УДК 343
РО! 10.23672/и8388-7354-1899-у
Капитан Михаил Юрьевич
начальник отдела
управления экономической безопасности и противодействии коррупции, Министерство внутренних дел по Республике Крым Milena.555@mail.ru
Mikhail Yu. Captain
Head of Department Economic Security Management and Combating Corruption, Ministry of the Interior in the Republic of Crimea Milena.555@mail.ru
Сущность содержания
объекта преступлений
в сфере закупок товаров, услуг
для обеспечения
государственных
или муниципальных нужд
(государственного
прокьюремента)
The essence of the content
of the object of crimes in the procurement of goods, services to meet state or municipal needs (state procurement)
Аннотация. В статье проанализировано содержание непосредственного и дополнительных объектов преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (государственного прокьюрем-ента). На основе характеристики объекта преступления в исследуемой сфере сделаны выводы о том, что Спектр общественных отношений, которые наполняют содержание объекта преступлений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд многогранен, он заключает в себе разнообразные общественные отношения, находящиеся под охраной действующего законодательства, к ним относятся общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья, авторитет органов государственной и муниципальной власти, транспа-рентрую конкуренцию между хозяйствующими субъектами, экономические интересы государства и общества.
Ключевые слова: объект преступления, общественные отношения, преступление, сфера государственных закупок товаров.
Annotation. The article analyzes the content of direct and additional objects of crimes that infringe on public relations in the field of public procurement of goods and services to meet state or municipal needs (state procurement). Based on the characteristics of the object of the crime in the investigated area, it was concluded that the spectrum of public relations that fill the content of the object of crimes in the field of public procurement of goods, services to meet state or municipal needs is multifaceted, it includes a variety of social relations that are under the protection of the current legislation, these include public relations that ensure the protection of life and health, the authority of state and municipal authorities, transparent competition between business entities, the economic interests of the state and society.
Keywords: object of crime, public relations, crime, the sphere of public procurement of goods.
Современное демократическое и социальное государство, каковым является Российская Федерация, выступает не только регулятором общественных отношений в экономической сфере, но и активным участником экономических отношений, так как реализация культурных, образовательных, демографических, охранительных и иных функций которых обеспечивает государство, невозможно без привлечения сил хозяйствующих субъектов. Указанное обстоятельство является основным, которое отличает государства с рыночной экономикой от государств с административно-хозяйственной системой
управления экономикой. При осуществлении государственных закупок (государственного или публичного прокьюремента) государство выступает покупателем. Так, согласно авторитетному мнению авторов доклада, подготовленного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», «Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний», «Регламентированные закупки - госзаказ, закупки компаний с госучастием, регулируемых компаний, автономных учреждений, ГУПов и МУПов, - объем которых достигает почти 1/5
объёма ВВП России, - сегодня становятся главным драйвером расходов, поддерживающими экономическую активность» [1], также, справочно отметим, что согласно аналитического отчёта по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) по итогам I квартала 2021 года заказчиками размещено 138 тыс. планов-графиков, содержащих 1,99 млн позиций общим объёмом 6,2 трлн рублей [2]. Вместе с тем, по данным Счётной палаты Российской Федерации, в 2017 году в бюджетной сфере выявлено 6455 нарушений на сумм [3] у 1 трлн 865,6 млрд рублей, в 2018 году нарушений 9235 на сумму 772,7 млрд рублей, 2019 году 4443 нарушения на сумму 884,6 млрд рублей.
Многомиллиардные затраты государства на приобретение товаров и услуг, масштабные объёмы государственных заказов делают сферу госзакупок криминогенно привлекательной. С целью минимизации криминализации общественных отношении в сфере государственных закупок, государство в лице законодателя разработало и приняло ряд законодательных актов, основными задачами которых являются регулирование и охрана общественных отношений в указанной сфере.
Охрана общественных отношений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд обеспечивается нормами административно-де-ликтного права и уголовного права.
Статьи УК РФ образуют систему норм обеспечивающих охрану общественных отношений в исследуемой сфере. Отметим, что некоторые из указанных статей являются универсальными (общими) и обеспечивают охрану более широкого круга общественных отношений, к ним относятся ст. 201.1, ст. 204-204.2, ст. 285-285.2 ст. 285.4, ст. 290-291.2 УК РФ, специальными уголовно-правовыми нормами в исследуемой сфере являются только преступления, предусмотренные ст. 200.4. «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» УК РФ, ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» УК РФ и ст. 200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» УК РФ, указанный тезис нами будет раскрыт позже при характеристике объективных и субъективных признаков преступлений в исследуемой сфере.
Общественная опасность преступлений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, как нам представляется, обусловлена двумя взаимодополняющими факторами. Одним из таких факторов является то обстоятельство,
что оплата государственных закупок для обеспечения государственных нужд осуществляется за счёт бюджетных средств либо внебюджетных целевых фондов, которые, как известно в наибольшей степени формируются за счёт налогов, сборов и иных обязательных платежей, основными плательщиками которых являются физические и юридические лица - резиденты Российской Федерации либо от реализации природных ресурсов России, иными словами нарушения в сфере государственных закупок опосредованно причиняют вред каждому налогоплательщику, бюджетной системе государства. Другим фактором, который также свидетельствует об общественной опасности преступлений в указанной сфере, является то, что потребителями некачественных товаров и услуг, приобретённых государством для реализации своих функций, выступают все те же резиденты Российской Федерации. Кроме того, по качеству предоставляемых Россией услуг формируется мнение мирового сообщества о благосостоянии граждан в нашем государстве. Следует также отметить, что преступления в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд причиняют существенный вред авторитету органов публичной власти. Как отмечается в исследованиях: «Авторитет органов публичной власти является абстрактным понятием, которое не имеет материального выражения. Совершая какое-либо должностное преступление, либо преступление с использованием служебного положения , должностное лицо органа публичной власти, посягая на конкретные общественные отношения - деятельность органов публичной власти, определённый порядок управления, наносит ущерб и абстрактным ценностям (ценности признаются нами составной частью общественных отношений) -авторитету этих органов, который сформирован в сознании населения (неограниченного круга лиц). Авторитет органов публичной власти выступает как составная и неотъемлемая часть объекта, совершенного должностным лицом органа публичной власти преступления. Факт совершения должностного преступления либо преступления с использованием служебного положения должностным лицом органа публичной власти создаёт в сознании гражданина (потерпевшего, обывателя) образ, который даёт основание отождествлять преступное поведение должностного лица органа публичной власти со всем аппаратом государственного управления, а также считать, что публ ичная власть в государстве не способна обеспечивать выполнение взятых на себя обязательств, которые нашли своё закрепление в Конституции РФ и в других нормативных правовых актах» [4, с. 47], подрыв авторитета органов публичной власти влечёт системные разрушительные последствия, подрывающие доверие к власти и общественным институтам, выражающиеся в нарушении равноправия в доступе к получению государственных (муниципальных) услуг [5, с. 185]. Как нам представляется, приведённый тезис может быть распространён и на специальные преступления в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу того, что отграничение субъектов универсальных (общих) преступлений от субъектов специальных преступ-
лений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд иногда вызывают затруднения среди сотрудников правоохранительных органов, не говоря уже об обывательском представлении правового статуса лица, которое находится в трудовых или профессиональных с органом публичной власти .
Также, в современной уголовно-правовой литературе отмечается, что в сфере исполнения обязательств сторонами государственного или муниципального контракта существуют уголовно-правовые риски. К такого рода рискам относятся: «риски контроля, цели и ненадлежащего предпринимательства, возникающим на этапе исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и на этапе исполнения обязательств заказчиком. Риски контроля возникают на этапе исполнения обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) при фактическом отсутствии исполнения с его стороны и соотносимы при наличии иных конститутивных признаков с составами злоупотребления должностными полномочиями, халатности и мошенничества в сфере предпринимательской деятельности. Риски цели, приводящие к совершению нецелевого расходования бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, возникают на этапе исполнения обязательств заказчиком по оплате в ситуациях фактического исполнения несуществующих обязательств из контракта или непредусмотренного контрактом авансирования. Свойственные для всей сферы исполнения контрактов риски ненадлежащего предпринимательства наиболее часто имеют место в условиях осуществления предпринимательской деятельности в сфере публичного прокьюрем-ента без регистрации и (или) без лицензии» [6].
Уголовно-правовая характеристика преступлений осуществляется посредством детального рассмотрения элементов состава преступления; именно установление содержания элементов состава преступлений даёт основание для отграничения одного состава преступления от другого.
Размещение уголовно-правовой нормы (группы уголовно-правовых норм) в Особенной части УК РФ представляет исследователю возможность определения родового, видового и группового объекта преступления и соответственно даёт возможность для отграничения смежных составов преступлений, которые размещены в разных Разделах и Главах УК РФ.
В отечественной теории уголовного права нет единства мнений относительно характеристики понятия «объект преступления» и, соответственно, его классификации как по вертикали, так и по горизонтали.
Что касается содержания понятия «объект преступления» современные исследователи указывают на то, что: «В современной науке, во многом под воздействием научных работ А.В. Наумова, наблюдается пересмотр устоявшихся схем и концепций объекта преступления. Ряд специалистов все более активно начинает отстаивать теорию
интереса (блага) при характеристике объекта преступления. И в этой связи, именно между ней и теорий общественных отношений сегодня располагается основной спектр мнений по рассматриваемому вопросу. По нашему убеждению, между данными теориями нет принципиальных противоречий, а имеющаяся дискуссия, в большей степени, имеет политизированный оттенок, отражает стремление представителей теории интереса (блага) дистанцироваться от советской школы уголовного права и использовать в своих рассуждениях «нейтральное» понятие интереса или блага вместо «имеющего ложный идеологический заряд» понятия «общественные отношения». В действительности же категория общественных отношений объективна и не имеет политической или идеологической окраски» [7, с. 44], также отметим, что «современный учёный стоит не столько перед задачей обоснования новой оригинальной концепции объекта, сколько перед необходимостью выбора приемлемой для себя теории, той, которая позволит ему оптимально решать целостный комплекс задач уголовно-правового регулирования. Здесь принципиально важно, что выбор теории объекта (как, впрочем, и любой иной методологической платформы) обуславливает необходимость соблюдения её концептуальных требований и недопустимость произвольного манипулирования теми или иными понятиями и теоретическими построениями» [8, с. 119-120].
С целью избежать теоретических дискуссий относительно содержания объекта преступления, согласимся с одним из наиболее лапидарных определений объекта преступления, под которым понимается то, чему причиняется вред преступлением, это могут быть общественные отношения, блага, ценности, интересы.
Ранее нами отмечалось, что систему специальных преступлений в сфере госзакупок образуют преступления, предусмотренные ст. 200.4-200.6 УК РФ. Указанные преступления законодатель разместил в Главе 22 УК РФ (Преступления в сфере экономической деятельности), что даёт нам основание утверждать, что видовым объектом данных преступлений выступают общественные отношения в сфере экономической деятельности. Размещая указанные преступления в Главе 22 УК РФ, законодатель подтверждает сделанный нами ранее вывод о том, что в результате совершения преступлений в сфере государственных закупок, причиняется вред экономическим интересам государства как участника гражданско-правовых отношений, который вступает в отношения со с контрагентами с целью реализации своих функций.
Именно авторитет органа публичной власти, о котором мы упоминали ранее, выступает в качестве одного из дополнительных объектов преступлений, предусмотренных ст. 200.4 УК РФ и ст. 200.5 УК РФ, и обуславливает их взаимосвязь с преступлениями, предусмотренными Главой 30 УК РФ. Относительно взаимосвязи со ст. 200.6 УК РФ следует отметить, что авторитет органа публичной власти в данном преступлении может выступать в качестве дополнительного объекта
преступления только при условии, что заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляет государственный эксперт в сфере госзакупок.
Устанавливая непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, следует обратить внимание на содержание диспозиции анализируемой статьи, исходя из чего, мы полагаем, что непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, которые обеспечивают реализацию норм действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, хотя в литературе встречается и иная точка зрения: «Объектом преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, являются общественные отношения в сфере функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9].
Характеризуя непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, следует исходить из того, что данная норма содержит два самостоятельных состава, которые предусмотрены ч. 1 ст. 200.5 УК РФ (незаконная передачам предметов преступлений, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 200.5 УК РФ) и ч. 4 ст. 200.5 УК РФ (незаконное получение предметов преступлений, указанных в диспозиции ч. 4 ст. 200.5 УК РФ). Мы полагаем, что объекты указанных преступлений являются общими, а именно - общественные отношения в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем, справочно отметим, что в теории уголовного права набирает популярность идея существования полиобъектных составов преступлений [10, с. 118-123].
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 200.6 УК РФ, шире по сравнению
Литература:
1. Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний. Доклад НИУ ВШЭ. URL : https://www.hse.ru/data/2020/04/27/1544983 257/Регламентированные%20закупки%20у.1304_ footnotes.pdf
2. Аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2021 года. URL : https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purcha ses/?id_38=133411 -analiticheskii_otchet_po_rezul tatam_osushchestvleniya_monitoringa_zakupok_tov arov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstv ennykh_i_munitsipalnykh_nuzh
с иными объектами специальных преступлений в сфере публичного прокьюремента, так как преступлением, предусмотренным ст. 200.6 УК РФ, наряду с общественными отношениями в сфере государственных закупок вред причиняется авторитету экспертных организаций, привлекаемых для проведения экспертизы в сфере госзакупок.
Исходя из содержания ч. 2 и ч. 3 ст. 200.6 УК РФ, жизнь и здоровье человека являются дополнительным факультативным объектом указанного преступления.
Ещё одним дополнительным объектом преступлений, предусмотренных ст. 200.4 УК РФ, ч. 1 и ч. 4 ст. 200.5 УК РФ, а также ст. 200.6 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие честную и транспарентную конкуренцию хозяйствующих субъектов, которые планируют принять участие в реализации государственных закупок. К такому выводу мы приходим в силу того, что в случае нарушения положений действующего законодательства в сфере государственных закупок, а именно, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021), к участию в конкурсе не допускаются иные хозяйствующие субъекты либо ограничиваются их конкурентные возможности, либо занимают менее выгодную позицию в рейтинге участников конкурса.
В качестве промежуточного вывода можно заключить следующие. Спектр общественных отношений, которые наполняют содержание объекта преступлений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд многогранен. Он заключает в себе разнообразные общественные отношения, находящиеся под охраной действующего законодательства. К ним относятся общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья, авторитет органов государственной и мун и ципальной власти, транспарентрую конкуренцию между хозяйствующими субъектами, экономические интересы государства и общества.
Literature:
1. Regulated procurement in Russia: how to increase the stimulating role of spending by budgets and regulated companies. HSE report. URL : https ://www.hse. ru/data/2020/04/27/1544983257/ Regulated% 20 purchases% 20v.1304_footnotes.pdf
2. Analytical report on the results of monitoring the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs in accordance with the Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs» based on the results of the first quarter of 2021. URL : https://minfin. gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38= 133411 -analiticheskii_otchet_po_rezultatam_osush chestvleniya_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_ uslug_dishnitsy_pot_vleniya_monitoringa_zakupok_ tovarov_rabot_uslug_duchenyes
3. Счетная палата в 2019 году выявила нарушения на 890 млрд рублей. URL : https://www.inter fax.ru/business/699672
4. Кашкаров А.А. Авторитет органа публичной власти как системообразующий признак должностной преступности / А.А. Кашкаров // Общество и право. 2017. № 1(59). С. 46-49; С. 47.
5. Трунцевский Ю.В. Сокращение масштабов коррупции и взяточничества как цель устойчивого развития / Ю.В. Трунцевский // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение. материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). М., 2020. С. 181-186; С. 182.
6. Нечаев А.Д. Уголовно-правовые риски в сфере исполнения обязательств сторонами государственного и муниципального контракта / А.Д. Нечаев, Е.В. Тищенко // Пространство экономики. 2013. № 3-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ugolov no-pravovye-riski-v-sfere-ispolneniya-obyazatelstv-storonami-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-kontrakta (дата обращения 30.05.2021).
7. Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления : учеб. пособие. М. : Юрлитинформ, 2009. С. 44.
8. Пудовочкин Ю.Е. Полиобъектные составы преступлений / Ю.Е. Пудовочкин, А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 119-120.
9. Научно-практический комментарий к главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации : в 2-х т. Т. 2 / Коллектив авторов; Отв. ред. д.ю.н., проф. И.И. Кучеров, д.ю.н., проф. О.А. Зайцев, д.ю.н., доц. С.Л. Нудель. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М. : ООО «Юридическая фирма Контракт», 2020. 456 с. URL : https:// inter-net.garant.ru/#%2Fdocment%2F77252988%2Fpar-agraph%2F1994%2Fdoclist%2F6759%2Fshowent ries%2 F0%2Fhig hlight%2 F%3A7
10. Пудовочкин Ю.Е. Полиобъектные составы преступлений / Ю.Е. Пудовочкин, А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 118-123.
3. The Accounts Chamber in 2019 revealed violations for 890 billion rubles. URL : https://www.mter-fax.ru/business/699672
4. KashkarovA.A. The authority of the public authority as a system-forming sign of official crime / A.A. Kashkarov // Society and Law. 2017. № 1(59). P. 46-49; P. 47.
5. Truntsevsky Yu.V. Reducing Corruption and Bribery as a Sustainable Development Goal / Yu.V. Truntsevsky // Global Dialogue on Sustainable Development Goals: Legal Dimension. materials of the International Scientific and Practical Conference (to the 75th anniversary of the founding of the UN). M., 2020. P. 181-186; P. 182.
6. Nechaev A.D. Criminal and legal risks in the sphere of fulfillment of obligations by the parties to the state and municipal contract / A.D. Nechaev, E.V. Tishchenko // Space of the economy. 2013. № 3-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ugo lovno-pravovye-riski-v-sfere-ispolneniya-obyaza telstv-storonami-gosudarstvennogo-i-munitsipal-nogo-kontrakta (date of application 30.05.2021).
7. Pudovochkin Yu.E. The doctrine of the composition of a crime : manual. M. : Jurlitinform, 2009. P. 44.
8. Pudovochkin Yu.E. Multi-object corpus delicti / Yu.E. Pudovochkin, A.N. Ignatov, A.A. Kashkarov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 1. P. 119-120.
9. Scientific and practical commentary to chapter 22 «Crimes in the sphere of economic activity» of the Criminal Code of the Russian Federation : in 2 vol. Vol. 2. Team of authors; Executive editor doctor of Law, professor I.I. Kucherov, doctor of law, professor O.A. Zaitsev, doctor of law, associate professor S.L. Nudel. Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M. : LLC «Legal firm Kontrakt», 2020. 456 p. // https ://internet.garant.ru/#%2Fdocument%2F77252 988%2Fparagraph%2F1994%2Fdoclist%2F6759% 2Fshowentries%2F0%2Fhighlight%2F%3A7
10. Pudovochkin Yu.E. Polyobject corpus delicti / Yu.E. Pudovochkin, A.N. Ignatov, A.A. Kashkarov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 1. Р. 118-123.