Научная статья на тему 'Историко-культурные традиции педагогического образования в России'

Историко-культурные традиции педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / TRADITIONS / HISTORICAL AND CULTURAL TRADITIONS / TEACHER EDUCATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Н. В.

В статье представлена краткая история возникновения и развития педагогического образования в России, рассмотрены его особенности в разные исторические периоды. Раскрывается сущность понятия «традиция» и ее назначение в обеспечении преемственности развития. Выделяются историко-культурные традиции педагогического образования. Представлена духовно-религиозная основа педагогических традиций, начиная с X века. Даны характеристики культурно-исторических традиций. Называются условия их возникновения, пути сохранения и распространения в прошлом и в современных условиях. Показаны некоторые традиции университетов в прошлом и настоящем. Особое внимание уделяется традиции подготовки педагогических кадров, в которых всегда нуждается школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents a brief history of the emergence and development of pedagogical education in Russia. It contains characteristics of pedagogical education in different historical periods. It reveals the essence of the concept «tradition» and the meaning of tradition in the ensuring of successive development. We distinguish historical and cultural traditions of pedagogical education. The article represents a spiritual and religious basis of pedagogical traditions starting from the 10th century. It contains the characteristics of the cultural and historical traditions. Conditions of their occurrence, ways of perpetuation and dissemination in the past and nowadays are described in the article. It shows some traditions of the universities in the past and present. Special attention is paid to the tradition of the training of pedagogical personnel, which a school always needs.

Текст научной работы на тему «Историко-культурные традиции педагогического образования в России»

УДК 371.13 (09) (47) : 37.014.5 : 271.2 : 37.034

Н. В. Седова

Историко-культурные традиции педагогического образования

в России

В статье представлена краткая история возникновения и развития педагогического образования в России, рассмотрены его особенности в разные исторические периоды. Раскрывается сущность понятия «традиция» и ее назначение в обеспечении преемственности развития. Выделяются историко-культурные традиции педагогического образования. Представлена духовно-религиозная основа педагогических традиций, начиная с X века. Даны характеристики культурно-исторических традиций. Называются условия их возникновения, пути сохранения и распространения в прошлом и в современных условиях. Показаны некоторые традиции университетов в прошлом и настоящем. Особое внимание уделяется традиции подготовки педагогических кадров, в которых всегда нуждается школа.

The article represents a brief history of the emergence and development of pedagogical education in Russia. It contains characteristics of pedagogical education in different historical periods. It reveals the essence of the concept «tradition» and the meaning of tradition in the ensuring of successive development. We distinguish historical and cultural traditions of pedagogical education. The article represents a spiritual and religious basis of pedagogical traditions starting from the 10th century. It contains the characteristics of the cultural and historical traditions. Conditions of their occurrence, ways of perpetuation and dissemination in the past and nowadays are described in the article. It shows some traditions of the universities in the past and present. Special attention is paid to the tradition of the training of pedagogical personnel, which a school always needs.

Ключевые слова: традиции, историко-культурные традиции, педагогическое образование, учитель, педагог.

Key words: traditions, historical and cultural traditions, teacher education, teacher.

Прежде чем говорить об историко-культурных традициях педагогического образования в России, обратимся к некоторым фактам, подтверждающим глубокие исторические корни представляемого явления. Нельзя не согласиться с мнением Г.Б. Корнетова о том, что Россия являет собой пример локальной цивилизации, испытавшей влияние многих культурных традиций и прошедшей самобытный путь исторического развития. Православие, пришедшее на Древнюю Русь из Византии в конце Х в. и ставшее духовно-религиозной основой ее педагогических традиций, как и христианство в целом, видело смысл педагогических усилий в приобщении

© Седова Н.В., 2016

человека к Богу. Главное состояло в наставлении человека на путь спасения, который достигается двумя способами: путем познания (умопостижения истины) и путем дел (праведным образом жизни) [3].

До конца XVII в. особое внимание на Руси уделялось второму пути. Рассудочное познание считалось «внешним» и противопоставлялось истинному «внутреннему», обращенному к Богу и связанному со «светлым» состоянием души. Считалось, что истинную душевную мудрость можно постичь только сердцем. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, в этом и была истинная мудрость, идущая от сердца. Идеалом служило воспитание христианского смирения и любви к Богу, необходимое для спасения души. Древнерусская педагогическая традиция, признававшая «душевное строение» центральной проблемой формирования человека, рассматривала образование как решение задачи воспитания христианина. Педагогические традиции Древней Руси опосредовались православием. Акцент делался не на развитии разума и овладении знаниями, а на формировании душевного переживания, пробуждении религиозного чувства и стремлении к праведной жизни. До появления педагогического образования еще далеко, но установки на то, зачем и чему учить и воспитывать уже определялись.

На рубеже XVN-XVШ вв. Петр I начал интегрировать Россию в западную цивилизацию [3]. В первой половине XVIII в. идет освоение европейского образования и достижений западной педагогики, уделяется пристальное внимание разумной деятельности человека, его нравственности, обосновывается необходимость единства умственного, нравственного и физического образования на основе сохраняемых и вновь создаваемых педагогических традиций.

На рубеже XVШ-XIX вв. в России была создана сеть учебных заведений (от приходских училищ до университетов), дающих возможность получения европейского образования. В традициях отечественного образования XIX в. было: стимулирование общественного интереса к вопросам воспитания; решение главной педагогической задачи - научить человека быть человеком и лишь потом гражданином; не подавление детской природы, а создание условий для ее развития; образование, составляющее естественную потребность людей, не должно быть насильственным. В конце века происходит усиление гуманистических мотивов при обращении к человеку.

Вступив в XXI век, человечество вырабатывает различные концепции будущего. Важная роль в них отводится образованию. В настоящее время в России идет активный поиск путей построения системы образования на основе общечеловеческих и национальных

образовательных ценностей. В качестве ценностных ориентиров построения системы, возможно, использовать историко-культурные традиции. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни. Институт образования во все времена сохранял историко-культурные, педагогические традиции, имеющие своим основанием высокие ценности и идеалы.

Традиции представляются как совокупность результатов развития общества (ценностей, отношений, форм деятельности, норм поведения, общественных установок, идей), критически осваиваемых и развиваемых в соответствии с конкретно-историческими задачами.

Историко-культурная, педагогическая традиция - это традиция, имеющая глубокие исторические корни, особое значение в общем историко-педагогическом процессе, в практике обучения и воспитания. Основными характеристиками этого понятия являются: закономерность их становления и включенность в общий историко-педагогический процесс в его историческом развитии; связь и преемственность в различные периоды. Использование этого понятия дает возможность обобщить целый ряд конкретных особенностей историко-педагогического процесса.

Смысловой основой понятия традиции является преемственность. В общем значении традиция - это одно из средств сохранения и передачи положительного опыта от поколения к поколению. Бесспорным является то, что истинное назначение традиций заключается в обеспечении преемственности развития. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого. Большинство ученых понимают традицию не только как результат развития, но и как основу совершенствования.

Одним из позитивных моментов развития современного научного знания является отказ от единообразия определений, ведущих к узости и замкнутости понятия. В философском знании понятие «традиция» трактуется широко и многопланово. Традиции понимаются как закон (В.Д. Плахов), опыт (Э.С. Маркарян), средства познания (И.Т. Касавин), отношения (И.В. Суханов), формы поведения (Э.А. Баллер). В различных философских толкованиях границы понятия традиции соприкасаются с философским полем таких понятий и явлений, как «обычай», «ценности», «наследие».

В рамках педагогического подхода традиции определяются как исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому. Смысловое поле педагогических традиций с началом разработки культурологического направления значительно расширилось. Традиции понимаются как закон (Р.Б. Вендровская); форма жизнедеятельности народа

(О.Н. Васина); явления (Ф.Г. Газизова); обобщающие идеи, понятия, идеалы, которые выработало человечество (Р. Жумабаев); как универсальный элемент культуры (М.В. Савин).

Обобщенный выход на традиции может быть выражен в их характеристике по трем существенным признакам:

1) традиции как ценностное отношение к тем или другим жизненным феноменам;

2) традиции как сложившиеся формы, способы организации жизнедеятельности в определенном пространстве жизни, в том числе и социально-историческом пространстве;

3) традиции как требования тех или иных значимых структур (государственных, общественных, национальных) к организации жизнедеятельности человека, особенностям его существования в обществе [5].

Существуют различные классификации историко-культурных, педагогических традиций. В научном исследовании И.Ф. Сюбаревой классификация представлена по следующим основаниям:

• периодизации истории по ступеням обучения - общеобразовательных школ, высшей школы;

• сфере и характеру деятельности субъекта - трудовые, профессиональные, учебные, художественные, спортивные, эстетические, научные;

• содержанию - правовые, нравственные, религиозные, атеистические, национальные, комсомольские, пионерские, традиции рабочего класса, (военно-патриотические, революционные, интернациональные);

• продолжительности - кратковременные, устойчивые, универсальные;

• степени функционирования - ушедшие, действующие (развивающиеся, неразвивающиеся);

• способу образования - стихийно сложившиеся, целенаправленно создаваемые [5].

Раскрыта взаимосвязь историко-педагогических традиций с культурным и социально-ценностным основанием каждого из этапов в истории образования эксклавного региона России.

Если говорить о традициях университетов в прошлом, то они базировались на следующем: автономия учреждения; выполнение образовательной, исследовательской, культурной миссии, просвещение населения; культивирование академических свобод; высокая нравственная оценка знаний; защита диссертаций; классическая философия как базовая дисциплина. Особое требование предъявлялось к качеству лекций. Требовались глубина и масштабность изложения материала, что вызывало у слушателя серьезное интеллектуальное напряжение. Отсюда и особые требования к пре-

подавателю: необходимость конспектов, монотонность и педантичность лекций, систематичность изложения материала, снабженного многочисленными ссылками и цитатами. Создавался психологический климат, способствующий самоутверждению студента через эрудицию; проявления интеллекта, гибкости ума и живости восприятия; осуществлялось приобщение студентов к научной школе; подготовка учителей на педагогических отделениях и факультетах университетов; развитие научных школ и др. Значительная часть историко-культурных, педагогических традиций сохраняется в современных университетах до сих пор.

При таком богатстве традиций остановимся только на нескольких.

Во-первых. История педагогического образования неразрывно связана с практикой работы педагогических учебных заведений, возникновение, становление и развитие которых явилось результатом развития экономической, политической и культурной жизни общества, результатом развития народного образования. До XVIII в. в России не было специализированных учебных заведений по подготовке учительских кадров. Одним из первых и лучших учебных заведений, созданных в начале XVIII в., была школа математических и навигацких наук, готовящая разных специалистов и среди них -учителей.

Большое влияние на развитие просвещения и становление подготовки учителей в XVIII столетии оказала Петербургская Академия наук, (учрежденная указом Петра I в январе 1724 г.). В отличие от западноевропейских академий задачей российской академии было не только «размножение наук», но и подготовка ученых, образованных людей, отчего бы «польза в народе впредь была». В ее деятельности было выделено четыре ведущих направления: научно-исследовательское, технико-прикладное, культурно-

просветительское, педагогическое, т. е. Академия наук (АН) призвана была стать не только центром развития научной мысли, но и центром просвещения в стране [2].

В 1726 г. при АН были организованы академическая гимназия и академический университет, для работы в них были приглашены видные зарубежные ученые и педагоги. Они придали гимназии гуманитарный, филологический уклон. Только в конце 50-х гг. XVIII в. в учебный план гимназии были включены математические дисциплины. Одним из первых русских учителей гимназии был математик, филолог-русист Василий Евдокимович Ададуров (1709-1780), который преподавал в гимназии арифметику, геометрию, русский язык, риторику и одновременно читал лекции в университете. Занятия он вел на русском и немецком языках. Ададуров являлся куратором

группы студентов, присланных в университет из Московской славяно-греко-латинской академии, в числе которых был молодой М.В. Ломоносов.

В 1759 г. М.В. Ломоносов представил президенту академии проект университетского устава, в котором он рекомендовал наделить университет правом давать ученые степени («производить в градусы»), укрепить профессуру (преподавать должны люди, имеющие «пристойные ранги»), освободить университет от вмешательства духовенства.

Серьезно заботиться о педагогической подготовке начали с учреждения университета в Москве (1755), с изданием Генерального плана Императорского воспитательного Дома и Госпиталя (1763), Главного народного училища в Петербурге (1783), и с развитием женских институтов благородных девиц. Закладывалась традиция создания первых учительских семинарий - в 1779 г. при Московском университете, в 1786 г. при Петербургском Главном народном училище.

Академический университет и академическая гимназия сыграли значительную роль в развитии образования и подготовке педагогических кадров. Из университета вышла большая группа русских ученых Д.С. Аничков1, П.Д. Вениаминов и С.Г. Зыбелин2, И.А. Третьяков и С.Г. Десницкий, успешно сочетавших научную и педагогическую деятельность.

Отметим, что в основу российской традиции содержания педагогического образования в XVIII в. были положены два разных подхода: развитие дисциплин специально-предметного цикла (у истоков этой идеи стоял М.В. Ломоносов) и развитие педагогики как «сердцевины» педагогического образования, о чем писал И. Г. Шварц.

Устав народных училищ (1786) закрепил создание единой системы светской школы от малого народного училища до университета и включал подробное руководство учителям народных училищ, чему и как учить, по каким пособиям преподавать, какую учебную документацию и как вести [1].

Оценивая в целом преобразования XVIII в., и в частности реформы в области просвещения, привлечение к обучению иностранных педагогов и желание воспитать своих, отметим, что именно в

А

1 Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788), профессор математики, выпускник семинарии Троицкой лавры и Московского университета, окончил Пажеский корпус.

2 Зыбелин Семен Герасимович (1735-1802) - известный русский ученый, педагог, доктор медицинских наук, первый профессор медицины Московского университета, член Российской академии наук.

36

этот период Россия сделала значительный шаг в развитии науки и образования, в подготовке собственных специалистов, в том числе учителей [4].

Первым педагогическим вузом России в 1804 г. стал Петербургский педагогический институт, который вырос из созданной Ф.И. Ян-ковичем еще в конце XVIII в. учительской семинарии - первого рассадника учителей для русских школ.

Значительный вклад в понимание миссии учителя, его подготовку, в представление его личностно-дидактических характеристик внес XIX в., его яркие представители: Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.

Объективные потребности страны в подготовке широкого круга специалистов, и в том числе учителей, нередко ломали те сословные преграды, которые правительство возводило на пути разночинцев в среднюю и высшую школы. Острая нехватка квалифицированных кадров часто заставляла правительство закрывать глаза на свои же «узаконения» и открывать разночинцам доступ к среднему и высшему образованию. Это обстоятельство сыграло важную роль в формировании русской демократической интеллигенции, из рядов которой вышли многие учителя и видные деятели отечественного просвещения.

Таким образом, в культурно-исторической традиции педагогического образования в России было решение вопроса о подготовке учителей в университетах и учреждениях (учительских семинариях) при них.

Во-вторых, в высшей школе как традиции отмечаются:

- ориентированность на высокие интеллектуальные ценности, выполнение образовательной, исследовательской, культурной миссии и др.;

- идеи о величии общечеловеческих и национальных ценностей, самоценности человеческой личности, нравственности, патриотизме, самовоспитании и самообразовании; ценности общего образования, дисциплины и организованности учебно-воспитательного процесса; соединении воспитания и обучения, формировании творческой личности, активизации познавательной деятельности и др.;

- формы: классно-урочная система, лекционно-семинарские занятия, школы и университеты как образовательные учреждения.

Отмечается традиция образования как социокультурного института, влияющего на накопление и сохранение научного знания, прогресс и культуру общества, что также аккумулирует в себе различные кардинальные изменения, происходившие в обществе, науке и культуре.

В-третьих, это историко-педагогическое наследие ученых, которое имеет самостоятельное научное значение в историко-

педагогической мысли и содержит следующие прогрессивные идеи: о ценности человеческой личности, внутренней свободе, нравственности, моральном долге; о воспитании характера; о развитии и реализации способностей человека в деятельности, формировании творческой личности; о культе знаний; о соединении воспитания и обучения, активизации познавательной деятельности, развитии многостороннего интереса и др. Педагогические идеи, методы, новаторские приемы обучения получили широкое распространение в отечественной и зарубежной педагогике, стали неотъемлемой частью научного знания. Они, включенные в историко-педагогические традиции университетов, с одной стороны, обогащают эти учреждения, с другой стороны, создаваемое в университетах педагогическое наследие обогащает научный поиск, прежде всего в области педагогической науки.

Мы всегда отмечаем великую ученость тех, на «плечах которых стоим». В год 95-летия кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена отмечаем уникальную традицию: узнавать, осмысливать, использовать и развивать идеи известных ученых: А.П. Пинкевича, Е.Я. Го-ланта, Ш.И. Ганелина, Н.Н. Петухова, П.Н. Груздева, Т.Е. Конниковой, Г.И. Щукиной, З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, К.Д. Радиной, А.К. Громцевой, Т.Н. Мальковской, Н.С. Зенченко, И.П. Иванова, Г.Д. Кирилловой и многих других, а теперь уже и сегодняшних руководителей научных школ: А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Радионовой, А.С. Роботовой, С.А. Расчетиной и др. Но очень важно, сохраняя традиции, создавать новые.

В современный период в образовательных учреждениях возникли следующие традиции:

- работа в режиме эксперимента, усиление научной стороны деятельности, международное сотрудничество, сетевое взаимодействие, ориентация на изучение региональной истории и культуры, включение местных (исторических, культурных и др.) материалов в учебно-воспитательный процесс,

- творческое отношение к труду профессионалов как основа для воспитания у молодежи потребности в труде и поиске способа достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости во всех сферах жизнедеятельности;

- стремление каждого образовательного учреждения создавать и развивать собственные педагогические традиции.

Историко-культурные традиции в условиях России содействовали и содействуют взаимопроникновению культур и формированию уникальной многокультурной ситуации, которая оказывает влияние на специфику традиций каждого региона. Каждое новое поколение имело свои собственные традиции, преемственность между которыми существовала не всегда. Но образование сохраняло ценный

опыт, образцы и идеи, которые преломлялись сквозь события времени, изменялись и трансформировались, продолжали существовать, становясь традициями, в том числе историко-педагогического характера.

И в заключение хотелось бы обозначить универсальные традиции:

Учитель должен воспитывать и довести до совершенства самого себя, и он должен воспитывать других. Он хочет других направить по правильному пути, пробудить в других стремление к истине и добру, в других добиться высшего развития задатков и сил, поэтому он должен прежде всего развивать эти прекрасные качества в самом себе, потому что никто не может дать другому того, чего не имеет сам, как утверждал А. Дистервег.

По мнению Д. С. Лихачева, воспитывать надо своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Приобщать к величайшим духовным сокровищам, которые оставляют в душе человека не только эстетическое, но и этическое, нравственное переживание. Как отмечают современные школьники и студенты: «Все дело - в любви к своему делу, нельзя научить любить то, чего ты сам не любишь или не умеешь любить».

Список литературы

1. Войтеховская М.П. Формирование модели профессионального педагогического образования в России в первой четверти XIX века // Исторические основания развития современного образования в Сибири. - Томск: Вестн. ТГПУ (ТБРЫ БиПеПп). - 2011. - 13 (115).

2. История педагогики и образования: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / [З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.

3. Корнетов Г. Б. История педагогики: моногр. - М.: АСОУ, 2013. - 460 с. (Сер. Историко-педагогическое знание. Вып. 62).

4. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. - М.: Педагогика,

1979.

5. Сюбарева И. Ф. Историко-педагогические традиции в условиях эксклав-ного региона России (XIII - начало XXI вв.): автореф. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.