УДК 37.034: 373.2 ББК Ч 41.00.51
Фадеев Сергей Борисович
аспирант, преподаватель кафедра дошкольной педагогики и психологии Пермский государственный педагогический университет
г. Пермь Fadeev Sergey Borisovich Post-graduate,
Lecturer
Chair of Preschool Pedagogy and Psychology Perm State Pedagogical University Perm
Сущность толерантности как многоаспектного феномена The Essence of tolerance As a Multidimensional Phenomenon
В данной статье раскрывается вопрос о сущности толерантности, о понимании данного феномена в различных отраслях знаний. Дается определение толерантности как личностного образования в педагогическом аспекте.
The article reveals the question of the tolerance essence, as well as of the understanding this phenomenon in various fields of knowledge. The definition of tolerance as a personal education in the pedagogical aspect is given.
Ключевые слова: толерантность, философский, аксиологический,
социально-правовой, социально-психологический, психологический и педагогический аспекты изучения толерантности.
Key words: tolerance; philosophical, axiological, social, legal, social, psychological, pedagogical and psychological aspects of the study of tolerance.
Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования различных компонентов педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Среди многих проблем его организации особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности как интегративного личностного образования. Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения. Толерантное отношение, как и сама толерантность, являются прочным фундаментом для перехода на новый этап в
развитии общественного сознания, поскольку толерантность - это некая основа для единения людей, для укрепления общества.
В условиях современного полипарадигмального отечественного образования имеет место терминологическая неопределенность категории «толерантность». В контексте разных наук она конкретизируется в зависимости от доминирующих авторских позиций, что требует детализации самого понятия в отношении к образовательному процессу.
Впервые обращение к идее толерантности обнаруживается в период античности. В средневековье толерантность приравнивалась к веротерпимости и рассматривалась как уступка в вопросе о религиозной свободе: веротерпимость исключала возможность принуждения к вере силой.
В работах философов XVП-XVШ веков происходит осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего, отрицание насилия в духовной сфере, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости и жестоких религиозных столкновений (Б. Спиноза, Дж. Локк, М. Лютер, Э. Роттердамский, Ф. Вольтер, Д. Дидро). Опираясь на теорию о естественном праве, общественном договоре и гражданском обществе, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье отстаивали политическую и экономическую свободу, духовное раскрепощение человека. Проблема толерантности, возникшая в западной культуре на религиозном уровне, положила начало осмыслению данного феномена в других социальных сферах.
Проблема толерантности нашла отражение и в русской философии и культуре. В работах русских мыслителей, ученых, деятелей культуры терпимость рассматривалась как «искусство отыскивания середины», политическая умеренность и гражданская мужественность, допущение чужой свободы, сочувственное отношение (В. Соловьев, В. Розанов, И.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, С.Л. Франкл и др.).
Основная трудность при формулировке универсального понятия «толерантность» связана с тем, что данный феномен многоаспектен в
различных областях знаний (педагогике, психологии, теологии, философии и др.), в разных культурах. В английском языке толерантность означает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его взглядов и поведения. В китайском, арабском, персидском языке толерантность определяется как великодушие снисходительность, сострадание, терпение, то есть является своеобразным синонимом «терпимости».
Большинство современных отечественных исследований обосновывают толерантность как важнейшую ценность в современном демократическом обществе (Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, П.Ф.Комогоров, Н. В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.П. Мчедлов, П.В.Степанов, В.А. Тишков).
Терминологическая неопределенность понятия «толерантность» связана с направленностью исследовательских позиций, разноплановыми ориентирами ценностно-смысловых обоснований в условиях современного полипарадигмального образовательного пространства.
По мнению А.Г. Асмолова в зависимости от точки зрения и системы координат феноменологические аспекты толерантности могут быть рассмотрены в эволюционно-биологическом, этическом, политическом, психологическом и педагогическом контекстах. [4]
В соответствии с позицией А.Г. Асмолова в эволюционно-биологическом аспекте концепция толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне реагирования, присущем тому или иному виду и не нарушающем его генотипа. [там же]
В этическом аспекте основой концепции толерантности являются гуманистические течения, подчеркивающие непреходящую ценность различных достоинств человека, в том числе и тех, которые отличают одного человека от другого. Если разнообразие людей и культур рассматривается как ценность, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных взглядов, выступает как условие сохранение разнообразия. [там же]
Толерантность в философском аспекте раскрывается через понятия «чужой», «иной» и определяется, прежде всего, как терпимое отношение к социокультурному многообразию, конкретизирующееся в терпимости в межличностных отношениях, терпимости и уважении к чужим мнениям, верованиям, чувствам, обычаям, поведению, к иного рода взглядам, нравам, менталитету, образу жизни, иноопыту, в целом ко всему «иному», основанное на понимании необходимости иного, различий как моментов целого (В.С. Библер, М. Бубер, Ф.М. Достоевский, И.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Б.Ф. Поршнев).
Аксеологический аспект, который представлен в работах А.Г. Асмолова, Р.Г. Апресян, С.М. Шалютина, Е.В. Магомедовой, Л.М. Ивановой, L. Burwood, R. Wyeth предполагает рассмотрение толерантности как личностной, гуманной, общечеловеческой ценности, проявляемой при постановке себя на место другого человека в ситуации морального выбора, а также отношение к другому человеку как ценности.
Социально-правовой аспект рассмотрения толерантности представлен в нормативных документах разного уровня. В данном аспекте толерантность понимается как общественная норма, обеспечивающая соблюдение основных прав и свобод граждан, как средство регуляции отношений между государствами и ее гражданами и между большими социальными группами. Толерантность раскрывается как действие или осуществляемая через закон и традицию правовая, моральная норма, принцип общественного устройства, реализуемый на уровне государства в модели либерального плюрализма (Е.В. Магомедова, П.В. Степанов, П.Ф. Комогоров, Г.У. Солдатова, А.А. Чичановский, R.J. Colesante, C.W. Collier).
В социально-правовом аспекте толерантность понимается как результат цивилизационного развития и возникший на этой основе компромисс между сосуществующими, и так или иначе конкурирующими большими социальными группами, а также готовность к определенным уступкам и добровольное согласие на взаимную терпимость, позволяющая им преодолевать все формы
дискриминации и отказываться от доминирования и навязывания своей точки зрения одной из сторон, в том числе с помощью силового или информационного давления и насилия (Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, Е.А. Темичева, А.А. Чичановский, Л.П. Ильиченко). Следовательно, толерантность в социально-правовом аспекте рассматривается и как непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, и как средство регуляции взаимоотношений между большими социальными группами (нациями, государствами), обеспечивающее им мирное сосуществование.
Изучение толерантности в социально-психологическом аспекте осуществляется, как правило в контексте деятельностного подхода: толерантность понимается как эмоциональная, духовная основа нравственной культуры общения, его регулятор, стабилизирующий процесс общения и способствующий принятию чужого мнения, как принцип конструктивного и гуманного общения, необходимое условие диалога в результате которого человек приходит к пониманию другого, признанию его прав, расширению своего социального опыта и ценностных ориентаций (Р.Р. Валитова, О.Г. Виноградова, А.М. Байбаков, Л.П. Ильиченко, Т.П. Скрипкина, Г.М. Шеламова).
В социально-психологическом аспекте толерантность понимается и как результат создания гармоничных отношений, способствующих осознанию образа Я и образа другого, усвоения общих этических принципов общения для преодоления конфронтации и достижения максимальной общности с «другими».
Толерантность в психологическом аспекте определяется неоднозначно, с приоритетным рассмотрением ее психофизиологических характеристик (А.Г. Асмолов, Л.Я. Коломинский, М. Медовар, А.В. Петровский А.А. Реан). Данный термин раскрывается как повышение устойчивости субъекта к стрессу, лекарствам, собственному раздражению, конфликтам, воздействию неблагоприятного фактора в результате снижения чувствительности к его действию, а также как «установка либерального принятия моделей поведения,
убеждения, ценностей другого» («Большой психологический словарь» М., 2000).В исследованиях психологов отмечается наличие положительного, и негативного смысловых оттенков толерантности (например, «неестественное воздержание при смирении с поведением, убеждениями и ценностями другого»), а также связь данного термина с волевыми качествами личности: устойчивостью, выносливостью, терпимостью к допустимому отклонению.
Толерантность рассматривается в психологическом аспекте и как ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании. В работе П.В.Степанова признание раскрывается как способность видеть в другом именно другого как носителя иных ценностей, другого образа жизни, а также осознание его права быть другим; принятие - как положительное отношение к его инаковости; понимание - как способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. [6]
Многоаспектность изучения толерантности свидетельствует о наличии неугасающего интереса исследователей разных сфер взаимоотношений человека с социумом, государством, правом. Особую актуальность проблема сущностных характеристик толерантности приобретает в сфере научного педагогического поиска, поскольку является центральной в определении общих ориентиров организации педагогического процесса по ее целенаправленному формированию.
В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Проявление толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции. Формирование толерантности происходит в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А. Гусейнов, П.Ф. Комогоров, Д.В. Зиновьев, А.А. Реан, В.А. Ситаров, О.В. Цируль и др.). [3, 8]
Р.Р. Валитова рассматривает толерантность как моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога, включающее добровольное, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного как внешними, так и внутренними его свойствами. [2].
Д.В. Зиновьевым и Г.М. Шеламовой толерантность в педагогическом аспекте определяется как моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям независимо от их групповой принадлежности, к особенностям различных групп и их представителям, характеризующееся способностью человека принять другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды. [9]
Г.У.Солдатова под толерантностью понимает интегративную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром. [5]
Толерантность рассматривается А.М.Байбаковым как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий на основе уверенности в своих позициях, не избегая конкуренции, не поступаясь собственными принципами, в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивающая устойчивость индивидуальности человека и гармоничное развитие личности в социуме. [1]
Е.А. Стрельцова указывает на то, что в педагогическом аспекте толерантность основывается на признании плюрализма мнений, принципе ненасилия, рассматриваемого как универсальный принцип регуляции отношений людей. Реализация данного принципа в общении предполагает наличие способности принимать «инаковость» как объективную реальность и готовность искренне проникать в мир другого. [7]
В педагогическом аспекте толерантность также раскрывается через описание личностных качеств человека, в которых она проявляется: открытость, согласие, солидарность, невраждебность, внимание, сочувствие и сострадание другому, готовность выслушать иную точку зрения, терпимость, взаимопонимание и взаимоподдержка, любовь и милосердие, чувство единства с миром, людьми (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Д.В. Зиновьев, В.А. Тишков, С. Ашикова).
Проведя анализ различных аспектов понимания категории «толерантность», можно сделать ряд выводов:
- толерантность является многоаспектным феноменом, сущностные характеристики которого предопределяются направленностью исследований в рамках конкретной науки;
- в педагогическом аспекте толерантность рассматривается как интегрированное личностное образование, проявляющееся в принимающем, понимающем и уважительном отношении ко всему иному в человеке (возрасту, полу, национальности, стажу и т.д.);
- результат образовательной деятельности по формированию толерантности как личностного образования проявляется в готовности и способности человека слышать и уважать мнение других и взаимодействовать с ними на основе согласия; в принятии всех людей вне зависимости от их возраста, пола, национальности, статуса, особенностей психического и физического развития; в уважении и признании равенства, отказе от доминирования и насилия, от сведения многообразия к единообразию или к признанию преобладания какой-то одной точки зрения; в признании многообразия и многомерности человеческой культуры, норм, верований.
Библиографический список
1. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп: дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2003
2. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. канд. филос. наук. [МГУ им. М.В. Ломоносова] М., 1997
3. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Этика ненасилия/Под ред. А.А. Гусейнова, М, 1991
4. На пути к толерантному сознанию/Под ред. А.Г. Асмолова, М., 2000 М.: Смысл, 2000
5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Гратис: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002
6. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования М., 2002
7. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2003
8. Цируль О.В. Формирование толерантности учащихся как фактор социализации личности: Дис. канд. пед. наук. М., 2005
9. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003
Bibliography
1. Baybakov, A.M. Teaching Tolerance in Senior Teenagers in the Small Groups Interaction: Diss. ... Cand. of Ped. - Volgograd, 2003.
2. Guseynov, A.A. Non-Violence and Society Prospects // Ethics of NonViolence / Ed. by A.A. Guseynov. - M., 1991.
3. Shelamova, G.M. Pedagogical Conditions of Tolerance Forming at Professional School: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - Moscow, 2003.
4. Soldatova, G.U., Shaygerova, L.A., Sharova, O.D. To Live in Peace With Yourself and Others: Tolerance Training for Teenagers. - M.: Gratis: Media Centre of Moscow State University n.a. M.V., 2002.
5. Stepanov, P.V. Pedagogical Conditions of Teenagers’ Tolerance Forming: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - Institute of Educational Theory and Pedagogy of the Rus. Acad. of Education, 2002.
6. Streltsova, E.A. Dialogue Interpretation of Knowledge As a Means To Promote Tolerance Among Students: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - Lipetsk, 2003.
7. Towards Tolerance / Ed. by A.G. Asmolov. - Moscow: Smysl, 2000.
8. Tsirule, O.V. Tolerance As a Factor of Students' Socialization: Diss. ... Cand. of Ped. - Moscow, 2005.
9. Valitova, R.R. Tolerance As An Ethical Issue: Synopsis of Diss. ... Cand. of Philosophy. - Moscow: Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov, 1997.