Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-личностный опыт / социализация личности / накопление опыта / формирование опыта взаимодействия / social and personal experience / personality socialization / accumulation of experience / formation of interaction experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Гришина

В статье внимание уделено содержательному наполнению понятия «социально-личностный опыт». Затрагивается тема взаимосвязи личности и общества, аспекты социализации личности. Рассмотрены понятия «личность», «опыт», «общество», выделены линии взаимосвязи. Выявлены и охарактеризованы компоненты в структуре понятия «социально-личностный опыт»: отношение личности к социуму; наличие поведенческих основ взаимодействия в обществе; самопознание. Автор дает обобщенную характеристику показателям низкой сформированности социально-личностного опыта. Обозначена роль педагога в формировании социально-личностного опыта у обучающихся. Обосновываются условия, при которых возможно формирование положительного социально-личностного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE CONCEPT “SOCIO-PERSONAL EXPERIENCE” AND ITS COMPONENTS

In the article, attention is paid to the content of the concept of “social and personal experience.” The theme of the relationship between the individual and society, aspects of the socialization of the individual are touched upon. The concepts of “personality,” “experience,” “society” are considered, the lines of interconnection are highlighted. The components in the structure of the concept of “social and personal experience” are identified and characterized: the attitude of the individual to society; the presence of behavioral foundations of interaction in society; self-knowledge. The author gives a generalized description of the indicators of low formation of social and personal experience. The role of the teacher in the formation of the social and personal experience of students is indicated. The conditions under which the formation of a positive social and personal experience is possible are substantiated.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

УДК 37.06

Grishina I.S., postgraduate, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: grisheena@yandex.ru

THE ESSENCE OF THE CONCEPT "SOCIO-PERSONAL EXPERIENCE" AND ITS COMPONENTS. In the article, attention is paid to the content of the concept of "social and personal experience." The theme of the relationship between the individual and society, aspects of the socialization of the individual are touched upon. The concepts of "personality," "experience," "society" are considered, the lines of interconnection are highlighted. The components in the structure of the concept of "social and personal experience" are identified and characterized: the attitude of the individual to society; the presence of behavioral foundations of interaction in society; self-knowledge. The author gives a generalized description of the indicators of low formation of social and personal experience. The role of the teacher in the formation of the social and personal experience of students is indicated. The conditions under which the formation of a positive social and personal experience is possible are substantiated.

Key words: social and personal experience, personality socialization, accumulation of experience, formation of interaction experience.

И.С. Гришина, аспирант, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: grisheena@yandex.ru

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

В статье внимание уделено содержательному наполнению понятия «социально-личностный опыт». Затрагивается тема взаимосвязи личности и общества, аспекты социализации личности. Рассмотрены понятия «личность», «опыт», «общество», выделены линии взаимосвязи. Выявлены и охарактеризованы компоненты в структуре понятия «социально-личностный опыт»: отношение личности к социуму; наличие поведенческих основ взаимодействия в обществе; самопознание. Автор дает обобщенную характеристику показателям низкой сформированности социально-личностного опыта. Обозначена роль педагога в формировании социально-личностного опыта у обучающихся. Обосновываются условия, при которых возможно формирование положительного социально-личностного опыта.

Ключевые слова: социально-личностный опыт, социализация личности, накопление опыта, формирование опыта взаимодействия.

Проблеме социально-личностного развития и накоплению опыта в настоящее время уделяется особое внимание, поскольку данные компоненты входят в образовательные стандарты. Повышенный интерес исследователей к данной проблеме обусловлен изменениями в социально-экономической и политической сферах, что проецирует нестабильность в обществе. Педагоги (И.П Гапушко, Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, ПН. Соломатина, Ю.В. Сорокопуд и др.) [1-10] отмечают, что в нынешней ситуации фиксируется дефицит внимания, культуры общения среди обучающихся, часто проявляются грубость, враждебность, эмоциональная отчужденность. Формирование и накопление социально-личностного опыта, который является основой дальнейшего выстраивания взаимоотношений обучающихся с другими людьми, выступает ведущей задачей в процессе формирования личности.

В ситуации, когда сознание не успевает за стремительным потоком информации, не имеет «паузы», столь важной для рефлексивной деятельности, оно наполняется готовыми формулами и идеями. Субъект не может разграничить «своё» и «чужое», обезличиваясь, теряет мотивацию к творчеству и духовному развитию. Можно сказать, что внутри него образуется «вакуум» - признак глубочайшего внутреннего кризиса. Чем больше человек внедрен в социальную систему и чем осознаннее его присутствие в ней, тем сильнее и масштабнее он чувствует драматические последствия для себя. Социальные кризисы случались и ранее, но современный человек уже не в состоянии изолировать себя от всеобщих процессов, - отмечает М.С. Пусельцева [2]. Коммуникационное взаимодействие между членами общества ослабевает, а неожиданно появившаяся пандемия еще более ускорила данный процесс.

Данные факты показывают необходимость изучения вопросов, связанных с формированием социально-личностного опыта у обучающихся, в связи с чем важным является определение сущности понятия «социально-личностный опыт» и выявление основных его компонентов.

Цель статьи - выявить сущность и основные составляющие понятия «социально-личностный опыт».

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «социально-личностный опыт» на основе анализа ранее выполненных работ; 2) выделить компоненты, составляющие основу понятия «социально-личностный опыт»; 3) определить роль и направления работы педагога по формированию социально-личностного опыта у обучающихся.

Научная новизна статьи состоит в расширении сущности понятия «социально-личностный опыт», а также путей формирования социально-личностного опыта у обучающихся; выявлении направлений работы педагога по формированию социально-личностного опыта у обучающихся. Теоретическая значимость статьи видится в систематизации научного представления о понятии «социально-личностный опыт», определении возможностей практической деятельности в формировании социально-личностного опыта; в выявлении роли педагога в накоплении и обозначении условий положительного социально-личностного опыта у обучающихся.

Методы исследования: синтез понятий и определений; анализ научных фактов; обобщение и структурирование научного материала.

Социально-личностный опыт формируется благодаря взаимосвязанной деятельности двух субъектов - общества и личности. Под «социальным» мы понимаем все виды взаимоотношений индивидов, социальных групп, институтов, словом, всё то, что продуцируется человеком на основе его социальных потребностей. Это смоделированная поколениями «среда обитания», «вторая природа», развивающаяся по определенному алгоритму, постоянно трансформирую-

щаяся, но всегда являющаяся для человека единственным условием развития всех его задатков и пространством, где в один момент происходит осмысление индивидом своей уникальности, своего особенного места в этой «вселенной» общественных отношений. Социальное - это явление, наполняющее каждую «частичку» индивида смысловыми структурами.

Условно мы выделим два подхода к пониманию личности, о чём свидетельствует и различное терминологическое расхождение таких слов, как «personalitas» и «persona». «Personalitas» (индивид) - носитель социально значимых качеств, формально отвечающий требованиям общества, владеющий навыками социального взаимодействия, усвоивший все необходимые предписания. «Persona» - целостность человека, не просто формальное, но содержательное начало, обладающее «набором» индивидуальных качеств и собственными инструментами познания мира с позиции «проживаемого опыта», неповторимого и уникального. В настоящее время гуманитарные науки интерпретируют личность с позиции её «генетической» зависимости от социальной среды или наоборот -представляют ее как силу, определяющей социальную среду [3].

Несмотря на громадный пласт литературы [2; 3; 7; 9; 10 и др.], затрагивающий процесс функционирования общества, тема взаимодействия личности и общества по-прежнему является актуальной среди психологов, социологов, философов и, конечно же, педагогов. Опыт каждой личности уникален и накапливается в течение всей жизни индивида, что делает проблематичным его описание и представление в готовых «формулах и уравнениях». Вместе с тем существуют закономерности социального развития, поскольку общество - «вторая природа», порождающая на протяжении всей своей жизни социализированных индивидов, каждый из которых впоследствии и сам становится творцом социальной реальности. Переход от внешней социализации к внутренней, момент осознания своего «Я» индивидом и осмысление им социальных норм - и есть тот вопрос, который нас интересует больше всего. В какой-то момент происходит «чудо» самопознания и самораскрытия «себя для себя», рефлексия над усвоенными ценностями. В этот момент человек открыт для интеграции в общественное пространство.

Можно сказать, что посредством общественного индивид обнаруживает своё существование, овладевает всеми необходимыми навыками, обретая «форму» по заданному образцу. Общественное в лице каждой личности воплощает множество норм и ценностей. Таким образом, мы видим неразрывную связь этих двух социальных субъектов - личности и общества.

В период раннего этапа жизни человек получает первые представления о мире и начинает приобретать собственный опыт. Это не объективные изобретения и уникальная информация вообще, а именно индивидуальные открытия личности «для себя». Этот процесс чрезвычайно важен, поскольку от усвоения ценностей и социальных норм зависит не только дальнейшее развитие личности, но и всего общества.

Рассматривая термин «опыт», можно отметить, что он представляется как совокупность усвоенных знаний, умений и навыков. Исходя из этого, социально-личностный опыт трактуется как усвоенные знания о функционировании общества и умения взаимодействовать в обществе (с взрослыми, с одноклассниками и т. д.). По мнению Е.И. Зритневой, Л.А. Саенко, И.В. Сушковой [5; 9], опыт есть «отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания». Следовательно, опыт формируется в процессе непосредственного взаимодействия с социумом: в процессе учебы, участия в совместной деятельности, ином формальном и неформальном общении.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что социально-личностный опыт интегрирует в себе три основных компонента: отношение личности к социуму; наличие поведенческих основ взаимодействия в обществе; самопознание. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь воспитанникам в накоплении положительного опыта взаимодействия с социумом, что становится основой отношения ребенка к миру Для этого необходимо реализовать личностно ориентированный подход в воспитании, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Исследователи Л.А. Матис, Е.В. Чиркова, Ю.С. Девиченко, М.М. Карапузова [8] выделяют ряд проблем, связанных с формированием социально-личностного опыта у обучающихся в школе: низкий уровень межличностного общения среди одноклассников; конфликты по линиям «ученик - ученик», «ученик - учитель», «учитель - родитель»; низкий уровень здоровья обучающихся; высокая утомляемость среди обучающихся и педагогов; эмоциональное выгорание педагогов; отсутствие должной воспитательной работы классного руководителя; многосмен-ность работы школы, в связи с чем нет возможности провести с классом воспитательные мероприятия.

Низкий уровень сформированности социально-личностного опыта характеризуется следующими показателями: низкая инициативность в коллективе; избегание активности, преобладание пассивной роли; высокая конфликтность; низкий уровень речевого развития. В связи с этим задача педагога - нивелирование всех указанных показателей, т. е. работа по созданию благоприятной психологической атмосферы, развитие навыков коммуникации у детей, формирование активности во взаимодействии с социумом, преодоление застенчивости, воспитание ценностных ориентаций, что обеспечит конструктивное общение с окружающими.

Важной задачей в формировании социально-личностного опыта является использование педагогом различных жизненных ситуаций, которые могут быть реализованы в виде игр, обсуждений сюжетов литературных произведений и кинофильмов, бесед. Педагог Т. А. Фараева [10] отмечает ведущую роль развития коммуникативных навыков у обучающихся, которые являются основой формирования социально-личностного опыта.

Следует отметить, что развитие учащихся в образовательном учреждении осуществляется по двум направлениям: социализация (освоение и накопление социального опыта) и индивидуализация (саморазвитие, саморефлексия, самостоятельность, независимость). Интеграция двух направлений ведет к появлению социально-личностного опыта, осознанию себя частью общества без потери своей индивидуальности. По мере развития ребенка усложняется конструкт «со-

Библиографический список

циально-личностный опыт», поскольку появляется критическое отношение к собственной деятельности, происходит ее осознание, переоценка ценностей, смена форм коммуникации с окружающими. Можно сказать, что чем разнообразнее формы и виды взаимодействия личности с другими людьми, шире условия его позитивной социализации, тем более формируется устойчивый положительный социально-личностный опыт личности. Социально-личностный опыт является базой для всей дальнейшей жизни и взаимодействий личности, поэтому необходимо, чтобы он был наиболее положительным, поскольку он будет определять вектор жизненных ориентиров личности.

Согласно теории Л.С. Выготского, особенность формирования социально-личностного опыта личности состоит в том, что между воспитанником и объектом (предметом), который необходимо освоить, стоит педагог, который помогает приобрети положительный опыт взаимодействия с данным объектом. Без посредника, т. е. педагога, такой опыт может не носить позитивный характер или усвоение опыта будет осложнено, считает А.В. Мудрик [3].

В настоящее время миссия педагога постоянно усложняется: он уже не просто носитель новых знаний, а помогает в освоении социальных знаний, социальных ролей, является посредником в освоении социального опыта. Поскольку информацию можно получить из различных источников, то ведущая роль педагога смещается в сторону сопровождения обучающихся в формировании социально значимых качеств, формирования и накопления социально-личностного опыта.

Перспектива дальнейшего изучения данной проблемы нам видится в выявлении форм и методов работы педагога по формированию позитивного социально-личностного опыта у обучающихся на разных этапах обучения (начальная, средняя, старшая школа); в разработке методических пособий для родителей и молодых педагогов по формированию социально-личностного опыта у обучающихся.

Таким образом, на основании представленного исследования нами делаются следующие выводы. Социально-личностный опыт как формируемый компонент развития личности состоит из трех элементов - отношение личности к социуму; наличие поведенческих основ взаимодействия в обществе; самопознание. Педагог является посредником при взаимодействии обучающегося и объекта, что способствует формированию положительного социально-личностного опыта. Он формируется при непосредственной практической деятельности, при взаимодействии с объектом изучения (предметы, явления, взаимодействие с людьми и т. д.). Без педагога такой опыт может вообще не накапливаться или его формирование будет осложнено. В связи с чем можно выделить новые фикции педагога - социально-адаптационные, направленные на формирование у обучающихся положительного (позитивного) социально-личностного опыта.

1. Галушко И.Г Нравственное воспитание и социально-личностное развитие ребенка. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; Т. 2, № 1: 28-35.

2. Гусельцева М.С. Основные принципы трансдисциплинарного подхода к изучению социального, личностного и когнитивного развития детей и подростков в современном технологическом обществе Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2019; № 4: 33-53.

3. Мудрик А.В. Психология и воспитание. Москва, 2006.

4. Саенко Л.А. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 333-335.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 187-189.

8. Матис Л.А., Чиркова Е.В., Девиченко Ю.С., Карапузова М.М. Социально-личностное развитие школьников как педагогическая проблема. Вестник научных конференций. 2022; № 1-3 (77): 83-84.

9. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие, анализ программ. Москва, 2008.

10. Фараева Т.А. Развитие коммуникативных навыков, как основного фактора социально-личностного воспитания. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2019; № 11: 209-210.

References

1. Galushko I.G. Nravstvennoe vospitanie i social'no-lichnostnoe razvitie rebenka. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 2, № 1: 28-35.

2. Gusel'ceva M.S. Osnovnye principy transdisciplinarnogo podhoda k izucheniyu social'nogo, lichnostnogo i kognitivnogo razvitiya detej i podrostkov v sovremennom tehnologicheskom obschestve Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2019; № 4: 33-53.

3. Mudrik A.V. Psihologiya i vospitanie. Moskva, 2006.

4. Saenko L.A. Osobennosti formirovaniya kommunikativnogo opyta u studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 333-335.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Sorokopud Yu.V., Sirotina S.A. Professional'naya kul'tura pedagoga kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 187-189.

8. Matis L.A., Chirkova E.V., Devichenko Yu.S., Karapuzova M.M. Social'no-lichnostnoe razvitie shkol'nikov kak pedagogicheskaya problema. Vestnik nauchnyh konferencij. 2022; № 1-3 (77): 83-84.

9. Sushkova I.V. Social'no-lichnostnoe razvitie, analiz programm. Moskva, 2008.

10. Faraeva T.A. Razvitie kommunikativnyh navykov, kak osnovnogo faktora social'no-lichnostnogo vospitaniya. Social'noe razvitie sovremennogo rossijskogo obschestva: dostizheniya, problemy, perspektivy. 2019; № 11: 209-210.

Статья поступила в редакцию 12.10.22

УДК 37.012

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

TO THE PROBLEMS OF USING METHODOLOGICAL TECHNIQUES AND EXERCISES IN TEACHING LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSE. The

article analyzes certain methodological techniques that can be used by lecturers while teaching the discipline "Foreign Language in Professional Sphere" with bachelors in a non-linguistic university. The parameters of the material selection for the formation and development of students' language skills (reading, speaking, listening,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.