Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / CONDITIONS / ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / ADOLESCENTS / FEATURES OF SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Зритнева Елена Игоревна

В данной статье рассматривается проблема формирования социальной активности в подростковом возрасте. Дается сравнение трактовки понятия "социальная активность" различных ученых. Предложена авторская трактовка понятия "социальная активность". Выделяются и описываются характерные особенности формирования социальной активности у подростков. Авторами представлены мотивы, побуждающие подростков к активной социальной деятельности. Выделены факторы, которые выступают препятствием в формировании социальной активности подростков. Обозначены педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса формирования социальной активности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATION SYSTEM

This article examines the problem of the formation of social activity in adolescence. Comparison of the interpretation of the concept of "social activity" by various scientists is given. The author's interpretation of the concept of "social activity" is proposed. The characteristic features of the formation of social activity in adolescents are highlighted and described. The authors present the motives that induce adolescents to active social activity. The factors that act as an obstacle in the formation of social activity of adolescents are highlighted. The pedagogical conditions that ensure the success of the process of forming the social activity of adolescents are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

САЕНКО Людмила Александровна, доктор социологических наук доцент, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь

ЗРИТНЕВА Елена Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, Северо Кавказский федеральный универсте г, Ставрополь

В переходный период к новым экономическим условиям в обществе сформировался заказ на воспитание личности нового типа, которая способна действовать в интересах государства, принимать нестандартные решения, решать социальные задачи, тем самым проявляя свою социальную активность, В настоящее время все больше исследований посвящено изучению феномена социальной активности личности, а именно выявлению условий формирования и развития социальной активности в подростковом возрасте, определению специфики проявления социальной активности в разные возрастные периоды. Педагогами отмечается, что социальная активность есть "деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества. В социальной деятельности развивается и сама личность".

Социологи, философы, педагоги, рассматривая феномен "социальной активности" делают акцент на том, что основывается на гражданственности, самосознании личности, направлена на защиту интересов и развитие государства.

Актуальность вопроса формирования социальной активности подростков связана с появлением нового социального заказа - воспитание молодого поколения - открытого социуму, коммуникативного, мобильного, социально активного, способного к проявлению себя во многих областях общественной жизни.

Проанализируем понятие "социальная активность" с различных научных точек зрения. Понятие "социальная активность" состоит из двух составных частей - активность и социум. Активность {латин. aktivus) - действие, поступок, что-то развивающееся, энергичное. Следовательно, социальная активность - это вид деятельности, сознательно ориентированный на решение задач, стоящих перед микросоциумом (местным сообществом) или обществом в целом.

В теорию и практику формирования социальной активности личности внесли значительный вклад Б.З. Вульфов, Л.С, Выготский,

A.A. Кратко, И.К. Крупская, Я,В, Мудрик, В.Г. Маралов, Е.Е. Окулова, С.Л, Рубинштейн, С.Т. Шацкий и др.

Отечественные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.И. Захаров, A.B. Петровский, Д.6. Эльконин и др.) к подростковому возрасту относят период с 11 до 16 лет. Это период, когда происходят значительные изменения в физическом становлении ребенка, идут изменения в психической и личностных сферах, а именно психическое и социальное "созревание" личности. Для этого периода характерны следующие проявления: развитие самосознания, появление социальных установок, освоение новых социальных ролей, появление чувства взрослости.

В психологии социальную активность рассматривают как личностное качество, основанное на мотивах, интересах и потребностях личности (8.П. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.З. Коган, A.A. Реан,

B.C. Мухина и др.). В,П, Бехтерев пишет, что социальная активность является формируемым качеством личности, которое проявляется в осознанной необходимости в общественно значимой деятельности, способности и готовности к общественной деятельности, умении действовать бескорыстно на благо общества. Л .С. Выготский выделяет связь между социальной активностью личности и воздействием той социальной среды, в которой он находится. Автор доказывает, что социальная активность личности обусловлена накопленным социальным опытом и развитием личности.

В педагогических исследованиях социальная активность представляется как способность личности производить социально зна-

чимые преобразования (Б.З. Вульфов, A.B. Иванов, A.A. Кратко, Э.А. Мальцева, В.Г. Маралов, Л.8. Мудрик, СЛ. Рубинштейн, Н,В, Щербакова и др.).

Б.З. Вульфов и Л.В, Мудрик [4] пишут, что отношение личности к каким-либо социальным проблемам меняется в течение жизни. Однако основа социальной активности личности закладывается еще в подростковом возрасте. Это период школьного обучения и воспитания, посещение учреждений дополнительного образования, участие подростков в общественных объединениях. Следовательно, развитие социальной активности у подростков является одной из основных задач воспитания, нацеленного на формирование у подростков чувства принадлежности к социуму, стойкой гражданской позиции,способности к филантропии. Авторы рассматривают социальную активность как интегральное понятие, переходящее в устойчивое качество личности, побуждающее к активной деятельности.

A.A. Кратко [2] отмечает, что социальная активность является формируемым системным социальным качеством личности, которое выражается и реализуется в полноте связей с социумом.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна [5] и В.Г. Маралова [3], социальная активность- это деятельность, поведение личности, имеющие просоциальную направленность и ценность, связанные с преобразованием общества.

По мнению A.B. Мудрика [4], социальная активность личности - это полноценное и эффективное функционирование личности в обществе, взаимодействие с социумом на основе сформированной системы знаний об обществе, нормах и правилах поведения в обществе, усвоении базовых ценностей, развитии умений коммуникации и навыков взаимодействия.

В результате анализа различных авторов понятия "социальная активность", установлено, что социальная активность рассматривается в рамках личностного и деятельностного подходов.

Нами обращено внимание на тот факт, что среди исследователей феномена социальной активности, изучения проблем выявления сущности социальной активности, нет единого подхода к соотнесению к какому-либо структурному компоненту личности. Социальную активность определяют с нескольких позиций - способность, свойство личности, готовность, интегральное качество личности и др.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что социальная активность личности

обусловлена условиями окружающей среды и является целенаправленной осознанной деятельностью. Реализуется социальная активность личности в системе ценностных ориен-таций, целевых установок, путем выбора способа деятельности, критерием социальной активности выступает личностная позиция, отражающая характер деятельности и специфику отношений с микросоциумом. В качестве показателя сформированное™ социальной активности можно рассматривать - мотивацию, направленность личности, уровень социального общения.

Таким образом, социальная активность -это интегральное качество личности, отражающее взаимодействие личности и общества, направленное на созидание и решение задач, стоящих перед обществом. Социальная активность личности выступает механизмом развития личности. Реализуется социальная активность посредством социально-полезной и социально-значимой деятельности. Социальная активность формируется путем взаимодействия личности с социальной средой, через развитие социальных связей, понимание протекания общественных процессов и явлений, путем общения личности, участия в деятельности общественных объединений лросо-циальной направленности.

В подростковом возрасте радость общения со сверстниками порождает у подростков целеустремленность, ограждает от нравственной пустоты, развивает самоуважение. Необходимо включить подростков в различные виды коллективной деятельности, где они смогут раскрыть свои таланты и способности, приобщить их к социально значимой деятельности. Социально значимая деятельность для подростков - это забота о животных, помощь инвалидам и больным, благотворительные мероприятия для пожилых и нуждающихся людей, работа в социальных службах помощи детям-сиротам, работа по благоустройству города {улицы, двора и др.), охрана природы {мероприятия по озеленению, уборка от мусора лесов и скверов), охрана памятников культуры, проведение игр с детьми в детских домах и многое другое, что будет способствовать личностному росту подростка, приобщает его к общественным ценностям [6, 7, 8]

Среди форм социальной активности выделяют следующие:

- политическая активность, находящая реализацию в политической сфере жизни общества;

-гражданская активность, направленная на решение проблем общества, проявление гражданской позиции, гражданских качеств;

- коммуникационная активность, предусматривающая поиск и установление контактов, связей, нужных для реализации какой-либо деятельности;

- культурная активность, предполагающая деятельность личности по созданию, сохранению и трансляции духовных ценностей, сохранению материальных культурных объектов;

- творческая активность, направленная на создание чего-то нового, отличного от имеющегося, оригинального и неповторимого.

Представим мотивы (стимулы), которые побуждают подростков к проявлению социальной активности:

1} потребность в самореализации, реализации личностного потенциала;

2) испытание чувства собственной социальной значимости, общественное признание, общественное принятие;

3} потребность в самовыражении и самоопределении;

4) приобретение общественно-полезных навыков, практических умений;

5) возможность быть принятым социумом, дружеское общение, взаимодействие, поиск единомышленников, друзей;

6) потребность в выражении своей гражданской позиции;

7) возможность организации своего свободного времени;

8) потребность в приобретении опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия с различными структурами;

9) профориентация, познание новых общественно значимых видов деятельности.

Помимо мотивов, стимулирующих подростков к социальной активности, можно выделить некоторые препятствия, которые мешают активному участию подростков в социальной деятельности, Наиболее типичными являются следующие:

1} слабая поддержка (иногда ее полное отсутствие) подростков в их социальных инициативах;

2} отсутствие технологий эффективного вовлечения подростков и молодежи в социальную деятельность;

3} низкая доступность для подростков возможность участия в социальной деятельности;

4} недостаток методического инструментария для педагогов по вовлечению подростков и молодежи к активной социальной деятельности;

5) возможные финансовые затраты, связанные с привлечением и участием подростков в социальной деятельности;

6) убежденность, что участие подростков в социальной деятельности не принесет пользы, они будут только мешать;

7) дефицит знаний, умений и навыков у подростков и др.

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы: 1) подростковый возраст является периодом формирования социальной активности; 2) социальная активность напрямую связана с развитием личности, так как способствует выстраиванию правильных отношений подростка с социумом; 3) необходимо вовлекать подростков в различные виды деятельности, поскольку это является механизмом развития их социальной активности; 4) социальная активность не является врожденным качеством, а формируется путем организованной целенаправленной воспитательной работы сдеть-ми и подростками; 5} развитию социальной активности подростков будет способствовать активное взаимодействие школы с общественными организациями просоциальной направленности; 6) планируя воспитательную работу по развитию социальной активности подростков следует учитывать их психологические и социальные особенности, потребности, склонности; волонтерская (добровольческая) деятельность выступает механизмом развития социальной активности подростков.

Потребность общества в развитии социальной активности в подростковом возрасте нацеливает на выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Педагогические условия - это специально созданные организационные или содержательные условия в целостном педагогическом процессе, направленные на решение определенных задач воспитания и образования. В педагогической системе можно выделить два типа педагогических условий - внешние и внутренние условия, К внешним условиям сферы воспитательного воздействия относятся: общественные, культурные, производственные, природные, региональные условия. Внутренние условия - условия школьной среды, материально-технические, учебно-ме-тодические, психологические, нравственно-этические, эстетические.

В рамках нашей статьи, под педагогическими условиями понимается совокупность воспитательных мер, которые будут способствовать эффективности развития социальной активности подростков. Нами определены следующие педагогические условия:

- вовлечение подростков в активную волонтерскую (добровольческую) деятельность;

- развитие чувства сопричастности к социальным событиям;

- участие подростков в деятельности общественных объединений просоциальной направленности (культурно-историческая, патриотическая, культурно-творческая, исследовательская, спортивно-оздоровительная направленность);

- развитие коммуникативных навыков подростков;

- использование метода стимулирования подростков в их социальной деятельности;

- педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сохранении социального здоровья подростков (обеспечение благоприятного психологического климата и т.п.);

- участие подростков в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях (в качестве организатора и в качестве участника).

Непосредственно в воспитательной работе общеобразовательного учреждения можно выделить следующие педагогические условия, направленные на формирование социальной активности подростков:

- обеспечение "субъект-субъект но го" или демократического стиля общения между педагогами и учащимися школы;

- учет индивидуальности подростков, их взглядов, способностей, наклонностей, особенностей характера, темперамента;

- мониторинг хода и результатов деятельности подростков просоциальной направленности;

- внимание к социальным инициативам подростков, учет их в построении плана воспитательной работы;

- вовлечение подростков в различные виды общественной работы (субботники по уборке территории, озеленению, помощи нуждающимся и т.д.);

- возможность проявления себя подросткам в различных социальных ролях (организатор, помощник, координатор и др.);

- создание и поддержание в образовательном учреждении воспитывающей среды, что будет способствовать формированию социальной активности учащихся;

- повышение знании педагогов, их педагогического мастерства по созданию воспитывающей социальной среды в учреждении;

- ориентация учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на социально значимую деятельность;

- организация продуктивного социального партнерства образовательного учреждения и общественных организаций региона.

Таким образом, развитию социальной активности подростков будет способствовать стимулирование их общественной деятельности, расширение спектра социальных инициатив подростков, расширение круга социальных контактов подростков, развитие коммуникативных навыков подростков, стимулирование развития творческого потенциала, обеспечение педагогов методическим материалом ло развитию социальной активности молодого поколения.

Литература:

1. Бобры шов С. В., Саек ко Л. Д., Суменко Л. В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности // Журнал гуманитарных наук. - 2016, №13.-С. 3-8.

2. Кратко A.A. Социология. - Харьков : Константа, 1996.-192 с.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М. : Академия, 2002.-256 с.

4. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2005. - 312 с.

5. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000.-376 с.

6. Саенко Л. А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков П Журнал гуманитарных наук. - 2016. №16. -С. 140-146.

7. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха И Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №2 (41). - С, 153-161.

8. Саенко Л. А., Зритнева ё. И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль, - 2016. - Т. 8. - №5-2.-С. 141-145.

9. Саенко Л. А., Карта шов а В. Н. Развитие граждан ской активности студенческой молодежи сред ствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь : АГРУС, 2018,- 152 с.

10. Щербакова Н. В. Правовая установка и соци альная активность личности. - М., 1986.

О CU О OJ

-О* 0-

ш <

et

г^

ZT

ел

з:

<ÁV

S

435

THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE PERIOD OF DISTANCE EDUCATION USING ¡NNOVA TIONAL TECHNOLOGIES Stadnikova Valentina Niko/aevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor Papiyan Tig ran Gutgenovich, PhD of Technical sciences. Associate Professor

Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Budennovsk

> <

UJ

s о

LU

The article declares the main conditions of existing distance education, which is very actual all over the world within the period of COVID-i 9 pandemic. The authors give not only detailed evaluation of the existing methods but offer as well a number of innovational technologies and methods of working with them in order to improve the whole educational process.

Keywords: distance education; innovations; modern informative technologies; presentations; monitoring; tests; "flipped classroom

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 378 ВАК РФ 13,00.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J Стадникова ПН, 2020 ЧПапмян Т.Г., 2020

37.89

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье излагаются основные условия осуществления дистанционного обучения, актуальность которого во всем мире весьма велика в связи с пандемией СОУЮ-19, Авторы не только подробно оценивают существующие методики дистанционного обучения, но и предлагают ряд инновационных технологий и методик работы с ними для улучшения всего учебного процесса. Ключевые слова; дистанционное обучение; инновации; современные информационные технологии; презентации; мониторинг; тесты; "перевернутый класс ",

< а

UJ

436

СГАДНЖОВА Валентна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

ПАПИЯН Тигран Гургенович, кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государ ственный педагогический институт (филиал), Буденновск

Современный мир переживает большие трудности, связанные с развитием пандемии, которые затрагивают все сферы развития общества, включая экономику, медицину и образование. Пандемия внесла изменения и в жизнь людей, и в сферу образования в том числе, С марта по сентябрь текущего года во всем мире было привлечено к учебному процессу миллиард учащихся, В нашей стране были предложены эффективные обучающие программы: "Российская электронная школа", "Московская электронная школа" на базе "Яндекса" и некоторые другие.

Современное дистанционное образование реализует во всем мире возможность каждого члена общества получить качественно новое образование, пользуясь при этом всеми достижениями современной науки и технического прогресса. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента или любого другого обучающегося со специально разработанными учебными материалами.

Развитие информационных технологий значительно улучшает доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам; существенно увеличиваются возможности традиционного образования в сочетании с современными образовательными ресурсами, причем студенты работают и самостоятельно и под руководством преподавателя, используя при этом достижения различных отечественных и зарубежных методик.

Дистанционное образование, благодаря информационным ресурсам и базе данных, помогает донести необходимые знания, проконтролировать их и активно пользоваться видео- и аудиозаписями, электронными библиотеками наряду с традиционными учебниками и методическими пособиями, что создают уникальную и широкодоступную среду обучения. В состав дистанционного обучения, как правило, должны входить: чат занятия, веб-занят и я, телеконференции, Применяя дистанционное обучение на современном этапе, следует иметь ввиду, что эта уникально сбалансированная среда обучения содержит такие понятия, как: база знаний, виртуальная образовательная среда онлайн и офлайн образование, открытое образовании, "перевернутый класс", система управления обучением и другие, что подразумевает не только техническое ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.