Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / социально-педагогическая работа / социальные технологии / реабилитация / социальная реабилитация / общеобразовательная школа / minors / social and pedagogical work / social technologies / rehabilitation / social rehabilitation / general education school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Зритнева, С.В. Зритнева

В статье затрагивается проблема организации социально-педагогической работы общеобразовательного учреждения по реабилитации несовершеннолетних из неблагополучных семей. Отражена деятельность по вопросам безопасности и социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей, проводимая в Ставропольском крае. Авторами выделены и описаны уровни реализации социально-педагогической реабилитации: диагностический, профилактический и реабилитационный. Представлены модели социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в общеобразовательных учреждениях. Дана характеристика каждой педагогической модели. Определены технологии социально-педагогической реабилитации. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики, социальной педагогики и социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK OF THE SCHOOL FOR REHABILITATION OF MINORS

The article touches upon a problem of organizing social and pedagogical work of a general educational institution for rehabilitation of minors who come from disadvantaged families. The work on safety issues and socio-pedagogical rehabilitation of children from disadvantaged families, carried out in the Stavropol Krai, is reflected. The authors have identified and described the levels of implementation of social and educational rehabilitation: diagnostic, preventive and rehabilitation. The models of social and pedagogical rehabilitation of minors, implemented in educational institutions, are presented. The characteristics of each pedagogical model are given. The technologies of social and pedagogical rehabilitation are determined. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of pedagogy, social pedagogy and social work.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Библиографический список

1. Смирнов Н. Цифровая трансформация. Директор информационной службы. 2014; № 12: 38.

2. Osborne M., Marks A. and Turner E. Becoming a mature student: how adult applicants weigh advantages and disadvantages of higher education. Higher Education: Kluwer Academic Publishers, 2004.

3. Newman D., Blanchard O. Futureproof: 7 key pillars for digital transformation success. Broadsuite. Inc, 2017.

4. Е-лингводидактика: развитие информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации: монография. Москва: Научные технологии, 2020: 102 - 123.

5. Валиахметова Л.В., Звягинцева Е.П. Интегративно-развивающий подход в ходе иноязычной подготовки студентов вуза как один из перспективных векторов образовательного процесса. Перспективы науки. 2014; № 9 (60): 33 - 36.

6. Тарева Е.Г Иноязычное образование как фактор развития цифровой экономики. Преподаватель XXI век. 2018; № 1-1: 73 - 80.

7. Азарова О.А. Формирование и развитие вторичной языковой личности студента в процессе обучения языку специальности. Проблемы современного образования. 2020; № 3: 201 - 207.

8. Скипор И.Л., Мишова В.В., Леонидова Г.Ф. Формирование готовности библиотечно-информационных кадров к решению задач цифровизации общества. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 21 - 25.

9. Дробышева Н.Н. Интегративный компонент как связующий элемент предметно-языкового интегрированного обучения (clil) в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 82 - 84.

10. Ахметшина Ю.В. Формирование ценностно-ориентированного единства личности в языковом образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 5 - 7.

11. Бушуева Е.В. Использование метапредметного подхода в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 240 - 241.

References

1. Smirnov N. Cifrovaya transformaciya. Direktor informacionnoj sluzhby. 2014; № 12: 38.

2. Osborne M., Marks A. and Turner E. Becoming a mature student: how adult applicants weigh advantages and disadvantages of higher education. Higher Education: Kluwer Academic Publishers, 2004.

3. Newman D., Blanchard O. Futureproof: 7 key pillars for digital transformation success. Broadsuite. Inc, 2017.

4. E-lingvodidaktika: razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii: monografiya. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2020: 102 - 123.

5. Valiahmetova L.V., Zvyaginceva E.P. Integrativno-razvivayuschij podhod v hode inoyazychnoj podgotovki studentov vuza kak odin iz perspektivnyh vektorov obrazovatel'nogo processa. Perspektivy nauki. 2014; № 9 (60): 33 - 36.

6. Tareva E.G. Inoyazychnoe obrazovanie kak faktor razvitiya cifrovoj 'ekonomiki. Prepodavatel'XXI vek. 2018; № 1-1: 73 - 80.

7. Azarova O.A. Formirovanie i razvitie vtorichnoj yazykovoj lichnosti studenta v processe obucheniya yazyku special'nosti. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 3: 201 - 207.

8. Skipor I.L., Mishova V.V., Leonidova G.F. Formirovanie gotovnosti bibliotechno-informacionnyh kadrov k resheniyu zadach cifrovizacii obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 21 - 25.

9. Drobysheva N.N. Integrativnyj komponent kak svyazuyuschij 'element predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (clil) v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 82 - 84.

10. Ahmetshina Yu.V. Formirovanie cennostno-orientirovannogo edinstva lichnosti v yazykovom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 5 - 7.

11. Bushueva E.V. Ispol'zovanie metapredmetnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 240 - 241.

Статья поступила в редакцию 01.03.21

УДК 376

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Zritneva S.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK OF THE SCHOOL FOR REHABILITATION OF MINORS. The article touches upon a problem of organizing social and pedagogical work of a general educational institution for rehabilitation of minors who come from disadvantaged families. The work on safety issues and socio-pedagogical rehabilitation of children from disadvantaged families, carried out in the Stavropol Krai, is reflected. The authors have identified and described the levels of implementation of social and educational rehabilitation: diagnostic, preventive and rehabilitation. The models of social and pedagogical rehabilitation of minors, implemented in educational institutions, are presented. The characteristics of each pedagogical model are given. The technologies of social and pedagogical rehabilitation are determined. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of pedagogy, social pedagogy and social work.

Key words: minors, social and pedagogical work, social technologies, rehabilitation, social rehabilitation, general education school.

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

С.В. Зритнева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье затрагивается проблема организации социально-педагогической работы общеобразовательного учреждения по реабилитации несовершеннолетних из неблагополучных семей. Отражена деятельность по вопросам безопасности и социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей, проводимая в Ставропольском крае. Авторами выделены и описаны уровни реализации социально-педагогической реабилитации: диагностический, профилактический и реабилитационный. Представлены модели социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в общеобразовательных учреждениях. Дана характеристика каждой педагогической модели. Определены технологии социально-педагогической реабилитации. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики, социальной педагогики и социальной работы.

Ключевые слова: несовершеннолетние, социально-педагогическая работа, социальные технологии, реабилитация, социальная реабилитация, общеобразовательная школа.

Технология социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних предполагает восстановление их способностей к социально одобряемой деятельности, адекватному поведению и коммуникации в обществе, при этом необходимо, чтобы нацеленность их деятельности отвечала ожиданиям общества. При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних из неблагополучной семьи детям возвращается социальное достоинство, т.е. они начинают осознавать свою ценность, значимость, признают эту ценность и в другом чело-

веке. На этом основании происходит формирование требовательности человека к себе, к своим поступкам, поведению в целом.

Проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении начали изучать сравнительно недавно. Еще два десятилетия назад в работу с несовершеннолетними из неблагополучных семей входило лишение родительских прав, детей при этом отправляли в детские дома, интернаты или приюты, где основными задачами являются обеспечение

жизненно важных потребностей и обучение. Проблеме социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних уделялось очень мало внимания. В то же время неблагоприятные условия воспитания или полное его отсутствие оказывают на детей из неблагополучных семей негативное влияние: несовершеннолетние испытывают большие трудности при общении и не могут адаптироваться в группе сверстников. Это дало основание к пониманию того, что в работе с несовершеннолетними из неблагополучных семей необходим комплексный подход с учетом социальных и психологических особенностей детей. Очевидно, что социально-педагогическую работу по реабилитации несовершеннолетних должно осуществлять и общеобразовательное учреждение [1 - 9].

Профилактика семейного неблагополучия - тема, широко обсуждаемая в современных условиях на всех уровнях власти, поэтому вопросы безопасности и социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей систематически рассматриваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края, краевой межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и формированию системы профилактики правонарушений на территории Ставропольского края, в общественных советах, созданных при правоохранительных органах, органах исполнительной власти, органах местного самоуправления [1 - 9].

В Ставропольском крае реализован План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2017 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 сентября 2017 г № 258-рп, включающий раздел о мерах по повышению эффективности профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и насилия в отношении несовершеннолетних. В рамках решения этого вопроса с 2011 года в общеобразовательных организациях Ставропольского края реализуется проект «Школьный уполномоченный» (к 2020 году их численность составила 586 человек).

Кроме того, в общеобразовательных организациях края созданы и успешно функционируют 530 школьных служб примирения, более 550 образовательных организаций применяют в своей практике технологии предупреждения и разрешения конфликтов.

В целях выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, невыполнения родительских обязанностей по воспитанию детей в крае проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Ребёнок и семья». Так, только за один год (данные по 2019 году) посещено 538 семей, находящихся в социально опасном положении, 659 замещающих семей, проверено 847 лиц, состоящих на учетах в территориальных органах МВД России на районном уровне, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей (из них выявлено 245 человек, допускающих нарушения в сфере семейно-бытовых отношений).

К административной ответственности привлечено более 260 родителей/ законных представителей (249 из них - за ненадлежащее воспитание своих детей). За неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних или отрицательно влияющих на их поведение на профилактический учет подразделений по делам несовершеннолетних поставлено 39 родителей (законных представителей). Сотрудниками органов МВД России на районном уровне совместно с представителями организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказана социальная поддержка 90 семьям, находящимся в социально опасном положении. В государственные организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних помещено 7 подростков.

С 2017 в крае реализуется программа «Навигатор» по подготовке и обучению волонтеров эффективным технологиям первичной профилактики в сфере детского неблагополучия. Ежегодно подготовку проходят более 50 волонтеров.

Активно обсуждаются различные аспекты социально-педагогической работы по реабилитации несовершеннолетних как междисциплинарной проблемы. Ряд исследователей (С.В. Бобрышов, ГС. Гукасова, И.А. Горбушина, Л.А. Са-енко, Л.В. Суменко и др.) [1; 3; 5; 6] считают, что при коррекции нарушений в поведении несовершеннолетних из неблагополучных семей требуется проведение социально-педагогических мероприятий. Авторами отмечается, что социально-педагогическая работа по реабилитации несовершеннолетних в школе должна осуществляться на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.

Диагностический уровень. Обязательными этапами данного уровня являются: сбор информации; анализ информации; постановка социально-педагогического диагноза. Диагностика - этап длительный, поскольку он требует многократных встреч с семьей, с ближайшим ее окружением (друзья, родственники, соседи и др.). Результаты диагностики выступают в качестве отправной точки для дальнейшего взаимодействия с семьей: постановки диагноза, разработки программы социально-педагогической работы с несовершеннолетними.

При проведении диагностики необходимо соблюдать педагогические принципы, наиболее важными из которых являются следующие: методологические принципы (объективность при сборе диагностической информации, интерпретация результатов диагностики); этические принципы (соблюдение этических норм, конфиденциальность).

На диагностическом этапе используются различные методы: наблюдение; беседа, интервью, устный опрос (согласно заранее составленному плану); анке-

тирование (опрос в письменной форме); психолого-педагогические тесты (стандартизированный набор заданий, который позволяет определить какие-либо параметры). В диагностике также используются: 1) ассоциативные проективные методики, которые построены на системе незаконченных предложений, словесных ассоциациях; 2) экспрессивные методики, основывающиеся на рисовании: рисунок себя в виде животного или растения, рисунок семьи; 3) анализ документации, который заключается в изучении документов.

Профилактический уровень. На профилактическом уровне социально-педагогическая работа нацелена на предотвращение негативных явлений и их последствий в семьях обучающихся. Например, при работе с семьей, где при воспитании ребенка применяют физическое наказание, следует разъяснить членам семьи губительные последствия физических наказаний детей и объяснить, в чем заключаются гуманистические методы воспитания.

Цель профилактического уровня реабилитации несовершеннолетних -пропаганда ненасильственного воспитания, разъяснительная работа с родителями, формирование понимания, что существует множество методов, при помощи которых можно привить детям послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, методы поощрения: похвала за хорошие поступки; поощрение за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, поскольку это способствует укреплению уверенности ребенка в себе; старание научить ребенка исправлять неправильные поступки; разговоры с детьми в уважительном тоне; вовлечение ребенка в процесс принятия решений; старание избегать пустых угроз; не демонстрировать предпочтение одному ребенку, если в семье несколько детей; не просить от ребенка того, что он не сможет сделать; оценка самого поступка, а не того, кто его совершил; использование любой возможности, чтобы показать ребенку свою любовь.

Реабилитационный уровень. Реабилитационный уровень - важнейший уровень в системе работы с несовершеннолетними и с неблагополучной семьей в целом, поскольку проводится на всех этапах общения. Исследователи (С.В. Бобрышов, Л.А. Саенко, Л.В. Суменко, А.А. Швец и др.) [1; 6; 8] в реабилитационной работе с несовершеннолетними выделяют ряд эффективных социальных технологий:

- консультирование - проводится с помощью метода беседы, убеждения, активного слушания;

- консультирование по телефону. Особенность этой технологии заключается в том, что общение происходит при помощи посредника - телефонного аппарата, визуальный контакт, таким образом, отсутствует, использовать невербальные средства общения нельзя;

- «письмо-обращение». Метод общения с помощью листа бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Целью письма-обращения является ходатайство, защита прав ребенка, сообщение информации или требование в её предоставлении. В работе можно использовать письмо-поддержку, письмо-поздравление и др.;

- социальный патронаж (сопровождение) - это универсальная форма работы, которая представляет собой оказание различной помощи. В процессе патронажа (сопровождения) возможно осуществление различного вида помощи - психологической, материальной, образовательной, педагогической и пр.

Нами выделены наиболее эффективные модели социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

1. Педагогическая модель. Основывается на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Как правило, субъект жалобы в данном случае - несовершеннолетний. Вместе с родителями следует провести анализ ситуации, наметить программу работы. Несмотря на то, что сам родитель может выступать причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается.

2. Социальная модель. Данную модель используют в том случае, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных обстоятельств. В этом случае кроме анализа жизненной ситуации и рекомендаций необходимо вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель. Данную модель применяют тогда, когда причины трудностей ребенка находятся в сфере общения, в области личностных особенностей членов семьи. Психологическая модель предполагает проведение анализа семейной ситуации, диагностику семьи, психодиагностику личности. Практическая помощь включает преодоление барьеров в общении и устранении причин его нарушения.

4. Диагностическая модель. Данная модель используется при дефиците у родителей специальных знаний о своей семье или несовершеннолетнем ребенке. Объектом диагностики выступает семья, а также несовершеннолетние дети или подростки с отклонениями и нарушениями в поведении. Диагностическое заключение может послужить основанием для принятия организационного решения, разработки программы педагогического сопровождения или программы реабилитации несовершеннолетнего в школе.

5. Медицинская модель. Предполагается, что основа семейных трудностей - это болезни. В задачу профессиональной социально-педагогической работы входят проведение диагностики, лечение больных, адаптация здоровых членов семьи к больным.

В зависимости от различных категорий семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети: конфликтные семьи, аморальные, педагогически

несостоятельные или асоциальные, используется различные технологии социально-педагогической работы в образовательном учреждении по их реабилитации.

Таким образом, социально-педагогическая работа по реабилитации несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении нацелена на восстановление его физического, социального и психического здоровья. Составляющая, связанная с образованием и воспитанием несовершеннолетних, является важ-

Библиографический список

нейшим компонентом в социально-педагогической помощи. Таким образом, основными средствами оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей, включенным в социально-реабилитационный процесс, являются разработка и реализация программ, направленных на уменьшение и устранение отклонений, а также создание условий для осуществления последовательной социальной интеграции несовершеннолетних в среду сверстников.

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.

2. Гига А.Р Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Проблемы современной науки и образования. 2015; № 9 (39): 177 - 179.

3. Саенко Л.А., Гукасова ГС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.

4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8. № 5-2: 141 - 145.

5. Саенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России: монография. Ставрополь: Бюро новостей, 2009.

6. Суменко Л.В., Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Особенности распределения семейных обязанностей и семейных ролей в современных многодетных семьях. KANT. 2016; № 2 (19): 29 - 34.

7. Хлыстова И.В. Работа социально-психологической службы школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и социально-педагогической запущенности. Инновации в образовании (Казахстан). 2018; № 2 (35): 19 - 23.

8. Швец А.А. Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Студенческий электронный журнал СтРИЖ.. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

9. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009; № 5 (153): 17 - 22.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.

2. Giga A.R. Social'no-pedagogicheskaya rabota s nesovershennoletnimi, nahodyaschimisya v trudnoj zhiznennoj situacii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2015; № 9 (39): 177 - 179.

3. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.

4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8. № 5-2: 141 - 145.

5. Saenko L.A., Gorbushina I.A. Tehnologiisocial'no-pedagogicheskojpodderzhkisem'iidetstva v sovremennojRossii: monografiya. Stavropol': Byuro novostej, 2009.

6. Sumenko L.V., Saenko L.A., Bobryshov S.V. Osobennosti raspredeleniya semejnyh obyazannostej i semejnyh rolej v sovremennyh mnogodetnyh sem'yah. KANT. 2016; № 2 (19): 29 - 34.

7. Hlystova I.V. Rabota social'no-psihologicheskoj sluzhby shkoly po profilaktike pravonarushenij nesovershennoletnih i social'no-pedagogicheskoj zapuschennosti. Innovacii v obrazovanii (Kazahstan). 2018; № 2 (35): 19 - 23.

8. Shvec A.A. Problema social'no-pedagogicheskoj raboty specialista po social'noj rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i ih sem'yami. Studencheskij 'elektronnyj zhurnal StRIZh. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

9. Yarychev N.U. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniyu suschnosti i prirody konflikta: osobennosti sovremennoj interpretacii. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskijregion. Obschestvennye nauki. 2009; № 5 (153): 17 - 22.

Статья поступила в редакцию 10.02.21

УДК 378

Magomedov M.I., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Humanities and Natural Sciences, Branch of Dagestan State University

(Khasavyurt, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

Akhmedov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Branch of Dagestan State University (Khasavyurt, Russia),

E-mail: murad.ahmedov. 75@mail.ru

TOPICAL ISSUES OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article analyzes problems of teaching humanitarian disciplines at a university, their role and place in the educational process. It is shown that senior students begin to feel a certain lack of humanitarian knowledge. The factors of conditions to form motivation among students to study humanitarian knowledge are indicated. The basic principles of humanitarization of the educational environment at a university are formulated. The study of humanities is a guarantee of quality and comprehensive modern higher education. The authors conclude that humanitarian training today is largely formal: involving students in joint creative activities with the teacher takes up a small part of the educational process. Training in humanities should be an important stage of socialization of students, without which the educational function loses all meaning. Meanwhile, humanitarian education contributes to the development of useful practical skills in the analysis of complex social and economic phenomena, as well as historical aspects of the development of the country, individual peoples.

Key words: humanitarian disciplines, motivation, humanitarization, socialization, foreign language, Russian language.

М.И. Магомедов, д-р филол. наук, проф., филиал Дагестанского государственного университета, г. Хасавюрт, E-mail: rafrus1@yandex.ru

М.А. Ахмедов, канд. пед. наук, доц., филиал Дагестанского государственного университета, г. Хасавюрт, E-mail: murad.ahmedov.75@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В статье дан анализ проблем преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, их роли и места в образовательном процессе. Показано, что студенты старших курсов начинают ощущать определенный дефицит гуманитарных знаний. Указаны факторы условий для формирования мотивации у студентов к изучению гуманитарных знаний. Сформулированы базовые принципы гуманитаризации образовательной среды в вузе. Изучение гуманитарных дисциплин является гарантией получения качественного и всестороннего современного высшего образования. Авторы делают вывод о том, что гуманитарная подготовка сегодня носит в основном формальный характер, вовлечение студентов в совместную творческую деятельность с преподавателем занимает незначительную часть учебного процесса. Подготовка по гуманитарным дисциплинам должна стать важным этапом социализации студентов, без чего просветительская функция теряет всякий смысл. Между тем гуманитарное образование в высшей степени способствует развитию полезных практических навыков в области анализа сложных социальных и экономических явлений, а также исторических аспектов развития страны, отдельных народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, мотивация, гуманитаризация, социализация, иностранный язык, русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.