Научная статья на тему 'Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства'

Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16243
1569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОНЯТИЕ "ВНИМАНИЕ" / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ / СВОЙСТВА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

В статье рассматривается понятие «внимание» как одно из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Психологами выделены такие виды внимания, как произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. В отношении проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Рассмотрены основные характеристики, свойства, функции, разновидности, нарушения произвольного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства»

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ВНИМАНИЕ»: ВИДЫ, КРИТЕРИИ,

СВОЙСТВА Крамаренко А.С.1, Клименко М.Е.2, Кураева Д.А.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна - студент;

2Клименко Мария Евгеньевна - студент;

3Кураева Джульета Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается понятие «внимание» как одно из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Психологами выделены такие виды внимания, как произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. В отношении проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Рассмотрены основные характеристики, свойства, функции, разновидности, нарушения произвольного внимания. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, понятие «внимание», произвольное внимание, характеристики произвольного внимания, свойства произвольного внимания.

Г.Р. Худайгулова рассматривает внимание как универсальный психический процесс, структуру которого образуют оригинальные компоненты, позволяющие ему «отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии» [1].

При этом, отмечается, что внимание как процесс, не имеет собственного содержания, оно проявляется за счёт других когнитивных процессов и выполняет дополнительную функцию. Следовательно, внимание является сквозным процессом, обеспечивающим переход от одной деятельности к другой.

Внимание обеспечивает человеку, в том числе ребенку, отбор нужной информации, сохранение должного контроля над своим поведением и т.д. Внимание характеризуется сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо объекте, которым может быть предмет, событие, образ, рассуждение и др.

Внимание характеризуют различные качества и свойства, отличающиеся сложной функциональной структурой, и взаимосвязанные между собой:

1. первичные качества - объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение,

2. вторичные качества - переключаемость.

Психологами выделяются следующие основные виды внимания:

- непроизвольное внимание;

- произвольное внимание;

- послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание, в отличие от произвольного внимания, по своему биологическому происхождению, характеризуется большей пассивностью. Оно может возникать и поддерживаться бессознательно, без напряжения сил и энергии человека. Произвольное внимание является волевым, активным, преднамеренным, так как оно необходимо для достижения осознанно поставленной цели и управляется ей. Послепроизвольное внимание, как и произвольное, отличается целенаправленным характером и волевыми усилиями, но «вовлеченное погружение человека в деятельность меняет значимость результата деятельности на его процесс» [3].

В отношении проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Произвольное внимание в данном случае представляет собой вид внимания, который управляется с сознательной целью, заключающейся в концентрации ребенка на каком- либо конкретном объекте или деятельности. Произвольное внимание является продуктом социального развития и формируется в процессе общения ребёнка с взрослым.

Развитие произвольного внимания у детей связано с усвоением средств управления вниманием. В старшем дошкольном возрасте в качестве такого средства выступает речь ребёнка. Именно возрастание роли речи в регуляции поведения ребенка связано формирование произвольного внимания.

С точки зрения П.Я. Гальперина, механизм произвольного внимания представляет собой сокращенную форму контроля за действием, который осуществляется на основании подготовленного плана с помощью установленных критериев.

А.А. Осипова отмечает, что внимание является психическим состоянием, характеризующим «интенсивность познавательной деятельности и выражающемся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении)» [2].

Э.И. Волченков обращает внимание на то, что «произвольное внимание обуславливается необходимостью восприятия отражаемой в сознании информации для ее осознания и сохранения в памяти» [4]. Произвольное внимание всегда связано с проявлением волевых актов, детерминирующих направленность достижения определенной деятельности.

Основными характеристиками произвольного внимания являются:

- целенаправленность, которая определяется задачами, поставленными перед деятельностью;

- организованный характер деятельности, который заключается в том, что ребенок направляет свое внимание на конкретный предмет, организуя при этом необходимые психологические процессы;

- устойчивость, заключающаяся в том, что внимание продолжается более или менее длительное время, и зависящая от задач деятельности.

Выделяются такие свойства произвольного внимания, как:

- устойчивость (способность к длительной концентрации внимания на одном и том же определенном предмете);

- колебания (периодическое ослабление внимания);

- сосредоточенность (концентрация);

- интенсивность (характеризуется затратой нервной энергии при выполнении определенного вида деятельности);

- объем (количество информации, которую ребенок может воспринимать в определенный момент, количество объектов, которые ребенок воспринимает одновременно достаточно ясно и отчетливо);

- распределение (способность выполнять разнородные действия одновременно);

- переключаемость (способность ребенка включаться в новые условия).

Выделяются следующие разновидности произвольного внимания:

- собственно произвольное внимание, которое характеризуется тем, что намеренное обращение внимания протекает легко и без помех;

- выжидательное внимание, характеризующееся волевым характером в решении задач на бдительность;

- спонтанное внимание, которое имеет качества как произвольного, так и непроизвольного внимания.

Основная функция произвольного внимания заключается в активном регулировании протекания психических процессов.

К нарушениям произвольного внимания относятся:

- неспособность ребенком сохранять внимание;

- низкая избирательность и сосредоточенность внимания;

- повышенная отвлекаемость;

- снижение внимания в необычных ситуациях.

Таким образом, понятие «внимание» является одним из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Анализ его различных определений позволяет сделать вывод, что внимание представляет собой психический процесс, характеризующийся направленностью психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость.

В отношении проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Произвольное внимание представляет собой вид внимания, который управляется с сознательной целью, заключающейся в концентрации на каком- либо конкретном объекте или деятельности. Основными характеристиками произвольного внимания являются целенаправленность, организованный характер деятельности и устойчивость. Существуют такие разновидности произвольного внимания, как собственно произвольное внимание; выжидательное внимание; спонтанное внимание.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: общие основы психологии. 688 с.

2. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник / послесловие проф. В.П. Зинченко. 3-е изд., испр. М.: Флинта, 2002. 376 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2006. 713 с.

4. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Издательство Московского университета, 1976. С. 295.

МУЗЫКАЛЬНО-ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РИТМИЧНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Крамаренко А.С.1, Бичанина Т.В.2, Голубь М.С.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна - студент; 2Бичанина Татьяна Владимировна - студент; 3Голубь Марина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в музыкально-ритмическом воспитании выделяются систематические упражнения, включающие в себя: подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие и игровые упражнения. Для развития чувства ритма используют речевые упражнения, ритмодекламации, вокально -двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения, ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов, дидактические игры и информационные технологии. Ключевые слова: чувство ритма, подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие, игровые упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.