Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / МОНИТОРИНГ / ТЕСТЫ / "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / DISTANCE EDUCATION / INNOVATIONS / MODERN INFORMATIVE TECHNOLOGIES / PRESENTATIONS / MONITORING / TESTS / "FLIPPED CLASSROOM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стадникова Валентина Николаевна, Папиян Тигран Гургенович

В статье излагаются основные условия осуществления дистанционного обучения, актуальность которого во всем мире весьма велика в связи с пандемией COVID-19. Авторы не только подробно оценивают существующие методики дистанционного обучения, но и предлагают ряд инновационных технологий и методик работы с ними для улучшения всего учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE PERIOD OF DISTANCE EDUCATION USING INNOVATIONAL TECHNOLOGIES

The article declares the main conditions of existing distance education , which is very actual all over the world within the period of COVID-19 pandemiс. The authors give not only detailed evaluation of the existing methods but offer as well a number of innovational technologies and methods of working with them in order to improve the whole educational process.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

- вовлечение подростков в активную волонтерскую (добровольческую) деятельность;

- развитие чувства сопричастности к социальным событиям;

- участие подростков в деятельности общественных объединений просоциальной направленности (культурно-историческая, патриотическая, культурно-творческая, исследовательская, слортивно-оздоровитель-ная направленность);

- развитие коммуникативных навыков подростков;

- использование метода стимулирования подростков в их социальной деятельности;

- педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сохранении социального здоровья подростков (обеспечение благоприятного психологического климата и т.п.);

- участие подростков в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях (в качестве организатора и в качестве участника).

Непосредственно в воспитательной работе общеобразовательного учреждения можно выделить следующие педагогические условия, направленные на формирование социальной активности подростков:

- обеспечение "субъект-субъект но го" или демократического стиля общения между педагогами и учащимися школы;

- учет индивидуальности подростков, их взглядов, способностей, наклонностей, особенностей характера, темперамента;

- мониторинг хода и результатов деятельности подростков просоциальной направленности;

- внимание к социальным инициативам подростков, учет их в построении плана воспитательной работы;

- вовлечение подростков в различные виды общественной работы (субботники по уборке территории, озеленению, помощи нуждающимся и т.д.);

- возможность проявления себя подросткам в различных социальных ролях (организатор, помощник, координатор и др.);

- создание и поддержание в образовательном учреждении воспитывающей среды, что будет способствовать формированию социальной активности учащихся;

- повышение знании педагогов, их педагогического мастерства по созданию воспитывающей социальной среды в учреждении;

- ориентация учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на социально значимую деятельность;

- организация продуктивного социального партнерства образовательного учреждения и общественных организаций региона.

Таким образом, развитию социальной активности подростков будет способствовать стимулирование их общественной деятельности, расширение спектра социальных инициатив подростков, расширение круга социальных контактов подростков, развитие коммуникативных навыков подростков, стимулирование развития творческого потенциала, обеспечение педагогов методическим материалом ло развитию социальной активности молодого поколения.

Литература:

1. Бобры шов С. В., Саек ко Л. Д., Суменко Л. В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности // Журнал гуманитарных наук. - 2016, №13.-С. 3-8.

2. Кратко A.A. Социология. - Харьков : Константа, 1996.-192 с.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М. : Академия, 2002.-256 с.

4. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2005. - 312 с.

5. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000. -376 с.

6. Саенко Л. А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков П Журнал гуманитарных наук. - 2016. №16. -С 140-146.

7. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха И Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №2 (41). - С, 153-161.

8. Саенко Л. А., Зритнева ё. И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль, - 2016. - Т. 8. - №5-2.-С. 141-145.

9. Саенко Л. А., Карта шов а В. Н. Развитие граждан ской активности студенческой молодежи сред ствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь : АГРУС, 2018,- 152 с.

10. Щербакова Н. В. Правовая установка и соци альная активность личности. - М., 1986.

О CU О OJ

-О* 0-

ш <

et

г^

ZT

ел

з:

<ÁV

S

435

THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE PERIOD OF DISTANCE EDUCATION USING ¡NNOVA TIONAL TECHNOLOGIES Stadnikova Valentina Niko/aevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor Papiyan Tig ran Gutgenovich, PhD of Technical sciences. Associate Professor

Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Budennovsk

> <

UJ

s о

LU

The article declares the main conditions of existing distance education, which is very actual all over the world within the period of COVID-i 9 pandemic. The authors give not only detailed evaluation of the existing methods but offer as well a number of innovational technologies and methods of working with them in order to improve the whole educational process.

Keywords: distance education; innovations; modern informative technologies; presentations; monitoring; tests; "flipped classroom

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 378 ВАК РФ 13,00.01

J Стадникова ВМ, 2020 ? Папиян Tl., 2020

37.89

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье излагаются основные условия осуществления дистанционного обучения, актуальность которого во всем мире весьма велика в связи с пандемией СОУЮ-19, Авторы не только подробно оценивают существующие методики дистанционного обучения, но и предлагают ряд инновационных технологий и методик работы с ними для улучшения всего учебного процесса. Ключевые слова; дистанционное обучение; инновации; современные информационные технологии; презентации; мониторинг; тесты; "перевернутый класс ",

< а

UJ

436

СГАДНЖОВА Валентна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

ПАПИЯН Тигран Гургенович, кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государ ственный педагогический институт (филиал), Буденновск

Современный мир переживает большие трудности, связанные с развитием пандемии, которые затрагивают все сферы развития общества, включая экономику, медицину и образование. Пандемия внесла изменения и в жизнь людей, и в сферу образования в том числе, С марта по сентябрь текущего года во всем мире было привлечено к учебному процессу миллиард учащихся, В нашей стране были предложены эффективные обучающие программы: "Российская электронная школа", "Московская электронная школа" на базе "Яндекса" и некоторые другие.

Современное дистанционное образование реализует во всем мире возможность каждого члена общества получить качественно новое образование, пользуясь при этом всеми достижениями современной науки и технического прогресса. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента или любого другого обучающегося со специально разработанными учебными материалами.

Развитие информационных технологий значительно улучшает доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам; существенно увеличиваются возможности традиционного образования в сочетании с современными образовательными ресурсами, причем студенты работают и самостоятельно и под руководством преподавателя, используя при этом достижения различных отечественных и зарубежных методик.

Дистанционное образование, благодаря информационным ре-сурсам и базе данных, помогает донести необходимые знания, проконтролировать их и активно пользоваться видео- и аудиозаписями, электронными библиотеками наряду с традиционными учебниками и методическими пособиями, что создают уникальную и широкодоступную среду обучения. 8 состав дистанционного обучения, как правило, должны входить: чат занятия, веб-занят и я, телеконференции, Применяя дистанционное обучение на современном этапе, следует иметь ввиду, что эта уникально сбалансированная среда обучения содержит такие понятия, как: база знаний, виртуальная образовательная среда онлайн и офлайн образование, открытое образовании, "перевернутый класс", система управления обучением и другие, что подразумевает не только техническое ос-

нащение учебного места, но умение преподавателя пользоваться современными ИКТ и научить учащихся пользоваться ими для приобретения необходимых знаний. Любое мультимедийное средство повышает уровень восприятия у учащихся и освоения сложной темы.

Существование и успешное функционирование человека в новой психологической среде предъявляет к нему ряд специфических требований, которые, в первую очередь, должен усвоить сам преподаватель и донести до учащихся. Следует сформировать умение выделять и отфильтровать информацию из большого информационного потока. Крайне необходимо суметь кратко, точно и грамотно формулировать сообщения или запросы, умение правильно распределять нагрузку и быстро обрабатывать получаемую информацию,

благодаря использованию мультимедийных средств улучшается память, а наглядность и доступность инновационных средств помогает ученикам лучше запомнить изучаемый материал.

Общение в режиме: "учитель - учащийся" может помочь при общении между учителями-предметниками с целью воспользоваться готовыми учебными программами, модулями и даже планами уроков, а также появляется возможность обсуждать свои проблемы на сайтах и форумах.

Использование презентаций в учебном процессе не только может контролировать усвоенные учениками знания, но и поможет учителю расширить рамки своего урока, обратить внимание на наглядность и доступность излагаемого материала. В режиме дистанционного обучения активно применяются и презентации. Освоение новой темы в точных науках невозможно представить без схем, диаграмм, графиков и других наглядных чертежей, которые помогут получить более обширные знания при их объемном восприятии. Часто презентации опираются на жизненные ситуации и помогают лучше разобраться в возникших сложностях.

При изложении нового материала презентации могут быть следующего вида:

- Традиционные - конспект содержит основные визуальные составляющие: название, план, ключевые понятия, учебный материал, вопросы для самопроверки и т.д. В данном случае иллюстративный материал основывается на базовом учебнике.

- В виде слайд-шоу - при этом полностью отсутствует текст и делается акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Они мо-

гут демонстрироваться в начале, в конце, или в середине занятий, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроения на лекции, причем допускается и музыкальное сопровождение.

- Презентации-текст - расширяют вышеописанный вид, но в данном случае дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, их размеров и цветовой гаммы и сопровождается комментариями учителя,

- Презентации-таблица - заполнение данной таблицы происходит после изложения нового материала поэтапно, причем нз данном этапе осуществляется обратная связь с аудиторией.

Исходя из разнообразных форм организации познавательной деятельности, презентация может быть: фронтальной, групповой и индивидуальной. Данные этапы можно применять как в ходе самого урока, так и при определении видов домашнего задания.

Презентации успешно применяются не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока, а именно: на организационном, при проверке домашнего задания, при применении знаний и формировании умений, а также контроле и учете знаний. Соблюдение такой триединой дидактической цели урока, как образовательная, развивающая и воспитательная -является обязательным.

Кроме презентаций используются и учебные фильмы, методика использования которых может быть разнообразной в зависимости от изучаемых предметов и тем: от пересказа содержания до выполнения тестов по теме.

По мнению многих исследователей, основой современного образования является мониторинг. Он служит не только для наблюдения за уровнем знания студентов, но и для систематического контроля и принятия решений по поводу улучшения самого процесса обучения, при этом следует иметь в виду:

- мониторинг подразумевает дополнительную нагрузку для преподавателя, а также учитель обязан согласовать и предварительно обсуждать изученный учебный материал в классе; работать со студентами во время урока с целью наиболее детального обсуждения работы каждого студента по усвоению материала;

- учитель должен четко сформулировать пункты домашнего задания с целью их дальнейшей проверки и оценки;

- преподаватель должен проводить и корректировать тесты с учетом балльных результатов;

> <

ш S

О ш

<

С1 ш

с

438

- при анализе и подведении итогов мониторинга необходимо учитывать ошибки студентов и изменять уже имеющиеся рекомендации к выполнению тестов, а также и сам изученный материал.

Существующие методы контроля подразумевают четкую структуру и содержание, что в дальнейшем бы способствовало улучшению самого процесса обучения. Для достижения этой цели тесты должны:

- проводиться часто и иметь четкую шкалу контроля;

- иметь непосредственную связь с изученным материалом;

- четко соблюдать график проведения тестирования с последующем сбором и оценкой студенческих работ, их дальнейший анализ и самоанализ.

В случае, если студентам даются на дом регулярные и четко контролируемые задачи, им будет гораздо легче выполнять тесты. Тесты помогают студентам в их изучении нового материала и закреплении уже пройденного материала, более глубоко изучить отдельный предмет, а также устраняют негативное отношение к тестам.

Достижения тестов в системе мониторинга могут оцениваться как: имеющие контролирующую ценность (в этом случае они определяют степень достижения студентамиуровняизу-ченного материала, количество и качество знания), инструктивные качества (тесты помогают студентам активно усваивать знания в будущем, так как они помогут им развивать такую стратегию, которая будет способствовать сознательному развитию тактики для дальнейшего усвоения полученных знаний и умением выделять из общего потока знаний наиболее важных разделов и их структурного построения}.

Кроме того, тесты способствуют достижению прогресса в учебном процессе, являясь индикатором улучшения самого процесса обучения, и повышают готовность студентов быстрее адаптироваться с материалами тестов.

С точки зрения учителей, тесты только тогда могут быть эффективны, когда они опираются на конкретное содержание учебного материала, имеют четкие инструкции по их выполнению. Тесты, составленные преподавателем или группой преподавателей, должны быть обоснованными, объективными, надежными.

Тестирование может проводиться индивидуально, фронтально, либо по группам. Преимущества компьютерного тестирования пе-

ред традиционными видами проверки качества знаний и умений учащихся в том, что результат виден сразу же, а не по истечению определённого количества времени, а также результаты тестирования зависят от их качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время постепенно набирает популярность методика "перевернутого класса", суть которого заключается в том, что учитель предоставляет студентам запись начитанной им самим или другим преподавателем лекции или другой материал для самостоятельной проработки дома, а в классе старается активизировать полученные знания в виде групповой или индивидуальной работы, что фактически способствует закреплению изученной лекции.

При данной методике повышается уровень овладения ИКТ, со стороны учителя и учеников создается ситуация тесного и открытого общения на уроке, когда ученики проявляют большую заинтересованность и активность, заметно повышая качество полученных знаний, при этом формируются навыки творческого подхода к решению поставленных задач.

Методика "перевернутого класса" может помочь и при дистанционном обучении, когда обсуждение лекции можно проводить в режиме онлайн с привлечением группы учащихся.

Проведение уроков в "перевернутом классе" помогает разнообразить учебно-вослита-тельный процесс, сформировать современные ключевые компетенции, такие как:

- дифференцированный подход учителя к каждому ученику, при этом он объединяет их в группы по уровню подготовки, интересам и потребностям;

- преподаватель развивает творческий потенциал обучаемых, их критическое мышление, умение работать в команде, при этом у обучающихся повышается внутренняя мотивация. Именно при работе в группах выявляются лидеры, а также вырабатывается командный дух всего объединения;

- учитель уже не лектор, а наставник и помощник учеников, который активизирует их познавательную деятельность и вне стен класса;

- информация, полученная в результате данного метода, лучше запоминается;

- актуальность "перевернутого" метода состоит в его сочетаемости с уже общепринятыми методиками;

- повышается уровень овладения ИКТ со стороны учителя и учеников;

- создается такая ситуация тесного и открытого общения на уроке, когда ученики прояв-

ляют большую заинтересованность и активность, заметно повышая качество полученных знаний, при этом формируются навыки творческого подхода к решению поставленных задач.

Литература:

1. Артемьева Н.В, Информационные технологии в реализации механизмов управления качеством образования на основе эффективного взаимо действия участников инновационного образовательного сообщества // И н ф окомму н и ка ц ион н ые технологии и системе управления и качеством образования - Ставрополь : ГБОУ ДПО С КИР О ПК и ПРО,2012.-С.5-1 56.

2. Дистанционное обучение : учебное пособие / под род. Е,С. Палат, - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

3. Косолапова H. М. Информационные технологии в образовании //Тобольск: ТГСПА и Д.И. Менделеева, 2011.

■З.Сгедникова В.Н., ПапиянТ.Г. Инновационные технологии в процессе обучения : учебно-мегодичес-кое пособие. - Ставрополь. Логос, 2020. - 32 с.

5. Сгадникова В.Н.. Папиян Т.Г. Современные информационные технологии и модель "перевернутого класса" // Высокие технологии в инновационной науке : материалы Международной научной конференции NAZI RAZVME. - Сапнкг Петербург, 2020. - С. 55-60.

6. Bergmann J., Sams A. Fiip your classroom: Reach Every Student in Every Ciass Everyday, Ецдепе, OR; Internationa! Society forTechnoiogy in Education, 2012 1. Graney J. Flipping Your EL Classroom: A Primer. URL: 8.,http://newsmanager.commpartners. com/ tesolc/issues/2013-10-01 /3.html

0

01

О OJ

-0

0-

ш <

ас et

СП

TECHNOLOGICAL COMPONENT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE AUTOMOTIVE PROFILE

Suteyrnanov Ernest Seidametovich, Postgraduate student, Senior Lecturer, Department of Automobile Transport, ~ Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

This article examines the technological component of the formation of professional competence of future vocational training teachers. The content of the basic concepts of the research is considered. The system of professional and pedagogical knowledge and skills necessary for a future teacher of vocational training of an automotive profile for the implementation of professional and pedagogical activities in secondary vocational educational institutions with the aim of training mid-level specialists has been substantiated. The approaches to solving various kinds of pedagogical problems have been determined.

Keywords: professional and pedagogical activity; teacher of professional training; technological component-knowledge; skills; pedagogical tasks.

m

КДЧГ Г

s

DOI 10.24923/2222-243X.:

■37.90

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ

В данной статье рассматривается технологический компонент формирова ния профессиональной компетентности будущих педагогов профессиональною обучения. Рассмотрено содержание основных понятий исследования. Обоснована система профессионально-педагогических знаний и умений, необходимых будущему педагогу профессионального обучения автомобильного профиля для осуществления профессионально-педагогической деятельности в средних профессиональных образовательных учреждениях с целью подготовки специалистов среднего звена. Определены подходы к классифика ции различного рода педагогических задач.

Ключевые слова; профессионально-педагогическая деятельное ть; педагог про фессионального обучения; технологический компонент; знания; умения; педагогические задачи.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

5 Сулейманов Э. С., 2020

439

Одним из направлений повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности по подготовке специалистов среднего звена является уровень сформированное™ системы профессионально-педагогических знаний и умений у будущих педагогов профессионального обучения. Под п рофессионально-педагогической деятельностью педагога В.Д. Симоненко подразумевает такую деятельность, которая включает в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты [5, с.Ю].

СУЛЕЙМАНОВ Эрнест Сейдаметович, аспирант, с тарший преподава тель, кафедры Автомобильного транспорта, Крымский инженерно-педагоги чес кий университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.