Научная статья на тему 'Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте'

Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5015
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / INITIATIVE / ИНИЦИАТИВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ / INTELLECTUAL INITIATIVE / АСПЕКТЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ / ASPECTS OF INITIATIVE / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ / DEFINITION OF INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ксения Николаевна

В данной статье раскрываются такие понятия как «инициативность» и «инициатива», уточняются их определения в структуре психологопедагогических знаний, а также выявляется их понятийная самостоятельность. Большая часть статьи посвящена историческому аспекту проблемы инициативности как качеству личности и ее генезису. Также уделено внимание видам и формам инициативности, выделяемым в современных психолого-педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major Approached to Considering the Notion of Initiative in Historical Aspect

The article examines such concept as «initiative» and specifies its definition within the structure of psychological and pedagogical knowledge. The most part of article is devoted to the historical aspect of problem of initiative as a personal quality and its genesis. Also some attention is paid to the kinds and forms of initiative singled out in psychological and pedagogical research at the present time

Текст научной работы на тему «Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНИЦИАТИВНОСТЬ» В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

К. Н. Шаповалова

Аннотация. В данной статье раскрываются такие понятия как «инициативность» и «инициатива», уточняются их определения в структуре психолого-педагогических знаний, а также выявляется их понятийная самостоятельность. Большая часть статьи посвящена историческому аспекту проблемы инициативности как качеству личности и ее генезису. Также уделено внимание видам и формам инициативности, выделяемым в современных психолого-педагогических исследованиях.

Ключевые слова: инициативность, инициатива, интеллектуальная инициативность, аспекты инициативности, определение инициативности.

Summary. The article examines such concept as «initiative» and specifies its definition within the structure of psychological and pedagogical knowledge. The most part ofarticle is devoted to the historical aspect of problem of initiative as a personal quality and its genesis. Also some attention is paid to the kinds and forms of initiative singled out in psychological and pedagogical research at the present time.

Keywords: initiative, intellectual initiative, aspects of initiative, definition of initiative.

В современных условиях модернизации системы высшего профессионального образования возрастает запрос современного общества на профессиональную компетентность будущих специалистов, поэтому образовательные стандарты третьего поколения, переход к которым осуществляется в настоящее время, предполагают значительное увеличение объема самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа, в свою очередь, предполагает наличие инициативности у обучаемых - в нашем случае у студентов - выпускников вуза. В связи с вышесказанным расширяется целевая

палитра высшего образования, для которого ведущей ценностью выступает становление личности обучаемого и развитие его интеллекта, а одной из главных задач является ориентация на интеллектуальное воспитание будущих специалистов. В роли критериев умственного развития, таким образом, должны выступать не только показатели компетенций, но и степень сформированности определенных качеств, характеризующих развитие интеллекта студента, например, интеллектуальной инициативности.

По мнению Д. Б. Богоявленской и др., интеллектуальная инициатив-

177

178

ность является одной из качественных характеристик умственного развития, которая обеспечивает формирование интеллектуальных способностей личности. В связи с этим уточним определение понятия «инициативность», а также рассмотрим инициативность в историческом аспекте [1].

Ретроспективный анализ научной литературы выявил, что понятия «инициатива» и «инициативность» начали употребляться и находить свое применение довольно давно, а сами их значения менялись в зависимости от этических представлений и общественных норм. Непосредственное изучение инициативы имеет давнюю научную традицию и отсылает нас к работам философов Древней Греции - Платона и Аристотеля. В средние века духовная жизнь общества была почти полностью монополизирована церковью, которая придавала религиозную направленность всему процессу воспитания, а выдвинутая в эпоху античности идея всестороннего развития личности была предана забвению. В эпоху Возрождения ХГУ-ХУГ вв. ценности культуры снова вышли на первый план, что способствовало становлению предприимчивости, активности и инициативности у людей этого периода. Выдающиеся мыслители того времени, такие как Витторио де Фельтре, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень и др., считали основной задачей воспитания - воспитание гармонически развитой личности, которая сочетала бы в себе и богатое духовное содержание и физическое совершенство. Над проблемой инициативности трудились такие философы, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ж. Ламетри,

П. Гольбах, И. Кант. Так, Дж. Локк употреблял термин «инициатива» и подчеркивал, что для успеха «джентльмену»-предпринимателю крайне важно уметь проявить «собственную инициативу». В своем труде он рассматривал личную заинтересованность как главный мотив инициативы. Американский философ конца XIX в. Дж. Дьюи, пропагандируя национальный дух, предложил принцип прагматизма, который побуждает учащихся к развитию гибкого мышления и свободной творческой самодеятельности. В ХХ в. философский аспект инициативности личности нашел свое отражение в работах М. С. Кагана, Е. А. Ануфриева. Разработка философских основ анализа инициативы и изучение сущности и закономерности творчества, диалектики творчества осуществлялась в трудах О. Я. Андроса, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кухарева, А. Матейко, Я. А. Пономарева и некоторых других.

В психологии инициативность пристально изучалась в работах Т. Рибо, Ж. Пейо, К. Левина, Г. Ком-пейре и др. Т. Рибо и Ж. Пейо рассматривали инициативность как волевое качество личности. В своих исследованиях они раскрывали динамические особенности проявления инициативности. Так, Т. Рибо вскрыл ее патологические состояния, связывая их с недостатком процесса возбуждения, который проявляется в том, что человек не может осуществить почин. Ж. Пейо называет качества, противостоящие инициативности. По его мнению, это - пассивность и лень. Однако в области психологии инициативность в большей степени исследована в связи с творчеством (Д. Б. Богоявленская, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, Ю. Н. Ку-

люткин), а также в рамках экономической психологии и психологии управления (М. Г. Валитов, А. А. Деркач, А. В. Щербина, Е. А. Климов).

Как качество личности инициативность сравнительно недавно стала предметом внимания психологов, а первые упоминания об этом качестве появились в трудах Б. М. Кедрова, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова. По мнению этих авторов, являясь профессионально значимой, инициативность может быть включена в систему качеств личности, определяющих ее успешность в различных видах деятельности. Но особое место, на наш взгляд, инициативность должна занимать в структуре профессионально-значимых качеств педагога и определенным образом влиять на его становление в профессии.

В последнее время в психологической литературе анализируются такие аспекты инициативы и инициативности, как мотивационные, динамические, эмоциональные и когнитивные. В рамках психологии активности рассматриваются динамические особенности их проявления (М. С. Говоров, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров, А. И. Круп-нов, Н. С. Лейтес, Н. Т. Лобова). Исследователи выделяют устойчивость и широту как динамические характеристики инициативности.

Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, Т. Г. Егоров, Н. С. Новикова, И. Э. Плотниек рассматривали мотива-ционные аспекты инициативы. Инициатива определялась ими как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач, как выход за рамки заданных условий. В работах этих авторов можно обнаружить связь между проявлениями инициативы и убеждениями личности, ее

интересами. Принципы личности рассматриваются в качестве главной движущей силы инициативы. М. С. Говоров отмечает, что инициатива может возникать как следствие благородных высоких мотивов, так и мотивов эгоистического характера [2].

В работах Б. И. Додонова, П. В. Симонова, П. М. Якобсона раскрывается влияние чувств и эмоций на первоначальные действия человека, то есть рассматривается эмоциональный компонент инициативности.

Связь инициативности с когнитивными процессами обнаруживается в работах Б. М. Теплова, В. М. Экземплярского, М. С. Говорова, О. И. Ложечки и др. Авторы рассматривали инициативность в качестве интеллектуального свойства личности, которое в большей степени относится к способностям. В исследованиях Б. М. Теплова и В. М. Экземплярского инициативность связывалась со способностью предвидения и способностью быстро находить новые решения. М. С. Говоров выделял продуманность как когнитивную характеристику инициативы. Продуманность, считал он, определяется степенью волевого контроля при совершении инициативного действия [2]. К. Левин в своих работах рассматривал особенности проявления инициативы при блокировке целей. Н. Д. Левитов в качестве главного компонента инициативы рассматривал личный почин, он выделял самостоятельность, ориентировку и находчивость как признаки творческой инициативы. В исследованиях Д. Б. Богоявленской и И. А. Петухо-вой интеллектуальная инициатива рассматривалась как продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого. Так, Д. Б. Богояв-

173

180

ленская определяет ее как «продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Работы этих авторов внесли большой вклад в определение степени соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей. В общении интеллектуальная инициатива рассматривалась в контексте теории мышления в работах Л. М. Попова и Б. Ф. Ломова.

К. А. Абульханова-Славская анализирует личностный аспект инициативы, которую она детерминирует как «выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта», как «опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта» [3].

Многие исследователи инициативности рассматривали ее, в основном, в связи с волевыми процессами и качествами личности, при этом проявление инициативности в большей степени, по мнению исследователей, зависело от самостоятельности. Г. Ком-пейре подчеркивал, что воспитание инициативности невозможно без развития самодеятельности и самостоятельности. Как волевое свойство личности инициативность изучалась в работах С. Л. Рубинштейна, П. А. Руди-ка, Н. Д. Левитова, А. Г Ковалева, С. А. Петухова и др. Так, С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание на богатстве воображения, рисующего привлекательные перспективы, открываемые инициативой, на обилии и яркости новых идей и планов как на признаке инициативности [4]. Н. Д. Левитов признаком инициативности считал личный почин, чувство нового [5].

К признакам инициативности А. Г. Ковалев относит решение вопросов по собственному почину, самостоятельное решение, творческое воображение, способность видеть перспективу, склонность к преобразованию действительности и т.д. [6]. Непосредственно под самой инициативностью С. Л. Рубинштейн понимает «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [4]. П. А. Рудик рассматривает инициативность как способность личности к самостоятельным волевым проявлениям, выражающимся в самостоятельной постановке цели и самостоятельной организации самого действия, которое направлено на достижение этих целей. Н. Д. Левитов определяет ее как «личный почин в новом деле» [5]. А. Г. Ковалев считает собственный почин «фрагментом инициативности» [6].

В диссертационном исследовании С. М. Зиньковской обращается внимание на то, что в психологической литературе понятия «инициативность» и «инициатива» часто отождествляются, тогда как эти понятия имеют разный смысл. На наш взгляд, эти понятия имеют самостоятельные смысловые значения. Инициативность представляет собой качество личности, тогда как инициатива может являться как инструментом инициативности, так и ее результатом [7].

Отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, В. Д. Небылицын) говорили о многомерном строении черт характера человека. Эти соображения послужили основой для разработки системной модели изучения черт характера А. И. Крупновым, в том числе и инициативности. Инициативность авто-

ру представлялась как системное качество личности, которое включает мотивационно-смысловые и регулятор но-динамические компоненты, обеспечивающие постоянство стремлений и состояние готовности к процессу инициации [8]. Он выделял мотивационно-смысловые и регуля-торно-динамические компоненты и их переменные как основу психологической структуры инициативности, а их отношения и взаимосвязи между собой как детерминанты индивидуально-качественной специфики ее проявления на уровне личности.

В педагогической науке начало исследованиям признаков инициативы положил Я. А. Коменский, который считал, «что достигнуть всестороннего познания вещей, овладения ими и использования их можно не иначе, как только через посредство нового...» [9]. К. Д. Ушинский в своих работах отмечал необходимость развития и поддержки оригинальности как желания проявить личный почин в своей деятельности. Он считал инициативность личностным свойством и предостерегал воспитателя от его подавления. Л. Н. Толстой призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, который исключал бы принуждение, отстаивал бы идею развития личности как центральную, поощрял бы у своих учеников самодеятельность, что в свою очередь приводило бы к развитию их активности, инициативности и творчества. Н. К. Крупская видела рождение подлинной инициативы в стремлении активно действовать, в наличии разнообразных интересов ко всему, что их окружает, в свойственной детям самодеятельности в преодолении трудностей. Она указы-

вала на необходимость развития у молодежи инициативы и воспитанию у нее творческой активности.

В постреволюционной русской педагогике стали разрабатываться идеи воспитания человека нового времени. Одним из активных исследователей в рамках новой педагогики стал С. Т. Шацкий, который утверждал, что инициативность и самостоятельность развиваются как при изучении различных дисциплин, так и при участии в событиях реальной жизни. Школа, которая была создана С. Т. Шацким, ориентировалась главным образом на творчество детей, на пробуждение в них интереса к самостоятельному поиску решений тех или иных задач.

Работы российских педагогов-теоретиков и практиков 20-х гг. ХХ в. во многом определили педагогику А. С. Макаренко. В своих педагогических трудах он акцентирует внимание на целостности личности, на том, что она не воспитывается «по частям». Одной из целей воспитания он видит в подготовке гражданина, владеющего «инициативой и творческой волей» [10]. Если говорить об инициативности личности, то определяющей ее чертой А. С. Макаренко называл готовность к совершению действий по собственному почину, а в своих «Лекциях для родителей» он писал, что «инициативность - это продукт активной деятельности». На корреляцию инициативы и самостоятельности впервые указал П. Ф. Каптерев.

В дальнейших педагогических исследованиях началось всестороннее изучение проблемы инициативы и самодеятельности, изучение вопросов формирования и воспитания инициативы в игре, в общественно-полезной

181

182

деятельности, а также в условиях оздоровительного комплекса.

В более поздних трудах инициативность рассмотрена в работах Р. М. Капраловой, И. Э. Плотниека, Л. С. Новиковой. Так, в работе Р. М. Капраловой уделено внимание рассмотрению феномена коллективной инициативы, в процессе которой «осуществляется отбор самим коллективом полезных мыслей, предложений, начинаний и поступков» [11]. Автор делает вывод, что целенаправленное, положительное развитие инициативы «возможно лишь при самом глубоком знании индивидуальных особенностей каждого ученика, природы этих особенностей и проведении на этой основе индивидуальной воспитательной работы». Здесь стоит заметить, что наряду с индивидуальными существуют и типические проявления, которые позволяют дифференцировать учащихся по уровню развития инициативы и в соответствие с этим проводить работу по формированию данного качества.

И. Э. Плотниек в своей работе называет инициативность «интегрированным свойством личности», «эффектом многих свойств (моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных), выражающемся в способности по собственному почину ставить задачи и творчески, с полной ответственностью осуществлять их» [12]. Также в работе были указаны средства формирования инициативности, главным из которых автор считает коллектив.

В диссертационном исследовании Л. С. Новиковой определяется и классифицируется спектр чувств, переживаемый человеком при проявлении инициативы. Они подразделяются на

две группы: астенические и стениче-ские. Астенические чувства сдерживают активность и затрудняют проявление инициативы (печаль, страх, смущение, застенчивость, сомнение, разочарование), стенические же, наоборот, повышают жизненную энергию человека (уверенность, радость, симпатия, чувство соперничества) [13].

Что касается классификации инициативности, то в современных психолого-педагогических исследованиях выделяются различные ее виды и формы. Например, И. Э. Плот-ниек называет следующее виды инициативности:

- инициативность словесная: здесь личный почин, который проявляется только на словах (здесь ведущей является интеллектуальная сфера);

- инициативность действия: тут какой-либо творческий элемент полностью ограничивается творческим осуществлением существующего почина, который в свою очередь претворяется в жизнь новыми средствами или в новых условиях (здесь ведущая сфера - волевая);

- словесная сфера и ее осуществление: творческая инициативность, которая является высшей формой активности личности (интеллектуальная и волевая сферы задействованы в равной степени).

С. А. Петухов рассматривает два типа инициативности: воспроизводящую и творческую [14]. Воспроизводящую инициативность он определяет как не выходящий за пределы опыта окружающих собственный почин, который является дублированием инициативных действий, хорошо знакомых другим. Творческая инициативность, по его мнению, это оригинальный и творческий почин.

М. С. Говоров предлагает следующую классификацию инициативности:

- по направленности и общественной значимости инициативности - отрицательная, положительная;

- по источнику появления - индивидуальная, коллективная;

- по уровню творчества - репродуктивная, творческая;

- по уровню развития инициативности как личностной черты - эпизодическая, постоянная;

- по наполненности внутреннего содержания - внешняя (по существу -простая), инициатива с богатым со-дер жанием;

- по обдуманности инициаций -правильное инициативное действие; ошибочное и поспешное, хотя и отличающееся оригинальностью и новизной;

- по широте - инициатива, которая постоянно проявляется в одном каком-либо виде деятельности; инициатива, постоянно проявляющаяся в ряде видов деятельности; инициатива, постоянно проявляющаяся во всех видах деятельности;

- по мотивации - эгоистическая инициатива; инициатива, которая развивается под действием общественно значимых мотивов;

- по устойчивости - кратковременность либо длительность проявления инициативы.

Вышеназванные подходы различных авторов к определению инициативности позволяют разделить их на два класса. К первому классу, согласно Н. Д. Левитову, А. Г. Ковалеву, С. Л. Рубинштейну, можно отнести такие определения, которые несут в себе следующие признаки: начинания чего-либо, почин (собственный,

личный); способность легко браться за дело и т.д. Ко второму классу -определения, данные инициативности Д. Б. Богоявленской, М. С. Говоровым и др. Эти определения включают в себя такие признаки, которые характеризуют инициативность как способность человека видеть новое, как побуждение к новому, как постоянство стремлений к новому, как чувство нового.

Таким образом, исходя из проведенного анализа понятия «инициативность» исследователями различных областей гуманитарных знаний, мы можем сделать вывод о том, что инициативность - понятие многоплановое и широкое, однако чаще всего исследователями обычно рассматривается один из ее компонентов. Мы согласны с определением, данным А. И. Крупновым, что инициативность это качество личности, «обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции».

Таким образом, инициативность является таким личностным качеством человека, которое обеспечивает воплощение его созидательного начала и реализацию его идей, что в свою очередь позволяет человеку соответствовать требованию времени и социально-экономическим отношениям в плане новизны и нестандартного подхода к поведению и профессиональной деятельности. Несомненно, инициативность является профессионально значимым качеством и определяет успешность в профессиональной деятельности. Инициативность включена как необходимая составная часть в систему основных качеств учителя, при этом она связана с такими ее

183

ф

184

специфическими профессиональными особенностями личности, как наличие интуиции, способность к импровизации и т.п.

Все вышеперечисленное должно быть учтено при реализации программы формирования инициативности у студентов педагогических вузов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. - 172 с.

2. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1962. - 261 с.

3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 1. -С. 13-29.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

5. Левитов Н. Д. Психология характера. -3-е изд., испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1969. - 424 с.

6. Ковалев А. Г. Психология личности. - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

7. Зиньковская С. М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 1999. - 131 с.

8. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности студента. - М.: РУДН, 1988. - С. 28-39.

9. Коменский Я. А. Предвестник всеобщей мудрости // Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - С. 477-528.

10. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988. - 301 с.

11. Капралова Р. М. Опыт воспитания инициативы учащихся: Сб. ст. / Под ред. В. И. Селиванова. - М.: Просвещение, 1965.

12. Плотниек И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук. -Рига, 1967. - 310 с.

13. Новикова Л. С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1967. - 230 с.

14. Петухов С. А. Проявление инициативы учащихся третьего класса (на материале обучения, труда и игры): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1954. - 160 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.