7. Gadamer H.G. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki. Moskva: Progress 1988.
8. Arutyunyan O.A. Ponimanie filosofskogo teksta kaksmyslotvorchestvo. Dissertaciya ... kandidata filosovskih nauk. Krasnodar, 2007.
9. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya. Moskva, 2019.
10. Nelunova E.D. Mul'timedijnoe obuchenie kak sredstvo postroeniya otkrytoj obrazovatel'noj sredy. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012; № 5 (15): 82 - 86.
11. Bogatyreva Zh.V., Arutyunyan O.A. Metafora «prevrascheniya» v volshebnoj skazke: filosofskij analiz. Kant. 2019; № 3 (32): 169 - 173.
12. Ismailova M.N., Arashova D. Metodika prepodavaniya individualizaciya obucheniya v vuzah. Teoriya ipraktika sovremennojnauki. 2017; № 12 (30): 39 - 42.
13. Efremova E.A., Bogatyreva Zh.V. Gde hranitsya pamyat' cheloveka? Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; № 7-2: 183 - 184.
14. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
15. Ajsuvakova T.P, Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
Статья поступила в редакцию 10.09.21
УДК 37.035
Beletova D.B., postgraduate, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMS OF MANIFESTATION OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL AND EXTRACTUAL ACTIVITIES. The article examines the concept of "social activity", defines the essential content of the concept. The social activity of the individual is due to the conditions of the external environment and is a conscious activity. The author substantiates the need for school attention to the inclusion of adolescents in social activities and the manifestation of social activity. The main forms of manifestation of social activity in adolescence are presented: self-creative, cognitive-labor, self-educational, self-cognitive, communicative, educational, socio-cultural, social-organizational. The characteristics of each of the forms of social activity of adolescents are given. The sources of the appearance of these forms of social activity and possible manifestations of social activity have been determined. The presented material allows to draw a conclusion about the integrative nature of the phenomenon of social activity, which is realized in various forms.
Key word: social activity, adolescence, forms of social activity.
Д.Б. Белетова, соискатель, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается понятие «социальная активность», определяется сущностное содержание понятия. Социальная активность личности обусловлена условиями внешней среды и является осознанной деятельностью. Автором обоснована необходимость внимания школы к включению подростков в общественную деятельность и проявлению социальной активности. Представлены основные формы проявления социальной активности в подростковом возрасте: самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная, самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная. Дана характеристика каждой из форм социальной активности подростков. Определены источники появления указанных ее и возможные проявления. Представленный материал позволяет сделать вывод об интегративном характере феномена социальной активности, реализующегося в различных формах.
Ключевые слова: социальная активность, подростковый возраст, формы социальной активности.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что в современном мире большое количество исследований посвящено изучению феномена социальной активности, а также процессу определения условий становления и развития данной активности у молодежи.
Педагоги-учёные (Л.В. Алиев, Е.И. Зритнева, Л.К. Иванова, Т.Н. Маль-ковская, Л.А. Саенко и др.) [1 - 11] отмечают, что социальная активность - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества. Политологи, социологи, философы рассматривают социальную активность как гражданственность, самосознание личности. Всё это должно быть направлено на развитие интересов государства. Современность и актуальность проблем развития социальной активности в подростковом возрасте связана с необходимостью воспитания молодого поколения, которое должно быть коммуникативным, мобильным, социально активным и способным к проявлению себя в большинстве сфер общественной жизни. Такая воспитательная задача по развитию социальной активности детей и подростков определена в Федеральном проекте «Социальная активность» национальной программы «Образование». Таким образом, решение обозначенной проблемы по развитию социальной активности подростков и молодёжи выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.
Цель данной статьи - выявление и характеристика основных форм проявления социальной активности в подростковом возрасте.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «социальная активность», выделить сущностных характеристики данного педагогического феномена; определить основные формы проявления социальной активности подростков; представить примеры реализации различных форм социальной активности.
Научная новизна определяется выявлением основных форм проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о формах проявления социальной активности в подростковом возрасте. Практическая значимость заключается в определении направления работы классных руководителей школы по развитию социальной активности подростков, выражающемуся в различных формах.
Методы исследования. Анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в общеобразовательном учреждении.
Понятие «социальная активность» составлено из двух терминов - активность и социум. Активность - это действенный акт, действие, поступок. Следовательно, социальная активность - это вид деятельности, направленный на решение вопросов социума.
В теорию и практику формирования социальной активности личности внесли значительный вклад Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, А.А. Кратко, Н.К. Крупская, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий и др.
Психологи рассматривают социальную активность как качество личности, базирующееся на интересах, мотивах и потребностях личности (В.П. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.З. Коган, А.А. Реан, В.С. Мухина и др.). В.П. Бехтерев отмечает, что социальная активность есть ни что иное, как качество личности, проявляющееся в общественно значимой деятельности, способности и готовности к этой деятельности, а также умении бескорыстно работать на благо всего общественного сообщества.
Л.С. Выготский выделяет связь между активностью личности и средой, в которой он находится. Автор доказывает, что социальная активность личности обусловлена накопленным социальным опытом и развитием личности.
В исследованиях ведущих педагогов социальная активность представляется как умение личности создавать социально значимые изменения (Н.В. Щербакова, А.А. Кратко, Э.А. Мальцева, А.И. Иванов, В.П Маралов, Л.В. Мудрик, Б.З. Вульфов, Н.В. Щербакова и др.). А.А. Кратко и Л.В. Мудрик [2; 4] пишут, что мнение личности по поводу социальных проблем меняется в процессе жизни. При этом базис социальной активности личности формируется еще в подростковом возрасте. Это время школьного обучения и воспитания, посещение учреждений дополнительного образования, участие подростков в общественных объединениях.
Рассматривая различные научные труды, можно отметить, что социальная активность личности обусловлена условиями внешней среды и является в первую очередь осознанной деятельностью. Реализуется она в системе ценностей личности и общества, установленных целей, путем личного отбора способа данной деятельности. Ключевым критерием социальной активности выступает позиция личности, отражающая характер деятельности и специфику отношений с социумом. В качестве индикатора сформированной социальной активности принято рассматривать личностную направленность, мотивацию, а также социальные контакты.
Социальная активность во всех её проявлениях также является способностью человека производить социально значимые преобразования в обществе посредством общения, поведения и волевых актов.
Социальная активность является показателем уровня социального развития человека (адаптированность или дезадаптированность), его способности проявить себя в обществе. В связи с чем мы рассматриваем социальную активность как социально значимое свойство молодого человека, как интегрированный результат его социального развития и становления как члена общества.
Исходя из этого, развитие социальной активности у подростков является одной из приоритетных задач воспитания чувства социальной принадлежности, устойчивой гражданской позиции и способности к филантропным поступкам.
Научный интерес к изучению проблем развития социальной активности в подростковом возрасте связан с потребностью подростков участия в общественной жизни, общественных мероприятиях, реализуя тем самым свои потребности в самоактуализации, самовыражении и принятии. Поскольку в подростковом возрасте еще не сформирована система ценностей, они подвержены риску негативного социального влияния, то существует необходимость участия школы в привлечении подростков к проявлению социальной активности.
Выделим основные формы проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности: самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная, самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная. Рассмотрим каждую форму проявления социальной активности более подробно.
Самодеятельно-творческая форма актуализируется посредством понимания подростками важности общественной деятельности, способности к восприятию социальных фактов и явлений, стремлении к самореализации и позитивному преобразованию окружающей действительности. Самодеятельно-творческая форма социальной активности предполагает следующее: активное участие подростков в жизни школьного или внешкольного коллектива (учебный класс, группа дополнительного образования и др.); понимание личной ответственности за проделанную работу; проявление самостоятельности в решении вопросов жизнедеятельности коллектива; способность к осмыслению собственной деятельности и деятельности других; реализация способности к критическому мышлению, оценки действий; их корректировка при решении поставленных учебных и иных задач.
Познавательно-трудовая форма социальной активности предполагает реализацию учебной и трудовой деятельности подростков (получение знаний, совершенствование навыков деятельности, реализация трудовых функций). Трудовая деятельность в подростковом возрасте рассматривается как помощь родителям в домашних делах, обладание навыками самообслуживания, участие в трудовых мероприятиях школы и класса (субботники, уборка территории), участие в волонтерской деятельности. Познавательно-трудовая форма социальной активности базируется на потребности подростков в самоутверждении, в самоактуализации.
Самообразовательная форма социальной активности в подростковом возрасте отражает мотивацию к познавательной (образовательной) деятельности, нацеленность подростков на получение новых знаний в различных областях, удовлетворение интеллектуальных потребностей личности. Реализация данной формы социальной активности предполагает потребность и стремление к получению нового социального статуса; самоутверждение в коллективе; повышение самооценки. В роли мотивации для проявления данной формы социальной активности выступает вовлечение подростков в совместную коллективную деятельность; участие в воспитательных и творческих мероприятиях; привлечение к общественной работе и участие в общественных детских и молодежных объединениях; реализация условий для самопроявления подростков (в труде, творчестве, учебе и др.).
Самопознавательная форма социальной активности подростков проявляется в самопознании, выявлении своих сильных и слабых сторон, в стремлении к самоидентификации и самоопределении. Данная форма нацелена на выявление сочетания интересов личности и общества. Познание собственных возможно-
Библиографический список
стей, способность к сравнению, анализу собственной деятельности возможно в непосредственной практической деятельности подростков, а также путем самодиагностики. Реализация самопознавательной формы - формирование у подростков потребности в общественно-полезной деятельности.
Коммуникативная форма социальной активности определяет возможность и способность подростков к коммуникации в обществе, среди своих сверстников, среди взрослых людей, определяет потребность подростков принадлежать определенной группе, быть принятым и понятым в обществе, предполагает потребность в сотрудничестве, взаимодействии, совместном решении задач. Коммуникативная активность подростков является важным показателем, поскольку развивается речь, формируется культура взаимодействия подростков, идет накопление опыта конструктивного взаимодействия в обществе.
Учебно-просветительская форма социальной активности отражает стремления подростков к получению новой информации о жизни социума, новых событиях и явлениях в обществе. Источниками проявления учебно-просветительской формы социальной активности являются СМИ, учебная деятельность, Интернет, социальные сети, печатные издания и литература, самостоятельная работа, общение подростков со сверстниками и взрослыми. При данной форме социальной активности активизируются личностные запросы и стремления подростков, отражается право на получение информации из различных источников, находит отражение право свободы выбора и проявление индивидуальности, проявляются потребности и стремления подростков.
Социально-культурная форма социальной активности выражается через принадлежность личности к какой-либо культурной общности, что проектирует для подростка нормы поведения, ценности, правила общения и идеалы для подражания. Данная форма социальной активности проявляется через специфику подростковой субкультуры, через манеру поведения и взаимодействия.
Общественно-организационная форма социальной активности предполагает участие подростков в общественных детских и молодежных объединениях. Коллективная деятельность детей и подростков характеризуется рядом признаков: общностью целей и решаемых задач; коллективной деятельностью; организационной структурой объединения социальной направленности; общими интересами и потребностями подросткового возраста. Данная форма социальной активности является ведущей и наиболее узнаваемой для общества.
Проявление различных форм социальной активности подростков осуществляется путем поддержки социальных проектов и социальных инициатив, привлечения подростков к волонтёрской деятельности, участию в общественных детских и молодежных объединениях, клубных объединениях социальной направленности.
Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что социальная активность является одним из важнейших показателей, характеризующих личность с точки зрения общества. Посредством включения подростков в социальную деятельность, проявления активности в общественной деятельности происходит становление жизненных ориентиров, ценностных ориентаций подростков. Формы проявления социальной активности подростков могут быть различные, основные из них - самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная, самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная. Проявление той или иной формы социальной активности зависит от индивидуальных качеств подростков, их заинтересованности, способности к взаимодействию, коммуникативных навыков, поддержки педагогов школы и учреждений дополнительного образования. В общеобразовательной организации необходимо создавать условия для проявления всех форм социальной активности подростков, развития социальной принадлежности, понимания общественной ценности своей деятельности, готовности быть максимально полезным для общества.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Кратко А.А. Социология. Харьков: Издательство «Константа», 1996.
3. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития. Москва: Академия, 2002.
4. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
6. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; № 6 (47): 96 - 103.
7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
9. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212 - 219.
10. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8; № 5-2: 141 - 145.
11. Таханова А.К., Ким А.А. Влияние школы и семьи на формирование социальной активности подростков. Наука и реальность. 2021; № 2 (6): 262 - 264.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Kratko A.A. Sociologiya. Har'kov: Izdatel'stvo «Konstanta», 1996.
3. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moskva: Akademiya, 2002.
4. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2005.
5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
6. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; № 6 (47): 96 - 103.
7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
9. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212 - 219.
10. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8; № 5-2: 141 - 145.
11. Tahanova A.K., Kim A.A. Vliyanie shkoly i sem'i na formirovanie social'noj aktivnosti podrostkov. Nauka i real'nost'. 2021; № 2 (6): 262 - 264.
Статья поступила в редакцию 10.09.21
УДК 378.1
Guseva N.V., senior teacher, Military University; Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS WHEN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF THE FACULTY OF LAW. The article deals with the main issues of the development and implementation of various modern pedagogical methods in the process of learning a foreign language by students mastering legal specialties in the educational space of Russian universities. At the same time, special attention is paid to the problems of pedagogical diagnostics. Immediately before studying these issues, the most significant features of the socio-political, economic and cultural life of the Russian Federation are studied, in particular, the state of the system of higher legal education, which contribute to their actualization. In close connection with the methodology of conducting training sessions in a foreign language for future lawyers, examples of tasks that, from the author's point of view, can be most effective in pedagogical diagnostics of law students of modern Russian universities for knowledge of modern English legal vocabulary are also considered.
Key words: higher education, pedagogical diagnostics, teaching a foreign language at a university, student, teacher.
Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва, ФГБОУ ВО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье рассматриваются основные вопросы разработки и реализации различных современных педагогических методов в процессе изучения иностранного языка студентами, осваивающими юридические специальности в образовательном пространстве российских вузов. При этом особое внимание уделяется проблемам педагогической диагностики. Непосредственно перед изучением указанных вопросов исследуются наиболее значимые на сегодняшний день особенности социально-политической, экономической и культурной жизни РФ, в частности состояние системы высшего юридического образования, способствующие их актуализации. В тесной связи с методологией проведения учебных занятий по иностранному языку у будущих юристов рассматриваются также примеры заданий, могущих, с точки зрения автора, иметь наибольшую эффективность в ходе педагогической диагностики студентов юридических факультетов и отделений современных российских вузов на знание современной английской юридической лексики.
Ключевые слова: высшее образование, педагогическая диагностика, преподавание иностранного языка в вузе, студент, преподаватель.
На протяжении трёх последних десятилетий в мире и, в частности, Российской Федерации фиксируется существенное расширение международных контактов. Данная тенденция способствует складыванию благоприятных условий для роста престижа предмета «Иностранный язык» в отечественных вузах. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения качества учебного процесса по иностранным языкам в образовательном пространстве неязыкового, в частности юридического, вуза [1, с. 25]. При этом для проверки эффективности применения различных методов преподавания хорошо себя зарекомендовали различные методы педагогической диагностики [2 - 5].
Цель данной статьи - выявить особенности педагогической диагностики при обучении английскому языку студентов юридического факультета.
Научная новизна носит прикладной характер и заключается в том, что в статье показан опыт составления специализированных тестов для студентов юридического факультета, которые позволяют повысить эффективность обучения студентов английскому языку.
Под педагогической диагностикой в процессе изучения иностранных языков на неязыковых, в частности юридических, факультетах и отделениях следует понимать познавательно-преобразующую деятельность участников образовательного процесса по распознаванию и учету их индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств. Такого рода деятельность направлена на:
• обеспечение результативности образовательного процесса в неязыковом вузе;
• личностное развитие студентов [4; 5; 6].
Педагогическая диагностика позволяет осуществлять обратную связь между участниками образовательного процесса при изучении иностранных языков в неязыковом вузе [7, с. 20]. Её активное применение в рамках учебных занятий по иностранному языку позволяет получать и передавать от студента к преподавателю и обратно информацию о ходе учебного процесса, а равно - затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками в соответствующей предметной области. Кроме того, её проведение позволяет участникам образовательного процесса оценивать результаты собственной деятельности и осуществлять их коррекцию. Это, в свою очередь, позволяет с большей эффективностью планировать последующие этапы обучения, дифференцировать педа-
гогические приёмы и методы, а также типы предлагаемых обучающимся заданий [8, с. 55].
Одним из элементов педагогической диагностики являются её приёмы. Последние представляют собой целенаправленно измененные способы педагогической диагностики, вносящие в процесс изучения иностранных языков новшества, улучшающие распознавание и учет знаний, умений и навыков будущих юристов в данной предметной области [9 - 14]. В качестве одного из активно развиваемых и внедряемых инновационных приемов педагогической диагностики в современных российских неязыковых вузах может быть указано лингводидакти-ческое тестирование [6, с. 161 - 162]. При использовании данного приёма одним из наиболее эффективных средств педагогической диагностики выступают тестовые задания. Под термином «тестовое задание» понимается минимальная составляющая единица лингводидактического теста, предполагающая определённую вербальную или невербальную реакцию тестируемого [2, с. 12].
В целом лингводидактическим тестам присущи следующие отличительные свойства:
• лингводидактические тесты имеют вербальный характер;
• объектом тестирования является коммуникативная компетенция будущих юристов, состоящая из языковых умений;
• позволяют выявить степени обученности, развития и прогресса студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка [9; 10].
Лингводидактические тесты можно условно разделить на две группы (табл. 1).
Таблица 1
Группы лингводидактических тестов
Наименование группы Краткая характеристика
Речевые тесты Измеряют лингвистическую компетенцию тестируемых. Примерами языковых тестов могут служить лексические и грамматические тесты
Языковые тесты Позволяют выявить наличие у студентов неязыковых вузов навыков и умений чтения, аудирования и письма