14. Там же.
15. Карпов А. Б. Уральцы. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.): в 2 кн. Кн. 1. Репринтное издание с книги 1911. Уральск, 2009. С. 125.
16. Мухин Г. Л. Лицо Старого Уральска. Изд. 4-е, с изм. и доп. Уральск, 2006. С. 47.
17. ГАОО Ф. 174. оп. 1. Д. 9. Л. 5.
УДК 130.2:784
А. Р. Шарипова
СУЩНОСТЬ РУССКОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ
В статье освещена проблема сущности русского хорового пения как феномена культуры. Автор исследует хоровое пение с точки зрения своеобразной формы бытия культуры, где реализуются эстетические, нравственные, духовные начала человека, его экзистенциональные потребности. Русское хоровое пение рассматривается как самодостаточный объект философского познания, существующий и развивающийся согласно онтологическому принципу в музыкальном бытии, где оно обретает свои интонируемые смыслы, реализуясь в действительность.
The article is devoted the problem of Russian choral singing as a phenomenon of culture. The author investigates choral singing from the point of view of the peculiar form of existence of culture, where the person's aesthetic, moral, spiritual aspirations and existentional needs are realised. Russian choral singing is considered as the self-sufficient object of philosophical knowledge, existing and developing according to an ontologic principle in musical existence where it finds the intonational senses, being realised in reality.
Ключевые слова: русское хоровое пение, певческая культура, экзистенция, онтология, музыкальное искусство, музыкальная форма, музыкальный текст, музыкальный процесс, художественное творчество.
Keyword.S: Russian choral singing, chant culture, existence, ontology, music art, musical form, musical text, musical process, artistic creativity.
Русское хоровое пение, зародившись на самой заре человеческой культуры, путем эволюционного развития выделилось в самостоятельный вид художественного творчества и в наше время стало одним из важнейших и деятельных инструментов культуры. Оно входит в раздел музыкознания, и понять сущность русского хорового пения только этим видом научного направления нельзя. Таким образом, следует выделить русское хоровое пение из области музыкознания, чтобы яснее постигнуть его сущность. Оно несет познавательную, мировоззренческую ценность, имеет смысловую установку, пробуждает мироощущение. Русское хоровое пение -способ существования человека, практического
© Шарипова А. Р., 2010
и духовного освоения им окружающего мира, художественно претворённый эстетический опыт человека на основе ценностного взаимодействия с бытием.
Обратимся к вопросу, заданному Б. В. Асафьевым: «Что такое хоровая музыка и хоровое пение?, - думается, что не только искусство или, во всяком случае, что-то большее, чем искусство...» [1]. На наш взгляд, сложность определения хорового пения как вида искусства вообще, возникает из-за «ускользающего его предмета» -временного действия. «Предмет музыки, в том числе и хорового пения, - пишет Б. В. Асафьев, - не есть зримая или осязаемая вещность, а есть воплощение, или воспроизведение процессов-состояний звучания, или, исходя из восприятия, - отдавание себя состоянию слышания. Слышания чего? Комплексов звуковых в их взаимоотношении, ибо музыка нигде не имеет дела с суммой частей, но с отношениями или сопряжением элементов» [2]. Основываясь на понятиях Б.В.Асафьева «воплощение», «воспроизведение», «восприятие», «отдавание себя состоянию слышания», можно передать процесс творения, сопровождаемый психологическим переживанием. «Живое ощущение музыки <...> осмысление музыкального произведения, которого нельзя добиться с помощью лишь различных пояснительных речей, - пишет Б. В. Асафьев, - хоровое пение становится, таким образом, ключом к пониманию музыки» [3].
Источник искусства русского хорового пения, как мы полагаем, таится в глубине человеческой эволюции и мировой культуры. У древнего человека была потребность в воспроизведении голосом музыкальных звуков - это есть необходимость и освоение музыкального бытия, в которое вплетается «подражание» шуму ветра, моря, других природных звуков. Но это освоение уже того, что звучит в природе. Значит, изначально, «музыкально-певческое» присутствует в природе. Человек принимает Музыку Природы как ценность и создаёт свой мир культуры. Путём «воспроизведения» звуков природы он осваивает внешний мир, и это является способом его человеческого существования.
Обращение к существованию русского хорового пения в мировой культуре является той реальной основой, которая служит исходной точкой для обобщения и плодотворного теоретического размышления об истоках, судьбах и будущем развития хоровой культуры; осмысления сущности русского хорового пения как феномена культуры.
Русское хоровое пение всегда являлось неотъемлемой частью жизни народа, в нём воплощены черты народного характера, психологии, особенностей быта, страницы истории, в которой ле-
жит особая, возвышенная, сторона жизни общества. В данной области накоплено огромное количество хоровых произведений, имеющих уникальную эстетическую и духовную ценность. Это поистине величайшее национальное достояние. Развивая свои духовные способности, поющий, через тщательное, совместное их выражение словами и звуками, совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми человек отличается от животного, - это органы голоса, речи и музыкального слуха.
Русское хоровое пение в культуре представляет собой наиболее яркое звено среди культурных доминант. Древний русский фольклор, передававшийся от поколения к поколению в устной форме, свидетельствует о том, что русское певческое искусство находилось на достаточно высоком уровне. Н. Карамзин отмечает: «Народ сказывал свои песни под эмоциональным воздействие окружающей его среды и, в частности, которую он обожествлял, жил по её уставу и не отделял себя от нее, ибо веление природы было логикой его жизни» [4].
Зарождение профессиональной русской певческой культуры характеризуется образованием древнерусского государства с центром в Киеве (IX в.), связанно с влиянием на неё христианской церкви и западноевропейского музыкального образования (Византия). Центром русской певческой культуры становятся церковные хоры и организованные при них школы, основанные на национальном своеобразии певческого мастерства. В дальнейшем христианское богослужение, так же как и народная песня Московской Руси (XV в.), занимало важное место в семейном и общественном быту и являлось искусством однородным, с одним господствующим религиозным направлением. Из всенародного пения оно превратилось в специальное хоровое, заменявшее собою участие присутствующих в совершении пения. Прежде всего, это было связано со свойством человеческого сознания, которое нуждалось в обогащении музыкального материала, и ощущением внутреннего движения души в звуковых формах.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) русское хоровое пение вступило на европейский путь развития. Хоровое пение отмечено церковными реформами и сменой стилистических певческих формаций. Основным содержанием культурного прогресса этого времени было формирование национальной культуры, в том числе и становление национальных школ в хоровой музыке. Особенностью русской хоровой культуры, имевшей глубокие исторические корни, была открытость для контактов с другими народами при сохранении цельности и национальной самобытности. VIII в. отличался от средневековья большим един-
ством и усложнением идейно-художественной жизни.
Русское хоровое пение в XIX в. связано с прогрессивными идеями основоположника русской музыки М. И. Глинки и традициями «Новой русской музыкальной школы». Обращение к народному творчеству и древнерусским истокам музыки имело огромное значение для формирования реалистических тенденций хорового исполнительства и дальнейшего развития в новых исторических условиях певческих традиций русского хорового пения. Этот период был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении, в том числе и в хоровом пении. Наряду с внутренним единством в культурном прогрессе прослеживаются два периода: дореформенный (романтизм) и пореформенный (реализм). Объективные потребности социально-экономического развития России ставили перед обществом, культурой и государством задачу решения проблем путём создания народной школы, расширения сферы просвещения и культурного развития.
В XX в. русское хоровое пение развивалось в условиях новой общественной политической системы, идеологической основой которой стало диалектико-материалистическое мировоззрение. Тем не менее она сохранила исполнительские черты старой русской хоровой культуры. На развитие хоровой культуры сильнейшим образом влияют такие социальные факторы, как вовлечение многомиллионных масс в политическую и общественную жизнь, мощный рост массовых освободительных движений, возникновение социалистического строя. Это повлияло на динамику развития массового самодеятельного хорового пения.
Изменения экономических и политических событий в России конца XX в. предлагают свои варианты интеграции хорового пения и других видов искусств, что напрямую связано с созданием новой лексики музыкального языка и новых способов его нотирования, требующих дополнительных знаний и навыков для ее считывания. К таким тенденциям относятся расширение круга средств выразительности, их обогащение путём сближения с различными приёмами современной техники, выявление новых экспрессивных качеств пения; обращение к ранее не использованным древним пластам фольклора, архаическим ладовым и ритмическим особенностям, синтез «фольклорного» принципа развития тематического материала с различными формами вне-тональной звуковысотной организации; активизация старинных жанров церковного пения, духовного хорового концерта, литургии; театральные постановки - мюзиклы, с активным применением синтеза хорового речитатива, театрального действа и инструментального сопровожде-
ния; дуэты, трио, квартеты, квинтеты, камерные хоры, солист с вокальным ансамблевым сопровождением; музыкально-театральные постановки в синтезе искусств.
Таким образом, исторический компонент изначально присущ русскому хоровому пению, сложившемуся в процессе формирования хоровой исполнительской практики. В основе русского хорового пения всегда лежал принцип преемственности традиций.
Возможны разнообразные подходы к русскому хоровому пению, рассмотрение его на разных уровнях: физическом, биологическом, психологическом, социальном, эстетическом, историческом. Рассмотрев эстетический уровень познания русского хорового пения, мы не можем ограничиваться только рамками этого вида искусства. Философский уровень постижения русского хорового пения как феномена культуры является сложнейшей проблемой, связанной с онтологической теорией.
Аргументом, указывающим на проблему постижения бытия хорового пения и его познания, может служить развитие мысли А. Ф. Лосева о числовой логике музыки [5]. Ю. Н. Холопов также констатирует, что «...вся грандиозная и бесконечно запутанная эволюция искусства звуков есть развернутая во времени единая числовая структура. Исходя из того, - пишет Ю. Н. Холопов, - началом нашей музыки является гармония, звуковысотная структура, в лоне которой человеческое сознание причащается к мировой гармонии, мы берем одни только коренные элементы "генетического кода" музыки каждой из эпох. ...История музыки оказывается реализацией запрограммированного единого, "генетического кода" музыки как целого» [6].
Если размышлять с представленных позиций, то русское хоровое пение можно сравнить с явлениями природы, поскольку обнаруживаются закономерности музыки, подобные объектам естествознания и не зависимые от нас. Следовательно, русское хоровое пение имеет трансцендентное предсуществование и может существовать как самодостаточное явление, управляемое мировой гармонией подобно восходу и закату солнца, движению планет, смены времен года.
Исходя из того что русское хоровое пение не ограничивается только свойством музыкального процесса, можно утверждать, что оно самодостаточно. Это подтверждают слова Б. В. Асафьева [7], который находил в музыке, в хоровом пении в том числе, не грубое отражение реальной действительности нашей жизни и переживаний, а воплощение «картины мира», и через познание принципов становления музыкального процесса считал возможным приблизиться к пониманию мироустройства, поскольку процесс звукового
становления сам по себе и есть отражение «картины мира».
Приведенные выше высказывания подтверждают тезис о самодостаточности русского хорового пения, его самодвижении. Русское хоровое пение является феноменом эстетического, духовного, имеет «сверхкоммуникативное» значение во взаимодействии человека с миром. Однако при этом возникает вопрос: что обусловливает его самодостаточное функционирование? Каковы его функции?
Выделяя познавательную функцию хорового пения, Б. В. Асафьев [8], скорее, сближал знание о хоровом пении с естественными науками, нежели видел в них вид искусства. Представляя мыслимую возможность сравнивать закономерности музыки и природы, мы подтверждаем, что русское хоровое пение не всё в культуре, оно нечто большее, чем культура, чем искусство как таковое. Как вид искусства русское хоровое пение имеет значение в том случае, когда оно состоялось как музыкальная форма, музыкальный текст, когда оно стало действительностью.
Природа русского хорового пения часто рассматривается соотносительно со звучанием при исполнении или нотной записью. Для философии музыки, структуру которой А. Ф. Лосев [9] видел состоящей из четырех частей - феноменологии музыки, психологии музыки, музыкальной эстетики и критики, основополагающим является рассмотрение феномена музыки как абсолютного Бытия или непосредственной данности.
В современной философии, особенно в феноменологической эстетике, хоровое пение, как само по себе, так и хоровое музыкальное произведение, рассматриваются в качестве несводимых ни к одному из состояний, физических или психологических. То есть музыкальный объект не следует искать в той реальности, которая дана нам, а необходимо пытаться выявить его сущностные онтологические особенности.
У мыслителей, начиная хотя бы с пифагорейцев и Платона и заканчивая А. Ф. Лосевым или Т. В. Адорно [10], рассуждающих над феноменом, в истории духовной культуры человечества мы обнаруживаем стремление увязать хоровое пение с сущностными особенностями бытия. При этом хоровое пение не может быть однозначно отождествлено с миром или его моментами. Соизмеримость его с миром вытекает из определенности содержания хорового пения, его функциональности и структурности. Для него как онтологически реализуемого феномена значима проблема нахождения музыкального смысла и собственно членораздельности музыкального произведения. Существуя в музыкальном бытии, хоровое пение имеет свои интонируемые смыслы, реализуясь впоследствии в действительность.
Как писал Б. В. Асафьев, определяя музыку, в том числе и хоровое пение, как «искусство интонируемого смысла» [11]. Интонация звука, «распетого» слова в хоровом исполнении, сначала реализуясь в звуковом содержании, переходит в состояние действительности и смыслового содержания.
Создание и присутствие онтологий как в хоровом пении, так и в других формах духовной практики осуществляется через взаимодействие философских универсалий с логической структурой самой идеальной деятельности творцов музыки. В соответствии с внутренним законом отдельные элементы хоровых музыкальных произведений соединяются друг с другом, развиваются и утверждаются в этом единстве.
Русское хоровое пение своей демократичностью и массовостью обладает свойством, где человек может реализовать свое присутствие. С другой стороны, в постсоветском пространстве наблюдается забвение этой сущностной характеристики хорового пения. Действительно, предельная рационализация, характерная для современного академического хорового исполнительства, исходит из допущения ее природы как статичной структуры.
Приведенный тип философского, культурологического и исторического анализа русского хорового пения позволяет сделать вывод о его функциональных и существенных особенностях.
В связи с вышесказанным назначение хорового пения видится в следующих функциях: коммуникативная как способ человеческого общения, отражательная как олицетворяющая действительность (идеи, эмоции, окружающий социум), воспитательная и преобразовательная как преобразующая человека и общество, историческая как взаимовлияние исторически изменяющихся форм хорового пения на современное видение общества и общества на хоровые формы, познавательно-просветительная как концертно-испол-нительская хоровая деятельность, экзистенцио-нально-этическая как «очеловечивающая», эвде-моногизирующая («осчастливливающая»), катар-сическая (очищающая душу под влиянием произведений хорового искусства), философско-ми-ровоззренческая («гармонизующая»).
Сущностное значение русского хорового пения представляет собой следующие особенности:
онтологические (философское знание о человеке, ведущее к осознанию и поискам разрешения проблем, связанных с отношениями человека с природой, с другими людьми и обществом в целом, человека с самим собой), аксиологические (ценностное отношение к миру человеческой деятельности, к творческой реализации внутреннего содержания хоровой культуры), религиозные (стремление человека к жизни в единстве с Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия, основывающееся на вере и духовном опыте человека, отражающиееся в духовных хоровых произведениях).
Сущность русского хорового пения заслуживает не только эмоциональных восклицаний, но и сосредоточенного усердного вглядывания в его духовную сущность, ибо в противном случае нарушается закон соответствия метода предмету познания понимание русского хорового пения становится неадекватным, лживым в самом корне. Интонация распетого русского слова несет в себе смысловое содержание Бытия, его ощущения и присутствия в действительности. Если русская певческая культура поднята дивным светом традиции, то и познание сущности русского хорового пения должно быть устремлено к раскрытию этого света.
Примечания
1. Глебов И, (Б, В. Асафьев). Ценность музыки. De Música. СПб., 1923. С. 19.
2. Там же. С. 19-20.
3. Асафьев Б, В, О хоровом искусстве: сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. С. 5.
4. Карамзин Н, М, История государства Российского: в 6 кн. Т. 1-2 [Кн. 1]. М.: Книж. сад, 1993. C. 83.
5. Лосев А, Ф, Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 195-392.
6. Холопов Ю, Н, О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 114.
7. Глебов И, Указ. соч. С. 59.
8. Асафьев Б, В, О хоровом искусстве...
9. Лосев А, Ф, Очерк о музыке // Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 640655.
10. Адорно Т, В, Введение в социологию музыки // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1998.
11. Асафьев Б, В, Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. С. 343.