ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Куркина Е.А.
Куркина Екатерина Александровна - магистрант,
кафедра коррекционной педагогики, Институт социально-гуманнитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: в статье анализируется проблема развития внимания старших дошкольников. Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связаны с низким уровнем развития внимания и от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка, зависит формирование внимания.
Ключевые слова: внимание, развитие внимания, старшие дошкольники.
Дошкольное образование теперь позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально -творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания.
«Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту» [2].
«По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное» [4].
Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).
Дошкольники старшего возраста, даже с учетом доминантной роли эмоциональных стимулов, уже способны связывать свою деятельность с речевой установкой. У них пока еще непроизвольное внимание превалирует над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания.
«Организовывая обучение детей старше шести лет необходимо иметь во внимании то, что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут. Главное помнить и то, что в устойчивости внимания очень остро выражаются личные отличия детей (темперамент)» [3].
Так как базой непроизвольного внимания являются интересы, то для его продуктивного формирования нужно сначала повысить интерес ребенка. Но все-таки выстраивать обучение на одном непроизвольном внимании неверно, как и непрестанно вызывать усиленное произвольное внимание у детей, не включая никакую опору.
Нередко случается так, что деятельность, которая первоначально требовала усилий воли для концентрации внимания, перерастает дальше в увлекательное и
захватывающее занятие для ребенка. Происходит переключение произвольного внимания в послепроизвольное, где перемешиваются свойственные признаки произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание схоже с произвольным по энергичности, целеустремленности, с непроизвольным же вниманием схоже тем, что не используется воля для его сохранения.
«Формирование внимания напрямую связано с убеждениями взрослого во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, а еще от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка» [2]. Значительную роль в развитии внимания детей будет иметь и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, выступает внешним орудием ее организации, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.
«Непроизвольное внимание, которое начинается в отсутствие намерено установленной цели, превалирует у младших дошкольников. Но к окончанию дошкольного этапа начинает возникать произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием воли. Его появление определено развитием лобных долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени» [1].
О том, какой уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста будет указывать развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. «У старших дошкольников трансформации касаются всех видов и свойств внимания. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет» [3].
Таким образом, главные характеристики развития внимания у старших дошкольников:
■ существенно повышается сосредоточивание, объем и устойчивость;
■ сформировываются компоненты произвольности в контроле над вниманием на базе формирования речевой деятельности, познавательных увлечений;
■ внимание принимает вид опосредованного;
■ возникают компоненты послепроизвольного внимания.
«Развитие произвольного внимания - основная задача дошкольного развития. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка» [2].
При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми.
Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое
исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1998. 464 с.
2. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.
3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера
психологии).