Научная статья на тему 'Структура педагогических традиций института кураторства'

Структура педагогических традиций института кураторства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / КУРАТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТРУКТУРА ТРАДИЦИИ / PEDAGOGICAL TRADITION / THE INSTITUTE OF CURATORS / A CURATOR OF AN ACADEMIC GROUP / EDUCATIONAL WORK / THE STRUCTURE OF TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанова Анастасия Евгеньевна

В статье осуществлен историко-педагогический анализ понятия и структуры педагогической традиции. Изложены основные направления деятельности куратора академической группы в учреждении высшего образования. Выявлена роль педагогических традиций в воспитательной работе куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of pedagogical traditions of the institute of curators

The historical-pedagogic analysis of the concept and structure of pedagogical tradition is carried out in the article. The basic directions of activity of a curator of an academic group in a higher education institution are stated. The role of pedagogical traditions in educational work of a curator is revealed.

Текст научной работы на тему «Структура педагогических традиций института кураторства»

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА

Педагогическая традиция, институт кураторства, куратор академической группы, воспитательная работа, структура традиции.

Сфера воспитания и образования является областью сохранения культурных традиций. Одновременно она вырабатывает собственные педагогические традиции, имманентно присущие ей как социальному институту. Их содержание детерминировано ценностными ориентирами общества и ценностями педагогической деятельности. Исследование педагогического наследия, представленного в педагогических традициях, позволяет проследить динамику возникновения, закрепления и воспроизводства духовно-ценностного потенциала педагогической деятельности.

Актуальность исследования традиций связана с новой конкретно-историчес-кой ситуацией. В связи с процессом переосмысления ценностей с особой остротой зазвучал вопрос относительно смены картины мира, а значит, и исследовательских парадигм. Один из старейших объектов философии и педагогики — традиции — обрел на данном этапе социального развития общества новое звучание. Это обусловило его стремительное перемещение с периферии исследовательских интересов в центр научных дискуссий.

Понятие «...традиция» генетически восходит к глаголу 1гас1еге, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является традицией.

Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: «традиция — это, прежде всего, то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то, извне» [Косинова, 2009, с. 53].

Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения «устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогичес-ком наследии» [Юдина, 2002, с. 85]. Обращает на себя внимание тот факт, что исследования педагогических традиций содержат, как правило, описание идей, ценностей, критериев эффективности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому.

Весьма корректно проблема теоретического осмысления традиций в российской педагогике была освещена Р.Б. Вендровской. Ей же принадлежит попытка определить сущность этого феномена. Педагогическую традицию она рассматривает «как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый способ развития человеческой культуры, в том числе и образования» [Вендровская, 1994, с. 35].

Юдина Н.П. предлагает следующее определение педагогической традиции: «...это феномен, выражающий объективно существующую преемственную связь, благодаря которой наследуются представления о цели, задачах, сущности педагогического процесса, средства и механизмы реализации цели, характер взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Эта связь формируется в результате внешней (социально-культурной) детерминации и ценностного выбора субъектов педагогической реальности и обеспечивает ее устойчивое развитие» [Юдина, 2002, с. 93].

Традиция (весьма сложная, многоуровневая система) непосредственно обусловливает тот факт, что в традиционологических исследованиях вопрос о содержании и структуре традиции долгое время оставался дискуссионным. Целый ряд исследователей вообще отрицал наличие у неё какой-либо формы или структуры.

Как отмечает Вендровская Р.Б., «содержание традиции крайне неоднородно и состоит из разновременных по своему происхождению и не совпадающих по своей актуальности элементов» [Вендровская, 1994, с. 35-38].

М.В. Савин разделяет позицию Корнетова Г.Б., считающего, что «содержание традиции включает в себя представления об опыте и способах деятельности: сте-реотипизированный опыт деятельности, способы его обозначения, воспроизводимые от поколения к поколению» [Корнетов, 2004, с. 35—38].

Из отечественных авторов, исследовавших феномен традиций, наиболее полное описание структуры традиции предложил И.В. Суханов В созданной им оригинальной схеме структуры традиции выделены следующие элементы:

— звенья идеологических общественных отношений, не регулируемые юридическими установками;

— их идейная составляющая (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали, художественные произведения, положения религиозных вероучений);

— действия (поступки), рассматривающие духовные качества личности, требуемые определенной системой экономических отношений, — политические, нравственные, религиозные убеждения, интересы и потребности, эмоции и чувства во всех своих видах;

— обряд как элемент традиции, прочно утвердившийся в общественной жизни [Суханов, 1976, с. 37].

По мнению М.В. Савина, «данная структуризация традиции носит слишком общий и недостаточно конкретный характер (например, разные виды традиций могут включать и в то же время не включать обряды, и вместе с тем очень важные элементы содержания традиции перечислены автором через запятую)» [Савин, 2009, с. 99].

В структуру традиции, по мнению М.В Савина., входит, прежде всего, субъект традиционной деятельности — человек, в существенной мере определяющий бытие традиции в обществе (личность, являющаяся носительницей педагогической традиции в современном обществе).

Следующий компонент традиции — это выступающий в виде объективированного социального опыта основной результат деятельности субъекта, вызванный определенным типом социальных отношений в социуме (педагогический опыт, выраженный в содержании данной педагогической традиции).

Отмечая духовную и материальную составляющие педагогической традиции, Савин М.В. относит к ее содержанию артефакты — совокупность материальных и духовных элементов культуры, созданных творческим трудом человека. Традиция, представляя собой совокупность того, что досталось в наследство современному поколению из прошлого, имеет два аспекта — уже прошедший и существующий ныне. Он выделяет в структуре традиции и сверхчеловеческий компонент, относя к нему идеологию и религию как наиважнейшие элементы традиции. Обобщая вышеприведенные подходы, М.В. Савин, указывает следующую структуру педагогической традиции:

— духовный компонент педагогической традиции, представленный внутренней системой функций педагогических традиций, закрепленных предписаниями, нормами и уставами, оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами;

— материальный компонент педагогической традиции, представленный действующими, долговременными, устойчивыми и упорядоченными средствами развития и деятельности педагогической традиции;

— носитель педагогической традиции — личность, или группа личностей, являющихся носителями педагогических традиций в современном обществе;

— результат деятельности субъекта педагогической традиции — объективированный педагогический опыт, выраженный в содержании данной педагогической традиции [Савин, 2009, с. 100].

В современном обществе традиции наиболее актуальны, на наш взгляд, в сфере воспитания, в частности — в деятельности куратора академической группы, поскольку именно ему принадлежит особая роль в профессиональном становлении и развитии будущих специалистов. Таким образом, рассматривая структуру педагогических традиций сквозь призму развития института кураторства, можно отметить, что вышеперечисленные компоненты (духовный, материальный, личностный, результат деятельности) находят отражение в работе куратора.

Рассматривая институт кураторов в ракурсе педагогических традиций и историческом аспекте, можно отметить, что он формировался и развивался в процессе поиска эффективных путей подготовки и воспитания будущих специалистов. Так, еще в 1903 году император Николай II утвердил инструкцию для кураторов Томского технологического института. В инструкции для кураторов значилось: «Кураторы, служа посредниками между Советом Института и студентами, являются, с одной стороны, руководителями студентов, с другой же стороны, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и законных форм заявленных нужд и потребностей студентов» [4]. Данная инструкция определяла порядок избрания кураторов из числа профессорско-преподавательского состава, обозначала основные функции и направления деятельности куратора в вузе.

С тех пор институт кураторства не прекращал официально своего существования. Однако в конце 80- начале 90-х годов XX века в сфере кураторства наметился спад, обусловленный объективными внешними причинами. Институт кураторства стал существовать в большинстве случаев формально. Последствия этого времени сказываются во многом до сих пор, поскольку были утрачены многие традиции и преемственность в работе.

В среде современных учреждений профессионального образования слово «куратор» не является новым. Каждый студент вуза имеет представление о том, кто

такой куратор академической группы. Однако термин «куратор» в педагогической литературе имеет несколько значений:

- куратор [лат. curator — попечитель]—1) попечитель учебного округа; 2) защитник интересов и ходатай по делам Московского университета перед верховной властью; 3) студент-медик, ведущий в клинике наблюдения за больными; 4) учитель, руководящий ученическими кружками; 5) иногда - профессор, руководящий научной подготовкой прикрепленных к нему аспирантов [Каиров, 1960, с. 592];

- куратор [от лат. curator - попечитель] - попечитель, опекун [Лебедева, 2002, с. 223];

- куратор - лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы [Зотикова, 2007, с. 19].

Следовательно, можно предположить, что куратор - лицо, выступающее в роли наставника, опекуна, попечителя, защитника, руководителя по отношению к обучающимся.

Тем не менее в связи с осознанием важности воспитательной работы в вузе в настоящее время большое внимание уделяется организации и развитию института кураторов, занимающего значительное место в становлении будущих специалистов. В то же время возникает необходимость пересмотра и совершенствования традиционно сложившегося подхода к нему. Куратор вуза часто выступает как друг и наставник, советчик и защитник интересов студентов, пропагандист и просветитель, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза. Основной же целью деятельности куратора становится содействие профессиональному становлению будущего специалиста посредством создания оптимальных условий для саморазвития личности студента.

В большинстве вузов основной деятельностью куратора является воспитательная работа со студентами. В данном аспекте важную роль играет способность куратора сформировать из обычной студенческой группы настоящий коллектив. Именно здесь на первый план выходят педагогические традиции. А.С Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». При создании традиций необходимо руководствоваться тем, что не всякое мероприятие в вузе, которое просто регулярно повторяется, можно назвать традицией. Так, например, вряд ли можно считать традицией работу секций или кружков и проведение собраний старост.

Для того чтобы эти формы и виды работы стали традицией, в них должно быть что-то специфическое именно для конкретного коллектива, они должны быть приняты студентами как свой особый коллективный закон. Особенностью традиций является не только их своеобразие, но и красочное оформление, и наличие всегда повторяющихся элементов.

Исследование педагогического наследия, представленного в педагогических традициях, позволяет проследить динамику возникновения, закрепления и воспроизводства духовно-ценностного потенциала педагогической деятельности. Являясь важным звеном в целостной образовательной системе вуза, куратор осуществляет комплексный подход к воспитанию и профессиональной подготовке будущих специалистов, поэтому нельзя недооценивать его роль и место в этой системе. Необходимы всестороннее изучение принципов, форм и методов эффек-

тивного взаимодействия педагога со студентами, а также определение критериев оценки эффективности его деятельности.

Библиографический список

1. Вендровская Р.Б. Традиции как аксиологическая категория истории образования: вопросы развития гуманитарного образования в отечественной школе предреволюционного и постреволюционного периода // Образование: идеалы и ценности. 1995. № 6. С. 13-21.

2. Вендровская Р.Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования. 1994. № 12. С. 28-37.

3. Зотикова Н.А. Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2007. № 11. С. 19.

4. История кураторской деятельности.1Л1Ь : http://www.tpu.ru/html/k-history.htm

5. Каиров И.А. Педагогический словарь. М.: Академия педагогических наук, 1960. 775 с.

6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.: Наука, 2004. 526 с.

7. Косинова О.А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике,2009. 1Л1Ь : http://ru.wikipedia.org.

8. Савин М.В. Философско-методологические основы традиционологического подхода в педагогических исследованиях. Тверь: Научная книга, 2009. 321 с.

9. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Искусство, 1976. 234 с.

10. Юдина Н.П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации. Хабаровск: ХГПУ, 2002. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.