Научная статья на тему 'Характеристика инициативы как формы социальной активности личности'

Характеристика инициативы как формы социальной активности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3116
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ИНИЦИАТИВА / INITIATIVE / BEING INITIATIVE / ИНИЦИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шанц Евгения Альфридовна

Автор рассматривает социальную активность личности как деятельное, инициативное отношение к миру. Инициатива представлена как важный показатель активности личности в процессе ее жизнедеятельности, формирующий субъектноличностную основу человека, ведущий параметр при построении жизненной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIATIVE CHARACTERISTIC AS THE FORM OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE PERSONALITY

The characteristic features of activity of the personality and the initiative which allows to form socially significant qualities are considered in the article. The initiative is presented as the most important indicator of the personal activity due to its vital activity that forms a subject-personal basis of the person, the leading parameter by the construction of the vital strategy.

Текст научной работы на тему «Характеристика инициативы как формы социальной активности личности»

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНИЦИАТИВЫ

КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

THE INITIATIVE CHARACTERISTIC AS THE FORM OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE PERSONALITY

Е. А. Шанц

Автор рассматривает социальную активность личности как деятельное, инициативное отношение к миру. Инициатива представлена как важный показатель активности личности в процессе ее жизнедеятельности, формирующий субъектно-личностную основу человека, ведущий параметр при построении жизненной стратегии.

Ключевые слова: активность; социальная активность; инициатива; инициативность.

E. A. Shants

The characteristic features of activity of the personality and the initiative which allows to form socially significant qualities are considered in the article. The initiative is presented as the most important indicator of the personal activity due to its vital activity that forms a subject-personal basis of the person, the leading parameter by the construction of the vital strategy.

Keywords: activity; social activity; the initiative; being initiative.

Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Социальная активность представляет собой не только общественно необходимое явление, но и имеет глубоко индивидуальный аспект, требующий изучения на уровне конкретного индивида, конкретного человека.

Анализ научной литературы показывает, что существует множество трактовок социальной активности. Такое многообразие объясняется сложностью, многоплановостью проблемы и специфичностью подходов к ней. Для конкретизации понятий «активность», «социальная активность» мы использовали полинаучный анализ, рассмотрев позицию философов, социологов, психологов, педагогов по данному вопросу.

В философии социальная активность рассматривается как тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; отсутствие каких-либо пространственно-временных границ, то есть неограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру (Ю. В. Воробьев, Б. Н. Королев, Э. Ф. Шакирова).

В настоящее время в философии имеется два подхода к определению объема категории «активность». Представители первого подхода - Н. И. Жуков, М. С. Каган, А. В. Марцлис, В. А. Смирнов считают, что понятие «активность» применимо только к живой природе. Так, М. С. Каган определяет активность как «свойственное живой природе внутреннее детерминированное движение». Следуя классификации форм движения, можно выделить типы активности: физическую, химическую, биологическую, социальную (а в ней психическую) активность (В. И. Кремянский).

При изучении социальной активности в философии получил признание второй подход - системный. Он позволяет осуществить системный анализ функций социальной активности личности, отражающих ее внутреннюю структуру. Методология системного подхода предполагает, что социальная активность личности рассматривается как целостный объект исследования, причем главное внимание уделяется не ее элементам, а тем взаимосвязям, которые конструируют систему. Социальная активность соответствует высшей ступени организации материи - социальной, где действуют наделенные сознанием люди, следовательно, вобрав в себя основные свойства предшествующих ступеней развития (способность стихийно воздействовать на среду, изменять ее и изменяться в ходе этого взаимодействия), данная активность изменяет свои свойства (избирательность поведения, целеполагание, целенаправленное изменение окружающей среды).

Таким образом, по мнению ученых, активность рассматривается в органическом единстве внутреннего и внешнего количественного (интенсивность взаимодействий с социальной средой) и качественного (осознанность, самодеятельный характер) аспектов, что позволяет обнаружить две стороны активности объектов: как способности, во-первых, изменять внешнюю среду и, во-вторых, изменяться.

В связи с данными положениями социальная активность - это тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловливающий и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, имеющей позитивную целенаправленность и самодеятельный, творческий характер, в процессе которой происходит преобразование субъекта и среды.

В социологии несколько иное направление изучения социальной активности, оно связано с изучением социальных механизмов активности людей, установлением причин и путей повышения социальной активности граждан. Социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.

В психолого-педагогических исследованиях неоднократно у разных авторов рассматривалось понятие «социальная активность». Термин «активность» во многих исследованиях отождествляется с деятельностью (Ю. И. Агеев, С. А. Батурин, С. Н. Кожевников, Е. А. Лукьян-чик, Н. Н. Седова). Исследователи отмечают, что социальная активность есть деятельность людей, направленная на прогрессивное преобразование общественной жизни. Данный подход не учитывает содержательной стороны социальной активности, ее самодетерминируемого характера. Анализ подходов к определению понятия «социальная активность» в отечественной психологии позволил определить необходимость использования деятельностного подхода, разрабатываемого в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского и др. С позиций данного подхода развитие личности происходит в процессе осуществления деятельности. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. В тех случаях, когда отсутствует осознание цели, нет деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. По мнению Л. П. Буевой, главный источник детерминации социального поведения личности находится в диалектическом взаимодействии личности и общества.

Таким образом, обнаруживается два пласта активности: внешняя активность (реализуется в социальных ролях и функциях) и внутренняя (реализуется в потребности саморазвития, стремлении выйти за пределы себя).

Для психологической характеристики социальной активности показательны: целесообразная взаимосвязь различных свойств личности, составляющая психическую структуру социальной активности, ее критерии, степень, уровень проявления, а также основные условия и факторы развития. Проблему активности А. Н. Леонтьев назвал самой трудной в психологии. Психологи рассматривают активность как «деятельное состояние живых организмов, как условие их существование в мире».

Так, К. К. Платонов считает, что активность личности не аморфное ее свойство, она имеет свою структуру, соответствующую общей структуре личности. Кроме того, активность любой личности определяется рядом ее свойств, входящих в каждую из ее подструктур, по-особому проявляющихся у индивидов.

Попытка дать социальную характеристику личности через проявление активности впервые была предпринята в отечественной психологии В. М. Бехтеревым, П. П. Блонским, К. Н. Корниловым и др. При всем различии их взглядов, общим в подходе было то, что в качестве доминирующего фактора развития личности они рассматривали общественную среду. Обоснование же всякой активности, в том числе и социальной, рассматривалось авторами в рамках физиологии. В работах Л. П. Буевой, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского раскрыт источник активности. По их мнению, источником активности живого существа являются его потребности.

Понятие «социальная активность» В. Г. Мордкович характеризует как совокупность двух признаков, считая, что социальная активность есть и напряженная деятельность, и черта личности, органически ей присущая и проявляющаяся в деятельности. Аналогичная трактовка понятия «социальная активность» дана в работах Е. А. Ануфриева, Т. С. Лапиной, А. П. Петрова. Работы А. П. Петрова заслуживают особого внимания. Он отмечает, что «социальная активность в своем развитии рассматривается как усиленная деятельность по сравнению с нормативной и обычной». Многочисленные исследования подтверждают, что социальная активность у различных групп людей различна и проявляется на высоком, среднем и низком уровнях. Высокий уровень активности характеризуется как усиленная деятельность по сравнению с обычной. На низком уровне активности - деятельность пассивна, как правило, слабо реализуются творческие силы, способности личности, зачастую выражается негативное отношение личности к своей деятельности.

Таким образом, с одной стороны, социальная активность характеризует деятельность человека, с другой стороны - социальная активность определяется мерой интенсивности деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей.

Значимая позиция представлена в исследовании И. А. Филипповой, рассматривающей социальную активность и как черту личности, и как социальное явление. По ее мнению, социальная активность - это способность человека «сознательно воздействовать на окружающую среду, изменяя и преобразуя ее в соответствии с задачами общественного развития».

Независимо от подхода к определению социальной активности, общим, на наш взгляд, является указание на ее целевую направленность.

Мы в своем исследовании определяем сущность понятия «социальная активность» как деятельное инициативное отношение личности к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Инициатива (лат. ¡пШагв 'начинать') - почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какой-либо новой идеи, в решении какой-либо проблемы; внутренне побуждение к новым формам деятельности.

В педагогическом словаре инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

К. А. Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявление встречной активности по отношению к другому человеку.

Е. А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к изучению инициативы, автор выделяет в ее структуре мотивационно-потребностный, эмоциональный и когнитивный компоненты и две фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его реализация.

Педагогическую значимость инициативы подчеркивает и Н. С. Степашов, указывая на системообразующую функцию инициативы для компонентов творческой системы обучения и подчеркивая, что через творческую инициативу может осуществляться влияние на цели и содержание обучения.

Проблему классификации инициатив изучали различные авторы (М. С. Говоров, Н. С. Степашов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов).

В исследованиях М. С. Говорова, на наш взгляд, дана более разветвленная классификация видов инициативы по направленности, общественной значимости инициативы (положительная, отрицательная); по роду проявления (индивидуальная, коллективная); степени самостоятельности (совершенно самостоятельная и инициатива, способная проявляться лишь тогда, когда ее поддерживают товарищи); длительности психологической деятельности, подготавливающей проявление инициативы (внезапная; инициатива, проявляющаяся в результате длительной подготовки); степени творчества (репродуктивная, творческая); степени развития инициативы как черты личности (эпизодическая, постоянная); мотивации (эгоистическая и инициатива, развивающаяся под влиянием общественно значимых мотивов); богатству внутреннего содержания: внешняя (по существу - пустая) и инициатива с богатым содержанием; продуманности инициативных действий (правильное инициативное действие; ошибочное, поспешное, хотя и отличающееся новизною и оригинальностью); широте (инициатива, постоянно проявляющаяся в нескольких видах деятельности; инициатива, проявляющаяся во всех основных видах деятельности); устойчивости (кратковременность инициативных действий и длительность проявления инициативы).

Преодолению локальности отдельных взглядов на инициативу способствует системный подход, который позволяет рассматривать инициативу в нескольких плоскостях. Во-первых, как сложное антропологическое явле-

ние, которое обеспечивается потенциалом потребностно-мотивационной, волевой, когнитивной, поведенческой сфер личности. Во-вторых, как форму социальной активности личности и деятельность, позволяющую формировать социально значимые качества.

К. А. Абульханова-Славская подчеркивает значимость субъектных условий для возникновения инициатив и выделяет причины их отсутствия: неумение реализовывать и представлять инициативы из-за несформированности внутреннего побуждения; подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития; отсутствие развитых социально-психологических способностей, организаторских умений, что не позволяет реализовывать инициативы организационно-практически; блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого неодобрения окружающих.

В работах Е. А. Погодиной поддержка значится в числе важных факторов проявления инициативы. Автор предпринимает попытку выявить пути и условия превращения отдельных актов инициативы и инициативного поведения в инициативность как устойчивое качество личности. Исследователь указывает, что зарождению инициативы способствуют социально-психологические факторы: общественная потребность, одобрение, поощрение, поддержка коллектива, положительная оценка идей, помощь коллектива в реализации замыслов, что побуждает личность к проявлению инициативы, укрепляя уверенность в себе.

Таким образом, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы под инициативой мы понимаем самодеятельное участие индивида в различных сферах жизнедеятельности. Она характеризуется способностью личности выходить за пределы требуемого, самостоятельно брать на себя решение каких-либо задач, обладающих просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с позиции должного.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1962. - 261 с.

3. Даровских Л. В. Проблемы развития инициативности учащихся // Химия в школе. - 2006. - № 10. - С. 11-16.

4. Игнатенко Т. Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1996. - 194 с.

5. Степашов Н. С. Творческая инициатива в системе обучения. - М.: Знание, 1990. - 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.