ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 37.032
О.В. Прозументик
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
O.V. Prozumentik
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
FORMATION OF SEXUAL IDENTITY IN THE PRESCHOOL AGE
В статье раскрывается актуальность проблемы становления полового самосознания ребенка в старшем дошкольном возрасте в условиях полоролевой ценностно-нормативной неопределенности, определяются цель и задачи исследования, рассматривается путь решения проблемы и основные результаты исследования.
Ключевые слова: половое самосознание, маскулинность, фемининность, полоролевые ценности, полоролевые ценностные ориентации, отраженная субъектность, полоролевое самоопределение.
The article raises the problem of formation of gender identity in the older child's preschool years in the face of uncertainty of gender norms and values, defined purpose and objectives of the study, considered way to solve the problem and the main results of the study.
Keywords: gender self-consciousness, masculinity, femininity, gender values, sex-role value orientations, reflected subjectivity, gender self-determination.
Современное общественное состояние, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей в частности, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности.
«Точка бифуркации», в которой сегодня пребывает российское общество, предопределяет возможность осуществления двух равным образом малопривлекательных исходов: диктатуры тех, кто заранее «знает», «что», «как», «зачем» и «куда» (ценностно-нормативный диктат), и отказа от какой-либо активной позиции в выборе пути (ценностно-нормативный либерализм). Данная ситуация особенно четко проявляется в области становления полового
© Прозументик О.В., 2013
_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |
самосознания личности. С одной стороны, это отнюдь не изжитый «учебнодисциплинарный подход», для которого проблема «полового воспитания», возможно, остается последней козырной картой («нужно противостоять распущенности, которая процветает уже со школьной скамьи, да что там, со школы!...»), с другой - эксцентрически понятые «личностно-
ориентированный» подход или «демократизация образования», якобы предоставляющие полную свободу самоопределения в аспектах пола
и сексуальности (либерализация половой морали после эпохи «запретительства»).
Предлагаемый нами путь решения проблемы социализации ребенка в условиях современной психосексуальной культуры предполагает
«высвоение» сложившихся в культуре полоролевых представлений и ценностей, за которыми (как показал анализ философской, религиозной, социологической литературы) проступают очертания природосообразных отношений между полами. Эти ценностные представления должны быть по возможности полно открыты сознанию личности (В.В. Сериков, В.А. Петровский). Функция педагога заключается не в том, чтобы «самолично» указывать ребенку путь освоения полоролевых ценностей и представлений, контролируя процесс «усвоения», а в том, чтобы обеспечить свободное и ответственное самоопределение личности. Подобное возможно в условиях особого тренинга межполового общения, предусматривающего «проживание» детьми опыта самоощущения и понимания другого в ситуациях межполового взаимодействия и «высвоения» этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми.
Цель исследования - раскрыть особенности становления полового самосознания у детей старшего дошкольного возраста в условиях тренинга межполового общения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность представлений о поле и половых различиях в философской, культурологической, медико-биологической, социологической, психологической и педагогической литературе.
2. Разработать методики диагностики проявлений полового самосознания детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу развития полового самосознания старших дошкольников (тренинга межполового общения).
4. Выявить возможные эффекты динамизации полового самосознания старших дошкольников в результате осуществления развивающей работы.
Идея пола, представленная в стереотипах общественного сознания, выражает сущность взаимоотношений между участниками родового процесса (вступление в контакт, зачатие, вынашивание ребенка и т.п.), заключая в себе противоположность «мужского» и «женского», представленную наборами личностных черт и способов общения между полами.
В старшем дошкольном возрасте самосознание детей стихийно воспроизводит стереотипы противопоставления и противостояния полов.
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Современная социокультурная ситуация становления полового самосознания ребенка порождает дилемму «свободы» и «заданности» в освоении половых ролей.
Суть предлагаемого психолого-педагогического решения дилеммы заключается в том, что ребенок имеет возможность пережить и осознать определенного рода опыт в ситуациях межполового взаимодействия, с целью дальнейшего свободного выбора приемлемого для себя способа общения с представителями другого пола. Образцы полоролевого поведения при этом не задаются ребенку, а «открываются» им в ситуации совместного со взрослым и сверстниками обсуждения. Ситуация межличностного взаимодействия организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог быть «отражен» в каждом другом как субъект полоролевых проявлений - своими переживаниями, взглядами, суждениями, способами поведения. Всем этим дети «обмениваются». Таким образом, отраженная субъектность каждого в каждом оказывается здесь «возвращенной». Индивидуализация и социализация, «свобода» и «заданность» при таком подходе не противостоят друг другу, а проникают друг друга.
Реализация стратегии обеспечения субъектной взаимоотраженности детей друг в друге в условиях тренинга межполового общения обусловливает эффекты преодоления зависимости детей от стереотипов противопоставления и противостояния полов:
- преодолевается дихотомия «мужское-женское» в представлениях о себе и других;
- актуализируется присутствие «мужского» в женском и «женского» в мужском как проявление отраженной субъектности представителей другого пола (девочки усматривают в себе присутствие мужских черт, а мальчики -женских);
- усиливается чувство собственной половой идентичности в ситуации контакта с представителями противоположного пола;
- возникает новая личностная ценность (конструкт): «настоящий
мальчик», «настоящая девочка»; на этой основе складываются ориентации на полоспецифические черты в межполовых контактах и особые тактики завоевания симпатий;
- преодолевается считающаяся «возрастной» тенденция к сегрегации между полами.
Таким образом, развивающая работа с детьми, построенная на идее отражённой субъектности В.А. Петровского, ориентирована не столько на «выращивание» неких абстрактных ориентации у детей, касающихся «мужского и женского вообще», сколько на становление взаимоустремлений мальчиков и девочек в общении, их обращенности друг к другу, иными словами, на становление полоролевых со-ориентаций.