Научная статья на тему 'Проблема развития социальной активности студентов в современном обществе'

Проблема развития социальной активности студентов в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1216
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гунбина С.В., Литвак Р.А.

В статье актуализируется необходимость развития социальной активности студентов в молодежных общественных объединениях. На основе материалов философских, психологических, социологических исследований уточняются сущностные характеристики социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF STUDENTS'' SOCIAL ACTIVITY IN MODERN SOCIETY

The need for development of students' social activity in the youth public associations is pointed out in the article. The essential characteristics of social activity are specified on the basis of philosophical, psychological, and sociological research.

Текст научной работы на тему «Проблема развития социальной активности студентов в современном обществе»

УДК 376

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье актуализируется необходимость развития социальной активности студентов в молодежных общественных объединениях. На основе материалов философских, психологических, социологических исследований уточняются сущностные характеристики социальной активности.

Ключевые слова: активность, социальная активность, молодежные общественные объединения.

C. B. ryH6uHa, P. A. HumBaK S. V. Gunbina, R. A. Litvak

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY IN MODERN SOCIETY

The need for development of students' social activity in the youth public associations is pointed out in the article. The essential characteristics of social activity are specified on the basis of philosophical, psychological, and sociological research.

Keywords: activity, social activity, youth public associations.

Социальный заказ общества, определенный Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктриной образования до 2025 года», Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», ориентирует на развитие молодежи как активной составляющей современного общества, способной к новаторству и творчеству.

Понятие «социальная активность» трактуется как осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума. В философии социальную активность понимают как особую форму взаимодействия субъекта с окружающей средой, особое состояние любой деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной; в психологии это представление о природе личности как системы действий, потребностей и мотивов поведения. Активность является сложной характеристикой личности, через которую выражается ее отношение к деятельности. В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается многоаспектно: 1) понимается как главное в характеристике личности-субъекта общественных отношений; 2) как мера проявления социальной дееспособности человека; 3) как ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу, духовной и общественной жизни (А. М. Баскаков, Ю. К. Бабанский, М. А. Галагузова и др.) [1, с. 236].

Студенчество как социальная группа характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в молодежных общественных объединениях, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает активную жизненную позицию студента, которая представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию социально активной личности. Студенты являясь специфической социальной группой, обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности

студенческой молодежи. Мотивы социальной активности - это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.

Социальная активность может быть охарактеризована: 1) по широте охвата заинтересованных сторон (активность может быть направлена на удовлетворение потребностей личности, конкретных групп, общества, всего человечества и т.д.); 2) по источнику инициативы (реактивная, проактив-ная, превентивная); 3) по целям и характеру (гуманитарная, восстановительная, миротворческая, созидательная, поисковая, демонстративная, контрольная, протестная, разрушительная и т. д.); 4) по видам деятельности (воспитательная, активизирующая, информирующая, организационная); 5) по сфере реализации (культурно-досуговая, образовательная, профессиональная, художественно-эстетическая, спортивная, политическая, гражданско-правовая, экономическая и т. д.); 6) по виду субъекта (индивидуальная, групповая); 7) по временным характеристикам (кратковременная, длительная, постоянная, разовая, систематическая и т. д.). Можно выделить виды и по временному изменению интенсивности (зарождающаяся, формирующаяся, растущая, угасающая и т. д.).

Важным критерием различения видов социальной активности является сфера человеческой жизнедеятельности, в которой эта активность проявляется. С точки зрения этого критерия обычно выделяют трудовую, общественную и культурно-бытовую, социальную, политическую активность.

Есть смысл выделять такие сферы социальной активности, как экономика, политика, социальная сфера, культура, наука, образование, спорт, коммуникация, частная жизнь.

В зависимости от предмета воздействия мы выделяем такие виды социальной активности, как практическая (меняет саму действительность: построй дом, посади дерево, вырасти сына); коммуникативная (нацелена на изменение ценностных представлений людей) и смешанная, которую можно назвать манифестационной, когда смыслом некоторых практических действий является не непосредственное

преобразование действительности, а оказание влияния на сознание людей (манифестации, митинги, демонстрации, парады, праздники и т. п.).

В настоящее время человечество вступило в новый этап развития международной политики, строящейся с учетом изменений, происходящих в странах Восточной и Западной Европы, бывшего СССР. Мировое сообщество пришло к четкому осознанию того, что от качества социального развития молодого поколения зависит будущее страны и цивилизации в целом. Вот почему сегодня проблема развития социально активной молодежи превращается в приоритетную проблему государства. Сила любого государства определятся не только экономическим и военным потенциалом страны, но и духовно-нравственным и интеллектуальным развитием молодого поколения. Поэтому государство на современном этапе развития общества активно вмешивается в вопросы развития детей и молодежи. Наряду с прочими важными проблемами не следует забывать и о проблеме занятости молодежи в свободное время. В первую очередь она связана с эффективным созданием и организацией деятельности молодежных общественных объединений и организаций.

Сегодня положение детей и молодежи в нашей стране крайне непросто. В области молодежной политики как социально-педагогического явления существует много неразрешенных вопросов. Остановимся на них более подробно.

1. Молодежь является самой незащищенной с точки зрения права частью общества. Углубляющийся в нашей стране социально-экономический и политический кризис влияет на развитие духовно-нравственного и социального статута молодого поколения.

2. Нравственный вакуум, падение духовной культуры определенной части населения убивает в молодежи уверенность в своих силах и возможностях.

3. Влияние средств массовой информации, интернетизация молодого поколения, перенос виртуальной жизни в реальную.

4. Отношение к молодому поколению как к объекту воспитания, а не активному субъекту социальной жизни [2, с. 122].

Сегодня много говорят о развитии личности в обществе. Но где взять общество (социальную среду), положительно влияющее на это развитие? Некоторые факторы современной социальной среды отрицательно влияют на развитие личности молодого поколения. Так, резкое изменение социально-экономических условий и ценностно-нравственных ориентиров общества отрицательно сказалось на развитии молодежи в нашей стране. Социально-экономические процессы, неадекватно протекающие в городской и сельской местностях, одновременно характеризуются ярко выраженными негативными тенденциями, которые вносят педагогическую дисгармонию в жизнь большинства семей способствуют разложению духовно-нравственного потенциала молодого поколения. Средства массовой информации не несут ответственности за свою продукцию. Резкое понижение уровня жизни, неопределенность будущего, ухудшение физического и психического здоровья молодежи, снижение общей и профессиональной грамотности, интеллектуального потенциала личности создали

непредвиденные трудности для нормального развития молодого человека в обществе.

Молодежные общественные организации выступают важнейшей социальной структурой (институтом) гражданского общества и представляют собой коллективы, объединяющие своих членов в соответствии с индивидуальными интересами, потребностями, склонностями.

Молодежные и детские объединения входят в типологию общественных формирований, предложенную Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильниковым. Она включает в себя: 1) профсоюзы; 2) благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи (например, Всероссийский фонд культуры), фонды, организации, работающие с социально ослабленными слоями населения с привлечением волонтеров; 3) детские и молодежные объединения (ассоциация скаутов, молодежные парламенты и палаты, союзы подростковых клубов и т. д.); 4) неформальные объединения: а) объединения социальных инициатив (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т. д.); б) эпатажные (панки, рокеры, металлисты и т. д.); в) любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление, коллекционирование, художественное творчество, например авторская песня, и т. д.); г) культурно-этнические организации; д) социально-защитные (не на благотворительной основе); е) конфессиональные; ж) социально-творческие, которые делятся на следующие разновидности: научно-просветительные и научно-технические; экологические и любителей животных; объединения и общества по интересам (книголюбов, филателистов, автолюбителей, туристов и т. д.); 4) физкуль-турно-спортивные; 5) художественно-творческие (творческие союзы и организации и т. д.) [3, с. 360].

Развитие в современных условиях молодежных общественных объединений требует нового подхода к организации их жизнедеятельности. Выявляя общее в имеющихся подходах (Р. А. Литвак, Э. Ш. Камалдинова, Л. В. Кузнецова и др.), примем следующее определение: «Молодежное общественное объединение представляет собой группу лиц, объединившихся добровольно на основе интереса к социально значимой деятельности и активной гражданской позиции с целью осуществления инициатив среди детей, подростков и молодежи и одновременного самосовершенствования».

Социальная активность студентов в молодежных общественных объединениях в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:

- формирование мотивационных основ социальной деятельности;

- понимание, осмысление и обобщение получаемой информации, поиск дополнительной информации;

- формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний.

Таким образом, проблема социальной активности студентов в молодежных общественных объединениях имеет многоаспектный характер: социально-экономические и политические коллизии развития общества, специфика современных средств массовой информации, снижение качества образования и социального уровня жизни населения. Данные предпосылки приводят к духовно-нравственному

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

87

дисбалансу молодого поколения, неопределенности будущего, ухудшению физического и психического здоровья молодежи.

1. Баскаков А. М., Соколова Ю. Г. Спутник исследователя по педагогике / под общей ред. А. М. Баскакова. Челябинск : ООО «Полиграф-Мастер», 2008. 600 с.

2. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения / сост. В. С. Аранский. М. : Педагогика, 2006. 480 с.

3. Гусева Е. Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 219 с.

© Гунбина С. В., Литвак Р. А, 2014

УДК 378

ПОНЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностными характеристиками академической мобильности. Анализируется место «академической мобильности» в гуманитарном знании. Рассматривается академическая мобильность в контексте поликультурного образования.

Ключевые слова: академическая мобильность, социальная мобильность, педагогическая мобильность, культурная мобильность.

Т. В. Кравцова T. V. Kravtsova

CONCEPT OF ACADEMIC MOBILITY IN THE HUMANITIES

This article is devoted to the issues connected with essential characteristics of academic mobility. The author analyzes the place of academic mobility in the humanities. Academic mobility is considered in the context of multicultural education.

Keywords: academic mobility, social mobility, pedagogical mobility, cultural mobility.

В настоящее время процессы интернационализации общественной жизни затронули систему высшего образования, формируя единое мировое образовательное пространство. Одним из инструментов формирования гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов является академическая мобильность. Существует множество научных работ, посвященных данному вопросу, так как академическая мобильность плотно вошла в систему современного высшего образования и является одним из ведущих показателей эффективной работы вуза.

Собственно мобильность (от лат. mobilis - подвижный) в пространственно-временном значении обычно понимается как способность к быстрому передвижению, действию; в значении качественной характеристики деятельности - как готовность к быстрому выполнению каких-либо заданий.

Изначально понятие «мобильность» появилось в социологии. Социальная мобильность означает перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии. В научной литературе часто встречается понятие профессиональной мобильности, которая определяется как возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Общепринято сегодня выделение двух векторов социально-профессиональной мобильности, предложенное в свое время П. Сорокиным: вертикальная, т. е. совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой; горизонтальная, т. е. совершенствование профессионального мастерства, повышение компетентности и эффективное использование личностных качеств

в профессиональном развитии, гибкость профессиональных взглядов и действий, способность личности к самовыражению в конкретных изменяющихся профессиональных условиях.

В социологии нередко употребляется понятие трудовой мобильности - способности приспосабливаться к условиям производства, новой технике, быть коммуникабельным. Она включает готовность и умение осваивать новую профессию, изменять место работы, профессию, должность, место жительства, образ жизни в целом, если это необходимо по условиям работы.

В психологии мобильность понимается как одно из качеств личности, как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями. Наряду с понятием «мобильность» в психологической литературе используется понятие «мобилизация», трактуемое как физиологический процесс, как психофизиологическая готовность человека к выполнению определенных действий.

В педагогике понятие «педагогическая мобильность» подразумевает способность педагога организовать соде-ятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений [1, с. 10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.