Научная статья на тему 'Образование в высшей школе сегодня и завтра: дистанционное и онлайн обучение'

Образование в высшей школе сегодня и завтра: дистанционное и онлайн обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / E-LEARNING / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LMS / ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (MOOC) / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS / DISTANCE EDUCATION SYSTEMS / E-BOOKS / E-COURSES / MOOC / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES (MOOC)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луковцева Виктория Николаевна, Кривошеева Елена Николаевна

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения студентов неязыкового вуза иностранным языкам. Анализируется разница между дистанционным и онлайн обучением, ставится проблема интеграции традиционных методик преподавания иностранного языка в классических вузах с многообразием дистанционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луковцева Виктория Николаевна, Кривошеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL EDUCATION TODAY AND TOMORROW: DISTANCE AND ONLINE TRAINING

Article focuses on the distance education features of the students who learn foreign languages at the non-linguistic university. The difference between distance and online learning is analyzed, the problem of the traditional methods integration in foreign language teaching in classical universities with a variety of distance learning forms is posed.

Текст научной работы на тему «Образование в высшей школе сегодня и завтра: дистанционное и онлайн обучение»

Педагогика

УДК: 378.881.1:811.133.1

старший преподаватель Луковцева Виктория Николаевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва); старший преподаватель Кривошеева Елена Николаевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: ДИСТАНЦИОННОЕ И ОНЛАЙН

ОБУЧЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения студентов неязыкового вуза иностранным языкам. Анализируется разница между дистанционным и онлайн обучением, ставится проблема интеграции традиционных методик преподавания иностранного языка в классических вузах с многообразием дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: Электронно-библиотечные системы, E-learning, системы дистанционного образования, LMS, электронные книги, электронные курсы, массовый открытый курс дистанционного обучения (MOOC), массовые открытые онлайн-курсы.

Annotation. Article focuses on the distance education features of the students who learn foreign languages at the non-linguistic university. The difference between distance and online learning is analyzed, the problem of the traditional methods integration in foreign language teaching in classical universities with a variety of distance learning forms is posed.

Keywords: Electronic library systems, E-learning, distance education systems, LMS, e-books, e-courses, MOOC, massive open online courses (MOOC).

Введение. Потребности современного общества в XXI веке обусловили создание и развитие системы дистанционного образования (ДО), которое рассматривается сегодня не как инновация, даже в таких предметных областях, где уже накоплен большой опыт обучения [1, 5]. Особенную актуальность исследованиям в данном направлении уделяется преподаванию дистанционно иностранных языков, в силу специфики предмета [2, с. 462-465].

Проблема исследования: в системе современного высшего профессионального образования отчетливо проявляются несоответствия между огромным потенциалом дистанционного образования и низкой его востребованностью; возможностями повышения качества обучения иностранным языкам информационных технологий.

Гипотеза исследования: низкая степень внедрения дистанционного образования при обучении иностранным языком в вузах, вызывающая негативное, настороженное или выжидательное отношение к данным методам и формам обучения и процесс повышения эффективности обучения. Объектом исследования является образовательный процесс, реализуемый кафедрами иностранных языков Экономического факультета и Аграрно-технологического института Российского университета дружбы народов. Предмет исследования: социальные аспекты внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образовательных услуг вузов и их роль в развитии «человеческого потенциала» региона.

Цель исследования: анализ сложившейся практики использования дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку, определение на этой основе расширения сферы преподавания иностранного языка.

Изложение основного материала статьи. Чем же отличается онлайн-обучение от дистанционного на современном этапе образования в высшей школе?

Дистанционное обучение. Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие. Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия студента по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку преподавателю. Этот формат обрел популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком.

Онлайн-обучение. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме "здесь и сейчас", опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий. Видеозаписи лекций появлялись в сети еще в конце 1990-х, но, по-настоящему популярными они стали после 2010 года. Именно тогда такие компании как Coursera, Udacity и Udemy смогли привлечь деньги и сделать свои курсы массовыми и доступными для платного и бесплатного использования. С тех пор онлайн-курсы стали не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи преподавателей и студентов. Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду — смотреть/слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями и общаться с одногруппниками, благодаря подключению к сети. В одной смысловой связке с онлайн-обучением употребляют слова и словосочетания "e-learning" и "электронное обучение". Они указывают на возможность учащегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и прочее.

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения. Главное сходство — само обучение, то есть процесс получения новых знаний и навыков. Вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся.

Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. «Онлайн-обучение» означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. То есть, преподаватель и студент также удалены друг от друга. Понятия

"дистанционное обучение" и "онлайн-обучение" на современном этапе отличаются только по своему возрасту и, возможно, частоте использования. В остальном они практически полностью идентичны и обладают такими качествами: 1) индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ; 2) гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени; 3) мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения.

При выборе онлайн или дистанционного курса обучения главным вопросом остается многообразие форматов и названий. Но стоит учесть несколько вопросов при выборе программы дистанционного курса: пробные или ознакомительные фрагменты занятий; требования, предъявляемые к учащимся по уровню подготовки; возможность проведения письменных заданий и их контроля; способ контакта с преподавателем также остается актуальным.

Развитие и модернизация высшего образования в России принесли в последние несколько лет два важных тренда: возникновение и глубокое проникновение в учебный процесс электронно-библиотечных систем и широкую популяризацию информационных ресурсов дистанционного онлайн-обучения (в своем наиболее ярком выражении, МООС).

ЭБС и LMS - почему не вместе? Напомним, Электронно-библиотечные системы (ЭБС) [10, с. 63-65] -это программные комплексы и базы данных, призванные обеспечить дистанционный доступ каждого студента в «любой точке, из которой имеется доступ к Интернет» к информационно-библиотечным ресурсам учебного процесса. Learning Management System или Системы дистанционного образования (LMS, СДО) -это программные комплексы, обеспечивающие технологическую и информационную возможность дистанционного обучения в сети Интернет [6, с. 173-179].

Вопрос, который действительно вызывает недоумение, - это то, что эти ветви до сих пор не встретились и даже не влияют друг на друга. Людям, знакомым с ситуацией изнутри, известно, что вузы, специализирующиеся на дистанционном образовании, практически не проявляют интереса и очень пассивно используют электронно-библиотечные системы. Напротив, активно используют ЭБС, - как и остальные образовательные электронные ресурсы, - классические вузы, которые могут не испытывать никакого интереса к услугам дистанционного образования [3].

Впрочем, активное и массовое наступление, по меньшей мере, в наших умах, онлайн-образования (прежде всего, в виде МООС [9, с. 8-43.] - массовых открытых онлайн-курсов) заставляет всех приверженцев классического образования обратиться к причинам успехов онлайн-образования и задуматься об их последствиях. Гибридное образование - концепт образования будущего, и это уже признано многими ведущими экспертами в области образовательных инноваций. Правильно поставленный вопрос должен относиться не к тому, «что» победит, а к тому, «как вместе сосуществовать».

Проникновение в вузы электронных библиотек и электронных образовательных ресурсов помогает учиться удаленно от места учебы [11, с. 48-50]. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС 3+) отмечено, что ЭБС совместно с создаваемой в вузе Информационно-образовательной средой создает единство, призванное сливаться в единый комплекс цифровых инноваций. В пункте 7.1 ФГОСы выдвигают требование: «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким Электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде» [4, с. 9-15]. Это означает, что сегодня процесс обучения немыслим как без доступа к электронным образовательным ресурсам, так и без наличия иных элементов информационно обогащенного учебного процесса.

Под Информационно-образовательной средой в широком смысле понимаются программно-автоматизированные системы и средства ведения образования полного цикла. По сути, эти именно СДО или LMS формируют эту среду. Обучение как цель составляет существенное отличие этих систем от ЭБС, задача которой - предоставить доступ к учебной и научной литературе в удаленном формате. И то, и другое опирается на сложные программные разработки, платформы, которые предоставляют доступ к контенту и позволяют с ним интерактивно работать. И то, и другое сегодня часто базируется на облачных технологиях, -то есть выносит хранилища данных вне кампуса университета, что иногда не очень устраивает вузы.

Общего очень много, но если ЭБС изначально понимается как формат гибридного образования, то сторонники дистанционного образования претендуют на полную самодостаточность систем СДО. Эту самодостаточность как раз демонстрируют МООС как путь к получению образования, в принципе, даже без вмешательства преподавателя. Тем не менее, именно успех открытых МООС поставил крест на такой концепции СДО, которая превращалась в услугу по получению диплома. Несмотря на подъем онлайн-образования в стране целый ряд вузов, практикующих удаленное онлайн-обучение, были в последние несколько лет закрыты, с обвинениями в некачественном и неполноценном образовании. И это не совсем несправедливо.

Какова же роль информационно-образовательной среды в развитии гибридного образования? Две системы - классическая университетская и онлайн-обучения - должны развиваться параллельно друг другу. Никакого гибридного образования возникать не будет. Но практика показывает обратное. Постепенно университет учится работать с онлайн-контентом. Он учится воспринимать онлайн-курсы не как аналог своего базового учебного процесса, а как его обогащение и развитие.

На новой ступени качества высшего образования диалог учащегося и преподавателя становится абсолютно недостаточен, если он не опосредован дополнительной информацией и практической работой, которые и должна предложить информационно-образовательная среда. Преподавателю недостаточно сообщать в устном виде базовую информацию по предмету. В последнее время набирает вес понятие «перевернутого класса» [8, с. 99-100], в соответствии с которым основная работа по получению базовой информации по предмету происходит вне урока, путем предварительного ознакомления с материалом, а на уроке с преподавателем следует углубление понимания материала, усвоение его в активном интерактивном режиме между учащимися и преподавателем.

Каким представляется образовательный процесс в перспективе развертывания учебника в онлайн-курс?

Замена книги онлайн-курсом - важная составляющая этого явления [7, с. 75]. Чтение, - по определению, пассивный статический процесс усвоения. Книга не самодостаточна, она требует рядом с собой поводыря, толкователя. У нее свой язык, который невозможно усвоить без подготовки и посвящения, подобно тому, как древние герметики не считали возможным допускать непосвященного к книге без предварительных практик.

Именно поэтому ЭБС как платформа книг, пусть даже электронных, предполагает рядом преподавателя очного обучения. В LMS происходит попытка оживить текст, придать ему движение, интерактивность. Текст LMS противопоставляет себя статичной книге. Преподаватель не исчезает совсем, но уходит за скобки. Он -как хранитель знания, контролирует систему и всегда остается доступен. Система дистанционного обучения жизнеспособна тогда, когда она умеет имитировать присутствие преподавателя и, главным образом, жизнь сообщества. Ключевой элемент МООС, на мой взгляд, именно жизнь сообщества, превращающего онлайн-курс из контента в онлайн-университет.

Выводы. Онлайн-образование сегодня испытывает острый концептуальный кризис. Взрыв информационно-коммуникационных технологий породил всплеск возможностей и направлений, которые не удается привести в единство в рамках единой образовательной системы. Сегодня видится четыре такие разнонаправленных вектора развития.

1. Дистанционное образование возникло благодаря разрыву очного процесса обучения средствами удаленной коммуникации. Системы LMS позволяют воспроизвести необходимые процедуры и этапы учебного процесса удаленно. Чаще всего это происходит переводом обучения в текстовый формат и приводит к достаточно простым формам-аналогам базовых учебных элементов: учебника, теста, письменной работе. Принципиально этот комплекс форм не отличается от процесса заочного образования, ибо книга всегда была лучшим из дистанционных форм передачи знаний.

2. Технологии онлайн-трансляции породили огромный рынок вебинаров, которые сохраняют время и живое присутствие преподавателя и делают контакт с ним дистанционным. Этот простой вид удаленного преподавания во многом расширил возможности дистанционного обучения, позволяя обходиться даже без систем LMS и вообще без контента, а в случае использования LMS и дополнительного контента обогащая комплекс средств онлайн-обучения. Однако именно свобода от необходимости иметь онлайн-контент ставит здесь «но» в виде вопроса: является ли это вообще формой онлайн-обучения? Трансляция подобна видеотелефону. Скорее только видеоролик, произведенный записью такого выступления, претендует на статус онлайн-продукта.

3. Технологии широкополосного Интернета, заполненного многообразными мультимедийными и интерактивными формами контента, породили совершенно иной феномен онлайн-обучения - MOOC, открытые онлайн-курсы, которые обучают контентом, а не преподавателем. Такое онлайн-обучение интересно совершенно иным аспектом, чем просто преподаватель или просто учебник, - они погружают обучающегося в современный визуализированный, геймифицированный и коммуникативно богатый мир современных мультимедиа. При этом, обогащенный присутствием преподавателя, комплексной LMS, брендом известного университета, он становится полноценной площадкой дистанционного образования. Ограничение, и существенное, заключается только в том, что такое воплощение учебной программы - очень дорогое и экономически состоятельно только при высокой масштабируемости, т.е. в ограниченном числе проектов.

4. Возможность передачи знаний иными формами дистанционно, стала возможным благодаря электронным книгам и электронным библиотекам (ЭБС), которые переложили в онлайн-формат весь необходимый для получения образования учебный контент и стали важным элементом как для самообразования, так и для усиления любой формы обучения. Однако, как отмечалось в начале статьи, именно с дистанционным образованием связь электронной книги налаживается наиболее тяжело. Во многом потому, что дистанционное обучение стремится просто заменить книгу. Происходит симметричное встречное движение, ведущее в тупик: с одной стороны, простые формы дистанционного обучения вбирают в себя без остатка контент учебника, ничего к нему не прибавляя, с другой стороны, учебник трансформируется в электронный курс, не прибавляя ничего, кроме дистанционной формы.

Проблема всех четырех направлений развития дистанционного образования заключается в том, что все они сами по себе очевидно недостаточны.

Следует иметь в виду, что задача дистанционного образования встает не только в целях некой экономии ресурсов - помещений, времени, движений в процессе реального учебного заведения. Дистанционное обучение имеет ценность, прежде всего, в виду недостатка ресурсов самих обучающихся, а именно, во времени.

Литература:

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. -М., 1996.

2. Березина Н.А. Электронные библиотеки и онлайновые ресурсы в современном мире библиотечно-информационном пространстве // Наука и образование: новое время. - 20. № 6 (11). - с. 462-465.

3. Вишнивецкая Ю. По закону «лимона»: почему Рособрнадзор закрывает российские вузы? // Deutsche Welle, 14/11/2018. - Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/20150719/229174417.html

4. Гурьянова С.Ю. Электронно-библиотечные системы и их роль в деятельности профессорско-преподавательского состава вузов в контексте ФГОС 3+ // Качество. Инновации. Образование. - 2015. № 2 (117). - с. 9-15.

5. Долгин А. Экономика символического обмена. - М., 2007. - С. 341.

6. Закабунин А.В., Ферябков А.В. Особенности формирования Электронно-библиотечной системы вуза // Профессиональное образование в современном мире. - № 2 (17). - с. 173-179.

7. Костюк К.Н. Книга в новой медийной среде. - М., 2015. - с. 75.

8. Крылова А.С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение» // Academy. - 2016. №1 (4). - с. 99-100.

9. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. - 2015. № 3. -с. 8-43.

10. Матинина Г.М., Лукашева Н.В. Информационно-библиотечное обеспечение как один из факторов развития системы электронного обучения в вузах // Проблемы высшего образования. - 2015. № 1. - с. 63-65.

11. Johnson L., Becker S., Estrada V., Freeman A. Отчет NMC Horizon: Высшее образование - 2015. Остин, 2015. - с. 3-50.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье изучен процесс формирования педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Сделан вывод о том, что вследствие поэтапного формирования профессионально культуры у будущих педагогов-психологов формировались личностные качества, профессионально-методические умения, навыки, компетенции необходимые для педагогической деятельности. Следовательно, разработанная технология являются целостной педагогической системой, позволяющей наиболее результативно решить поставленные цели.

Ключевые слова: педагогическая культура, будущий педагог-психолог, студент, вуз.

Annotation. The article examines the process of formation of the pedagogical culture of future teachers-psychologists in the process of learning in high school. It was concluded that as a result of the gradual formation of a professional culture, future teachers-psychologists formed personal qualities, professional and methodological skills, skills, competencies necessary for pedagogical activity. Consequently, the developed technology is a holistic educational system that allows you to most effectively achieve your goals.

Keywords: pedagogical culture, future educational psychologist, student, university.

Введение. Формирование личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой, способной к активному утверждению своей позиции в процессе психолого-педагогической деятельности, является неотъемлемым условием совершенствования системы подготовки будущего специалиста.

Сегодня особо наблюдается потребность в самостоятельном, ответственном поведении человека. Теперь он должен уметь осуществлять разумный выбор, принимать решения и реализовывать их в новых, неожиданных для него ситуациях. Специалисту необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, которая предполагает набор профессиональных знаний, умений, навыков, но и набором специальных качественных характеристик, способов специальных действий - составляющих профессиональной культуры. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего специалиста в сфере образования: педагога, педагога-психолога, социального педагога и т.д.

Изложение основного материала статьи. Особенностью формирования профессионально-личностных качеств педагога-психолога является гуманистическое начало - искренне верить в доброе начало в каждом ребенке, проявление уважения к личности, любовь к детям, желание помочь им в трудных жизненных ситуациях. Но для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог-психолог тоже должен обладать высокой грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, уверенностью в собственных силах, оптимистичным взглядом на жизнь, систематически и последовательно развивать их у себя, у него должна быть сформирована педагогическая культура.

В основе формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов нами были выявлены системный, компетентностный, контекстный и личностно-деятельностный подходы, специфичность употребления которых заключается в их эффективном сочетании.

Системный подход был рассмотрен нами как общенаучная основа исследования проблемы формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-психологов и позволил: установить основные структурные части процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов; определить взаимосвязь этапов формирования профессионально-педагогической культуры; раскрыть обусловленную совокупность взаимосвязанных методов, средств и форм для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [4].

Личностно-деятельностный подход явился теоретико-методологической стратегией процесса формирования профессионально-педагогической культуры. Посредством контекстного подхода нами: произведен отбор содержания образования; определена позиция и роль студентов в процессе формирования профессионально-педагогической культуры.

В нашей исследовании мы использовали интегративные методы.

Интегративные методы - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала. По характеру учебно-познавательной деятельности данные методы подразделяются на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные.

К неимитационным методам можно отнести элементы лекции, семинар, практическое занятие, самостоятельную работу. С помощью данных технологий студенты имеют возможность получать нужную информацию, имеют предпосылки для формирования профессионально-педагогических знаний и умений. Имитационные, в свою очередь, чаще подразделяют на игровые. Теория интерактивных методов обучения предложена в отечественной дидактике целым рядом концепций Е.Я. Голанта, Ю.Н. Бабанского, И.И. Левина, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова и др. Данные методы обучения позволяют интесифицировать процесс формирования профессионально-педагогической культуры. Они могут реализоваться как в процессе аудиторных занятий на лекциях, семинарских и практических занятиях, так и во внеаудиторное время. [2, 3].

Игровые методы - это такой вид активных методов обучения, которые основаны на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. Обучающие игры - это синтез подходов и цепи имитационных ситуаций, в которых студенты выполняют предложенные им социальные роли в соответствии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.