также развивать коммуникативные навыки, помогающие быстро адаптироваться к любой культуре.
Для изучения иностранных языков преподаватели используют различные современные технологии, в том числе и подкасты. Впервые они появились в 2004 г. и стали применяться для передачи звуковых или видеопередач в Интернете.
Под термином «подкаст» (от англ. iPod и broadcast) понимается аудио- или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра. Преподаватель может загрузить файлы на компьютер либо иное мобильное устройство или слушать их в режиме он-лайн (реального времени). Для образовательных целей используются аутентичные подкасты, т. е. файлы с записью носителей языка, либо подкасты, созданные преподавателем для студентов, либо самими студентами в процессе обучения иностранным языкам [4, с. 109].
«Подкасты являются инновационным средством обучения английскому языку в вузе, так как формируют языковые навыки и речевые умения в различных видах речевой деятельности (аудирование,
Вестник МГЛУ. Выпуск 9 (748) / 2016
чтение, письмо, говорение), обогащают лексический запас, совершенствуют грамматические навыки, усиливают мотивацию к изучению английского языка, позволяют индивидуализировать обучение, способствуют дифференциации деятельности студентов, а также интенсифицируют самостоятельную работу» [2, с. 192].
По мнению Б. С. Салина, «образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи» [5, с. 92].
Таким образом, интеграция подкастов в процесс изучения английского языка предоставляет большие возможности для студентов с различным уровнем владения английского языка.
Однако, помимо плюсов использования подкастов, в процессе обучения английскому языку есть и недостатки. Для того чтобы прослушать аудио- или видеофайл, необходимо загрузить установки специальных программ, таких как Audacity, HandyBits, Flash Video, iTunes, AmaroK. Кроме того, «не все подкасты сопровождаются печатным текстом; невозможность просмотра и прослушивания отдельных фрагментов подкаста; прослушивание подкаста требует больше времени, чем чтение, но позволяет создать атмосферу иноязычного общения на занятии» [1, с. 52].
Можно сказать, что сегодня подкасты стали важной составляющей в процессе обучения английскому языку в российских вузах. Кроме того, они помогают как преподавателям, так и студентам на практических занятиях по английскому языку, поскольку подкасты способствуют расширению рамок учебной среды; обеспечению свободного доступа студентов к большому количеству аутентичных текстов и файлов для совершенствования различных видов речевой деятельности, снижению психологической трудностей и языкового барьера, а также созданию межкультурного общения и т. д.
Применение подкастинга в учебном процессе позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач: «Формировать и совершенствовать навыки чтения; совершенствовать навыки аудирования
на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных преподавателем, которые включают формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков; совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения на английском языке; пополнять словарный запас - как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка; знакомить учащихся со страноведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на семинаре на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью» [1, с. 54].
Таким образом, к современным технологиям в обучении иностранным языкам эксперты относятся неоднозначно. Однако без инновационных технологий сегодня нельзя обойтись. Подкасты как инновационные способы обеспечивают новое качество процесса обучения английскому языку в вузе, мотивируют студентов к обучению, способствуют повышению результативности учебного процесса, а также оказывают положительное влияние на формирование компетенций, необходимых учащимся в их будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герасименко Т. Л., Грубин И. В., Гулая Т. М., Жидкова О. Н., Зенина Л. В., Лобанова Е. И., Романова С. А. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет-технологий. - М. : МЭСИ, 2013. - 119 с.
2. Дмитриев Д. В., Мещеряков А. С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - С. 192-199.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Рыбалко Т. Г. Подкастинг как средство формирования информационной компетентности студентов при обучении иностранному языку // Интеграция образования. - 2008. - № 3. - С. 108-111.
5. Салин Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. - 2010. -№ 4. - С. 91-93.