УДК 37 ББК 74
Шалабаева Ольга Викторовна
начальник отдела по социальной поддержке молодежи ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодежи □
г. Астрахань Shalabaeva Olga Viktorovna Head of the Social Support of the Youth OSU " Social Programs Service for Young People"
Astrakhan
Социальная активность старшеклассников в психолого-педагогической
науке
Senior PupilsDSocial Activity in Psychological-and-Pedagogical Science
В статье рассматривается проблема социальной активности старшеклассников в психолого-педагогической литературе. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
The article considers the problem of senior pupils □ social activity in psychological-and-pedagogical literature. Forming such a person has become one of the leading problems of education modernization.
Ключевые слова: социальная активность, успешность, социальная роль, социальные способности.
Key words: social activity, success, social role, social abilities.
Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на данный период развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Качество жизни нельзя предписать инструкциями, оно создается активно действующими гражданами. Решающим фактором развития региона является «социальный капитал» то есть «качество гражданского сообщества □ Критерием уровня социального капитала: активность участия в работе общественных организаций, в массовых мероприятиях, в акциях соседской взаимопомощи, предприимчивость общественности.
«Задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами, как фактор качества жизни. Социальная активность рассматривается как повышенное по
сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества »[5].
Само слово «активность □ происходит от латинского «ккйуш» и в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания это понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в педагогике □ активное обучение, в психологии □ активность личности.
В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность □ Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.
В философии социальная активность рассматривается как тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру [1].
В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.
В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение
человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении »[2]. Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность □ Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности »[2].
Следует признать, что заявленная проблема уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков. Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.
Понятие социальной активности в философской, психологопедагогической литературе многоаспектно. Анализируя мнения философов (А.В. Брушлинский, Э.В. Ильенков, В.А. Петровский), психологов (В.Г.Крысько, А.Ф. Лазурский, Д.Н.Узнадзе), педагогов (ВВ. Вавуло, Т.Н.Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, О. А. Хаткевич) позволило нам обосновать ряд концептуальных положений о сущности социальной активности, заключающейся в осуществлении полезных социальных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Современная наука, обращаясь к теме социальной активности, определяет ребенка не только объектом внешнего влияния, но и субъектом (автором, хозяином) своей собственной жизни. Его субъективная активность (В.А. Петровский) позволяет ребенку занимать активную жизненную позицию и участвовать в преобразования себя и общества.
В российской педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания социальной активности старшеклассников. С различных позиций массовый и передовой педагогический опыт по воспитанию социально активной личности проанализирован в исследованиях Б.3. Вульфова, Т.Е. Конникова,
A.Н. Лутошкина, И.С. Марьенко, М.И. Рожкова, Л.Ф. Спирина, Л.И. Уманского, М. М. Ященко и других. На основе историко-педагогического анализа опыт воспитания социальной активности рассмотрен в работах И.М. Андрамоновой,
B.А. Антюховой, Н.Ф. Басова, А.Э. Мельникова, Л. С. и других.
Развитие социальной активности школьников происходит в результате усвоения общественных ценностей в процессе общения со значимыми другими (Ф. Знанецкий, Ч.Х. Кили, У.И. Томас и др.), имитации, освоения социальных ролей (А. Бандура, П. Бергер, Г. Тард и др.), гуманного отношения к окружающему миру (К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и др.). Эта деятельность направляется на обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития йамости □ (А.Маслоу) и создания благоприятных внешних условий (среды жизнедеятельности, межличностных отношений, психологического климата).
Особо значимыми являются утверждаемые философами идеи самоценности личности, способности человека к трансцендированию, автономному духовному самостроительству, жизненному самоопределению, экзистенциальному выбору (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, П.С.Гуревич, В. Дильтей, М.С. Каган, М.К.Мамардашвили, Э. Фромм, К. Ясперс и др.).
Особенно важны разработанные гуманистической психологией следующие идеи:
- о личности и ее ценностных ориентациях как регуляторе сложных форм социального поведения (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон);
- о слиянии социального и индивидуального интересов как условия успешного становления личности, преломляемые в современных подходах к образованию, как формирование собственной ответственности личности
обучающегося за полноту своей образованности, собственной личной зрелости, за стратегию собственной жизни (А. Адлер);
- о потребности человека в самоактуализации как интеграции всех его потребностей предшествующих, «Низших □ уровней, включающей в себя
потребность максимально развивать свои потенциалы, на этой основе с наибольшей эффективностью делать людям добро, выполнять свою миссию в мире, что способно придать при осмыслении людьми иные смыслы их образованию, саморазвитию (А. Маслоу).
Особую ценность для изучения проблемы представляют работы психологов и педагогов о проблемах юношеского возраста (Л.С.Выготский, И.С. Кон, Л.Н. Куликова, Т.Н. Мальковская, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, Э.Эриксон и др.), характеризующегося рядом специфических новообразований: уровнем самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться.
Гуманистическая традиция в педагогике представлена в положениях о воспитании как взаимодействии с ребенком (Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), как понимание движений его души (Ш.А. Анонашвили, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой и др.).
Вопросы развития у школьников социальной активности рассматриваются через личность и коллектив, воспитание личности в коллективе (А.С. Макаренко), духовную общность коллектива (В.А.Сухомлинский), личностно-
ориентированную педагогику (Е.В.Бондаревская, В.А. Петровский, С. Д.Поляков, И.С. Якиманская и др.), свободное воспитание (К.Н. Вентцель, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой), педагогику ненасилия (М. Монтессори), диалогическую педагогику (М.Бубер), педагогические возможности детских объединений (Л.В. Алиева, Р.А. Литвак, Э.А. Мальцева, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Е.Н. Сорочиская и др.).
Важными для изучения исследуемой проблемы стали педагогические работы В.В.Бессоновой, ВВ. Григоровой, В.Н. Иванченко, Л.Н. Куликовой, Т.К. Клименко, В.Н. Никитенко, Л.И.Новиковой, Н.Н. Паранчер, А.В.Роговой, ВА Сластенина, Е.А. Тимошко и др., рассматривающие коллектив школьников как саморазвивающееся сообщество сверстников, в котором создаются
благоприятные условия для саморазвития личности, происходит становление взаимоотношений школьников.
Особое значение имеет рассмотрение понятия коллектива в работах И.П.Иванова, В.А. Караковского, Н.И. Селивановой, В.А. Сухомлинского.
Базовыми являются работы Т.П.Виноградовой, Е.Н. Ильина, А.Г. Кузнецовой, Л.Н.Куликовой, Л.Н.Новиковой, Т.Н. Мальковской, Н.Е.Седовой, Л.А.Степашко, А.Н.Тубельского, А.А.Шумейко, в которых школьный возраст рассматривается как период начинающегося осознанного самовоспитания, накопления духовно-нравственных предпосылок, способствующих последующему целеустремленному саморазвитию, формированию социальной активности.
Большое значение в разработке проблем социальной активности личности имеют исследования социализации ребенка в деятельности детских организаций, проводимых в научной школе М. И. Рожкова. Опытноэкспериментальная работа научно-практического центра СПО-ФДО, возглавляемого А. В. Волоховым, позволила прийти к пониманию необходимости формирования активности ребенка как стремления к участию в социальных отношениях, к самореализации в экономике, политике, духовной сфере.
Исходя из особенностей возраста, педагоги и психологи считают важнейшей задачей в работе со старшеклассниками включение их в многообразие социальных ролей, приобретение опыта межличностного общения в школе. Социальные роли, основное содержание которых составляет усвоение социальных норм, определяют желаемую форму поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. Большим достоинством подростка является его готовность к различным видам деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Это основа формирования индивидуальной социальной активности личности [5].
Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Безусловно, как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках.
Таким образом, социальная активность □ это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах.
Библиографический список
1. Кабуш В. Т.Социальная активность и детское, молодежное двдвижения //Кн.Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск,1995.
2. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова - М., 1991.
3. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореф. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. □ Тамбов, 2004.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.Пер.с англ. □ М.: Флинта, 2006.
5. Чугунова Ольга Дмитриевна. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис. канд. пед. наук: 13.00.06: Кострома, 2000.
Bibliography
1. Chugunova, O.D. Children Public Organizations As a way of Pedagogical Influence on TeenagersDSocial Activity: Dis. □ Cand. of Ped.: 13.00.06 / O.D. Chugunova. - Kostroma, 2000.
2. Ericson, E. Identity: Youth and Crisis: Transl. from Eng. / E. Ericson. - M.: Flinta, 2006.
3. Kabush, V.T. Social Activities and Children and Youth Movement / V.T. Kabush // Book: Open Educational Systems: Problems and Their Solving. - Minsk, 1995.
4. Philosophical Dictionary / Ed. by I.T. Frolov. - M., 1991.
5. Tetersky, S.V. Forming Social Initiative of Children and the Youth: Synopsis of Dis. □ Dr of Ped. / S.V. Tetersky. - Tambov, 2004.