Перечисленные знания, умения и навыки станут основой для формирования технологической грамотности обучающихся в таких профессиях будущего, как дизайнер виртуальной реальности, инженер по разработке устройств постоянного питания, боди-дизайнер, проектировщик 3D-печати, разработчик домашних роботов и других [1].
Таким образом, развитие технологической грамотности средствами 3D-мо-делирования является эффективным по многим факторам:
1. 3D-моделирование напрямую связано с созданием новых объектов и является доступной технологией для современных учащихся из-за высокого уровня развития ИКТ-компетентности в рамках современной технологической культуры;
2. 3D-моделирование обладает широкими возможностями и связано с рядом других востребованных современных технологий, что позволяет ему системно формировать знания, умения и навыки практически из всех сфер профессиональной деятельности;
Библиографический список
3. Сформированная технологическая грамотность содержит знания, умения и навыки, которые отвечают требованиям профессий и навыков будущего.
В соответствии с документами [19; 20] в ближайшее пятилетие начнется активная модернизация преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях и организациях дополнительного образования. Это позволит перейти от теоретического рассмотрения проблемы формирования технологической грамотности к более конкретному, основанному на реальном опыте процессу.
Проверка представленных в работе положений планируется в рамках апробации авторских программ: образовательной - по предмету «Технология» и дополнительной общеразвивающей - для объединений по интересам в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 4» города Химки Московской области.
1. Фролова М. Профессии будущего: ТОП-20 новых и перспективных. Info-profi.net.: образовательный проект. Available at: https://info-profi.net/professii-budushhego/#2
2. Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии. 2002; № 1: 101 - 123.
3. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 4 (53): 65 - 68.
4. Лукша П. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Futuref.org.: экосистема проектов. Available at: https://futuref.org/futureskills_ru
5. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы». Available at: https://vg.mskobr.ru/add_edu/
6. Каникулярная программа «Школа науки и творчества», 26 - 31 марта 2019 г. Availableat: https://parksirius.ru/event/69
7. Московский городской проект «Школа Новых Технологий». Available at: http://snt.mos.ru/konkurs/bum-junior.html
8. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе. Вестник Российской международной академии туризма. 2015; № 3: 69 - 75.
9. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников. Казанский педагогический журнал. 2016; Т. 2, № 2 (117): 301 -3 05.
10. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика. 2006; № 4: 10 - 15.
11. Орешкина А.К., Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Модернизация предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения. Школа и производство. 2016; № 8: 3 - 5.
12. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» от 30.12.2018. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)» (извлечение из проекта документа). Проект Приказа Минпросвещения России от 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)» (извлечение из проекта документа). Проект Приказа Минпросвещения России от 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html
15. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. Москва: Академия, 1999.
16. Петров Е.Г. Использование технологии 3D моделирования в обучении. Scienceforum.ru.: IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037072
17. Онищенко Е.Ю. 3D-моделирование как средство развития ИКТ-компетентности у обучающихся старшего школьного возраста. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена, 2019: 516 - 518.
18. Онищенко Е.Ю. Использование геоинформационной системы «GoogleEarthPro» в реализации предметов математики и информатики в общеобразовательной школе. Вестник Амурского государственного университета. 2018; № 80: 100 - 103.
19. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
20. Региональный проект развития дополнительного образования «Наука в Подмосковье». Available at: https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/project
References
1. Frolova M. Professii buduschego: T0P-20 novyh i perspektivnyh. Info-profi.net.: obrazovatel'nyjproekt. Available at: https://info-profi.net/professii-budushhego/#2
2. Chistyakova S.N. Profil'noe obuchenie i novye usloviya podgotovki. Shkol'nye tehnologii. 2002; № 1: 101 - 123.
3. Mahotin D.A., Kal'nej V.A. Sovremennye podhody k razvitiyu tehnologicheskogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'noj organizacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 4 (53): 65 - 68.
4. Luksha P. Navyki buduschego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire. Futuref.org.: 'ekosistema proektov. Available at: https://futuref.org/futureskills_ru
5. Gosudarstvennoe byudzhetnoeprofessional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie goroda Moskvy «Vorob'evy gory». Available at: https://vg.mskobr.ru/add_edu/
6. Kanikulyarnaya programma «Shkola nauki i tvorchestva», 26 - 31 marta 2019 g. Availableat: https://parksirius.ru/event/69
7. Moskovskijgorodskojproekt «Shkola Novyh Tehnologij». Available at: http://snt.mos.ru/konkurs/bum-junior.html
8. Kal'nej V.A., Mahotin D.A. Tehnologicheskoe obrazovanie v postindustrial'nom obschestve. VestnikRossijskojmezhdunarodnojakademiiturizma. 2015; № 3: 69 - 75.
9. Mahotin D.A. Inzhenernaya podgotovka v tehnologicheskom obrazovanii shkol'nikov. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 2, № 2 (117): 301 -3 05.
10. Hotuncev Yu.L. Problemy formirovaniya tehnologicheskoj kul'tury uchaschihsya. Pedagogika. 2006; № 4: 10 - 15.
11. Oreshkina A.K., Mahotin D.A., Logvinova O.N. Modernizaciya predmetnoj oblasti «Tehnologiya»: itogi 'ekspertnogo obsuzhdeniya. Shkola iproizvodstvo. 2016; № 8: 3 - 5.
12. Koncepciya prepodavaniya uchebnogopredmeta «Tehnologiya» ot30.12.2018. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO)» (izvlechenie iz proekta dokumenta). Proekt Prikaza Minprosvescheniya Rossii ot 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (FGOS OOO)» (izvlechenie iz proekta dokumenta). Proekt Prikaza Minprosvescheniya Rossii ot 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html
15. Vul'fson S.I. Urokiprofessional'nogo tvorchestva. Moskva: Akademiya, 1999.
16. Petrov E.G. Ispol'zovanie tehnologii 3D modelirovaniya v obuchenii. Scienceforum.ru.: IX Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya «Studencheskij nauchnyj forum». Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037072
17. Onischenko E.Yu. 3D-modelirovanie kak sredstvo razvitiya IKT-kompetentnosti u obuchayuschihsya starshego shkol'nogo vozrasta. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nomobrazovanii: materialy XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: 516 - 518.
18. Onischenko E.Yu. Ispol'zovanie geoinformacionnoj sistemy «GoogleEarthPro» v realizacii predmetov matematiki i informatiki v obscheobrazovatel'noj shkole. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 80: 100 - 103.
19. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
20. Regional'nyj proekt razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya «Nauka v Podmoskov'e». Available at: https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/project
Статья поступила в редакцию 05.04.20
УДК 37
Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ivanova_msc@mail.ru Shalashova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: marinashalashova@yandex.ru
NEW MODELS FOR DESIGNING CHEMISTRY LESSONS USING INTERNET RESOURCES. The article deals with topical issues related to the organization of training using distance learning technologies, Internet resources, and shows the possibility of including online education in the main educational programs of general education. The article also presents a list of web resources, the most common in a professional environment and students of different age groups. The research
substantiates the importance of the learning network capabilities and design training sessions with the purpose of increase of motivation of pupils to study the subject. The authors describe models of network lessons and algorithms for designing chemistry lessons using the technology of blending learning, case technology, as well as a practical lesson, a research lesson using Internet resources.
Key words: online resources, Internet resources, designing chemistry lesson, models of network lessons, technology blended learning, case technology, lesson-workshop, lesson-research.
О.А. Иванова, д-р пед. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: ivanova_msc@mail.ru
ММ Шалашова, д-р пед. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: marinashalashova@yandex.ru
НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
В статье раскрываются актуальные вопросы, связанные с организацией обучения с использованием дистанционных технологий обучения, Интернет-ресурсов, показана возможность включения онлайн-образования в основные образовательные программы общего образования. В статье также представлен перечень ресурсов сети, наиболее распространенных в профессиональной среде и у обучающихся разных возрастных групп, обоснована значимость изучения образовательных возможностей сети и разработки дизайна учебных занятий с целью повышения мотивации школьников к изучению предмета. Авторы описывают модели сетевых уроков и алгоритмы проектирования уроков химии с использованием технологии «Перевернутый класс», кейс-технологии, а также урока-практикума, урока-исследования с использованием Интернет-ресурсов.
Ключевые слова: онлайн-ресурсы, Интернет-ресурсы, проектирование урока химии, модели сетевых уроков, технология «Перевернутый класс», кейс-технология, урок-практикум, урок-исследование.
Интернет играет в нашей жизни все большую роль. И если недавно речь шла преимущественно об электронном обучении или дистанционном образовании в качестве ресурсов для самообразования, то в условиях сложной эпидемиологической ситуации и вынужденного перехода (даже на незначительный временной интервал) на онлайн-обучение проблема определения онлайн-обра-зования по основным образовательным программам (ООП) приобрела особую актуальность. При этом следует отметить, что и ранее как учителя, так и обучающиеся стали обращаться к Интернет-источнику как ресурсу для самообразования и подготовки к урокам. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, в 2013 г 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет использовали Интернет для учебы. Это немного ниже, чем количество подростков, использующих сеть для развлечений (89%), но превышает число тех, кто использует Интернет для общения, поиска друзей и игр [1].
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что важно изучать образовательные возможности сети, осуществлять поиск наиболее оптимальных моделей встраивания Интернет-ресурсов в ООП, разрабатывать педагогический дизайн таких учебных занятий с целью повышения мотивации школьников к изучению предмета, предоставления иных форматов и инструментов осваивания нового содержания.
На наш взгляд, педагогу важно знать имеющиеся зарубежные и российские ресурсы сети. Ниже приведем перечень наиболее распространенных как в профессиональной среде, так и у обучающихся разных возрастных групп:
- агрегаторы-ресурсы, позволяющие осуществлять поиск по базам лекций, видеозаписей и других учебных материалов (зарубежные: SkilledUp, EMMA, Degreed и др.; российские: Медиатека образовательных ресурсов, Eclass, Edumarket, Мой универ и др.);
- контентные сайты, приложения или учебники, предлагающие чаще всего справочные материал по определенному предмету или теме (Wikipedia);
- сайты с видеоуроками (OpenCourseWare, Khan Academy, Arzamas, Get a Class, Знайка.ру, Postnauka и др.);
- онлайн-курсы, изначально ориентированные на взрослую аудиторию, но уже сегодня предоставляющие курсы и для школьников (edX, Универсариум, Лекториум, Stepic, Coursmos, InterUrok, Фоксфорди др.);
- платформы с функциями социальных сетей, позволяющие совместно работать над проектами, общаться на учебные темы или обмениваться опытом (OpenStudy, ГлобалЛаб, Стемфорд, Марабака и др.);
- интерактивные учебники, тренажеры (Knewton, BitClass, Uchi.ru, ЯКласс и др.);
- видеоигры и симуляторы (Jumpstart, Matific, Global Conflicts, LateNite Labs, Labster, InBrain, InCel^.);
- онлайн-курсы, сервисы и приложения для подготовки к экзаменам (KhanAcademy, Examer, Maximum, SmartFox и др.) [2].
Все это многообразие может и должно быть встроено педагогом в образовательный процесс как в рамках учебных занятий, так и в качестве навигации ресурсов для самоподготовки и развития.
При этом у учителей часто возникают вопросы, как проектировать урок с использованием ресурсов Интернет-сети, какие модели могут быть эффективны в зависимости от условий и педагогических замыслов педагога. Ниже рассмотрим возможные модели организации урока химии:
1. Модель урока химии с использованием технологии «Перевернутый класс»
Основатели модели «Перевернутый класс», учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергман предложили ее для того, чтобы обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, увидев ее эффективность, развили эту идею в новое образовательное направление.
Данная технология может быть эффективно использована учителем химии при проектировании образовательного процесса с применением ресурсов Интернет-сети. При проектировании такого урока можно выделить три основных этапа:
1. Подготовительный этап - отбор или создание учителем виртуальной образовательной среды: видеоуроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками. При этом рекомендуем воспользоваться уроками, представленными на образовательных платформах РЭШ, МЭШ; Библиотекой видеоуроков по школьной программе (https://interneturok.ru). Урок может быть представлен в двух форматах (видеоурок, текстовый урок), где предлагаются тренажёры, тесты, вопросы для самопроверки (необходимый инструментарий можно выбрать на платформах Образовательные платформы «Мобильное электронное образование» (МЭО), «Яндекс.Учебник» и др.). С целью предоставления новых возможностей для освоения содержания, развития интереса к предмету можно предложить посмотреть видеозапись опыта, видеофрагмент учебного фильма, документального фильма по теме урока.
2. Организация учебной деятельности, что включает определение учителем основных образовательных результатов, достигаемых на уроке, форм работы с учениками, подготовку заданий для совместной работы учеников и работы с учителем.
Эти задания должны быть направлены на отработку и присвоение обучающимися учебного материала. Среди них задания на обобщение, конструирование, комбинирование, интеграцию, создание объектов, выдвижение гипотез, критическое оценивание, формулировку выводов и умозаключений, анализ, установление причинно-следственной связи, классификацию, сравнение, группировку, экспериментирование, прогнозирование, описание, обоснование, воспроизведение, представление, демонстрацию. При разработке заданий можно воспользоваться таксономией задач Б. Блума или Д. Таллингеровой. Проведенным нами анализ ресурсов МЭШ позволят сделать вывод, что пока нет инструментов для интерактивной работы с учащимися, совместной проектной деятельности. Поэтому при проведении сетевых уроков рекомендуем воспользоваться образовательными платформами, предоставляющими эти возможности MICROSOFTTEAMS, где можно создать группы учащихся для выполнения заданий и обсуждения; ГлобалЛаб - онлайн-среда для организации исследователь-ских\проектных работ; портал ЯКласс - для повторения, углубления изученного, использования тренинговых форм (игры, тренажёры, тесты и т.д.), портал Учи.ру для построения диалога с учеником.
Достоинством данных систем является то, что они позволяют организовать онлайн-общение с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, вносить оперативно коррективы в применение того или иного инструментария.
Онлайн-школы (SCHOOL-Inter, Фоксфорд, Образование «БИТ», EFirst и др.) обеспечивают непосредственное общение ученик - учитель - другие ученики, оперативную обратную связь, возможность выбора времени для занятий, просмотра занятия в записи. Данные возможности обладают, безусловно, преимуществом перед традиционными форматами проведения урока.
3. Текущая и итоговая оценка знаний и умений, компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учащимися несколько форм итоговой работы, например, в виде теста или проекта. Тестовые задания можно выполнять, воспользовавшись ресурсами МЭШ, РЭШ, Яндекс-учебник, Онлай-тесты, интерактивные задания: OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com/ru), TestWizard (https://www.testwizard.ru/), Cross (http://cr0ss.highcat.0rg/ru_RU/#), Фабрика кроссвордов (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/), Wizer (https://wizer.me/), ClassMaker (https://www.classmarker.com/) Мастер-тест (http://master-test.net/), Конструктор тестов (https://konstruktortestov.ru/)
Алгоритм организации урока в рамках использования технологии «Перевернутого класса»
1. Подготовка видеоматериалов и иных ресурсов (выбор из имеющегося перечня в сети или подготовка авторских онлайн-уроков (для творческих педагогов)
2. Самостоятельный просмотр предложенных материалов школьниками
дома.
Особенности самостоятельной работы обучающихся:
- ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
- отсутствуют временные ограничения;
- предоставлена возможность общаться со сверстниками и педагогом посредством дискуссий / консультаций в формате онлайн (необходимо заранее предусмотреть и выслать информацию обучающимся).
3. Обсуждение в сети выполнения предложенных заданий, практических работ или другой учебной деятельности.
Рекомендуем разделить обучающихся на группы по уровню подготовленности, по предпочтению определённого вида деятельности (просмотр видео, чтение, письмо) и т.д. Далее организовать обсуждение работы каждой группы с последующим представлением результатов работы групп всем обучающимся (на интерактивных платформах).
4. Самопроверка, контроль со стороны педагога, коррекция образовательных результатов обучающихся.
2. Модель сетевого урока химии с использованием кейс-технологии
Кейсы являются эффективным инструментом формирования опыта практической деятельности, самостоятельного решения задач из реальной жизни или производства, убеждений в прикладном аспекте формируемых учебных знаний и профессионального самоопределения [3]. В этой связи считаем целесообразным предлагать кейсы в процессе обучения с использованием сетевых ресурсов (можно использовать готовые кейсы либо разрабатывать авторские).
Алгоритм организации урока с использованием кейсов в условиях сетевого взаимодействия
1. Подготовка учителем кейса либо выбор из имеющихся ресурсов, проектирование технологии проведения учебного занятия. Здесь важно определить, как будет организована работа школьников (групповая, индивидуальная), как будет проходить обсуждение, предоставление результатов обучающимися.
2. Ознакомление обучающихся с текстом кейса (предоставляется заранее и реализуются как самостоятельная работа обучающихся; при этом определяется время, отводимое на подготовку, что зависит от объёма кейса, его сложности, наличия в кейсе заданий по проведению эксперимента, проектной деятельности).
3. Организация работы с кейсом (онлайн) в группах на интерактивных платформах. В первую очередь обсуждаются проблемы, обозначенные в кейсе, ресурсы для решения; проводится анализ данных, обсуждается представленный опыт, возможные трудности при решении задачи; выбор метода исследования.
4. Организация дискуссии, презентация результатов работы групп в он-лайн-формате. Ответы на вопросы, обсуждение оптимальных моделей решения проблемы, обозначенной в кейсе.
5. Оценивание участников дискуссии.
6. Подведение итогов дискуссии.
3. Модель сетевого урока-практикума по химии
«Урок-практикум» связан с проверкой, доказательством и применением естественнонаучных знаний, а также для решения практических задач в жизни. Урок-практикум может быть организован как практическая работа или как практикум по решению задач [4].
Алгоритм организации урока-практикума по решению задач
1. Учитель предлагает ознакомиться с задачами, которые могут быть представлены в дневнике МЭШ. Задачи могут быть разноуровневыми, рассчитанные на разный уровень обученности или одного уровня.
2. Учитель предлагает обучающимся разбиться по группам (3 - 4 человека) или работать индивидуально. Работа на интерактивных платформах (Teams, Skype или др.).
3. Решение задач: анализ задачи, определение типа задачи, проектирование модели задачи; решение задачи через известный алгоритм или создание нового алгоритма решения данной задачи; интерпретация полученных результатов для получения выводов по заданному вопросу. Задачи могут быть предложены для индивидуального решения. С последующим обсуждением результатов всей группой обучающихся. Можно первоначально всей группе обсудить возможные варианты решения задач, затем обучающиеся выполняют их самостоятельно и сверяются с результатами.
4. Презентация и оценка выполненных задач. При проверке, если учащиеся работали в группе, учитель или сами обучающиеся определяют, кто будет представлять работу для итогового интерактивного обсуждения.
Алгоритм организации урока-практическая работа
Урок-практическая работа выполняется с целью закрепления полученных знаний и отработки способов деятельности.
1. Подготовительный этап. Обучающимся предлагается самостоятельно подготовиться к практической работе, оформить рабочую тетрадь.
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности. Учитель онлайн организует актуализацию, путем вопросов или задания. Отвечает на вопросы обучающихся по выполнению работы. Обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности.
3. Формулировка учебной цели и требований к представлению результатов работы.
4. Выполнение практической работы в домашних условиях, виртуальной лаборатории. Можно предложить просмотреть видеоопыты, если обучающий по состоянию здоровья не может их выполнять практически. Оформление результатов.
5. Представление результатов на интерактивной платформе.
6. Модель сетевого урока-исследования
Данный вид сетевого урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся как в формате мини-исследований, так и более продолжительных, когда ученики неоднократно общаются онлайн в ходе работы над исследованием.
Тематика сетевых исследований должна быть интересной для обучающихся и отражать реальные региональные, социальные, экологическими и др. проблемы.
Сетевой урок-исследование может быть организован с обучающимися одного класса, нескольких классов, в том числе и из разных регионов.
Алгоритм организациисетевого урока-исследования
1. Определение и формулировка проблемы, цели исследования. Постановка исследовательской проблемы может быть основана на просмотре видеофрагмента, информации, представленной в СМИ, онлайн-демонстрации опыта и т.д.;
2. Создание групп, онлайн-обсуждение в группах и определение объекта исследования, выдвижение гипотезы исследования и ожидаемых результатах исследования; разработка плана исследования (модели, установки), определение инструментария (приборов, реактивов) для организации исследования;
3. Проведение исследований в группах или индивидуально, можно в условиях виртуальной лаборатории (например, с использованием платформы Глобал Лаб, Стемфорд и др.).
4. Обсуждение в группах полученных результатов, их интерпретация, подготовка к представлению полученных результатов, новых знаний, которые получили в ходе исследования.
5. Представление полученных результатов (ученикам - учителям - широкой общественности) в Скайп или Теат^.
Структура сетевого урока-исследования может выглядеть следующим образом:
1. Подготовительный этап. Обучающиеся получают домашнее задание: самостоятельно ознакомиться с материалами, связанными с изучением новой темы: это могут быть видеофрагменты, фильмы, отрывки из произведений, видеолабораторные опыты и т.п.). Учитель либо сам готовит задания и вопросы для обучающихся, либо обучающиеся готовят свои вопросы: в чем они увидели проблему и т.п. Вопросы можно прислать учителю заранее, а можно задать в онлайн-режиме.
2. Актуализация с элементами проблематизации (осуществляется в Те-ат^): учитель предлагает учащимся сформулировать проблему исследования, фиксирует их (на доске в Теат^ или в чате), определяют цель исследования; отвечает сам и предоставляет возможность обучающимся ответить на присланные или заданные вопросы, определяют задачи и план исследования. Учитель дает инструкции по соблюдению техники безопасности.
3. Исследование. Ученики получают исследовательские задания, которые могут выполняться индивидуально или в группе. Обучающиеся могут осуществлять теоретические или экспериментальное исследование. Обсуждение результатов и подготовка к презентации результатов.
4. Презентация результатов исследования. Создание презентаций или видеороликов и их обсуждение; написание, представление и обсуждение стендовых докладов, которые дают возможность всем пользователям одновременно ознакомиться кратко и наглядно с итогами работы группы или отдельного ученика.
6. Оценка и рефлексия. Подводятся итоги, оцениваются результаты исследования. Учитель разрабатывает критерии оценки и предлагает ученикам оценить работы учащихся (групп). А также высказаться о том, что нового они узнали в ходе исследования, чему научились, что вызвало трудности.
Наиболее распространенным в настоящее время является урок с сетевым взаимодействием на отдельных его этапах. Его модель реализуется в отдельных сценариях МЭШ и обычно включает следующие этапы:
1. Этап мотивации изучения темы (возможные сетевые форматы - виртуальные экскурсии, видеофрагменты).
2. Актуализация знаний и способов деятельности (возможные интерактивные задания, которые выполняются в группах).
3. Изучение нового материала (освоение новых знаний и способов деятельности) - учащиеся осваивают новый материал с помощью видео-, текстовых материалов, предварительно получив задание от учителя.
4. Совершенствование знаний и новых способов деятельности. Применение знаний для решения практических и жизненных ситуаций, выводящих ученика за пределы учебной деятельности (возможные сетевые форматы: а) игровые - веб-квесты, виртуальные лаборатории, экскурсии, б) неигровые -групповое сетевое моделирование, проектирование изучаемого объекта.
Проектирование сетевых уроков с использованием Интернет-ресурсов позволяет организовывать образовательный процесс по реализации программ основного и дополнительного образования естественнонаучной направленности [5].
Библиографический список
1. Солдатова ГУ., Нестик Т. А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013.
2. Синельников В.В., Косарецкий С.Г, Милякина А.Г, Чеботарь Н.А. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2016. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/182326341
3. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019.
4. Иванова О.А., Шалашова М.М. Обновление системы подготовки педагогов естественнонаучных предметов. Теория и практика реализации целей обновленного содержания естественнонаучного образования: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы: КазНПУ имени Абая, 2019: 262 - 265.
5. Иванова О.А., Шалашова М.М. Основные направления развития дополнительного естественнонаучного образования детей. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2018: 217 - 221.
References
1. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Cifrovaya kompetentnost podrostkov i roditelej: Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya. Moskva: Fond Razvitiya Internet, 2013.
2. Sinel'nikov V.V., Kosareckij S.G., Milyakina A.G., Chebotar' N.A. Onlajn-resursy dlya samoobrazovaniyarossijskih shkol'nikov; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moskva: NIU VSh'E, 2016. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/182326341
3. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2019.
4. Ivanova O.A., Shalashova M.M. Obnovlenie sistemy podgotovki pedagogov estestvennonauchnyh predmetov. Teoriya i praktika realizacii celej obnovlennogo soderzhaniya estestvennonauchnogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Almaty: KazNPU imeni Abaya, 2019: 262 - 265.
5. Ivanova O.A., Shalashova M.M. Osnovnye napravleniya razvitiya dopolnitel'nogo estestvennonauchnogo obrazovaniya detej. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nomobrazovanii: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2018: 217 - 221.
Статья поступила в редакцию 29.05.20
УДК 37.0 (075.8)
Kuznetsov A.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: nvvku@mil.ru Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: irina-mavrina@yandex.ru
THE ESSENCE AND NATURE OF PATRIOTISM AS A PEDAGOGICAL CATEGORY. The article highlights a problem of analyzing modern views and scientific approaches to the nature of patriotism as a broad social phenomenon and a category of pedagogy. The relevance of the topic studied in the article is the need to track the dynamics of the development of patriotic aspirations of today's children and adolescents born in the XXI century - at the stage of their school adulthood, in the context of globalization, computerization and total connectivity of the modern world. The problem of the research consists in the analysis of the essence and nature of patriotism as the basis for the formation of patriotic feelings and moods in the children's and adolescent youth environment of a modern educational organization. The main ways to solve the problem are: substantiation of the principles of constructing pedagogical forms of patriotic education of students in secondary schools. The result of the research is to determine the basic principles of constructing new forms of patriotic education and identify the possibilities of their application in practice. The main conclusions of the research are to rethink the philosophical and pedagogical meaning of the category of patriotism and highlight the principles of constructing forms of patriotic education for children and adolescents of 21 century.
Key words: patriotism, patriotic feelings, patriotic education of children and adolescents, globalization, computerization.
А.С. Кузнецов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: nvvku@mil.ru
И.А. Маврина, д-р пед. наук, проф., и.о. зав. каф. социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический
университет, г. Омск, E-mail: irina-mavrina@yandex.ru
СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Статья посвящена проблеме анализа современных взглядов и научных подходов к природе патриотизма как широкого общественного явления и категории педагогики. Актуальность исследуемой в статье темы заключается в необходимости отследить динамику развития патриотических устремлений сегодняшних детей и подростков, рожденных в XXI веке - на этапе их школьного взросления в условиях глобализации, компьютеризации и тотальной связности современного мира. Проблема исследования состоит в анализе сущности и природы патриотизма как основы формирования патриотических чувств и настроений в детской и подростково-молодежной среде современной общеобразовательной организации. Основными путями решения проблемы являются следующие: обоснование принципов конструирования педагогических форм патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. Результатом исследования является определение базовых принципов конструирования новых форм патриотического воспитания и выявление возможностей их применения на практике. Основные выводы исследования состоят в переосмыслении философского и педагогического смысла категории патриотизма и выделении принципов конструирования форм патриотического воспитания детей и подростков XXI века.
Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание детей и подростков, глобализация, компьютеризация.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье, подтверждается тезисом о том, что патриотическое воспитание детей и молодежи - одна из важнейших задач, решаемых государством, обществом, практически всеми его институтами. Патриотизм - это не только системное основание бытия и развития русской цивилизации, как сложилось в русской философско-патриотической традиции (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев и др.), но и единственный исторически доказанный способ единения и национально-государственной идентификации российского общества. Неслучайно проблемы патриотизма и патриотического воспитания особенно актуальны в сложные и переломные моменты Российской истории. Именно таким периодом для РФ является первое двадцатилетие XXI в., ознаменованное глобальной перестройкой не столько экономических основ, политического устройства общества, сколько мировоззренческих устоев разных слоев российского социума.
Теоретическая значимость исследования состоит в переосмыслении сущности понятия патриотизма применительно к современному детско-юношескому сообществу. Постановка цели заключается в аналитическом сопоставлении ре-
альных представлений о сущности и природе патриотизма в начале XXI века. Задачи исследования включают аналитический обзор научных исследований по обозначенной проблеме с элементами сравнения отдельных характеристик категории патриотизма на переломе веков; анализ педагогической сущности и природы педагогического знания в области патриотического воспитания; выявление принципов конструирования форм патриотического воспитания детей и подростков в современной школе.
Основными источниками в ходе написания статьи стали труды ученых-педагогов Е.С. Кусмарцева и В.А. Караковского, предложивших анализ педагогических воззрений на природу патриотизма [1; 2].
Методами решения выбранной научной задачи были определены теоретический и сравнительный анализ; в качестве диагностического был выбран опросный метод.
Новизна исследования состоит в том, что впервые в научном педагогическом исследовании поднимается проблема трансформации сущности и природы патриотизма как философской и педагогической категории у нового поколения