Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальность как нравственное качество личности / социальная активность / учащиеся общеобразовательной школы / воспитание / структура социальности / жизненная позиция / sociality as a moral quality of a person / social activity / secondary school students / education / social structure / life position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Плешивцев Андрей Юрьевич

Раскрывается сущность процесса воспитания у школьников социальности как нравственного качества личности. Обращается внимание на формирование у детей положительных мотивов самореализации. Названы средства для развития социальности, проанализированы функции школы как воспитательной организации. Авторы выделяют компоненты в структуре социальности, определяют задачи воспитания у школьников данного нравственного качества. Устанавливается связь между понятиями «социальность» и «жизненная позиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Плешивцев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SOCIALITY OF PUPILS OF THE SECONDARY SCHOOL

The article reveals the essence of the process of educating sociality in schoolchildren as the moral quality of a person. Attention is paid to the formation in children of positive motives of self-realization. The means for the development of sociality are named, the functions of the school as an educational organization are analyzed. The authors identify components in the structure of sociality, define the tasks of educating students of a given moral quality. A connection is established between the concepts of “sociality” and “life position”.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

РАЗДЕЛ 3

ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 373

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-93-99

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики

и психологии

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1

профессор кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24 e-mail: pedagog@pspu.ru

Плешивцев Андрей Юрьевич

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения)

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1 e-mail: anpleshivcev@yandex. ru

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Raisa A. Rogozhnikova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Military Pedagogy

and Psychology

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation», Perm, Russia

614112, Perm, Gremyachy Logstr., 1

© Рогожникова Р.А., Плешивцев А.Ю., 2020

Professor Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian

Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya str., 24 e-mail: pedagog@pspu.ru

Andrey Y. Pleshivtsev

Associate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation», Perm, Russia

614112, Perm, Gremyachy Log str., 1 e-mail: anpleshivcev@yandex. ru

THE ESSENCE OF SOCIALITY OF PUPILS OF THE SECONDARY

SCHOOL

Аннотация. Раскрывается сущность процесса воспитания у школьников социальности как нравственного качества личности. Обращается внимание на формирование у детей положительных мотивов самореализации. Названы средства для развития социальности, проанализированы функции школы как воспитательной организации. Авторы выделяют компоненты в структуре социальности, определяют задачи воспитания у школьников данного нравственного качества. Устанавливается связь между понятиями «социальность» и «жизненная позиция».

Ключевые слова: социальность как нравственное качество личности, социальная активность, учащиеся общеобразовательной школы, воспитание, структура социальности, жизненная позиция.

Abstract. The article reveals the essence of the process of educating sociality in schoolchildren as the moral quality of a person. Attention is paid to the formation in children of positive motives of self-realization. The means for the development of sociality are named, the functions of the school as an educational organization are analyzed. The authors identify components in the structure of sociality, define the tasks of educating students of a given moral quality. A connection is established between the concepts of "sociality" and "life position".

Key words: sociality as a moral quality of a person, social activity, secondary school students, education, social structure, life position.

Национальная образовательная программа «Наша новая школа» большое внимание придает инвестициям в человеческий капитал. Реализация планов в области социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать

свою конкурентоспособность, важнейшим условием которой становится формирование социальной активности личности.

Реализация этой актуальной задачи лежит во многом в области воспитания учащихся, где особое место отводится формированию у школьника социальности как нравственного качества личности. Это качество теснейшим образом связано с воспитанием гражданина, способного жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Развитие у школьника социальности нужно рассматривать как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к общечеловеческим ценностям. В результате формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Формирование у учащихся социальности не должно сводиться лишь к проведению мероприятий. Этот процесс необходимо тесно связывать с содержанием деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, с информационным окружением. В противном случае детская субкультура изолируется от взрослых, нарушаются механизмы трансляции культурного и социального опыта, разрывается связь между поколениями. Школьник теряет уверенность в собственных силах, снижается доверие к людям, обществу, государству, миру. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной деятельности.

Рассмотрение феномена социальной активности применительно к школьному возрасту объясняется наличием у учащихся большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь детей от проявлений деструктивной активности, основные формы которой заключены в понятиях «асоциальное» и «девиантное» поведение, и направить естественную активность личности в социально одобряемое русло.

Осуществление молодежной политики, стимулирующей общественно значимую активность отдельных личностей и организованных молодежных структур, дает возможность подготовить школьников к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовым и способным творить на благо общества. Целенаправленное воздействие позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества. Потребность и умение с юных лет проявлять социально значимую активность не смогут оставить человека безучастным к проблемам в обществе, к необходимости помогать ближнему и в более взрослом возрасте.

Но, к сожалению, в юном возрасте активность часто проявляется стихийно, неосознанно или интуитивно. Вследствие этого она может хаотично менять свой вектор развития: из области позитивной мотивации личности

в негативную, не благодаря чему-либо, а вопреки, созидание через разрушение. Поэтому в процессе воспитания у школьника социальности как нравственного качества личности важно направить его активность по пути выбора положительных мотивов самореализации [1].

Т.А. Ромм дает следующее определение социальности: «Социальность -это совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом не в роли суверенной личности, а выразителем интересов данной общности» [4].

Для определения педагогической сущности формирования социальности необходимо рассмотреть средства для ее развития, т.е. элементы окружающей среды, имеющие на нее какое-либо влияние.

Эти средства очень разнообразны, и их можно подразделить на три типа:

1. Социальные факторы, которые включают в себя социально-политическую жизнь общества, этнокультурные условия, демографическую ситуацию и др.

2. Социальные институты, такие как семья, школа, общество сверстников,

СМИ.

3. Отношения в социуме.

Средства имеют следующие функции:

- информационно-образовательную - предоставление социальной информации с целью ее усвоения;

- организационно-регулирующую - производство условий для формирования социальности;

- регулятивно-контролирующую - существующая система социальных эталонов;

- стимулирующую - стимулирование социальной активности [2].

Современная школа является основным фактором формирования

социальности у школьников. Она представляет собой модель общественного уклада для ребенка и дает почву для усвоения главных социальных норм и ценностей. В школе ребенок получает образец поведения в группе, а психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Как основу современного образовательного учреждения предлагается использовать деятельностно-компетентностный подход, где основная фигура -учитель, а главное действующее лицо - ученик. При этом главным аспектом образования становятся социальные успехи школьника.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его

способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка» [5].

H.Ф. Голованова в структуре социальности выделяет несколько компонентов:

I. Коммуникативный. Подразумевает формирование речи и коммуникативных навыков у ребенка. (Например, с использованием компьютерного языка, что актуально для современного общества).

2. Познавательный. Включает в себя совокупность знаний об окружающем мире, системе ценностей и социальных норм. Этот компонент проявляется прежде всего в ситуациях самообразования за счет получения информации из внешних источников, например, в школе или из средств массовой информации.

3. Поведенческий. Включает в себя обширную сферу моделей и норм поведения, которую ребенок усваивает в процессе своего взросления.

4. Ценностный. Является структурой проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентиры, которые влияют на избирательное отношение ребенка к ценностям общества [2].

Перед процессом воспитания социальности школьника ставится ряд задач:

- обеспечение существования личности ребенка как субъекта социума, а значит, предоставление ему возможности активно взаимодействовать с обществом и реализоваться в нем. С другой стороны, эта задача осложнена трудностями, связанными с повышением самостоятельности, которая ведет к возможности наличия конфликтных ситуаций внутри социума;

- самодостаточность в социуме, что подразумевает помощь ребенку в обретении самосознания, понимания и развития своих качеств и своего «Я». Противопоставляя себя обществу, личность формируется в направлении к тезису «быть собой» [3].

Главными функциями школы как воспитательной организации в процессе воспитания социальности, по А.В. Мудрику, являются такие, как:

- приобщение человека к культуре общества - процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации - успешность развития человека и его социальности напрямую зависят от условий, в которых происходит формирование данных личностных качеств;

- отделение подрастающих поколений от взрослых - процесс автономизации детей, который влечет за собой формирование в детских сообществах своей субкультуры;

- дифференциация детей в соответствии c их личностными ресурсами -выбор направления личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями [3].

Итогом образовательного процесса должна быть личность, адаптированная к социуму, обладающая нормами и поведенческими

особенностями. Другими словами, социальность - это нравственное качество личности, означающее ее готовность к жизни в обществе. В современном быстроразвивающемся мире это качество как никогда важно для школьников, переходящих во взрослую жизнь.

С понятием «социальность» теснейшим образом связано понятие «жизненная позиция», которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Суть такой позиции - в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям. В этом проявляется ценностное отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества.

Итак, формирование социальности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в ходе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях.

Список литературы

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - ОГО.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Литкон, 1999. - 200 с.

4. Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академ. бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. - 158 с.

5. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - 1650 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.