УДК 316.6
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
М.Д. Лебедев
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: [email protected]
В статье проведено исследование различных аспектов использования понятия «социальная активность». Анализ направлен на актуализацию инструментальной функции категории «социальная активность» и обоснование ее современной трактовки. Особый акцент сделан на применение категории «социальная активность» в социальных исследованиях вопросов социальной организации молодежи.
Ключевые слова: социальная активность, личность, среда, социализация, действие.
On the formation of the concept of «social activity». M.D. Lebedev (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatski, 683003)
This article represents the research of different aspects in «social activity» meaning application. The analysis proves instrumental function of «social activity» categories to be actual nowadays.
Key words: social activity, personality, environment, socialization, action.
Социальная активность - важный феномен в изучении аспектов взаимодействия субъекта со средой. Термин «социальная активность» является одним из важнейших для формирования целостной картины современных форм социальной организации молодежи. Данный термин раскрывает элементы взаимодействия личности и общества, помогает определить роль каждого из них и определиться с характером их взаимодействия. Но при оперировании данным термином появляется проблема с выбором подходящей формулировки.
Термин «социальная активность» имеет множество как авторских, так и энциклопедичных определений в различных науках: философия, социология, педагогика, психология и т. д. Поэтому появляется необходимость проведения анализа различных определений термина с целью выявления наиболее полного определения, которое является актуальным в современном мире инструментально-функциональным элементом для исследований проблем социальной активности.
Множество используемых в научном обороте трактовок категории «социальная активность» можно типологизировать в зависимости от ключевой компоненты, которую закладывают в смысл понятия авторы. Таким образом, термин «социальная активность» можно образно разделить по категориям взаимодействия: «личность», «действие», «личность <=> среда» и «социализация». Все определения, входящие в ту или иную категорию, систематизированы по определенным свойствам (деятельный процесс, взаимодействие, конкретизированное представление термина и т. д.). Каждой категории соответствуют определения, приведенные в различных словарях и авторских работах.
Определения категории «личность <=> среда» - это определения, которые наиболее близки по своему смысловому характеру и рассматривают процессы взаимодействия личности и среды. При рассмотрении категории «личность <=> среда» стоит отдельно рассмотреть определение интернет-словаря «glossary.ru», которое дает следующую трактовку термина: «социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период» [1]. Данное определение в своей основе содержит идеи и восприятие мировой картины «марксизма».
Сегодня данный термин является воплощением идеального восприятия мира, что в свою очередь дает лишь идеальную модель формулировки термина «социальная активность». В определении основополагающим элементом является: «сознательное решение задач, стоящих перед обществом», что в условиях современного мировоззрения является ошибочным и излишне идеализированным. В настоящее время личные мотивы являются первостепенными для современного человека, а выполнение поставленных обществом целей всегда может «подождать». Подобная форма восприятия наиболее актуальна для стран социалистической идеологии, где нужды общества стоят выше нужд индивида. Но и в подобном виде место личным мотивам также является первостепенным. В то же время часть определения «совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач» можно считать подходящим для современного общества и его мировоззрения при условии поправок на расширенный спектр задач, которые охватывают индивидуальность каждой личности в ее самовыражении и самоопределении, отчасти затрагивая интересы общества в целом. Это определение прерогативно рассматривает главенство и первостепенность общества над личностью, что соответствует трактовке понятия по категории взаимодействия «личность <=> среда» (см. рисунок). Определения данного типа отличаются систематизированным подходом и содержат общую концепцию и относительно единый смысл.
Типизация подходов к определению понятия «социальная активность»
По «Философскому словарю» социальная активность - понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе [2]. По определению Ю.Л. Воробьёва и Б.Н. Королёва социальная активность является высшей формой активности. Она рассматривается как тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды [3]. Философы Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, А.Г. Хрипкова, С.С. Батенин рассматривали социальную активность как особую форму взаимодействия субъекта с окружающей средой, как особое состояние любой деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной [4]. Определения категории «личность <=> среда» рассматривают социальную активность как процесс, сутью которого является взаимодействие субъекта с социальной средой. Эти определения рассматривают сам процесс взаимодействия и не затрагивают личность или общество. «Философский словарь» за основу берет «функционирование субъекта в обществе», из этого оп-
ределения можно выявить, что данная категория определений не рассматривает ни общество, ни личность. Главным объектом исследования этой категории является сам процесс их взаимодействия. Следовательно, социальная активность есть не что иное, как процесс взаимодействия или функционирования субъекта с социальной средой. Философы Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, А.Г. Хрипкова, С.С. Батенин также поддерживают эту точку зрения, добавляя, что социальная активность - это «состояние деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной», что дает представление о социально значимых и полезных функциях, которые реализуют этот процесс. Логическим завершением формулирования определения категории «личность <=> среда» является определение Ю.Л. Воробьёва и Б.Н. Королёва, которые рассматривают социальную активность как проявление высшей формы активности, выделяя «взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды». Из «преобразования субъекта и среды» можно сделать вывод, что, проходя процесс взаимодействия, субъект и среда подвергаются дальнейшему изменению - развитию.
Социологическая энциклопедия «Национальный общественный фонд» предлагает нам следующее определение термина: социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [5]. По определению С.Л. Комаровой социальная активность - это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества [6]. Эта трактовка в противовес предыдущему устаревшему и идеализированному определению является отражением современного мировоззрения и отражает действительную картину мира. Основным отличием трактовки термина, предлагаемой социологическим словарем «Национальный общественный фонд», от множества схожих определений служит особое выделение значимости процесса саморазвития: «субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития». Особое отношение к проблеме за последние десятилетия показывает усиление внимания к процессу взаимодействия личность - общество. Это обеспечило феноменальное ускорение роста различных прав и свобод человека, что в свою очередь привело к развитию институтов личности. В это время зарождаются новые и укрепляются старые течения, направленные на развитие взаимоотношений личности и общества. Также стоит отметить, что за последний век произошло множество «революций» разного содержания, от политических до нравственно-моральных. Такое обилие потрясений привело к смене устоев и нравственных порядков, многие постулаты были заменены революционными идеями свобод человека. Саморазвитие человека, как основа определения социальной активности, при соблюдении законов общества наиболее полно отражает современное общество. По мнению С.Л. Комаровой, роль общества сохраняет главенство, но также подчеркивается значимость саморазвития личности: «...совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества». Из этого можно выделить, что общество предоставляет личности возможность участвовать в своем развитии, причем самостоятельно, но в рамках общественных норм, что с одной стороны является проявлением индивидуализма, а с другой подчеркивается значимость и первостепенность общества над личностью. Эти определения отражают современные взгляды общества относительно развития личности и подчеркивают усиление значимости в саморазвитии личности, оставляя за обществом роль воспитателя, задачами которого служит наблюдение и стороннее наставление индивида. Самое важное, что в этом случае общество становится своего рода наблюдателем и не вмешивается в процесс становления и обучения личности. Именно поэтому данная категория «личность» (см. рисунок) является наиболее актуальным и современным относительно других, рассматривающих интересы личности второстепенно.
Определениями термина «социальная активность», в основе которых лежат процессы социализации личности являются определения категории «социализация» (см. рисунок). По определению Э.Ф. Шакировой социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека - усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [7]. Проблемы и процессы социализации личности, взаимодействие личности и общества и проблемы, близкие к термину «социальная активность», рассматривали западные ученые: У. Бронфенбреннер, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Д.М. Йингер, Ч.Х. Кули, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер, У. М. Уэнтворд, И. Лаллмен. Анализируя работы
данных авторов относительно термина «социальная активность», можно отметить, что социальная активность - это составляющая процесса становления личности, в ходе которого формируются основные личностные качества, проявляющиеся в социокультурной деятельности, регулируемой целевой структурой общества [8]. Эти определения связаны между собой ярко выраженной значимостью индивидуальности развития личности и процессами ее социализации в обществе. Стоит заметить, что проблемы социализации человека являются актуальными не только на территории России и части стран постсоветского пространства, но и в рамках «западного мира». Зарубежные исследователи характеризуют термин «социальная активность» как «составляющую процесса формирования личности», что подчеркивает значимость данного термина как в жизни общества, так и в жизни отдельно взятого индивида. Из зарубежного опыта можно выявить множество положительных методик и программ, но основной проблемой в ассимиляции «западного опыта» на «отечественную арену» является менталитет нашей станы, которому западные взаимоотношения пока что чужды и отчасти непонятны. Тем не менее международная практика утверждает первостепенное значение личности над обществом. Из определения Э.Ф. Шакировой следует, что социальная активность является «показателем социализации человека». В свою очередь социализация человека является одним из важнейших показателей в процессе формирования личности. Исходя из этого, можно выявить близость двух категорий термина «социальная активность»: «личность» и «социализация». Эта закономерность обусловлена тем, что социализация -это основа формирования личности и ее дальнейшего существования в обществе. Процесс социализации выступает своего рода связью между обществом и личностью, формируя общество и «воспитывая» личность. Это подчеркивает важность в определении термина «социальная активность» категории «социализация». Тем не менее эта категория является своего рода мостом между двумя другими более фундаментальными трактовками понятия «социальная активность».
«Действие» - это категория термина «социальная активность», в котором понятие выступает в роли деятельного процесса, основой которого является действие (см. рисунок). По «Энциклопедии социологии» социальная активность - это понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества [9]. По определению Е. Качаловой и М.В. Кочеровой «социальная активность» - это родовое понятие, относительно видовых: общеполитических, трудовых, познавательных и др. Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности [10]. По определению Ф.Н. Ильясова формулировка термина «социальная активность» является производной от терминов «активность» и «движение». «Активность» - это интенсивность проявления внутренней энергии объекта в рамках его качественно определенного взаимодействия со средой. Паре понятий «активность» и «движение» на социальном уровне развития материи соответствуют понятия «социальная активность» и «социальная деятельность». Социальная деятельность - это та часть поведения субъекта, посредством которой реализуется социальное движение, это «специфический способ существования материи на социальном уровне ее организации». Социальная активность - это мера социальной деятельности в целом и различных ее видов: трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной [11]. По определению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [12]. «Энциклопедия социологии» за основу берет «деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей», что подчеркивает близость термина с западными школами, пропагандирующими важность безвозмездной помощи обществу как важного элемента социализации и становления личности. Стоит отметить, что основой этого определения служит «деятельное волюнтаристское действие», это рассматривает социальную активность с новой стороны - действие. Е. Качалова и М.В. Кочерова рассматривают термин «активность» и отдельно разбирают «активность социальную» как родовое понятие относительно других классов активности, при этом выделяя метод ее реализации - социально-полезные действия, в основе которых лежат общественно значимые потребности. В отличие от трактовки термина Е. Качаловой и М.В. Кочеровой из определения Ф.Н. Ильясова следует, что социальная активность - это мера социальной деятельности в различных ее ипостасях. Главным отличием данной трактовки является то, что
термин выступает в роли производной от понятия «активность», в противовес формулировки Е. Качаловой и М.В. Кочеровой. Позиционирование социальной активности как меры социальной деятельности заслуживает особого рассмотрения, так как в этой ситуации социальная активность выступает в качестве меры, в сравнении с которой проводится оценка различных видов деятельности. Если проводить аналогии с другими определениями, то можно выявить, что определение Ф.Н. Ильясова является составляющей категории «действие» термина «социальная активность». Также схожим по виду определением является педагогическая формулировка термина «социальная активность» авторов Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Авторы рассматривают социальную активность как понятие, близкое общественной активности, то есть как «деятельное отношение человека к жизни общества». Определения, относящиеся к категории «действие», являются наиболее оригинальными при изложении термина «социальная активность» и рассматривают его с точки зрения действия.
На основе проведенного анализа можно составить смысловую акцентуацию различных трактовок понятия «социальная активность» (см. рисунок).
В связи с этим наиболее актуальным и полным определение термина «социальная активность» из приведенных является формулировка термина «относящийся к классу “личность”. Таким образом, социальная активность - это социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.
Литература
1. Глоссарий.т [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dRu.ogr;tg9! koxygt.o9
2. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/
3. Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. - 500 с.
4. Фарафонова Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пио-
нерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.childpsy.m/upload/dissertations/%D4%E0%F0%E0%F4%EE%ED%
EE%E2%E0_%CB_%CD_0_2000.htm
5. Социологическая энциклопедия. Т. 1. Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2003. - 694 с.
6. Комарова С.Л. Социальная активность как фактор развития социального потенциала личности старшеклассника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.rspu.ryazan.ru/search/search_newspaper_fulltext.php?id=976
7. Шакирова Э.Ф. Социальная активность как показатель успешной социализации
личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amazon-
kat1.narod.ru/RESUME/Elza/7astrah.htm
8. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauka-shop. com/mod/ shop/productID/50743/
9. E. Mucha-Szaje. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.slovari.yandex.ru
10.Кочерова М.В. Сущность понятия и ее виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=106:art22&catid =43:science-2010&Itemid=73
11.Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iliassovfn.narod.ru/job_sat/2-2.html
12.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 176 с.