Научная статья на тему 'Основные направления исследования инициативности в современной психологии'

Основные направления исследования инициативности в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1601
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СТУДЕНТЫ / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / INDIVIDUALLY-TYPICAL FEATURES OF PERSONALITY TRAITS / INITIATIVITY / SENIOR PUPILS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна

В статье рассматриваются современные подходы к исследованию инициативности. Обосновывается необходимость исследования инициативности как свойства личности в русле системно-функционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Trends in Research into Initiativity in Psychology

The article considers the modern approaches to investigating initiativity. The necessity to study initiativity as a personality property from the standpoint of the system-functional approach is substantiated.

Текст научной работы на тему «Основные направления исследования инициативности в современной психологии»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г.А. Шурухина

Кафедра общей и социальной психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы ул. Чернышевского, 25а, Уфа, Россия, 450076

В статье рассматриваются современные подходы к исследованию инициативности. Обосновывается необходимость исследования инициативности как свойства личности в русле системно-функционального подхода.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, индивидуально-типические особенности личностных черт, инициативность, старшеклассники, студенты.

В психологии изучением инициативы и инициативности (понятия «инициатива» и «инициативность» часто отождествлялись) занимались Т. Рибо, Ж. Пейо (динамические проявления инициативы), Г. Компейре (в связи с самостоятельностью и независимостью личности), К. Левин (особенности проявления инициативы при блокировке целей) и др. В отечественной психологии изучались зависимость инициативы и самостоятельности от эмоционально-чувственной сферы личности (Б.И. Додонов П.Ф. Каптерев, И.В. Симонов, и др.), динамические аспекты инициативности (М.С. Говоров, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес и др.), моти-вационные аспекты инициативы (Д.Б. Богоявленская, Т.Г. Егоров; И.Э. Плотниек и др.), специфика инициативности в контексте волевой сферы личности (Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и др.), интеллектуальная активность и инициатива в рамках психологии мышления (Л.М. Попов, Б.Ф. Ломов и др.) и психологии творчества (Д.В. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Лук, и др.). Инициативность рассматривалась как основное свойство личности (К.А. Абульханова-Славская), в контексте психологии управления (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.В. Щербина и др.), экономической психологии (В.Г. Валитов), при разработке вопросов социально ориентированного маркетинга (В.К. Гербачевский, Д.А. Леонтьев и др.). Были выявлены, в частности, следующие признаки инициативности: самостоятельное решение вопросов, творческое воображение, способность видеть перспективу. Таким образом, очевидно, что в перечисленных исследованиях инициативность определялась характеристиками, относящимися к разным психологическим сферам (волевой, мотивационной, когнитивной, эмоциональной, результативной), что подразумевает аналитический подход к изучению личности, который анализирует какую-либо одну из сторон инициативности.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Крупнова, Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельд-штейна и др. были реализованы положения отечественной психологии о системном характере качеств личности. А.И. Крупновым [7; 19] был разработан системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств, который является

альтернативным по отношению к аналитическим стратегиям и дает возможность комплексной диагностики, развития и совершенствования любой черты личности в целом. В рамках системно-функциональной модели инициативность рассматривается как система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений к процессу инициации.

Н.В. Тучак, А.Э. Пятинин, С.М. Зиньковская в своих исследованиях в русле системно-функционального указывают на специфику понятий «инициатива» и «инициативность». Инициатива определятся как любое первоначальное действие человека, выполняемое им в оригинальной, нетрадиционной форме или преследующее принципиально новые для личности и общества цели и задачи, почин, выступающий как начало процесса инициации. Инициативность — относительно устойчивое качество личности, выражающее постоянное стремление человека к инициации.

Н.В. Тучак [16] впервые применил системно-функциональный подход в своем исследовании инициативности предпринимателей. Автор выделил четыре типа реализации инициативного поведения: эргостенический, когнитивно-стенический, адаптивно-смысловой, когнитивно-аэргический. Установлено, что уровень успешности предпринимательской деятельности имеет прямые соотношения с типами реализации инициативности. А.Э. Пятининым [15] был проведен сравнительный анализ психологической структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей. В процессе исследования выявлено, что наиболее существенным различиям подвержены мотивационный и эмоциональный компоненты этого качества. У студентов, в отличие от учителей, инициативность стимулируется в большей степени эгоцентрическими побуждениями, а процесс ее реализации сопровождается деструктивными переживаниями. С.М. Зиньковской [4] изучена связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных. Обнаружены достоверные связи инициативности с личностной и учебно-профессиональной активностью курсантов. В дальнейшем автором было продолжено изучение индивидуально-психологических особенностей летного состава с учетом компонентов темперамента и показателей инициативности личности как профессионально важного качества летчика. И.З. Кезикова [6] в своем исследовании выявила различия в психологических структурах инициативности и любознательности старшеклассников из «чистых» и зараженных радиацией районов и степени выраженности отдельных переменных в данных группах. У старшеклассников «чистого» района инициативность и любознательность стимулируют регуляторно-динамические переменные (инструментально-стилевые характеристики); в стимулировании инициативности и любознательности старшеклассников зараженной зоны в большей степени задействованы мотиваци-онно-смысловые переменные (личностные характеристики). Линь Яцян [8] провела сравнительное исследование инициативности на различных этнокультурных выборках (российские и китайские студенты). Этнопсихологические особенности инициативности проявились, во-первых, в количественных и качественных ха-

рактеристиках различных компонентов и в степени выраженности тех или иных переменных; во-вторых, в связях между переменными регулятивно-динамического и мотивационно-смыслового блоков, а также в характере доминирования конкретных признаков внутри отдельных переменных. А.Ю. Польская [13] в своей работе сравнила переменные инициативности с характеристиками самоактуализации личности, в результате чего были выделены две группы студентов. В первую группу вошли студенты с высоким уровнем самоактуализации, у которых выявлены и более высокие показатели гармонических переменных инициативности и низкие значения агармонических. Во вторую группу вошли студенты с низким уровнем самоактуализации. В этой группе прослеживается более высокая выраженность агармонических переменных и более низкие показатели гармонических переменных инициативности. В.И. Байков [2] исследовал динамику развития переменных инициативности менеджеров в ходе тренинга. Для реализации коррек-ционной программы, которая была предложена автором, общая выборка испытуемых была условно разделена на две группы по степени выраженности переменной «энергичность» с изначально средним и низким значением. В ходе тренинга была выявлена положительная динамика переменных инициативности в обеих группах менеджеров до и после проведения развивающей работы, представлена специфика психологической структуры инициативности до и после тренинга. Э.И. Карамовой [5] были исследованы особенности психологической структуры инициативности у сотрудников внутренних дел с разным стажем работы. Специфика активной регуляции («интернальность») инициативности у сотрудников с 5-летним стажем проявилась в самоуверенности, у сотрудников с 10-летним стажем в уверенности в себе, внутренней активности и стремления к творчеству, основой активной регуляции инициативности сотрудников с 15-летним стажем выделены самоуверенность и внутренняя активность, стремление к творчеству и надежда на свои силы. Е.Н. Полянской [14] проанализированы сходство и различия настойчивости и инициативности как волевых черт характера студентов. Инициативность студентов в большей степени побуждается и регулируется внешними (социальными, общественными) факторами. Настойчивость же выступает как более «личностное», «субъектное» качество, так как в большей степени побуждается и регулируется внутренними факторами, в том числе и эмоциональными реакциями. Интересно, что и трудностей в реализации инициативности студенты отмечают больше. Е.Л. Никитиной [9] изучены психологические особенности инициативности и уверенности студентов-медиков и врачей-хирургов. Выявлены различия в обеспечении регуляторно-энергетической базы инициативности и уверенности, затрудняющие их эффективную реализацию у всех групп испытуемых, показан характер реализации социоцентрических и эгоцентрических побуждений при осуществлении инициативного поведения, установлены различия в подверженности инициативности и уверенности влиянию требований профессиональной и учебной деятельности. В.В. Алексеевой [1] выявлены психологические особенности инициативности старших школьников и студентов. Инициативность старших школьников отличается как по степени выраженности отдельных

переменных, так и по психологической структуре этого свойства. А.С. Жарикова [3] раскрыла связи различных переменных инициативности с показателями креативности и выявила возрастную динамику данных соотношений в подгруппах подростков, старших школьников и студентов.

Важнейшим направлением исследований, выполненных в рамках системно-функционального подхода, является выявление типологических особенностей личностных черт, особенно востребованное практикой психотерапии, профобразования, профотбора, так как дает возможность для разработки «адресных» программ психологической работы [10]. Типологические исследования инициативности в рамках системно-функционального подхода, проводились Н.В. Тучаком [16], Н.А. Фоминой [17], Е.Н. Полянской [14].

Нами совместно с И.А. Новиковой [11; 12; 18] было проведено исследование индивидуально-типических особенностей проявления и гармонизации инициативности в результате которого было выявлено четыре основных типа реализации инициативности старшими школьниками и студентами:

— инструментально-агармонический, представители которого хотели бы быть инициативными в разных сферах своей деятельности, но сталкиваются на пути реализации инициативы с большим количеством проблем и трудностей;

— избирательно-смысловой, представители данного типа проявляют инициативу выборочно, в тех случаях, когда считают это выгодным, ни умеют распределить усилия и эмоции для достижения поставленных целей, рационально применить навыки инициативного и волевого поведения;

— слабо мотивированный (данный тип выделен только в группе старшеклассников), представители которого не очень стремятся к проявлению инициатив и у них это не очень хорошо получается;

— инструментально-смысловой (выявлен только у студентов), его представители стремятся и умеют как можно чаще проявлять свои инициативы в различных сферах жизни и деятельности, не испытывая при этом особых проблем и трудностей.

На основе содержательных характеристик каждого из выделенных типов реализации инициативности, составленных по результатам кластерного, факторного, иерархического анализа, были разработаны основные направления гармонизации данного свойства личности [12].

Таким образом, существуют аналитический и системный подходы к изучению инициативности личности. Системно-функциональный подход преодолевает разрыв между различными характеристиками при изучении свойств личности (динамическими, эмоциональными, мотивационно-смысловыми и т.д.); позволяет учитывать природу различных компонентов личности (инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых); открывает возможности для разработки научно-практических программ и рекомендаций гармонизации и развития качеств личности. На разных выборках испытуемых (профессиональных, возрастных, половых, социальных и др.) выявлена специфика данного свойства личности, проявляющаяся в количественной выраженности отдельных компонентов и переменных и ка-

чественном своеобразии связей между ними, выделены индивидуально-типические особенности их проявления. Комплексные исследования качеств личности, в том числе инициативности, в русле данного подхода позволяет наметить основные пути развития и гармонизации личности, что является одной из важнейших задач современной психологии, а также воспитания молодежи в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеева В.В. Психологические особенности инициативности старших школьников и студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2011. [Alekseeva V.V. Psicho-logicheskie problemy initsiativnosti starshyckh Shkolnikov i studentov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M.: RUDN, 2011.]

[2] Байков В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2008. [Baikov B.I. Dinamika razvitiya peremennych initsiativnosti v khode treninga: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk — M.: RUDN, 2008.]

[3] Жарикова А. С. Соотношение инициативности и креативности личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2011. [Zharikova A.S. Sootnoshenie initsiativnosti i kreativnosti lichnosti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M.: RUDN, 2011.]

[4] Зиньковская С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. диса ... докт. психол. наук — М.: РУДН, 2007. [Zinkobskaya S.M. Sistemnoe izu-chenie chelovecheskogo faktora v opasnych professiyach: Avtoref. diss. ... dokt. psichol. nauk. — M.: RUDN, 2007.]

[5] Карамова Э.И. Особенности психологической структуры инициативности у сотрудников внутренних дел с разным стажем работы: Автореф. диса ... канд. психол. наук. — М., 2007. [Karamova E.I. Osobennosti psichologicheskoi struktury initsiativnosti u sotrudnikov vnutrennich del c raznyn stazhem raboty: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2007.]

[6] Кезикова И.З. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов: Диса ... канд. психол. наук. — М., 2002. [Kezikova I.Z. Cravnitelnyi analiz initsiotivnosti i luboznatelnosti starcheklassnikov iz chistych i zarazhennych radiatsiei raionov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2002.]

[7] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3).— С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozitsionniy podkhod k izucheniyu lichnosti i yeyo svoystv // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2006. — N 1 (3). — S. 63—73.]

[8] Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Автореф. диса ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Lin Yaciang. Sravnitelnaya charakteristika initsiativnosti u rossiskich i kitaiskich studentov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[9] Никитина Е.Л. Психологические особенности инициативности и уверенности студентов-медиков и врачей-хирургов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2010. [Nikitina E.L. Psichologicheskie osobennosti initsiativnosti i uverennosti studentov-medikov i vrachei-chirurgov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk — M.: RUDN, 2010.]

[10] Новикова И.А. Индивидуально-типологический подход к исследованию черт личности: Монография. — М.: РИО МГУДТ, 2013. [Novikova I.A. Individualno-tipologicheskij podkhod k issledovaniyu chert lichnosti: Monografiya. — M.: RIO MGUDT, 2013.]

[11] Новикова И.А., Шурухина Г.А. Системно-функциональный анализ индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов // Вестник Башкирского университета. — 2011. — Т. 16. — № 1. — С. 259—264. [Novikova I.A., Shuru-khina G.A. Sistemno-funkcionalnyi analiz individualno-tipicheskikh osobennostei initsiativnosti starshklassnikov i studentov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. — 2011. — T. 16. — No 1. — S. 259—264.]

[12] Новикова И.А., Шурухина Г.А. Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников и студентов: Монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. [Novikova I.A., Shurukhina G.A. Individualno-tipicheskie osobennosti pro-yavleniya i garmonizatsii initsiativnosti starshych Shkolnikov i studentov: Monografiya. — Ufa: RIC BashGU, 2013.]

[13] Польская А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2005. [Polskaya A.U. Cootnoshenie initsiativnosti i samoaktualizahsii lichnosti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M.: RUDN, 2005.]

[14] Полянская Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентации студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008. [Polyanskaya E.N. Individualno-tipicheskie osobennosti nastoichivosti, initsiativnosti i ka-riernych orientatsii studentov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2008.]

[15] Пятинин А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: Диса ... канд. психол. наук. — М, 1993. [Pyatinin A.E. Sravnitelnyi analiz initsiativnosti lichosti u studentov pedagogicheskogo vuza i opytnykh uchitelei: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1993.]

[16] Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1993. [Tuchak N.V. Psichologi-cheskaya struktura i tipy realizatsii initsiativnosti predprinimateleya: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1993.]

[17] Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. диса ... докт. психол. наук. — М., 2002. [Fomina N.A. Individualno-tipicheskie osobennosti svoistv lichnosti i ikh proyavleniya v rechi: Avtoref. diss. ... psichol. nauk — M., 2002.]

[18] Шурухина Г.А. Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 5. — С. 116—124. [Shuruchina G.A. Individualno-tipicheskie osobennosti proyavleniya i garmonizatsii initsiativnosti starshych shkolnikov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — No 5. — Р. 116—124.]

[19] Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y. V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2013. — Vol. 2. — No 3. — P. 407—413.

MAIN TRENDS IN RESEARCH INTO INITIATIVITY IN PSYCHOLOGY

G.A. Shurukhina

Chair of General and Social Psychology Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Chernishevsky str., 25a, Ufa, Bashkortostan, Russia, 450076

The article considers the modern approaches to investigating initiativity. The necessity to study initiativity as a personality property from the standpoint of the system-functional approach is substantiated.

Key words: system-functional approach, individually-typical features of personality traits, initiativity, senior pupils, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.