Научная статья на тему 'К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект'

К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / SOCIAL ACTIVITY / STRUCTURE OF SOCIAL ACTIVITY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерке В. И., Маякова О. С.

В современном обществе особую актуальность приобретают вопросы безопасности, в том числе психологической в подростковом возрасте. В статье рассматривается сущность понятия «психологическая безопасность», а также ее критерии. Описана классификация подходов к определению понятия «психологическая безопасность»; ее уровни. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска психологически безопасных условий в образовательном пространстве. Цель статьи представить теоретико-методологический анализ развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательном пространстве. Авторами обозначены психолого-педагогические подходы к определению психологической безопасности; обоснована структура социальной активности, ее сущностные характеристики и компоненты развития у подростков. Полученные в исследовании результаты определяют стратегию целенаправленной психолого-педагогической работы по сохранению психологической безопасности в среде образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS AS A CONDITION OF THEIR PSYCHOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL SPACE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

In modern society, security issues, including psychological during adolescence, are of particular relevance. The article discusses the essence of the concept of "psychological security", as well as its criteria. The relevance of the study is due to the need to search for psychologically safe conditions in the educational space. The purpose of the article is to present a theoretical and methodological analysis of the development of social activity of adolescents as a condition for their psychological safety in the educational space. The authors have identified psychological and pedagogical approaches to the definition of psychological security, justified the structure of social activity, its essential characteristics and components of development in adolescents. The results obtained in the study determine the strategy of purposeful psychological and pedagogical work on the preservation of psychological security in an educational organization environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект»

УДК 159.99

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

КАК УСЛОВИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.И. Рерке, О.С. Маякова

Аннотация. В современном обществе особую актуальность приобретают вопросы безопасности, в том числе психологической в подростковом возрасте. В статье рассматривается сущность понятия «психологическая безопасность», а также ее критерии. Описана классификация подходов к определению понятия «психологическая безопасность»; ее уровни. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска психологически безопасных условий в образовательном пространстве. Цель статьи - представить теоретико-методологический анализ развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательном пространстве. Авторами обозначены психолого-педагогические подходы к определению психологической безопасности; обоснована структура социальной активности, ее сущностные характеристики и компоненты развития у подростков. Полученные в исследовании результаты определяют стратегию целенаправленной психолого-педагогической работы по сохранению психологической безопасности в среде образовательной организации.

Ключевые слова: психологическая безопасность; социальная активность; структура социальной активности; подростковый возраст.

ON THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY

OF ADOLESCENTS AS A CONDITION OF THEIR PSYCHOLOGICAL SAFETY

IN EDUCATIONAL SPACE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

V. Rerke, O. Mayakova

Abstract. In modern society, security issues, including psychological during adolescence, are of particular relevance. The article discusses the essence of the concept of "psychological security", as well as its criteria. The relevance of the study is due to the need to search for psychologically safe conditions in the educational space. The purpose of the article is to present a theoretical and methodological analysis of the development of social activity of adolescents as a condition for their psychological safety in the educational space. The authors have identified psychological and pedagogical approaches to the definition of psychological security, justified the structure of social activity, its essential characteristics and components of development in adolescents. The results obtained in the study determine the strategy of purposeful psychological and pedagogical work on the preservation of psychological security in an educational organization environment.

Keywords: psychological safety; social activity; structure of social activity; adolescence.

В настоящее время происходят масштабные изменения в экономике, политике и обществе в целом, что отражается на жизни каждого человека. Подобные изменения трансформируют систему социокультурного взаимодействия, оказывающую влияние на становление, развитие личности. В данных условиях проблема безопасности личности имеет приоритетное значение как в политике государства, так и в системе образования. В связи с этим становится необходимым рассмотрение не только физической, но и психологической безопасности. Наиболее актуально исследование условий для психологической безопасности в

образовательном пространстве с целью укрепления и сохранения здоровья его участников, обеспечения безопасных условий обучения, защиты от дискриминации.

Цель данной публикации - представить теоретико-методологический анализ проблемы развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в образовательной организации.

На основе изученной психолого-педагогической литературы мы представили классификацию научных подходов изучения психологической безопасности, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Классификация научных подходов изучения понятия «психологическая безопасность»

Подходы к определению психологической безопасности Авторы

Психологическая безопасность как чувство защищенности личности Рощин С.К., Соснин В.А., Прохоров А.О., Марищук В.Л., Баева И.А., Котик М.А., Вербина Г.Г.

Психологическая безопасность как отсутствие угроз для личности Кабаченко Т.С., Шлыковой Н.Л., Эксакусто Т.В.

Психологическая безопасность как умение управлять собой Мануйлов Ю.С., Божович Л.И., Богомаз С.А., Регуш Л.А., Рузу Е.В.

Психологическая безопасность как наличие социального опыта Masten A.S., Best K.M., Garmezy N., Мадди С.

Рощин С.К., Соснин В.А. и ряд других авторов определяют психологическую безопасность как чувство защищенности человека [12; 13].

Прохоров А.О. понимает психологическую безопасность личности как благополучное психическое состояние индивида. Конкретизируя позицию данного автора, Марищук В.Л. рассматривает психологическую безопасность как отсутствие эмоциональных переживаний и тревожности личности [цит. 3]. Интересен подход Зеленкова М.Ю., который предлагает рассматривать психологическую безопасность с позиции продуктивности деятельности личности [цит. 6].

Мы разделяем точку зрения Вербиной Г.Г., которая описывает психологическую

безопасность как свойство личности, позволяющее ей являться активным представителем общества [17]. При этом автор определяет психологическую безопасность как паритет отрицательного влияния среды на человека и способности автономно противодействовать этой среде.

В этой связи уместно подчеркнуть роль внутренних и внешних опасностей со стороны образовательной среды. Эксакусто Т.В. выделяет внутренние угрозы, это: нарушение психологического здоровья, отсутствие самосовершенствования, наличие тревожности и отсутствие гармонии личности. Внешние угрозы - это: высокая восприимчивость к воздействию со стороны окружающих, низкий психологический комфорт в образовательной среде индивида [18].

Похожей позиции придерживается Божович Л.И., которая выражает психологическую безопасность единицы социума как умение осуществлять контроль над собой, регулировать собственные поступки [цит. 1].

Кроме этого, Эксакуста Т.В. и Лызь Н.А [17] распределяют психологическую безопасность по уровням: психологическая безопасность

личности, безопасность психологической среды, основы психологической безопасности жизнедеятельности, см. рисунок 1.

Анализ собирательного образа понятия психологической безопасности, его уровней позволил нам установить основные направления изучения данного феномена: 1) психология безопасной деятельности; 2) психологическая безопасность среды; 3) психологическая безопасность личности в среде. В рамках нашего исследования актуально третье направление изучения психологической безопасности.

В образовательном пространстве школы психологическая безопасность играет весомую роль. Считаем, что разработка понятия «психологическая безопасность» с

концептуальных позиций Рощина С.К. и Баевой И.А. наиболее перспективная в практическом плане. Ведь именно данный тип безопасности носит субъективный характер, включает личное отношение субъекта к своим жизненным условиям, восприятию окружающей

действительности и определяет душевное благополучие человека.

В этом случае диагностическими показателями психологической безопасности можно считать: характер отношения к окружающей среде (от негативного до позитивного); уровень субъективной

удовлетворенности характеристиками

образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии [13;18], особенности самоотношения

обучающихся, уровень тревожности и эмоциональной напряженности, показатель самооценки.

В основу обеспечения условий психологически безопасной среды должен быть заложен комплексный подход. В силу возрастных особенностей наибольший риск нарушения психологической безопасности характерен подростковому возрасту.

Психологическая безопасность

Психологическая безопасность личности

Субъъективное восприятие себя в мире

Социально-психологическая безопаность

Информационно -психологическая безопасность

Безопасность психологической среды

Основы психологической безопасности жизнедеятельности

Рисунок 1. - Уровни психологической безопасности

Считаем, что сохранение психологической безопасности подростков в образовательном пространстве обусловлено развитием их социальной активности. Так как именно развитие социальной активности предполагает создание таких психологически безопасных условий, в которых человек сможет реализовать свой потенциал, чувствуя себя уверенно, получать определенный опыт социальных

взаимоотношений, а также самоутвердиться и адаптироваться в среде сверстников, заняв удовлетворяющие личность позиции. Обоснуем свою позицию посредством определения понятия «социальная активность». Исследованием аспектов социальной активности в различное время занимались следующие ученые: Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, Д.Н Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи, В.А. Петровский, К. Маркс, М. Вебер и др. [16].

Раскроем некоторые сущностные характеристики дефиниции «социальная активность». Так, Пилипчевская Н.В. приходит к выводу, что, как и многие другие термины, «социальная активность» трактуется как в узком, так и в широком смыслах. В широком смысле она предстает как определенное личностное качество, которое отражает уровень ее социальности, включающий готовность действовать в соответствии с интересами общества, связи с социальным целым. В узком смысле она

представляет собой личностное качество, характеризующее ее связи с конкретной социальной общностью [11].

Т.Н. Мальковская определяет социальную активность как интегральное свойство общества, которое характеризует состояние субъекта в ходе взаимодействия с прочими индивидами (группами, общностями, коллективами) в процессе деятельности, направленность которой обусловлена значимыми для общества целями и интересом [9].

Подтверждает вышесказанные позиции и определение В.П. Бехтерева, определяющего социальную активность как качество личности, заключающееся в осознанной необходимости деятельности, значимой для общества, и соответствующей готовности к такой деятельности, умении бескорыстно действовать на пользу общества [2].

Как замечает Г.А. Караваев, истинная социальная активность - это всегда личностно (внутренне) мотивированная деятельность, т.е. она не может быть навязана извне, а должна являться потребностью самой личности [4]. Схожего мнения придерживается и Мальковская Т.Н., говоря, что активная деятельность внутренне необходима самому человеку, самостоятельна, никем не навязана, порождается его собственными потребностями. В связи с этим она выделяет следующий критерий социальной активности: переход деятельности из разряда

внешней необходимости в потребность внутреннюю [9;17]. При всем этом сущность социальной активности заключается в творческом восприятии мира, которое реализуется в положительно-направленной деятельности [11].

Бережная И.Ф., в свою очередь, дает следующее определение социальной активности молодежи - это интегрированное личностное качество, которое развивается через социальное и организованное педагогическое воздействие, усилия воли и личностные стремления, проявляющееся в осознанной, самостоятельной, целенаправленной деятельности, направленной на общественное благо, результатом которой выступает творческое преобразование действительности [1].

Развитие социальной активности в педагогике является важной задачей личностного воспитания. Данную проблему рассматривало множество советских и современных отечественных исследователей: Е.А. Ануфриев, А.Н. Ломов, Г.А. Караваев, В.А. Сластенин, Т.Н. Мальковская, Е.М. Харланова, Н.В. Пилипчевская и др. [1].

Для того, чтобы разобраться в особенностях развития социальной активности, необходимо рассмотреть ее сущностные характеристики: самодетерминированность (осознанное,

внутреннее побуждение, значимое для самой личности); включенность в социальное взаимодействие; просоциальность

(преобразование во благо общества и личности) [6;15].

По мнению Пилипчевской Н.В., можно выделить следующие компоненты социальной активности: потребность в деятельности; интересы, которые представляют собой личностные образования, включающие эмоциональное и рациональное начала; направленность человека на явления и предмет действительности, мотивы его действий, ответственное отношение [11].

Обращает на себя внимание тот факт, что данные характеристики и компоненты социальной активности возможно развивать лишь в психологически безопасной среде образовательного пространства.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что процесс развития социальной активности происходит через мировоззрение человека, долженствование и волю [14].

А.В. Мудрик имеет свой взгляд на процесс развития социальной активности личности, определяя его как «многогранный процесс очеловечивания человека», выражающийся в непосредственном вхождении личности в

социальную среду, сопровождающийся процессом познания социума, общения и преобразования окружающего мира [10].

Важно подчеркнуть, что ряд отечественных исследователей определяют подростковый возраст как сензитивный для развития социальной активности [3;5;8]. Иванова Л.К. выделяет структуру социальной активности подростков, которая состоит из следующих компонентов:

- Мотивационный. Направленность на потребности и интересы общества. Данный критерий проявляется в альтруизме, социальной значимости и широте активности, социальной ориентированности личностных ценностей.

- Ориентировочный. Способность прогнозировать последствия своих действий для общества и самого себя. Показателями выступают: знание содержания основных норм поведения и социальных ролей, ценностей, признание их значения.

- Регулировочный. Ответственная солидарность, которая проявляется в следующих показателях: эмпатийность, рефлексивность, локус контроля. Ответственная солидарность подразумевает чувство ответственности за собственные поступки и критичность мышления.

- Поведенческий. Способность совершать сверхнормативную деятельность, проявляющуюся в таких показателях, как инициативность, реалистичность притязаний, желание брать на себя дополнительную ответственность. Понятие «сверхнормативная деятельность» исходит из понятия «сверхнормативный ярус» регуляции поведения в социуме [7].

Интересна точка зрения Лопатина А.В. в контексте цели нашего исследования. Он рассматривает развитие социальной активности подростка через призму возрастных новообразований и потребностей, связывает уровень развития социальной активности с общей успешностью разрешения вопросов данного возрастного этапа и личностного становления в целом. В своей работе Лопатин А.В. доказывает, что именно через освоение социальной активности происходит вхождение подростка в общество взрослых [8].

Как утверждает Керкис С.С., социальная активность подростков реализуется в системе мотивов, целевых установок и интересов. Данный процесс включает в себя: понимание подростком явлений в обществе, которые составляют предметную сторону взаимоотношений; формирование социальных потребностей личности, включающих гражданскую

направленность, потребности во взаимодействии коллектива с взрослыми и сверстниками; участие в социально-ценной деятельности [5].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сохранение психологической безопасности подростков в образовательном пространстве обусловлено развитием их социальной активности. Предполагаем, что наиболее эффективным будет развитие социальной активности через включение человека в общественно-полезную, социально-активную деятельность, которая дает возможность формировать активную жизненную позицию у подростков. Идентификационными показателями социальной активности могут служить: высота самооценки, уровень притязаний и их соотношение; уверенность в себе; авторитет в коллективе; показатель социального

самоконтроля; содержание ценностных ориентаций; непосредственное участие в социально-полезной деятельности. Также мы пришли к выводу, что развитие социальной активности является условием сохранения психологической безопасности обучающихся.

В процессе работы над проблемой исследования обозначились возможные направления ее дальнейшего изучения: разработка модели развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности в

образовательном пространстве; внедрение психолого-педагогических технологий

сохранения психологической безопасности подростков в образовательном пространстве посредством развития их социальной активности.

Литература:

1. Бережная И.Ф. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике / И.Ф. Бережная, А.О. Зыкова // Вестник ВГТУ. -Воронеж. - 2012. - № 10-2. - С. 171-177.

2. Бехтерев В.П. Воспитание общественной активности учащихся / В.П. Бехтерев. - Красноярск. -1985. - 75 с.

3. Иванова Л.К. Социальная активность подростков: сущность и содержание / Л.К. Иванова, И.В. Колесов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - Тамбов. - 2015. - № 1(25). - С. 54-62.

4. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности (из опыта работы). Всякая активность есть деятельность? Что мы исследуем: деятельность или активность? / Г.А. Караваев, Н.В. Васильева // Вопросы преподавания философии и общественных наук. - Якутск. - 2001. - С. 64-69.

5. Керкис С.С. Проблема взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности подростков / С.С. Керкис // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург. - 2008. - № 76-2. - С. 122128.

6. Кремянский В.И. К анализу понятия активность материальных систем / В.И. Кремянский // Вопросы философии. - Москва. - 1969. - № 10. - С. 54-63.

7. Ландесман П.А. Мировоззренческие основания морального сознания / П.А. Ландесман // Вопросы философии. - Москва. - 1979. - № 11. - С. 113-127.

8. Лопатин А.В. Подросток как субъект социальной активности / А.В. Лопатин // ТРУДЫ СПБГИК. - Санкт- Петербург. - 2013. - Т. 195. - С. 204207.

9. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. - М., 1978. -139с.

10. Мордкович В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В.Г. Мордкович // Факторы социальной

активности городского населения. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. - 1 37 с.

11. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика / Н.В. Пилипчевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. -Томск. - 2008. - № 2 (76).

12. Рерке В.И. Создание психологически безопасной социокультурной среды для детей с ментальными нарушениями (на примере интернатного учреждения) / В.И. Рерке // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2017. № 5(124). - С. 144-149.

13. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. - Москва. - 1995. - № 6. - С. 133-145.

14. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. - М., 1982. - 224с.

15. Харланова Е.М. Социальная активность студентов: сущность понятия / Е.М. Харланова // Теория и практика общественного развития. -Краснодар. - 2011. - № 4. - С. 183-186.

16. Черепанова Л.Г. Социальная активность и ее аспекты / Л.Г. Черепанова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - Чита. - 2009. - № 3. С. 60-63.

17. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: монография / Т.В. Эксакусто; под ред. Н.А. Лызь. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. - 2011. - 244 с.

18. Rerke V., Sukhostavska Y., Krasheninnikova N., Khvataeva N., Sakharova N., Rogozhnikova R. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (N 20): Page 9.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail [email protected]

Маякова Ольга Сергеевна (г. Иркутск, Россия), магистрант, кафедра социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, Irkutsk State University, e-mail: [email protected]

O. Mayakova (Irkutsk, Russia), Master Degree Student, Social Pedagogics and Psychology Department, Irkutsk State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.