Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка'

Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MOTIVATION OF STUDENTS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовненко Светлана Ивановна

Автором проведен анализ различных аспектов практического использования интернет-ресурсов при обучении английскому языку; рассмотрены возможности и закономерности их влияния на различных этапах обучения; отмечены особенности использования отдельных электронных образовательных ресурсов, а также причины целесообразности их использования на уроках английского языка в контексте требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовненко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using online resources as an element of modern educational technologies at the English lessons

The author analyzes various aspects of the practical use of Internet resources in teaching English; considers the possibilities and patterns of their influence at different stages of training; the features of the use of individual electronic educational resources and the reasons for the expediency of their use in English lessons in the context of the requirements of the current Federal state educational standards are noted.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка»

педагогические науки

наука без границ • № 8 (25) • 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вовненко Светлана Ивановна, преподаватель ОД «Иностранный язык», филиал ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ» (Севастопольское президентское кадетское училище), Севастополь, РФ

Автором проведен анализ различных аспектов практического использования интернет-ресурсов при обучении английскому языку; рассмотрены возможности и закономерности их влияния на различных этапах обучения; отмечены особенности использования отдельных электронньж образовательных( ресурсов, а также причины целесообразности их использования на уроках английского языка в контексте требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: интернет-ресурсы; английский язык; мотивация обучающихся; информационно-коммуникационные технологии.

USING ONLINE RESOURCES AS AN ELEMENT OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE ENGLISH LESSONS

Vovnenko Svetlana Ivanovna, teacher of SD «Foreign language», branch of FSEI «Nakhimov NA MD RF» (Sevastopol presidential cadet academy), Sevastopol, Russia

The author analyzes various aspects of the practical use of Internet resources in teaching English; considers the possibilities and patterns of their influence at different stages of training; the features of the use of individual electronic educational resources and the reasons for the expediency of their use in English lessons in the context of the requirements of the current Federal state educational standards are noted.

Keyword: Internet resources; English; motivation of students; information and communication technologies.

Для цитирования: Вовненко С. И. Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 29-32.

наука без границ • № 8 (25) • 2018

педагогические науки

В настоящее время особое значение для повышения качества образования имеет реализация образовательных программ с применением электронного обучения. Влияние информационно-телекоммуникационных сетей на разные сферы общественной жизни, в том числе и в сфере образования, является несомненным и имеет тенденцию к расширению. В связи с этим представляется актуальным изучение и распространение опыта их использования в среде педагогических работников.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа имеющихся информационных источников, а также личного опыта автора комплексно осветить и обобщить сведения об учебно-педагогической деятельности по использованию интернет-ресурсов как специфическому элементу реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования по изучению английскому языку.

Методологическая основа исследования - универсальные научные принципы объективности, познания и всесторонности.

В изучении данной проблематики существенны научные труды С. В. Панюковой, Г. И. Дацюка, В. А. Трайнева и других.

В соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» допускается обучение «с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работни-ков»1. То есть, закон признал, что Интернет уже стал неотъемлемой частью педа-

гогической деятельности. Однако при этом от педагогов требуется постоянное совершенствование форм и методов обучения и владение современными образовательными технологиями и методиками преподавания. Причем, по мнению Т.А.Лунг, от умения применять эти формы и методы обучения с использованием ИКТ во многом определяется его эффективность [1].

Ныне интернет-ресурсы (всевозможные обучающие программы и системы, а также личные сайты и форумы преподавателей) дают широкую возможность выбора. Их можно разделить на категории в зависимости от типа электронных изданий; предметной образовательной области; от функции, определяющей значение и место в учебном процессе; от методического назначения; от целевого назначения и т. д.

Следует согласиться с мнением Е. В. Соколовой, что использование интернет-ресурсов предполагает решение достаточно широкого круга задач по формированию языковой компетенции у обучающихся, в частности:

• повышение мотивации к предмету «иностранный язык»;

• развитие навыков поисковой, исследовательской работы;

• развитие письменной и устной речи на иностранном языке;

• формирование навыков работы в программах Microsoft Word, Power Point, Movie Maker и др.;

• развитие творческих способностей [2].

Выбор же необходимых интернет-ресурсов у преподавателя должен быть обусловлен намеченными конкретными результатами на разных этапах обучения. Очевидно, что только тогда разумно говорить о методике подачи материала, возрастных особенностях и уровне подготовки обучающихся и т. д. [3]. Кроме того,

1 Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 // Российская газета от 31 декабря 2012 г. №303.

педагогические науки

наука без границ • № 8 (25) • 2018

Г.И.Дацюк отмечает, что требуется создание оптимальных психолого-педагогических условий учебной деятельности педагогов и обучающихся при применении ИКТ. На его взгляд, это может быть достигнуто в рамках целостной концепции, обеспечивающей органичное «вхождение» информационных и коммуникационных технологий на всех этапах познания, развития и продуктивной творческой деятельности учителя и ученика [4].

Применение интернет-ресурсов возможно практически на каждом уроке. Так, для развития творческих способностей, навыков взаимодействия и языковой компетенции удобно пользоваться сайтом www.dvolver.com. Он дает возможность проектировать сюжет, героев и оформить свой собственный мультфильм, а также титры к нему на английском языке.

Над мотивацией обучающихся можно работать посредством сайта www. learningapps.org, который дает возможности проведения интерактивных упражнений в ходе викторин, кроссвордов, различных игр, а также заданий с аудио и видео приложений.

Сайты www.kahoot.it (www.getkahoot. com для преподавателей) и www.menti. com дают возможность обратной связи с обучающимися (при наличии у них ноутбуков). Важно, что здесь возможно проведение коллективных заданий и их решения всей группой путем опросов, викторин. При этом осуществляются все виды рефлексии.

Лексические навыки, изучение новых слов, повтор изученного на предыдущих уроках материала в игровой форме осуществляются с помощью www. puzzlemaker.com, www.britishcouncil.com, www.quizlet.com.

Грамматические формы английского языка можно изучать, закреплять и тестировать на сайтах как http://www. homeenglish.ru, http://www.perfect-english-

grammar.com, http://study-english.info.

Навыки аудирования целесообразно совершенствовать на сайтах, где обучающиеся слушают аудиофайлы и выполняют аудиотесты: http://school-collection.edu.ru, www.britishcouncil.org/learnenglish, http:// lessons.study.ru, http://wwwonestopenglish. com/. Кроме того, они могут работать с различными текстами - стихами, рассказами, новостями. Сайт www.lyricstraining. com добавляет к ним песни и трейлеры к фильмам на английском языке [5].

Интернет-ресурсы, безусловно, интересны обучающимся и потому повышают их активность и эффективность самих уроков. Но абсолютно целесообразно использовать их также и во внеурочной деятельности. Интернет открывает обучающимся возможность участвовать в многочисленных российских и международных дистанционных олимпиадах по иностранному языку. Например, воспитанники Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища, обучающиеся у автора, последние годы регулярно задействованы в конкурсах «Британский бульдог», открытой российской интернет-олимпиаде «МетаШкола» (кафедры современных европейских языков РГПУ им. А. И. Герцена), в международных онлайн-олимпиадах «Фоксфорда» и проекте для учителей «Инфоурок». В этих олимпиадах количество участников не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения.

Нельзя игнорировать и то, что информационные ресурсы сети Интернет создают условия для самовыражения обучающихся. Они могут опубликовать свою работу на сайте и получить сертификат. Например, блог «Spotlight in Russia» предназначен для размещения проектов и творческих работ по УМК «Английский в фокусе 5-9».

Обобщая вышеуказанное, должно отметить, что возможности интернет-ресурсов

наука без границ • № 8 (25) • 2018

педагогические науки

при обучении английскому языку практически безграничны, количество активно используемых практикующими преподавателями сайтов указанной тематики уже значительно, а их число и качество продолжает постоянно расти. В этой связи можно предположить, что в дальнейшем

и по времени доля использования интернет-ресурсов в процессе обучения также будет неуклонно расти, а поиск разумного баланса электронных и традиционных средств обучения наверняка будет предметом творческих дискуссий для педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лунг Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в сфере педагогической деятельности / Педагогика и современность. 2016. № 2(22). С. 23-25.

2. Соколова Е. В. Использование Интернет-ресурсов в изучении английского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/06/06/ ispolzovanie-internet-resursov-v-izuchenii-angliyskogo (дата обращения: 13.08.2018).

3. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 3. C. 33-41.

4. Дацюк Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2001. 238 с.

5. Антонова С. Ю. Практический аспект применения интернет-ресурсов в преподавании английского языка / Приоритетные направления развития образования и науки: матер. II Меж-дунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. Т. 1. С.93-94.

REFERENCES

1. Lung T. A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v sfere pedagogicheskoi deyatel'nosti [Information and communication technologies in the sphere of teaching]. Pedagogika i sovremennost', 2016, no. 2(22), pp. 23-25.

2. Sokolova E. V. Ispol'zovanie Internet-resursov v izuchenii angliiskogo yazyka [Using of Internet resources in learning English]. Available at: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/ library/2014/06/06/ispolzovanie-internet-resursov-v-izuchenii-angliyskogo (accessed 13 August 2018).

3. Vladimirova L. P. Internet na urokah inostrannogo yazyka [Internet at foreign language lessons]. IYASH, 2002, no. 3, pp.33-41.

4. Datsyuk G. I. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti primeneniya informatsionnyh i kommunikatsionnyh tekhnologii v uchrezhdeniyah obshchego srednego obrazovaniya [Psychological and pedagogical features of the using of information and communication technologies in General secondary education]. Ph. D. thesis. Moscow, 2001, 238 p.

5. Antonova S. Yu. Prakticheskii aspekt primeneniya internet-resursov v prepodavanii angliiskogo yazyka [Practical aspect of the using of Internet resources in teaching English]. Prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauki: mater. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v 2 t. Cheboksary, TSNS «Interaktivplyus», 2017, vol. 1, pp.93-94.

Материал поступил в редакцию 16.08.2018 © Вовненко С. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.