УДК 37.035.2
Е.А. Конышева
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
г. Пермь
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-
ДРАМАТИЗАЦИИ
E.A. Konysheva
National Research Perm State University, Perm
FORMATION OF GENDER TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN
THROUGH PLAY-DRAMATIZATION
В статье обосновывается проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста, рассматриваются сущностные характеристики гендерной толерантности как личностного новообразования в период дошкольного детства, раскрываются воспитательные возможности игры-драматизации в ее становлении.
Ключевые слова: гендер, гендерная толерантность, игра-драматизация как средство полоролевой социализации.
In the article the problem of sex-role socialization of children of preschool age are considered essential characteristics of gender tolerance as personal growths during the preschool years, reveals educational opportunities play-dramatization in its formation.
Keywords: gender, gender tolerance, game-dramatization as a means of sex-role socialization.
В условиях российской действительности утрата ценности прежних идеалов, связанная с крушением советского государства, вызвала качественное преобразование в общественном сознании, утверждая новые демократические принципы, запуская процесс перестройки мировоззрения людей, изменения в оценке жизненных и нравственных ориентиров. В настоящее время возникает необходимость поиска универсальной ценности, способной стать основанием нового этапа развития общества, сущностными характеристиками которого являются глобализация, универсальность, поликультурность, смена индустриальной парадигмы на информационную. С этой точки зрения принципиальный характер обретает идея толерантности, которая становится
© Конышева Е.А., 2013
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
сегодня не просто одной из ценностей, но и правилом обращения с ними, делает возможным применение универсальных достояний по отношению к любой национально своеобразной культуре, является необходимой предпосылкой общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.
Однако значимость и осознание необходимости преодоления препятствий утверждения толерантности, создание условий для ее принятия не являются бесспорными. Критикуя идею толерантности, С. Юнан отмечает, что культивирование в современном обществе под видом моральной и политической добродетели уважения к различиям является регрессом по сравнению с законом относиться к другому как к самому себе. Ж.-М. Доминак говорит о несовместимости универсальности прав человека и псевдоценности толерантности. Акцент на различиях препятствует диалогу с другим, поддерживает отделяющий его от нас барьер. Толерантность также критикуется и с позиции разрушения традиционных для общества ценностей: считается, что толерантность как ценность устарела, так как достижение согласия в обществе при «плюрализме ценностей» невозможно.
Большинство авторов считают данную критику беспочвенной
и обосновывают необходимость признания толерантности важным элементом системы демократических ценностей, оптимальным механизмом
взаимодействия различных социальных групп и главным условием становления гуманного общества (В.А. Тишков, М.П. Мчедлов, П.В. Степанов, П.Ф. Комогоров, Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, В.А. Лекторский).
Значимость распространения идеи толерантности и создания
необходимых политических, социальных и педагогических условий для воспитания данного интегративного личностного образования обосновывается в нормативных документах и декларациях как на международном, так и на государственном уровне (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация принципов толерантности, Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация и программа действий в области культуры мира и др.).
В законе Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования выступает «...приоритет общечеловеческих ценностей ... воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека» (гл. 53, ст. 2).
Принятая в 2001 году в соответствии с Декларацией принципов толерантности федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».
Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной на современном этапе развития общества, когда физическое, эмоциональное,
сексуальное насилие, акты агрессивности, расизма, дискриминации становятся привычными проявлениями социальной действительности. Силовые методы борьбы с данными явлениями носят, по существу, тактический характер, стратегически же необходим анализ причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой, по мнению Б.С. Гершунского, должно стать воспитание толерантности. Актуальность формирования толерантности доказывается также тем, что по результатам, полученным в диссертационном исследовании О.Г. Виноградовой, толерантность как ценность не является доминирующей в структуре личностных ценностей современной молодежи в связи с тем, что российский менталитет предполагает большую склонность к патернализму, снисходительности, отеческой заботе о слабом, чем к уважению равного себе субъекта. В сознании молодежи существует представление о толерантности скорее как о доброжелательнопассивном отношении к другому человеку, чем как об активной деятельной позиции признания и принятия другого.
Однако, по мнению Б.С. Гершунского, проблеме воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Изучение толерантности в педагогическом аспекте, как отмечает Г.М. Шеламова, отстает от ее изучения в философском (Р.Р. Валитова, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов), раскрывающем основные положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни. Следовательно, возникает противоречие между признанием толерантности как универсальной ценности современной цивилизации, обоснованием ее значимости в философском и правовом аспектах и недостаточной разработанностью проблемы воспитания данного интегративного личностного образования у подрастающего поколения.
Глобализация современной цивилизации требует не только признания толерантности как универсальной ценности, но и «универсализма» самой толерантности. Поэтому толерантность должна охватывать не только религиозную сферу, но и практически все сферы жизни общества и осуществляться как толерантность политическая, этническая, гендерная, социокультурная, личностная (Л.И. Скворцов, Р.Р. Валитова, Г.М. Шеламова). Несмотря на то, что мужчины и женщины являются самыми представительными социальными группами, проблема формирования гендерной толерантности, в отличие от толерантности этнической, религиозной, межличностной, практически не разработана. В ряде исследований (Н.И. Андреева, О.А. Борисова, И.А. Семакина) обосновывается значимость проблемы формирования толерантности в отношениях между
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
представителями разного пола и дается ее философское осмысление. Следовательно, возникает противоречие между признанием необходимости проявления толерантности в гендерной сфере и отсутствием постановки специальных задач по ее формированию в образовательных программах.
Как отмечается в нормативных документах, формирование толерантности как интегративного личностного качества должно осуществляться на всех уровнях образования, однако большинство исследований посвящено формированию толерантности у учащихся школ и студентов средних и высших учебных заведений (П.Ф. Комогоров, М.А. Перепелицына, В.В. Глебкин,
О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатова и др.). Так как в дошкольном возрасте закладывается базис культуры личности, происходит становление механизмов толерантности, то представляется оправданным рассматривать данный возраст как сензитивный период для формирования данного интегративного личностного образования. Анализ программ, разработанных для детского сада, таких как «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой и др.), «Я - Человек» (С.А. Козлова), «Я, ты, мы» (О.Л. Князева), программы социального развития Л.В. Коломийченко, показывает, что наряду с целями развития у детей самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, понимания собственной индивидуальности, выделяется задача воспитания у дошкольников толерантности. Следовательно, существует противоречие между наличием у дошкольников предпосылок для формирования толерантности, включением в ряд программ ее как показателя социального развития ребенка и недостаточным количеством теоретических и прикладных исследований, в которых формирование данного интегративного личностного образования рассматривается как специальная проблема.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение возможности использования игры-драматизации как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы исследования.
3. Определить основные параметры (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария для определения основных параметров гендерной толерантности.
5. Определить наличествующий уровень сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщить полученные результаты.
6. Разработать и осуществить экспериментальную апробацию методики проведения игр-драматизаций, направленных на формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
7. Определить эффективность проведенной работы.
Результаты теоретического и практического обоснования возможности формирования гендерной толерантности старших дошкольников в процессе игры-драматизации позволяют сделать следующие выводы:
1. Значимость распространения идеи толерантности и создания необходимых политических, социальных и педагогических условий для воспитания данного интегративного личностного образования обосновывается в нормативных документах и декларациях как на международном, так и на государственном уровне, в философских и психолого-педагогических исследованиях. Так как в дошкольном возрасте закладывается базис культуры личности, происходит становление механизмов толерантности, то представляется оправданным рассматривать данный возраст как благоприятный период для формирования данного интегративного личностного образования.
2. Эффективность работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
- концептуальной определенности основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерного толерантности как интегрального личностного образования;
- разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов формирования гендерной толерантности как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
- целенаправленного подбора содержательной основы игры-
драматизации (литературных произведений), включающей яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия;
- поэтапного руководства игрой-драматизацией с обозначением
доминирующих задач формирования гендерной толерантности на каждом из них.
3. Гендерная толерантность, рассматриваемая в педагогическом аспекте
применительно к контингенту исследования, включает следующие компоненты и показатели: когнитивный (представления о содержании идентичности представителей своего и противоположного пола, собственной половой идентичности; о способах реагирования на неблагополучие сверстника, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстнику противоположного пола), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия, стремления помочь сверстникам своего и противоположного
пола; интереса и потребности к взаимодействию со сверстником
противоположного пола) и поведенческий (владение способами оказания помощи, поддержки в реальной ситуации взаимодействия со сверстником противоположного пола) компоненты.
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения целей и задач, логики и содержания организации научного исследования.