В e kt_из
Вестник «Урлеу^-kst —
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Литвак Р.А.,
д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств г. Челябинск
Гунбина С.В.,
аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств г. Челябинск
Нег1зг1 свздер: элеуметтт белсен-дшк, жас цогамдыц б1рлестщ педагогика-лыц технология, бшм беру ЖYйесi.
Ключевые слова: социальная активность, молодежное общественное объединение, педагогическая технология, образовательная система.
Key words:
social activity, youth public association, pedagogical technology, educational system.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ.
TECHNOLOGY OF ACTIVITY OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATION AS EDUCATIONAL SYSTEM ON DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS.
Ацдатпа
Макалада «элеуметпк белсендшк» деген угымныц, жас когамды; бiрлестiкгщ езгешелЫнщ гылыми мэш, жас когамды; бiрлестiктщ кызметшщ технологиясы карастырылады.
Аннотация
В данной статье рассматривается научная сущность понятия «социальная активность», особенности молодежного общественного объединения, технология деятельности молодежного обществен- S ного объединения. ^
Annotation §
«
In this article the scientific essence of the concept «social activity», § youth public association, technology of activity of youth public £ association is considered. &
н
Социальный заказ общества, определенный Законом РФ Об ^
образовании (2012г.), «Национальной доктриной образования до Й
2025 года», Федеральным законом «О государственной поддержке С
молодежных и детских общественных объединений, ориентирует §
на развитие молодежи, как деятельностный, активной составляю- ^
щей современного общества, способной к новаторству и творче- к
ству, социально активной деятельности в связи с изменяющимися о
социально-культурными условиями в России, реформирования об- §
щества и профессионального образования, изменения парадигмы 3
подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности на де- ^
мократических и гуманитарных основах. м
Проблема воспитания и развития студенческой молодежи, ^
становления ее личности, социальной активности является акту- Щ
альной. Следовательно, возрастает роль социального аспекта обще- д
культурной подготовки студентов, направленной на формирование ^
и развитие социально активной личности. ^
В этой связи понимание формирования социальной актив- ^ ности студента как части гармоничного развития личности обосновывает целесообразность использования изучаемого понятия в
ЩЦ
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
качестве основного в теории и практике педагогики.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполага-нием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [7, с. 444-445].
В философских, социологических, педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (Л.М. Архангельский, Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, Г.Л. Смирнов, Э.В. Стру-ков). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. [1, с. 39].
Разработке проблем повышения общественной активности молодежи в процессе трудовой и общественно-политической деятельности были посвящены работы выдающихся советских педагогов и государственных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Су-хом-линского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
В связи с переходом современного российского общества к рыночным отношениям, новым условиям жизни в общественном сознании и отношениях произошли значительные изменения. Этим изменениям подверглись и многие научные понятия. Для современного общества актуальным становится понятие «социальная активность», ее формирование у студентов. Данный термин в современную эпоху наполняется новым содержанием в связи с этим обратим внимание на тот, значительный вклад в разработку проблемы социальной активности внесли философы Е.А. Ануфриев,
Г.С. Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Бу-ева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, А.В. Клюев, М.С. Каган, В.Г. Мордкович, М. А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, Е.А. Якуба, В.А. Ядов и др. Если обратиться к истории, впервые известный русский философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский в своих исследованиях по социальному воспитанию акцентирует внимание на развитии социальной активности. Социальная активность, по его мнению, заключается в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личностными, эгоистическими замыслами. По В. В. Зеньковскому, при развитии социальной активности необходимо создание психической склонности к активности, а не одного навыка социального взаимодействия. Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью. В нашем исследовании мы принимаем первую и вторую точку зрения на предмет ис-ледования.
В работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Ануфриева, А.Н. Леонтьева, А.В. Му-дрика, Т.Н. Мальковской, Р. А. Литвак, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. раскрывается природа и сущность феномена социальной активности, ее структура и общие закономерности развития.
По определению В.А. Смирнова, социальная активность есть мера, «выражающая характер, масштабы проводимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в среде и в самой личности» [6, с. 25].
Таким образом, в контексте нашего исследования социальная активность - рассматривается как сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной и личностной общности.
Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социаль-
Ш5
ную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект - накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект - отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление. Проявление и развитие социальной активности студентов в нашем исследовании мы рассматриваем в молодежных общественных объединениях, поэтому целесообразно рассмотреть технологию деятельности молодежного общественного объединения как образовательной системы по развитию социальной активности студентов.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения создало принципиально новую ситуацию в организации воспитания. Стандартами задана конкретная система требований к личности студента, к его морально-нравственным качествам. При этом высшее и средние учебные заведения, а также семья не снимает с себя ответственности за развитие и воспитание подрастающего поколения и формирование нравственно-морального потенциала молодого поколения.
Заполнить возникшую «воспитательную нишу» способны молодежные общественные объединения. Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», молодежное общественное объединение - это добровольное самоуправляемое формирование граждан в возрасте от 17 до 25 лет, объединившихся на основе общности интересов, направленных на удовлетворение в совместной деятельности духовных и иных нематериальных потребностей и благ, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Общественная организация является организационно-правовой формой общественных объединений, отличительным признаком которой является обязательное членство и массовость. В условиях становления граждан-
ского общества развитие инициатив молодых граждан и создание условий их реализации выступают фактором стабилизации общества в целом. От включенности молодого поколения в решение социальных проблем зависит уровень готовности быть активной созидающей силой общества и государства.
Согласно классификации Р. А. Литвак молодежные общественные объединения различают по типологии функций, по целям направленности деятельности, по статусу.
По типологии функций: масштабно функционирующие(совокупность объединений, обеспечивающих вхождение, интеграцию и адаптацию молодежи к социальной среде); по целям направленности: функционально профильные (объединениния, организации специально ориентированные, социальные и политические ассоциации и др.); по статусу (государственные, негосударственные, частные) [5].
Деятельность общественного объединения имеет три основных компонента:
1)концептуальная основа деятельности объединения как социального института, прямо или косвенно влияющая на развитие личности; 2) содержательная основа - объем и характер деятельности объединения, планы, материалы, программы, налаживание внутренних и внешних связей; 3) процессуально - де-ятельностная часть - структура и алгоритмы деятельности лидеров и членов объединения; планирование, организация и реализация целей, анализ результатов, эффективность процесса развития социальной активности личности.
Деятельность молодежных общественных объединений предполагает соблюдение следующих требований:
1. Самодеятельное начало в деятельности молодого поколения;
2. Направленность процесса развития социальной активности личности;
3. Создание программ деятельности с учетом интересов и потребностей личности молодого поколения.
Важнейшим условием успешной работы с молодым поколением является создание атмосферы заинтересованности, непринужденности, открытого обмена мнениями, возможности для коллективного поиска истины и анализа реальных событий и фактов, довери-
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
ЩЦ
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
тельность строгое соблюдение этических норм.
Молодежные общественные объединения способствуют реализации личности в общении. Именно в общении происходит активное формирование нравственных норм и социальных ценностей. Оно является фактором способствующим четкому осознанию своей значимости в общем деле, формирующим личную заинтересованность в достижении поставленных целей. Участвуя в деятельности молодежного общественного объединения, каждый молодой человек имеет возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и способностей.
Таким образом, молодежное общественное объединение представляет собой педагогически ориентированную целесообразную систему помощи молодому поколению, в общении, реализации своих творческих и социальных потребностей. Будучи общественной по форме, оно в тоже время является воспитательной системой, направленной на проектирование, организацию и осуществление социально значимой и активной деятельности.
Молодежное общественное объединение является субъектом социального воспитания, феномен, которого рассматривается в педагогическом проектировании целесообразной системе социальной поддержки.
Исследователи подчеркивают большое значение общественных объединений как субъектов общественной практики. Методологическим ядром современного педагогического мышления является тезис о том, что формирование и развитие социально активной личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение определенных правил и предписаний. Система отношений человека к другим людям складывается под влиянием жизни и самой окружающей среды [4]. Необходимо так организовать деятельность студентов, чтобы она давала неограниченные возможности для развития инициативы, осуществления творческих способностей, а также развития коммуникативных навыков. Эффективность этой работы зависит от разнообразия педагогических технологий и правильного их использования.
Педагогической технологией является реализованный на практике проект совместной деятельности субъектов воспитательного процесса, направленный на достижение целей обучения, воспитания и социального развития
личности каждого молодого человека.
Таким образом, прототипом педагогической технологии является не какое-то механическое устройство, хотя бы и биологического типа, а живая совместная и индивидуальная, субъектно «окрашенная» деятельность человека [2].
Каждое молодежное общественное объединение выступает педагогически ориентированной системой, предполагающей использование различных средств формирования и развития социально активной личности, а сами молодые люди являются полноценными субъектами социального воспитания. Рассматриваемое определение педагогической технологии в наибольшей мере отвечает целям и задачам общественных объединений. Совместная деятельность членов молодежных общественных объединений, организуемая с помощью различных педагогических технологий, осуществляется в формах реального межличностного взаимодействия и общения, поэтому студенты (молодые люди) не просто выполняют какие-то важные предметные действия, но и не готовы к организации и проведению социально-значимых и полезных дел в сочетании с принятыми в социуме морально-нравственными нормами и ценностями [3].
ЛИТЕРАТУРА:
1.Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. Москва, 1980,45с.
2.Вербицкий, А. А. Педагогическая технология с позиции теории конкретного обучения // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 2.
3.Вербицкий, А. А. Технология деятельности общественного объединения как образовательной системы // Серия «Педагогика». 2013. № 4]
4.Гусева, Е. Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: Дисс. ..канд. пед.нак. Москва, 2005
5.Литвак, Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности общественных объединений. Челябинск,2001 С. 65
6.Смирнов, В.А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979.,
7. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. Москва, 1986. 450с.