Научная статья на тему 'Инновационные технологии и их роль в усовершенствовании учебного процесса'

Инновационные технологии и их роль в усовершенствовании учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА СОВРЕМЕННЫЕ ИКТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ / УЧЕБНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MODERN ICT / MODERNIZATION OF EDUCATION / INTERNET / EDUCATIVE COMPUTER GAMES / PRESENTATION / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стадникова Валентина Николаевна, Папиян Тигран Гургенович,

Статья посвящена эффективности использования инновационных технологий, способствующих улучшению процесса образования, причем, особое внимание уделяется начальному школьному образованию. Применяемые в настоящее время инновационные технологии помогают повысить у учащихся интерес к изучаемым предметам, способствуют улучшению памяти, а также облегчают процесс контроля полученных знаний с помощью тестирования. Исходя из специфики возрастного развития младших школьников, в статье дается подробное описание учебных компьютерных игр и их роль в модернизации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies and their role in the improvement of educational process

The article is dedicated to the effective usage of innovative technologies stimulating the improvement of educational process, paying special attention to school education. Innovative technologies used at present, help to increase student interest to the subjects studied, stimulate the improvement of memory and also make easier the process of testing of received knowledge. Judging by the specificity of age development of junior students, the article gives the detailed description of educative computer games and their role in the modernization of education.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии и их роль в усовершенствовании учебного процесса»

Литература:

1. Данилкж А.Я,, Кондаков A.M., Тишкои S.A. Кон цепцмя духовно-нравственнаго развитие и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009.-23 с.

2. Ежкоеа И.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика, - Тула i Изд-ео ТГПУ им, Л.Н. Толстого, 2006. - 119с.

3. Нечаева В,Г Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей - М- ! Просвещение, 2014,- 272 с.

4. Каменская O.A. Содержание работы по художестве ни о-эстет и чес кому развитию ребенка в ус-

ловиях введения ФГОС ДО // Теоретические и прикладные аспекты развития современной на уки : сборник научн. статей по материалам 1 Международной научно-практической конференции. -Пермь, 2016.-С.1 23-128.

5. Пол ков никоей Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации //Дошкольное воспитание. - 2010- № 10. -С.96-105.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; Перспектива, 201 А. -32 с.

о

CXJ

-0 Q-Ш о;

X

О

INNOVA TIVE TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE tN THE IMPROVEMENT OF EDUCA TtONAL PROCESS Stadnikova Valentin a Nlkolaema, PhD of Philological science, Associate Professor Papiyan Tig ran Gurgenovich, PhD of Technical sciences. Associate Professor

Department of Primary Education and Humanities, Stavropol State Pedagogical Institute, Budennovsk

The article is dedicated to the effective usage of innovative technologies stimulating the improvement of educational process, paying special attention to school education, innovative technologies used at present, help to increase: student interest to the subjects studied, stimulate the improvement of memory and also make easier the process of testing of received knowledge. Judging by the specificity of age development of junior students, the article gives ® the detailed description of educative computer games and their role in the modernization of education.

Keywords: innovative technologies; modern !CT; modernization of education; internet; educative computer games-presentation; testing.

Ol CT),

CD

г

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена эффективности использования инновационных технологий, способс твующих улучшению процесса образования, причем, особое внимание уделяется начальному школьному образованию. Применяемые в настоящее время инновационные технологии помогают повысить у учащихся интерес к изучаемым предметам, способствуют улучшению памя ти, а также облегчают процесс контроля полученных знаний с помощью тестирования. Исходя из специфики возрастного развития младших школьников, в статье дается подробное описание учебных компьютерных игр и их роль в модернизации обучения:

Ключевые слова; инновационные средства современные ИКТ; модернизация образования; интернет; учебные компьютерные игры; презентация; тестирование.

s

УДК 378 ВАК РФ 13.00.01

О Стадникова В,Н„ 2019 О Папиян Т.Г., 2019

133

XXI век отличается стремительным и прогрессивным технологическим развитием во всех сферах жизни, в том числе и в образования с использованием информационно-компьютерных технологий. Современное образованнее России активно использует ИКТ на всех этапах обучения. В данной статье предпринята попытка проанализировать применение инновационных технологий на этапе начального обучения в школе.

Преподаватели фактически всегда использовали "мультимедийные средства" в своей практике. До активного внедрения современных ИКТ в учебный процесс учителя не только пользовались классной доской и мелом, но и рисовали диаграммы, таблицы и плакаты, использовали различные макеты и модели, смотрели учебные фильмы или делали из них клипы и слайды, прослушивали аудиозаписи, В процессе модернизации образования современными технологическими средствами обеспечивается не только весь класс, но и

СТАДНИКОВА Валентина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

ПАПИЯН Тиграм Гургенович, кандидат технических наук, доцент

кафедра Начального образования

и гуманитарных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт, Буденновск

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

*

134

отдельные ученики - скоростным Интернетом на компьютерах, ноутбуках и других гаджетое. При этом следует иметь в виду, что мультимедийные средства призваны повысить:

- уровень интереса у учащихся за счет разнообразия применяемых средств;

- степень осмысления за счет увеличения скорости освоения сложных тем и более глубокого их понимания;

- степень активности протекания процесса запоминания благодаря наглядности и доступности инновационных средств.

При составлении учебных планов включают и печатные материалы, и электронные ресурсы.

Рассмотрим полезные функции интернета для учащихся и учителей в учебном процессе.

Во-первых, Интернет является прекрасным наглядным пособием при изучении, закреплении и контроле учебного материала,

Во-вторых, при умелом использовании информации из Интернета можно решить ряд задач, возникающих в учебном процессе и тренирующих память и навыки учеников, а также Интернет является уникальным источником общения.

Интернет помогает ученикам не только в приготовлении домашнего задания, докладов, презентаций, но и контролировать знания, полученные по разным предметам. Контроль знаний, полученных учениками в процессе обучения, является не только важной частью системы образования, но и помогает им трезво оценить собственные потенциал, достижения и ошибки. Современная педагогическая наука имеет в своем распоряжении разнообразные способы контроля и оценки знаний учащихся как традиционных, так и инновационных. Рассмотрим отдельные инновационные способы контроля.

В процессе обучения активно используют тестирование как средство контроля полученных знаний с помощью компьютера. Существует мнение, что тестирование довольно простой процесс и недостаточно эффективный, но, как показывает практика, грамотно составленный тест может заменить любой другой вид контроля.

При подготовке тестов преподавателю следует особое внимание уделить тестируемому материалу и его объёму. Правильно составленный тест не должен содержать в ответах: "Ни один ответ не является правильным". Тест может содержать и вариативную часть для сильных учащихся. Известно, что тесты предназначены для входящего (диагностического)

контроля, быть репетиционными (демовер-сия), рубежными или для текущего контроля, а также промежуточными, итоговыми. Несовершенство составленных тестов особенно четко прослеживается при выборе ответов. Рассмотрим несколько примеров тестов по английскому языку. Если в варианте ответа за-ложна сокращённая отрицательная форма "isn't", то компьютер может посчитать ответ "¡snot" неправильным. При контроле лексического материала следует уделять внимание выбору синонимичных пар и антонимов. Грамматические тесты должны быть чёткими, конкретно соответствовать ситуации, не иметь несколько вариантов ответов к одному примеру. Положительную реакцию на тесты могут стимулировать следующие фразы: "Great! You are right!", сопровождая их смайликами или звуками одобрения при правильных ответах. Ни один вид контроля не обходится без разбора ошибок.

Публичный анализ ошибок позволяет вовлечь в процесс обсуждения всю аудиторию, но он может негативно сказаться на настроении и психологическом состоянии отдельных учеников. Перед составлением теста преподаватель должен: во-первых тщательно проанализировать изученный материал; во-вторых, составить предварительный план тестирования; в-третьих, задания в тестах должны быть пропорциональны объёму содержания тестируемого материала; в-четвёртых, ограничить время проведения теста и разработать критерии оценки знаний.

Преподаватель может сделать один общий тест для всех учащихся, а может и составить несколько тестов по одной теме, учитывая степень подготовки разных учеников. Тестирование можно применять как для контроля теоретических, так и практических знаний. Некоторые ученики склонны считать, что тесты можно сделать наугад, но очень скоро они осознают несостоятельность своих суждений. Одной из эффективных форм оценки знаний, полученных учениками, является составление самими учащимися нетрудных тестов по темам, предложенным преподавателем, это не только стимулирует сам процесс обучения, но и контролирует знания самих учащихся, составляющих тест.

Другой эффективной формой оценки знаний учеников по отдельным темам могут служить: доклады, сообщения, представленные в виде презентаций. Презентация, которую так активно используют в учебном процессе, не только может контролировать усвоенные уче-

пиками знания, но и поможет учителю расширить рамки своего урока и обратить внимание на наглядность и доступность излагаемого материала. Например: ученики могут познакомиться с достопримечательностями городов и стран, увидеть редкое животное и многое другое. Освоение новой темы в точных науках невозможно представить без схем, диаграмм, графиков и других наглядных чертежей, которые помогут получить более обширные знания при их объемном восприятии. Часто презентации опираются на жизненные ситуации и помогают лучше разобраться в возникших сложностях.

Чрезмерное увлечение презентациями, как и любыми другими мультимедийными средствами, имеет и свои негативные стороны. Очень часто у учащихся ослабляется внимание из-за излишней информации. Роль учителя в данной ситуации очень велика: он должен оценить уровень подготовки своих учеников и научиться составлять материал так, чтобы процесс усвоения новых знаний не был ученикам в тягость.

При изложении нового материала презентации могут быть следующего вида:

- Традиционный вид - конспект содержит основные визуальные составляющие: название, план, ключевые понятия, учебный материал, вопросы для самопроверки и т.д. В данном случае иллюстративный материал основывается на базовом учебнике.

- В виде слайд-шоу, при этом полностью отсутствует текст и делается акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Они могут демонстрироваться в начале, в конце, или в середине занятий, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроения на лекции, причем допускается и музыкальное сопровождение.

- Презентация-текст расширяет вышеописанный вид, но в данном случае дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, их размеров и цветовой гаммы и сопровождается комментариями учителя.

- Презентация-таблица. Заполнение данной таблицы происходит после изложения нового материала поэтапно, причем нз данном этапе осуществляется обратная связь с аудиторией.

Исходя из разнообразных форм организации познавательной деятельности, презентация может быть: фронтальной, групповой и индивидуальной. Данные этапы можно применять как в ходе самого урока, так и при опре-

делении видов домашнего задания. Если презентацию показывают на экране компьютера, то ее длительность составляет: 1-ый класс - 10 минут, 2 - 5-ый класс - 15 минут.

Презентации успешно применяются не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока, а именно: на организационном, при проверке домашнего задания, при применении знании и формировании умений, а также контроле и учете знаний. Соблюдение такой триединой дидактической цели урока как: образовательная, развивающая и воспитательная является обязательным.

При проверке домашнего задания, а также при закреплении пройденного материала можно пользоваться уже имеющимися слайдами и вопросами, которые применялись при изложении нового материала. При закреплении материала можно предложить ответить на различные вопросы как письменно, так и; устно.

Очень актуален процесс контроля или самоконтроля с помощью слайдов или картинок, но он может занять больше времени, чем обычный контроль, если он не ограничен определенным временным режимом "слайд шоу".

Работа с презентацией, её публичное представление и защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения, развивает личность ученика, расширяет творческий потенциал, как учащихся, так и самого учителя. При создании своих презентаций и ознакомлении с другими презентациями у учащихся повышается интерес к предмету, а сам процесс обучения становится более доступным и ведет к формированию таких навыков, как: обобщение, сравнение, анализ, выделение главной информации, способных в дальнейшем осуществлять исследовательскую работу.

Помимо интернета в современном учебном процессе активно используются также Интра-нет и экстранет, аудио- и видеозаписи, спутниковое телевидение, СД РОМ и другие технические средства. Они могут применяться как в самостоятельном режиме, так и под руководством учителя в форме текста, имиджа, анимации, поточного видео и аудио и других современных формах. Ученикам же начальных классов все это может быть представлено в более упрощенном виде, исходя из их возрастных особенностей и сложностей изучаемого материала, а также от технического оснащения школ.

Не следует умалять роль учителя в учебном процессе, который не только помогает учащимся усвоить и закрепить полученные знания, но и гораздо большее - само общение.

о си

0-

ш щ

1-X

о

си

со

со х

Ё

135

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

*

136

Учитывая специфику учебного процесса в начальной школе, особое внимание необходимо уделить компьютерным играм, которые давно уже имеют не только развлекательное свойство, но и учебно-ознакомительное, а также обучающее.

Нынешнее поколение младших школьников давно на "ты" с компьютерами, а тем более с компьютерными играми, С помощью обучающих компьютерных игру учащихся повышается мотивация к дальнейшему усвоению учебного материала, уровень самооценки и собственного имиджа, формируется "командный дух", умение ориентироваться в потоке информации, правильно сформулировать вопрос и гипотезу, без особых усилий участвовать в решении тестов и трудных проблем, помочь сделать атмосферу в школе более привлекательной и расширить связь с другими дисциплинами, помогая учителям-предметникам конкретнее оценить достижения своих учеников.

Чрезмерное увлечение любого обучаемого современными мультимедийными средствами имеет и свои негативные стороны. Очень часто у учеников ослабляется внимание из-за излишней информации. Роль учителя в данной ситуации очень велика: он должен знать уровень подготовки своих учащихся и составить изучаемый учебный материал так, чтобы процесс усвоения новых знаний не был ученикам в тягость, при этом сам процесс обучения совершенствовался бы. Компьютер сам по себе нейтрален по своей природе. Он может приносить не только пользу, но и вред здоровью ребенка. На уроке учитель использует физпа-узыдля корректировки зрения, осанки, ослабления напряжения мышц кистей рук. Кроме того, сбои в работе компьютера являются раздражающим фактором для психики ребенка. Если на уроке учитель следит за временем использования компьютера, то во внеурочное время постоянное использование любых гад-жетов может привести к зависимости, причем ответственность в данном случае в основном ложится на плечи родителей. Бездумное увлечение младшими школьникам "стрелялками" или какими-либо другими жестокими играми подобного рода может привести к зависимости детей от компьютера. Это начинается с того, что занятые родители отсылают ребенка посмотреть мул ьтики или во что-нибудь поиграть на компьютере, не обращая внимания на то, что смотрит или во что играет их сын или дочь. Зачастую младшие школьники все реже общаются вне Интернета, меньше бывают на свежем воздухе, ведут малоподвижный образ жизни и

зачастую не занимаются спортом, Учительдол-жен хорошо знать своих подопечных, их интересы и увлечения, порекомендовать участие в различных кружках и спортивных секциях. Необходимо не только поднимать вопрос о компьютерной зависимости у детей на родительских собраниях, но и в случае необходимости проводить индивидуальные беседы с привлечением психолога или даже психотерапевта.

При составлении современных учебных планов, отдельных уроков, а также при ведении электронных дневников и журналов учителя пользуются интернетом, что, безусловно, улучшается сам процесс обучения, при этом налаживаются более тесные связи с учениками и их родителями, но и занимает у перегруженного учителя ещё дополнительное время.

Исходя из материала, изложенного в статье, следует, что современные инновационные методы обучения не только способствуют интеллектуальному развитию учащихся, а также частично отражать весь потенциал обучаемого. Они (т.е. современные инновационные методы) предназначены для улучшения качества преподавания и не нацелены на полную замену общепринятой традиционной методик обучения. Кроме того, у учащихся повышается интерес к предмету, благодаря использованию современных компьютерных технологий, а сам процесс обучения становится более доступным и ведет к формированию таких навыков, как: обобщение, сравнение, анализ, выделение главной информации из всего учебного материала, при этом формируются умения и навыки, способные в дальнейшем осуществлять исследовательскую работу.

Литература:

1. Гаврилов М.В. Информатика и информацион ные технологии. - М,: Юрай, 2012, - 350 с.

2. Ефимов B.C. Методические рекомендации по созданию электронных презентаций.

3. Ззпрудский Н.И. Современные школьные технологии/ НИ. Зэпрудскй. - Минск: СЭР-Вит, 2010.

- 256 с.

4. Киселева Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. - М, : Дашков и К, 2013. - 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кубанова Т.А., Новикова В.А. Тестирование в современном образовании. - М. : Высшая школа,

юю.-тт

6. MicrosftPowerPoint 2007 для "чайников"/Д. Лоу.

- М .: Диалектика, 2007. - 288 с.

7. Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбьякова.

- Волгоград : Учитель, 2008.

8. ICT in Education in Vitmin Oy Solutions.Polina Kachurina .Vitmin Oy.

9. The Seif-Monitoring in Primary School ed.by Peri White and Syri! Poster. London and New York, 2005.

10. Cocker L. Aigina J. Introduction to Classical and Modern Test Theory. University of Florida. 1996. P. 64. 1 1 .http://www.sibmedsport,ru\article\9027 kopyternaya-zavsimost-ka k-ubercb-rebenka-ot-razrushitelnogo-vozdeysiviaY

12. Блог Коршуновой Елены Михайловны. Влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников. Исследовательская работа.

THEORETICAL BASES OF PREPARATION OF STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZA TJON OFEDUCA VON

Tavadyan Angelina Mikhailovna, Postgraduate student, Assistant

Zirna Victoria Andronikovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Khusainova Nurgul Bairamalievna, Assistant

Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article reveals the key approaches to the preparation of students ■■ future primary school teachers to work in the conditions of digitalization of education. Considerable attention is paid to the characteristic of digitalization of the educational process. The main ways of solving the problem of training students of pedagogical universities for future professional activity in the conditions of digitalization of education are argued.

Keywords; pedagogical activity; pedagogical abilities; education; school; digital school; digitalization; digitalization of education.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются ключевые подходы к подготовке студентов - будущих учителей начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. Значительное внимание уделяется характеристике цифровизации образовательного процесса. Аргументируются основные пути решения проблемы подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: педагогическая деятельность; педагогические способности; образование; школа; цифровая школа; цифровизация; цифровизация образо вания.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

? ТавадянAM, 2019 ? Зима В,А„ 2019 ">Хусаинова Н,Б„ 2019

о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

V

S

137

Процессы модернизации в российском образовании предъявляют на сегодняшний день все более высокие требования к личности педагога. Основная задача российской образовательной системы -это обеспечение высокого качества образования на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современная школа - это образовательный центр, центральное звено в реализации стратегических планов нашей страны и основным элементом построения нового общества. Стержневыми задачи новой школы являются выявление способностей всех учеников, воспитание порядочного и патриотичного гражданина, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цифровизация - это глобальный переход на цифровой способ связи, записи, хранения и трансляции информации при помощи цифровых устройств. Главной задачей современных педагогических вузов является профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. По мнению Г.Л. Тульчинского, "происходящая цифровизация и перспективы ее углубления и расширения ставят вопросы об изменении не только организации образования, но и самой психологии отношения к нему" [8, 2].

Актуальность цифровизации образовательного процесса в России подтверждается отставанием от большинства государств, при-

ТАВАДЯН Ангелина Михайловна, аспирант, ассистент

ЗИМА Виктория Андрониковна, кандидат педагогических наук, доцент

ХУСАИНОВА Нургуль Байрамалиевна, ассистент

кафедра Дошкольного и начального образования, Ставропольский государе твенный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.