Научная статья на тему 'Музыкально-тренинговые упражнения как средство развития ритмичности способностей у детей старшего дошкольного возраста'

Музыкально-тренинговые упражнения как средство развития ритмичности способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО РИТМА / ПОДРАЖАТЕЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Бичанина Татьяна Владимировна, Голубь Марина Сергеевна

В музыкально-ритмическом воспитании выделяются систематические упражнения, включающие в себя: подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие и игровые упражнения. Для развития чувства ритма используют речевые упражнения, ритмодекламации, вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения, ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов, дидактические игры и информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Бичанина Татьяна Владимировна, Голубь Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-тренинговые упражнения как средство развития ритмичности способностей у детей старшего дошкольного возраста»

- низкая избирательность и сосредоточенность внимания;

- повышенная отвлекаемость;

- снижение внимания в необычных ситуациях.

Таким образом, понятие «внимание» является одним из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Анализ его различных определений позволяет сделать вывод, что внимание представляет собой психический процесс, характеризующийся направленностью психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость.

В отношении проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Произвольное внимание представляет собой вид внимания, который управляется с сознательной целью, заключающейся в концентрации на каком- либо конкретном объекте или деятельности. Основными характеристиками произвольного внимания являются целенаправленность, организованный характер деятельности и устойчивость. Существуют такие разновидности произвольного внимания, как собственно произвольное внимание; выжидательное внимание; спонтанное внимание.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: общие основы психологии. 688 с.

2. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник / послесловие проф. В.П. Зинченко. 3-е изд., испр. М.: Флинта, 2002. 376 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2006. 713 с.

4. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Издательство Московского университета, 1976. С. 295.

МУЗЫКАЛЬНО-ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РИТМИЧНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Крамаренко А.С.1, Бичанина Т.В.2, Голубь М.С.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна - студент; 2Бичанина Татьяна Владимировна - студент; 3Голубь Марина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в музыкально-ритмическом воспитании выделяются систематические упражнения, включающие в себя: подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие и игровые упражнения. Для развития чувства ритма используют речевые упражнения, ритмодекламации, вокально -двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения, ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов, дидактические игры и информационные технологии. Ключевые слова: чувство ритма, подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие, игровые упражнения.

Чувство ритма характеризуется способностью переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и его производить. Музыкально -ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями, которые помогают дошкольникам понимать законы ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в характере музыки. Для развития чувства ритма используют музыкально-тренинговые упражнения.

Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играют систематические упражнения, включающие в себя: подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие и игровые упражнения [1].

Подражательно-исполнительские упражнения направлены на решение учебно-познавательной задачи. Педагог показывает способ решения задачи: действия и их последовательность, определяет критерии для оценки результата; дошкольник выполняет упражнение, которое предлагает педагог и показывает выполнение по образцу.

Творческие упражнения характеризуются сочетанием и различным комбинированием ребенком имеющихся у него знаний и умений, их применение в новой ситуации.

В конструктивных упражнениях дошкольник реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством взрослых. Ребенок переносит ранее усвоенные действия на новое содержание.

Игровые упражнения характеризуются тем, упражнения вместе с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», воображаемую ситуацию.

Игровые упражнения вызывают у дошкольников положительные эмоции, снимают напряжение во время выполнения упражнений. Игровые действия вызывают у детей интерес, позволяют легко воспринимать новые знания и умения. Игровые упражнения создают радостную атмосферу в музыкальной деятельности.

Упражнения, которые воспитывают музыкально-ритмические чувства, направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка.

Для развития чувства ритма используют речевые упражнения, ритмодекламации, вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения [2].

Речевые упражнения помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, познакомить с музыкальными формами, помогает ввести дошкольника в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Речевые игры способствуют ритмическому ощущению речи и музыки. На музыкальных занятиях речевые игры и упражнения сопровождаются движениями, звучащими жестами. Тексты для речевых упражнений должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников и легко запоминаться. Для этого используют образцы устного народного творчества: песенки, прибаутки, считалки, дразнилки и др. Выбранный текст должен быть простым, чтобы уделять больше времени не заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

На музыкальных занятиях педагоги используют один из видов речевых игр -ритмодекламация. Она характеризуется ритмичным произнесением текста на фоне звучащей музыки. Музыкальное произведение подбирается в соответствии с темпом речи, содержанием текста и особенностям ритмического рисунка. Ритмодекламация формирует чувство ритма, развивает эмоциональную отзывчивость, речь, творческие способности.

Вокально-двигательные разминки - вокальные упражнения, которые сопровождаются ритмическими движениями. Цель данных упражнений -сконцентрировать внимание дошкольников на координации их движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания начинают с простых упражнений: постукивание пальцев одной руки по другой, шлепки по коленям, притопывание. Для

успешного развития ритмического чувства упражнения нужно последовательно усложнять, расширяя певческий диапазон и разрабатывая ритмические движения.

Музыкально-ритмическое движения - важное средство развития чувства ритма у дошкольников. Музыкально-ритмические упражнения имеют те элементы музыкальной выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Для развития чувства ритма на музыкальных занятиях используют все виды музыкально-ритмических движений: музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, пляски.

Для развития чувства ритма применяют ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Необходимо большое внимание уделять музыкально-дидактическим играм и ИКТ, которые направлены на развитие данной способности.

Игры на музыкальных инструментах используются для развития музыкальных способностей. Для развития чувства ритма используют все ударные музыкальные инструменты или любой инструмент, имеющий звук определенной высоты. Данное занятие является важным, так как дошкольники творчески исследуют темброво-динамические возможности инструментов и приемы игры на них.

Для развития чувства ритма используют музыкально-дидактические игры и пособия. Для детей интересны задания, связанные с выкладыванием ритмического рисунка из различного материала. Картинки помогают усвоить понятия длительностей. С помощью такого задания дошкольник учится выкладывать ритмические формулы с помощью картинок, в результате чего легко усваивается материал, формируется активность, развивается логическое мышление и зрительное восприятие.

Информационные технологии позволяют сделать процесс обучения и развития ребенка эффективным, открывает новые возможности музыкального образования. Применение информационных технологий помогает:

- стимулировать непроизвольное внимание детей;

- обладает стимулом познавательной активности;

- НОД становится эмоционально насыщенным, наглядным;

- показ информации в игровой форме у дошкольников вызывает интерес;

- позволяет предоставлять аудиовизуальную информацию в различной форме. На музыкальных занятиях по ритмическому движению педагоги развивают у

дошкольников гибкость, пластику, ритмичность, дают необходимые навыки и умения, которые подводят детей к детскому творчеству. В процессе выполнения упражнений на музыкальных занятиях у дошкольников развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения.

Список литературы

1. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально -ритмического чувства детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovye-uprazhnenija-kak-osnova-razvitija-muzykalno-ritmicheskogo-chuvstva-detei-doshkolnogo-vozrasta-h3.html/ (дата обращения: 17.12.2018).

2. Николаева Т. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-ritmicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html/ (дата обращения: 17.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.