Научная статья на тему 'Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями'

Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / SOCIAL ACTIVITY / TYPES OF THE SOCIAL ACTIVITY / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богинская Юлия Валериевна

В статье на основе анализа социологических, психологических и социально-педагогических исследований уточняется содержание понятий «активность», «социальная активность»; конкретизируются теоретические положения развития социальной активности студентов с ограниченными возможностями. Выделяются также основные виды социальной активности: познавательная, общественная, политическая, трудовая и медиа-активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social activity of students with disabilities

The content of terms «activity», «social activity» is specified and the theoretical foundations of the disabled students’ social activity development are concretized in this article on the basis of analysis of sociological, psychological and socio-pedagogical researches. Also, such principal (basic) types of social activity as cognitive, social, political, labor and media activity are defined

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями»

Ю. В. Богинская

УДК 37.013.42

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

зменение социально-политической жизни общества повлекло за собой изменение отношения к развитию социальной активности подростков и молодёжи и системе их подготовки. Современность диктует потребность общества в инициативных, энергичных, целеустремленных молодых людях. Именно сегодня необходимо искать механизмы перехода молодёжи в социально активную позицию, выявлять и воспитывать лидеров завтрашнего дня.

Современная жизнь ставит перед молодёжью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодёжная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности. В рамках реализации этих задач, в современных реалиях также возникает необходимость развития социальной активности и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема развития социальной активности раскрывается украинскими учёными в контексте теорий социализации (О. Безпаль-ко, Е. Дикова-Фаворская, Л. Дябел, А. Капская, Н. Лукашевич, Л. Мищик, Г. Овча-ренко, А. Рыжанова, С. Савченко, Л. Сердюк, С. Харченко, С. Шашенко). Они выделяют

социальную активность как один из критериев социализации личности в совокупности с социальной адаптированностью, социальной автономностью.

Российские исследователи (К. Абуль-ханова-Славская, А. Иванов, Т. Ильина, Л. Лиферов, Т. Мальковская, М. Румянцева, Э. Шакирова) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности.

Однако проблема развития социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья освещена в социальной педагогике недостаточно.

Цель статьи: на основе анализа социологических, психологических и социально-педагогических исследований уточнить содержание понятий «активность», «социальная активность»; конкретизировать теоретические положения развития социальной активности студентов с ограниченными возможностями; выделить основные виды социальной активности.

Формирование социально активной, инициативной, творческой личности является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Практика показывает, что проблема развития социальной активности в последнее время особо актуальна среди студенчества. Открытая социальная среда оказывает не всегда позитивное влияние на своих субъектов, особенно если они имеют ограниченные возможности и особые потребности. Для решения данной проблемы в современной ситуации востребован активный, уверенный в себе специалист, способный принимать решения, брать на себя ответственность за осуществление выбора.

В период обучения в вузе перед студентами с ограниченными возможностями появляются личностно и социально значимые цели и перспективы, а именно: развитие социальной активности, формование социальной автономности, подготовка к профессиональной деятельности, определение дальнейших жизненных стратегий и планов, создание семьи, выполнение гражданских обязанностей, трудоустройство по

выбранной специальности и дальнейшая социальная мобильность.

В социальном мире активность личности - это способность человека прои-водить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека.

Активность личности - особенный тип деятельности или особенная деятельность, различающаяся интенсификацией своих главных характеристик (целеустремленности, мотивации, сознательности, обладания методами и приёмами действий, эмоциональности), а также присутствием таких качеств, как инициативность и ситуативность [5].

В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три основных вида активности: физическая (биологическая), психическая и социальная активность, которые можно трактовать через призму потребностей личности [7].

Так, физическая активность - это естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность - это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой - в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию -форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная

активность студента - это состояние и интегративное свойство личности, выражающееся в ее готовности и способности в процессе получения высшего образования быть субъектом социального взаимодействия, преобразовывать себя и окружающую среду во благо общества для достижения личных и социально ориентированных целей.

Задача дифференциации социальной активности должна решаться применительно к конкретному субъекту и заключаться в выделении наиболее свойственных ему видов деятельности. Так, учёные выделяют познавательную, общественно-политическую, социально-трудовую и другие виды активности.

Среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности, как естественное стремление человека к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности, как свойство или качество личности.

Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида, направленной на получение знаний, умений и навыков [5]. Источником познавательной активности является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др. Для того чтобы определить уровень познавательной активности студентов, необходимо выяснить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности.

К объективным показателям познавательной активности студенческой молодежи относятся следующие: посещаемость занятий; уровень успеваемости; временные затраты на познавательную деятельность; чтение учебной и научной литературы; посещение библиотек, интернет ресурсов образова-

тельного направления, просмотр познавательных телепередач; уровень самостоятельности выполнения работ и т.д.

К субъективным показателям относятся: мотив поступления в высшее учебное заведение; уровень заинтересованности; оценка возможности использования полученных знаний и навыков; оценка степени влияния познавательной деятельности на достижение жизненных целей; планы относительно продолжения образования и т. д.

Познавательная активность, естественно, во многом зависит от уровня активности познавательных процессов.

Общественно-политическая активность молодёжи проявляется в следующих формах:

- предвыборная и избирательная активность;

- организованная активность - участие в деятельности молодёжных политических организаций;

- активность по организации групп воздействия - усилия, направленные на создание и последующее развитие молодёжных групп и организаций;

- протестная активность конвенционального и неконвенционального характера, выражающая политические ориентации про-тестной направленности [5].

В системе социальных факторов экономического развития исключительно важное значение принадлежит социально-трудовой активности. В общем виде она может быть представлена как важная часть повседневной жизнедеятельности всех занятых в экономике, которая состоит из следующих видов полезных занятий: работа по созданию материальных и духовых благ, обучение, общественно-политическая деятельность, спорт, туризм и, наконец, досуговые [6].

На уровне отдельных социальных систем основным источником трудовой активности являются потребности, действующие не прямо, а опосредованно, через интересы и мотивы. Активная трудовая позиция индивида находится в прямой зависимости от его ценностных ориентаций и установок. На

формирование трудовой активности влияют такие факторы, как трудовые отношения, трудовое поведение, отношение к труду, содержание, условия, характер труда, удовлетворенность трудом, качество трудовой жизни и др.

Трудовой потенциал молодого поколения современным рынком труда не востребован. Молодёжь, включённая в трудовую деятельность, формирует для себя определённые индивидуальные позиции в системе трудовых отношений и определённое трудовое поведение, обусловленное индивидуальными особенностями представителей молодёжной группы, а также проблемами социально-трудовой сферы, препятствующими их трудовой активности.

Трудовая активность индивида во многом базируется на фундаменте его личных, ценных для него жизненных целей.

В настоящее время всё большая часть социальной активности молодёжи разворачивается в новой информационной среде, которая является ничем иным, как виртуальным социальным пространством. Виртуализация современного общества является одним из важнейших явлений. Развитие Интернета и мобильной телефонии способствовало увеличению доли виртуальных социальных контактов в системе социальных связей современной молодёжи [7].

Одним из самых заметных явлений виртуальной социальной активности является возникновение социальных сетей, объединений людей по интересам, например: «Одноклассники», «В контакте», «Professional» и др. К этому можно добавить бесчисленное количество различных «чатов» и форумов. Наиболее активными участниками этих виртуальных сообществ являются молодые люди. В силу ограниченных возможностей и особых потребностей данный вид социальной активности становится более востребованным среди молодёжи с инвалидностью.

Однако для общества важна направленность социальной активности в виртуаль-

ном пространстве, способствует ли она развитию полезной для общества личности или создаёт опасные тенденции её развития в сторону национальной нетерпимости, экстремистской или корыстной ориентации.

Можно назвать наиболее часто встречающиеся виды социальной активности молодёжи в виртуальном пространстве, это: участие в чатах и форумах; участие в социальных сетях; участие в интерактивном голосовании, создание собственного сайта; создание собственного блога и т. п. Перечисленные виды социальной активности требуют своего изучения с точки зрения мотивации молодых людей и создания условий для их положительной самореализации в виртуальных контактах.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности, наличие ограниченных возможностей не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает её социальная активность.

Зачастую нахождение ребенка с инвалидностью на домашнем обучении блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие его автономности, инициативности и ответственности за своё поведение уже в процессе обучения в высшем учебном заведении. Развитие этих социальных качеств является необходимым условием успешной социализации молодёжи с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает роль высшего учебного заведения в процессе развития социальной активности студента с ограниченными возможностями.

Ряд учёных (А. Иванов [2], Т. Качалова [3], Л.Майкова [4], А.Серегин [5], Е. Харла-нова [6], Э. Шакирова [7]) выделяют следующие общие характеристики категории «социальная активность»: взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной

деятельности; изменение социальной среды и субъекта; освоение законов общества, культуры, социального опыта; способ поведения социального субъекта; внутренняя готовность к действию; проявление субъектом сверхнормативной деятельности; деятельное отношение человека к жизни в обществе; творческое выполнение заданных обществом функций, создание социальных инноваций; наличие внутренних мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно-значимые потребности.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект - накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект -отражённый в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности [1; 3; 6; 7]. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит её становление.

В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К. Абульханова-Славская, Т. Ильина, Л. Ли-феров, Т. Мальковская, М. Румянцева и др.) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности. Л. Лиферов выделяет следующие компоненты социальной активности: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т. д.), социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.). Т. Ильина среди компонентов выделяет социальную направленность интересов и устремлений личности, добавляя к нему ещё один -активную деятельность по реализации этой

направленности на практике. М. Румянцева выделяет три компонента социальной активности: ценностные ориентации, социальная деятельность, социальная позиция.

Развитие социальной активности студентов высшего учебного заведения согласно исследованиям учёных (Т. Качалова, А. Серегин, Е. Харланова, Э. Шакирова) строится на следующих принципах:

- принципе социальной направленности образования (без взаимодействия с другими людьми человек не может познать себя и реализовать свои сущностные силы);

- принципе добровольности (участие студента базируется на добровольном решении личности осваивать программу личностного роста, исходя из своих потребностей и интересов. Члены общественного объединения признают за каждым свободу выбора форм и методов участия);

- принципе амбивалентности ценностных ориентацией (предполагает, с одной стороны, ориентацию студенчества на высокие духовные ценности и нравственные идеалы, а с другой - наличие ярко выраженных мотивов повышения материального благосостояния; сочетание в этой связи служения факультету, вузу, социуму в целом с проявлениями студенческой предприимчивости и возможными коммерческими интересами);

- принципе совместного организационного проектирования (предполагает совместную деятельность студентов и преподавателей, направленную на разработку посредством коллективного анализа и планирования эффективной структуры студенческой организации с учетом особенностей организационных структур факультета и вуза в целом);

- принципе осознанной перспективы (определяет отношение студента к принятию и осознанию комплексной цели личностного развития как личностно значимой, устанавливает поэтапную программу действий с указанием ожидаемого результата) [7].

К основным сущностным характеристикам социальной активности студента с огра-

ниченными возможностями следует отнести:

- наличие социально ориентированных мотивов социально-направленной и профессиональной деятельности;

- направленность на расширение социально значимых форм и сфер деятельности (создание проектов, участие в волонтерской, общественной, профессиональной, творческой деятельности и т. д.);

- инициирование собственной активности в процессе профессионального становления и активности своего окружения;

- способность анализировать и оценивать мотивы своей практической деятельности и её результаты;

- готовность к получению социально-профессиональных знаний;

- способность прогнозировать и планировать дальнейшую практическую социально значимую деятельность на основе полученных результатов [5].

Социальная активность молодёжи с ограниченными возможностями в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма и, в отличие от здоровых сверстников, зависит от множества факторов, прежде всего, готовности близких людей, педагогов и других специалистов оказать квалифицированную помощь в преодолении трудностей овладения социальной ролью.

Степень социальной активности студентов с ограниченными возможностями обуславливается мобильностью субъекта; разнообразием сфер и способов его деятельности; осознанием общественной значимости определённой деятельности; использованием опыта других; креативным подходом к решению поставленных задач [6].

На основе изучения теоретических подходов к понятию «социальная активность», социальных и возрастных характеристик студентов системы среднего профессионального образования, а также разработок учёных-педагогов (В. Бехтерев, Т. Емельянова, И. Подласый, М. Рожков, В. Ростовский, З. Тепсаева, Н. Шульга и др.) о критериях

социальной активности и стадиях усвоения социального опыта (Б. Парыгин, Э. Шаки-рова) можно выделить её компоненты: совокупность структурных признаков социальной активности (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), качества педагога (гуманистические, деловые и гражданские) и социальный опыт личности (рис. 1).

Итак, под социальной активностью студента следует рассматривать интегративное качество личности, представляющее собой целостную систему социальных знаний, оценочных суждений и переживаний, мировоз зренческих установок, поступков, ориентированных на проявление самостоятельности и инициативы; направленное на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности.

Соответственно социальная активность -это возможность самореализации, самопрезентации, саморазвития в тех направлениях, которые вызывают наибольшую личностную и профессиональную мотивацию, заинтересованность.

Таким образом, главным критерием эффективности формирования социальной активности студенческой молодёжи является высокий уровень всех видов её активности и высокая степень согласованности интересов с интересами других социальных субъектов. При этом критериями высокого уровня видов социальной активности выступают:

- для познавательной активности -признание знаний и навыков их приобретения основной целью, ярко выраженная потребность в знаниях;

- для социально-трудовой активности - важность самого процесса труда и интересной творческой работы, систематическое проявление инициативы в трудовой деятельности;

- для общественно-политической атив-ности - наличие собственных политических убеждений, участие в деятельности общественных объединений, осведомленность о социальных проблемах общества и заинтересованность в их решении.

Итак, развитию социальной активности студентов с ограниченными возможностями должно уделяться особое внимание. В силу психофизиологических особенностей молодёжи с инвалидностью в процессе формирования социальной активности необходима социально-педагогическая поддержка, что позволит им стать полноправными членами общества и занять достойную социально-гражданскую позицию.

Как показало исследование, в дальнейшем при разработке данной проблемы необходимо уделить внимание совершенствованию форм и методов развития социальной активности студентов с инвалидностью, учитывая их особые потребности и возможности.

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа социологических, психологических и социально-педагогических исследований уточняется содержание понятий «активность», «социальная активность»; конкретизируются теоретические положения развития социальной активности студентов с ограниченными возможностями. Выделяются также основные виды социальной активности: познавательная, общественная, политическая, трудовая и медиа-активность.

Ключевые слова: социальная активность, виды социальной активности, студенты с ограниченными возможностями, высшее учебное заведение.

SUMMARY

The content of terms «activity», «social activity» is specified and the theoretical

foundations of the disabled students' social activity development are concretized in this article on the basis of analysis of sociological, psychological and socio-pedagogical researches. Also, such principal (basic) types of social activity as cognitive, social, political, labor and media activity are defined.

Keywords: social activity, types of the social activity, students with special needs, higher educational institution.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безпалько О. В. Розвиток сощально! активносп особистосп у дитячому об'еднанш [Електронний ресурс] / О. В. Безпалько // Вюник психологи i педагопки: збь рник наук. праць. - Випуск 8. - К., 2012. -Режим доступу до збiрника : http : // www.psyh.kiev.ua / Збiрник наук. праць. -Випуск 8.

2. Иванов А. В. Методика формирования социальной активности учащегося : [учебное пособие] / А. В. Иванова. - М., 2013. - 329 с.

3. Качалова Т. Г. Формування активно! сощально! позици студенпв як психолого-педагопчна проблема / Т. Г. Качалова // Пе-дагопка вищо! та середньо! школи. - 2011. -№ 33. - С.16-22

4. Майкова Л. В. Социальная активность: проблема ее формирования / Л. В. Майкова // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 6 (16). - С. 131-134.

5. Серегин А. Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / А. Н. Серегин. - Режим доступа : http:// www. isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf.

6. Солонщикова Т. В. Развитие социальной активности студентов профессиональных учебных заведений в современных условиях / Т.В. Солонщикова // Вестник Чувашского университета. - Чебоксары : Чувашский университет, 2006. - 265 с.

7. Харланова Е. М. Исследование социальной активности студентов / Е. М. Хаар-ланова // ИСОМ. - 2011. - № 5. - С. 173-178.

8. Шакирова Э. Ф. Формирование социальной активности у студентов с ограниченными возможностями здоровья во вне-учебной деятельности / Э. Ф. Шарикова // Вестник университета : социология и управление персоналом. - М. : Государственный университет управления. - 2007. - № 11 (37) -С. 120-121.

Н. Ю. Фоминых

УДК004.85:378.09.147:81'243

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

егодняшнее мировое цивилизованное сообщество во всех своих сферах базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий. Повсеместный процесс информатизации обусловил развитие новой формы человеческого бытия -информационного общества, где информационная культура становится частью повседневной жизни специалистов всех без исключения отраслей деятельности. Активное внедрение технологий информатизации современного общества не могло не коснуться и системы образования. Обеспечение сферы образования теорией, методикой и практикой разработки и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из важнейших

средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности будущих профессионалов.

Изменения в мировой общественной, политической и экономической жизни оказывают заметное влияние как на развитие системы образования в целом, так и на определение роли и места иностранного языка, в частности. Современный этап развития общества характеризуется повсеместной глобализацией и бурным развитием коммуникации. В свою очередь, социальный заказ обнаруживает потребность в конкурентоспособных специалистах нового поколения, которые смогут органично адаптироваться к профессиональной деятельности в мире разнообразных контактов как личностных, так и профессиональных. В связи с этим возрастают требования к иноязычной профессиональной подготовке будущих специалистов всех профилей, что подтверждается Программой «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов, где провозглашено, что «...владение иностранным языком является неотъемлемой частьюпрофессиональной подготовки всех специалистов в вузе» [11, С. 24].

Проблема иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов постоянно находится в поле повышенного внимания педагогов всего мира, среди них наработки Г. Борозинец [3], И.М. Колко-вой [15], И.Л. Сальной [12], О. Тарнополь-ского [13], Е. Ггепёо [17], других. Однако, иноязычная профессиональная подготовка будущих специалистов требует модернизации в соответствии с современным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, поскольку профессиональная деятельность всех без исключения профессионалов осуществляется в открытом глобальном просторе, как реальном, так и виртуальном, на основе использования компьютера, Интернета и всевозможных современных мобильных устройств. Поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.