Научная статья на тему 'Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи'

Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2904
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ACTIVITY / INITIATION / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Т. С.

В статье определена педагогическая сущность социальной ответственности учащейся молодежи и обоснованы особенности формирования социальной ответственности учащейся молодежи как наиболее перспективной социально-демографической группы в системе деятельности государственных и общественных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF FORMING YOUNG PEOPLE SOCIAL RESPONSIBILITY

In this article author defines the pedagogical essence of social responsibility and exposes the peculiarities of its forming in students society, the most promising social group in the system of public and social service.

Текст научной работы на тему «Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи»

УДК 37.07

Т. С. Борисова

АКТИВНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье определена педагогическая сущность социальной ответственности учащейся молодежи и обоснованы особенности формирования социальной ответственности учащейся молодежи как наиболее перспективной социально-демографической группы в системе деятельности государственных и общественных институтов.

Ключевые слова: активность, инициативность, социальная ответственность.

Активность и инициативность в данной статье рассматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Предпосылкой инициативности априори является активность личности, равно как и без инициативности трудно представить себе активную, деятельную, самостоятельную, самореализующуюся и ответственную личность.

Категория «активность» является межпредметной и в равной степени употребляется как в философии и естествознании, так и в психологии и педагогике, а также в ряде других научных областей.

Философско-мировоззренческий подход (З. И. Тю-масева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак) к трактовке категории активности предполагает «динамическое условие становления и реализации потенциалов (деятельности, здоровья, индивидуальности) человека» [16, с. 23]. При этом философия и социология в качестве источников человеческой активности называют устойчивое неравновесие как основное свойство живого существа (по Э. С. Бауэру) и социальную сущность человека (по К. Марксу).

В психологии активность - это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования» [14, с. 14]. Активность выступает в соотношении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Феномен активности характеризует: 1) в большой степени обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия - в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией; 2) произвольность - обусловленность наличной целью субъекта; 3) надситуативность - выход за пределы исходных целей - в отличие от приспособитель-ности как ограничения действий узкими рамками заданного; 4) значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Активность как психологическое качество личности - первооснова творения человеком самого себя и предметного мира, важнейшее условие и

фактор психического развития. Как социальное явление активность характеризует социальную деятельность личности, выражает ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности. Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т. п.

В психолого-педагогической науке (Р. Бернс, 1986; В. Клайн, 1991; А.И. Кочетов, 1974;

В. А. Петровский, 1996; Г. К. Селевко, 2000; Г. К. Селевко и А. Г. Селевко, 2002 и др.) выделяют: активность объекта, или объектную активность (обеспечивает продуктивную исполнительскую и воспроизводящую деятельность человека, которую он совершает в системе, будучи преимущественно управляемым объектом); активность субъекта, или субъектную активностью (носит творческий, преобразующий характер) [6, с. 34].

В социологической науке (Е. М. Бабосов, 2002, 2004; Г. Е. Зборовский, 2004; С. С. Фролов, 1996 и др.) категория «социальная активность» понимается как «интегративная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» [4, с. 569]. При этом для социологов характерно рассмотрение активности личности этого вида в единстве с такими явлениями, как социальный статус (Е. А. Ануфриев, 1984) и социальное утверждение личности (А. В. Грибакин, 1985), социальные изменения (И. Валлерстайн, 1997), социальные цели и смыслы жизни человека (Л. Н. Коган, 1984, 1988), социализация (А. И. Ковалева, 1996) и др.

Социально активная личность в педагогике рассматривается в работах С. Г. Арефьевой, Л. М. Архангельского, Ф. А. Батурина, Л. П. Буевой, Ю. Е. Волкова, М. С. Кагана, Т. Г. Киселевой, В. Г. Мордковича, А. П. Станкевича и др. Этими исследователями разработана общая теория социальной активности личности, выявлены источники и тенденции ее развития.

Педагогика определяет активность как «качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений»

[15, с. 14]. Доктор педагогических наук Т. Г. Киселева определяет социальную активность как «проявление сущностных свойств социального субъекта в конкретно-исторических условиях», а ее источниками называет «природно-биологические данные, условия жизнедеятельности человека, его потребности, интересы, их развитость, мотивы, заинтересованность общества (социальных институтов) в развитии и реализации активности человека, уровень демократичности общества» [7, с. 24].

При этом показатели социальной активности Т. Г. Киселева подразделяет на объективные и субъективные. По мнению Г. К. Селевко и А. Г. Се-левко, «в субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельности и собственного выбора» [12, с. 157].

Социальная активность рассматривается как способ выражения личностных потребностей, организации жизни, самовыражения, разрешения противоречий между желаемым и необходимым. Она приобретает различную направленность в течение жизни личности в связи с ее ориентацией на конкретные достижения (материальные блага, карьеру и т.д.). Высшими формами активности являются инициатива и ответственность.

На наш взгляд, активность школьников проявляется в способности осознанно относиться к тому, что и как они делают, что и как они познают, в способности осуществлять выход за пределы требуемого, в инициирующих действиях, направленных на оптимальное решение задачи или ее постановку.

Категория «инициативность» как и «активность» является межпредметным феноменом и употребляется как в философии, так и в психологии, педагогике и ряде других научных областей, будучи предметом исследования социологов, психологов и педагогов. Термин «инициатива» употребляется в работах английского философа-мате-риалиста XVII в. Д. Локка, который подчеркивал, что для успеха «джентльмену» очень важно уметь проявить «собственную инициативу». Личную заинтересованность философ рассматривал как главный мотив инициативы.

Разработка философских основ понятия «инициатива» осуществлялась в работах современных авторов, изучавших сущность и закономерности творчества, его диалектику (О. Я. Андрос, 1992; Ю. Н. Кулюткин, 1986; Н. В. Кухарев, 1990; А. Ма-тейко, 1970; Я. А. Пономарев, 1976 и др.).

Начало исследованиям понятия «инициатива» в педагогике положили работы чешского мыслителя-гуманиста Я. А. Коменского, создателя «Великой дидактики», который полагал, что «достигнуть

всестороннего познания вещей, овладения ими и использования можно не иначе, как только через посредство нового...», и работы основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского, который подчеркивал необходимость развития и поддержки оригинальности как стремления индивида проявить личный почин в своей деятельности. В педагогических исследованиях изучались вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности (С. А. Петухов, 1954; М. С. Говоров, 1962; Т. Ф. Игнатенко, 1996; И. Э. Плотник, 1967; И. Д. Чернышенко, 1990), в условиях оздоровительного комплекса (В. Б. Чемоданов, 1987). Изучались вопросы муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив (С. С. Гиль, 2001).

У Н. К. Крупской природа ребенка была основанием для его воспитания. К таким естественным проявлениям она относила наличие у детей «общественных инстинктов» [9, с. 95], стремление активно действовать, наличие разнообразных интересов ко всему, что их окружает. Свойственная детям самодеятельность проявляется в преодолении трудностей, препятствий. Именно в этом видела Н. К. Крупская рождение подлинной инициативы [8]. А. С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту инициативности - готовность к совершению действий по собственному почину [10].

С психологической точки зрения инициатива рассматривалась в работах М. Вайсфельда (1928), Г. Крмпейре (1912), К. Левина (1981), Т. Рибо (1990) и др. Анализируя динамические, мотивационные, эмоциональные и когнитивные аспекты инициативы и инициативности, М. С. Говоров (1962), Э. А. Голубева (1983), Б. А. Кадыров (1990), А. И. Крупнов (1988-1998), Н. С. Лейтес (1977), Т. Н. Лобова (1986) рассматривали особенности их проявления в рамках психологии активности. Д. Б. Богоявленская (1983), М. С. Говоров (1962), Т. Г. Егоров (1952), Л. С. Новикова (1967), И. Э. Плотник (1967) и др. рассматривали мотивационные аспекты инициативы. При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. В данных исследованиях прослеживается зависимость проявления инициативы от убеждений личности (Н. Е. Румянцев, 1907), от ее интересов (М. С. Говоров, 1962; И. Э. Плотник, 1967).

На зависимость инициативы от эмоциональночувственной сферы личности указывал И. Ф. Кап-терев (1914). Влияние эмоций и чувств на первоначальные действия индивида раскрываются в работах Б. И. Додонова (1985), П. В. Симонова (1966), П. М. Якобсона (1958). В диссертационном исследовании Л. С. Новиковой (1967) определяются и

классифицируются чувства, переживаемые человеком при проявлении инициативы.

Во многих исследованиях инициативности как волевого качества подчеркивается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно воспитание инициативы. Определяя смысл волевого действия, С. Л. Рубинштейн отмечал, что всякое волевое действие является целенаправленным. Оно опосредуется через сознание личности и является поступком, в котором человек себя проявляет и которым он устанавливает свое отношение к другим [11, с. 182]. С. Л. Рубинштейн выделяет три группы волевых действий, в основе которых лежат соотношения между партикулярными и всеобщими мотивами [11, с. 182-189]. Среди важнейших волевых качеств личности инициативность определяется С. Л. Рубинштейном как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [11, с. 204]. При этом ученый выделяет такие признаки инициативности, как обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально-привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открыть.

Именно поэтому волевое действие, как показали исследования А. И. Щербакова, - это «сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую пред ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность со своим замыслом» [17, с. 14].

Все волевые качества формируются и развиваются в процессе деятельности - игровой, учебной, трудовой. Непременным условием для воспитания воли, а значит и инициативности, является формирование нравственного мировоззрения, усвоение принципов морали, развитие чувства долга и ответственности. Важно «... поставить перед человеком благородные цели, привить ему способность управлять собой, создавать такие условия, при которых учащиеся самостоятельно ставили бы перед собой цели и уверенно брали бы на себя ответственность» [17, с. 51-52].

А. И. Высоцкий отмечает, что в старшем школьном возрасте волевые качества получают дальнейшее интенсивное развитие [2, с. 7-8]. Такая трансформация, как подчеркивает А. И. Высоцкий, объясняется возрастной спецификой, довольно высоким уровнем самосознания. Исследованиям

А. И. Высоцкого принадлежит определение соотношения проявлений инициативности в различных сферах деятельности - учебной, спортивной, общественной, где оценивается инициативность по силе, устойчивости, широте и направленности [2, с. 234], на основании чего можно сделать вывод: инициативность как педагогический феномен должна изу-

чаться в сопряженности со всеми проявлениями жизни человека. В. И. Селиванов определяет инициативность как свойство, связанное с хорошо развитой общественной активностью, «способностью и умением человека по собственному почину предпринимать действия и поступки» [13, с. 15].

На основании вышеизложенного отметим, что инициативность - это не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.

Анализ понятия «инициативность» позволяет выделить две группы признаков инициативности. К первой группе следует отнести такие признаки, как почин (личный, собственный), начинание чего-либо; умение легко браться за дело и т.д.; ко второй - признаки, характеризующие инициативность как побуждение к новому, как способность человека видеть новое, как чувство нового, как постоянство стремлений человека к новому и т.д. Первую группу признаков можно отнести к инициативе, выступающей как начало процесса инициации, вторую - к инициативности как свойству личности, побуждающему к началу процесса инициации. Таким образом, инициатива - это почин, выступающий как начало процесса инициации; а инициативность - качество личности, выражающее постоянство состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к инициации. В то же время инициативность можно определить как качество, обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции.

Следовательно, можно говорить о том, что инициатива выступает одновременно и как средство, и как начальный этап инициативности. Достаточно часто понятия «инициативность» и «инициатива» исследуются в рамках когнитивного подхода. При этом личный почин рассматривается как основной компонент инициативы, а инициативность - как интеллектуальное качество личности, которое тесно связывается со способностями индивида (Н. Д. Левитов, П. И. Иванов, Б. М. Теплов и др.).

Структура инициативности представляется нам состоящей из взаимосвязанных компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационного, волевого, эмоционального, поведенческого, деятельностного, рефлексивно-оценочного.

Когнитивный компонент мы рассматриваем как наличие у субъекта знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненных форм, о разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, вероисповеданий, знаний о себе, о своих возможностях и сильных сторонах своей личности, творческого подхода в решении поставленных задач без ущемления прав в отношении других людей.

Мотивационный компонент направлен на формирование у школьников ценностных ориентаций, мотивации инициативных действий, в основе которых лежит нравственная составляющая.

Деятельностный компонент предполагает включение молодого человека в созидательную активность, которая, с одной стороны, востребовала бы проявление им личностных качеств, а с другой -ставила бы уровень развитости этих качеств под сомнение, активизируя рефлексивные процессы анализа и самоанализа на основе сравнения, сопоставления, соотнесения представления о себе с теми параметрами «меня лучшего», которые предполагает данная деятельность.

Интеллектуальный компонент характеризуется определенной системой интеллектуальных качеств, таких как интеллектуальная компетентность, интеллектуальная активность, интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, интеллектуальная саморегуляция, уникальность склада ума. Интеллектуальная компетентность -особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. Интеллектуальная активность - интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выхода за пределы заданной ситуации, действия вне требований извне. Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива. Интеллектуальное творчество - процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

Волевой компонент. В психологической литературе инициативность чаще всего рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль в инициативности играет интенсивность побуждений, активность стремлений. В генезисе личности инициативность формируется как выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.

В своем диссертационном исследовании «Психологическая характеристика инициативы школь-ников-подростков» (1962) М. С. Говоров отделяет инициативность от другого родственного свойства личности - самостоятельности (в психологической литературе имеет место неправомерное смешение этих свойств). Исследуя подростков, М. С. Говоров выделил среди них разные группы по развитию инициативности и самостоятельности (инициативные, но несамостоятельные; самостоятельные, но малоинициативные и др.). Степень волевой активности в инициативных действиях подростков зависит от условий, в которых совершается деятельность, от индивидуальных особенностей личности,

а также от того, в каком звене сложного волевого акта (постановка цели, планирование и исполнение) проявляется инициатива. По утверждению

В. И. Селиванова, наибольшие волевые усилия, максимальная активность и творчество требуются, когда все волевое действие - постановка и осознание цели, планирование и исполнение - проводится учеником самостоятельно. Волевой компонент в инициативных действиях школьников развит слабее, чем другие стороны этого качества.

Философ В. В. Зеньковский подчеркивал, что «активность может быть как волевой, так и эмоциональной. “Воля” обнимает собой такую регуляцию нашей активности, при которой сознание цели предваряет нашу деятельность. При эмоциональной регуляции активности выступает не сознание цели, а определенное эмоциональное переживание. Волевая активность требует от нас “усилия”, наоборот, эмоциональная активность поддерживается потоком чувства и в зависимости от силы последнего может достигать необычайного напряжения». И далее В. В. Зеньковский отмечал: «Как ни важен волевой регулятор инициативности, он не может заменить эмоционального регулятора (что верно, впрочем, и обратное), и, принимая во внимание то место, какое занимает воля в системе психических сил, мы должны сказать, что развитие воли никак не может стоять на первом месте . Таким образом, правильно понятая задача воспитания заключается в поднятии активности путем освобождения и развития эмоциональной жизни. Только на основе умелого эмоционального воспитания развитие воли и развитие ума не нарушают равновесия психических сил и не ведут к односторонности» [5, с. 117-118].

Поведенческий компонент характеризуется такими параметрами, как разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид; быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой - в случае необходимости; точный учет ситуации и ее динамики; способность действовать на основании прогноза, при действиях на основании установки - гибкость, точность, своевременность объективации; способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями; способность доводить начатое до конца, удерживать отдаленную цель.

Одной из важнейших проявлений инициативности является способность к обоснованному риску. Ю. Б. Гатанов замечает: «В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска - обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал, по нашему мнению, связана со способностью и умением обоснованно рисковать. К тако-

му выводу можно прийти, анализируя биографии выдающихся людей, для которых характерно данное качество. Наше исследование подтверждает это. Кроме того, инициативность, независимость, творчество и способность обоснованно рисковать можно развивать только в их нераздельной целостности» [3, с. 93-94].

В понимании понятий «инициатива» и «инициативность» все еще немало спорного. Чаще всего инициативность определяется как способность личности высказывать прогрессивные и творческие идеи в процессе активной познавательной деятельности, как мера ее активного участия в учебно-воспитательном процессе. Инициатив-

ность рассматривается как нравственное качество личности и как ее свойство. В общепсихологическом и педагогическом планах инициативность может трактоваться как совокупность усилий и действий школьника, направленных на претворение в жизнь прогрессивных идей, новаторских предложений, на удовлетворение познавательных интересов и потребностей, являющихся основой зарождения инициативности. Понятия «инициатива», «инициативность» употребляются в работах отечественных авторов в основном при характеристике проблем детской самоорганизации, самореализации личности подростков и молодых людей в рамках общественных объединений (А. В. Волохов, И. И. Фришман) и рассматриваются как качественные характеристики личности, необходимые элементы процесса самореализации. С. Тетерский

применяет понятие «социальные инициативы», характеризуя детское и молодежное движение.

На наш взгляд, инициативность - это интегрированное свойство личности, отражающее ее способности к самостоятельным начинаниям, обусловливающее достижение социального успеха, характеризующее ее творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, основанное на умении личности самостоятельно принимать решения, быть готовой и способной действовать за пределами поставленной задачи, что проявляется в когнитивном, мотивированном, поведенческом, деятельностном отношении к социуму с целью общественно значимого участия в его жизнедеятельности и преобразовании.

Активность во взаимосвязи с инициативой и ответственностью формирует субъективно-личностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, так как эти качества пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень активности.

В условиях построения в России правового государства и гражданского общества формирование социальной ответственности молодежи выступает как необходимый компонент стратегии дальнейшего развития страны.

Список литературы

1. Вайсфельд М. И. Слабость инициативы (безволие): исследование и лечение. М., 1928.

2. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.

3. Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.

4. Зборовский Г. Е. Общая социология. М., 2004.

5. Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / Сост. Е. Г. Оссовский, О. Е. Оссовский. Общ. науч. ред. и вступ. ст. Е. Г. Оссовского. Саранск, 2003.

6. Карпенко С. И. Феномен социальной активности личности в современной психолого-педагогической науке // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Информационный бюллетень / Общ. ред. В. Н. Гурова, А. Е. Шаболдаса, В. Ф. Вишняковой. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. Вып. 3.

7. Киселева Т. Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: автореф... дисс. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

8. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1957.

9. Крупская Н. К. Пути пионерского движения. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1927.

10. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. 2-е изд. Т. 4. М., 1960.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

12. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

13. Селиванов В. И. Вопросы воли в советской педагогике // Вопросы психологии и педагогики воли. Краснодар, 1969.

14. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

15. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ГЦ Сфера, 2004.

16. Тюмасева З. И., Богданов Е. И., Щербак Н. И. Словарь-справочник современного общего образования: Акмеологические, валеологичес-кие и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004.

17. Щербаков А. И. Волевые процессы и свойства личности. Природа и формирование / Лекции из курса «Основы общей психологии». Л., 1963.

Борисова Т. С., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ученый секретарь.

Учреждение Российской академии образования «Институт социальной педагогики».

Ул. П. Корчагина, 7, А, г. Москва, Московская область, Россия, 129626.

E-mail: lopolit@ rambler.ru

Материал поступил в редакцию 07.04.2009.

T. S. Borisova

THE PECULIARITIES OF FORMING YOUNG PEOPLE SOCIAL RESPONSIBILITY

In this article author defines the pedagogical essence of social responsibility and exposes the peculiarities of its forming in students’ society, the most promising social group in the system of public and social service.

Key words: activity, initiation, social responsibility.

Russian Academy of Education “Institute of Social Pedagogy”.

Ul. P. Korchagina, 7, А, Moscow, Moscow oblast, Russia, 129626.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.