Научная статья на тему 'К вопросу об инновационной инициативе и инициативности личности современного руководителя'

К вопросу об инновационной инициативе и инициативности личности современного руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
622
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА / THE SUCCESS OF THE INNOVATION PROCESS / ИНИЦИАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / INNOVATIVE INITIATIVE / INDIVIDUAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахно Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме изучения инновационной инициативы личности. Инновационная инициатива рассматривается как побуждение к действию, первый шаг в инициировании инновации. Теоретической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых С.Л. Рубинштейна, М.С. Говорова, Д.Б. Богоявленской, П. Меррилла, Э. Брукинга и др., посвященные механизмам возникновения и развития инициативы и инициативности личности. В статье представлен анализ этих работ, который позволил сделать предположение о том, что инновационная инициатива лежит в основе инициативности личности как волевого качества. В соединении с самостоятельностью инициативность обеспечивает успешность инновационного процесса. Степень выраженности инновационной инициативы отражается в принятии исполнителями той или иной роли. Возникновение инновационной инициативы обусловлено как высокими благородными мотивами, так и мотивами эгоистического характера. Исследования инновационной инициативы, ее связи и роли в развитии инновационного потенциала, позволят еще глубже понять пути самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of learning innovation initiatives

An innovative initiative is seen as a motivation to action, the first step in initiating innovations. The theoretical basis of the research are the work of domestic and foreign scientists S.l. Rubinstein, M.S. Govorov, D.B. Bogoyavlenskaya, P. Merrill, E. Bruking, and others, on the mechanisms of emergence and development of the initiative and creativity of personality. The article provides an analysis of these works, which has led to the suggestion that an innovative initiative is at the heart of the initiative of the individual as a volitional qualities. In conjunction with the autonomy initiative ensures the success of the innovation process. Level of innovation initiatives is reflected in the adoption of an implementing role. The emergence of innovation initiatives because of the high noble motives and motives of selfish nature. Research of innovation initiatives, its context and its role in the development of innovative capacity, will have a deeper understanding of the path of self-realization of personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационной инициативе и инициативности личности современного руководителя»

УДК 159.9 ББК 88.37

и.В. пахно

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования,

г. Хабаровск [email protected]

к вопросу об инновационной инициативе и инициативности личности

I.V. Pakhno

Khabarovsk Kray Institute for Retraining and Qualification Upgrading in the Field of Professional

Education, Khabarovsk

THE ARTICLE DEALS WITH THE PROBLEM OF LEARNING INNOVATION

INITIATIVES.

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения инновационной инициативы личности. Инновационная инициатива рассматривается как побуждение к действию, первый шаг в инициировании инновации. Теоретической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых С.Л. Рубинштейна, М.С. Говорова, Д.Б. Богоявленской, П. Меррилла, Э. Брукинга и др., посвященные механизмам возникновения и развития инициативы и инициативности личности. В статье представлен анализ этих работ, который позволил сделать предположение о том, что инновационная инициатива лежит в основе инициативности личности как волевого качества. В соединении с самостоятельностью инициативность обеспечивает успешность инновационного процесса. Степень выраженности инновационной инициативы отражается в принятии исполнителями той или иной роли. Возникновение инновационной инициативы обусловлено как высокими благородными мотивами, так и мотивами эгоистического характера. Исследования инновационной инициативы, ее связи и роли в развитии инновационного потенциала, позволят еще глубже понять пути самореализации личности.

Ключевые слова: инновационная инициатива, инициативность личности, успешность инновационного процесса.

Annotation: An innovative initiative is seen as a motivation to action, the first step in initiating innovations. The theoretical basis of the research are the work of domestic and foreign scientists S.l. Rubinstein, M.S. Govorov, D.B. Bogoyavlenskaya, P. Merrill, E. Bruking, and others, on the mechanisms of emergence and development of the initiative and creativity of personality. The article provides an analysis of these works, which has led to the suggestion that an innovative initiative is at the heart of the initiative of the individual as a volitional qualities. In conjunction with the autonomy initiative ensures the success of the innovation process. Level of innovation initiatives is reflected in the adoption of an implementing role. The emergence of innovation initiatives because of the high noble motives and motives of selfish nature. Research of innovation initiatives, its context and its role in the development of innovative capacity, will have a deeper understanding of the path of self-realization ofpersonality.

Keywords: innovative initiative, individual initiative, the success of the innovation process.

Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий свою собственную систему понятий и базовые для инноватики понятия из основополагающих отраслей знания. Система иннова-

тики включает, прежде всего, следующие категории: новатор и инноватор, новшества (новации), нововведения (инновации), инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационное поведение, инновационная

активность и инновационная инициатива личности.

Мы обратились к понятию инновационной инициативы в связи с изучением инновационного потенциала личности. Инновационная инициатива до настоящего времени не попадала в поле зрения исследователей, хотя совершенно логично, что любая инициатива является побуждением к деятельности и показателем активности личности. Для инновационной деятельности это должно быть более чем актуально, ведь кто-то должен сделать первый шаг и побудить себя и других к созданию и внедрению нового.

В энциклопедическом словаре инициатива (франц. initiative - от лат. initium - начало), почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

Изучение инициативы имеет давнюю научную традицию. Термин «инициатива» употреблялся в работах Д. Локка, И. Канта и русских философов XIX века. Д. Локк рассматривал личную заинтересованность как главный мотив инициативы. С психологической точки зрения инициатива рассматривалась в работах Т. Рибо (1990), Ж. Пейо (1912), К. Левина (1981), Г. Компейре (1912) и др. Т. Рибо, Ж. Пейо исследовали динамические особенности проявления инициативы. При этом первый описал ее патологические состояния, связывая их с недостатком процесса возбуждения, проявляющимся в том, что «побуждение к действию есть, а действия нет», и человек не может проявить почин. Ж. Пейо вычленяет пассивность и лень как качества, противостоящие инициативе. В большей степени проблема исследована в рамках психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, 1983; А.Н. Лук, 1976; Я.Л. Пономарев, 1976-1990; Ю.Н. Кулюткин, 1986; А. Матейко, 1970). При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. И.Ф. Каптерев в 1914 году указывал на зависимость инициативы от эмоционально-чувственной сферы личности. Влияние эмоций и чувств на первоначальные действия индивида раскрываются в работах Б.И. Додонова (1985), П.В. Симонова (1966), П.М. Якобсона (1958). В диссертационном исследовании Л.С. Новиковой (1967) определяются и классифицируются чувства, переживаемые человеком при проявлении инициативы. В последние годы исследования инициативы сместились в поле социально - воспитательных технологий (Г.К. Се-левко, 2002), социальной ответственности (Т.С. Борисова, 2009).

Наряду с понятием «инициатива» употребляется и понятие «инициативность». В большинстве современ-

ных источников эти понятия однозначны и авторы, не различая их, в одном предложении пишут «инициатива личности», а в другом «инициативность личности». Инициативность, как качество личности, выражается в стремлении личности к проявлении инициативы. Инициативность является интегративным и системным качеством, отражающим высшую степень активности личности. Таким образом, если представить активность личности в виде шкалы «пассивность-излишняя активность (навязчивость, авантюризм)», то инициативность находится в золотой середине между пассивностью и навязчивостью. Недостаток инициативности ведет к пассивности, а ее избыток - к навязчивости и авантюризму. Глубокие исследования инициативности были проведены С.Л. Рубинштейном в связи с изучением волевых качеств личности. Во многих исследованиях инициативности как волевого качества подчеркивается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно воспитание инициативы. Определяя смысл волевого действия, С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякое волевое действие является целенаправленным. Оно опосредуется через сознание личности и является поступком, в котором человек себя проявляет и которым он устанавливает свое отношение к другим. С.Л. Рубинштейн выделяет три группы волевых действий, в основе которых лежат соотношения между партикулярными и всеобщими мотивами [5, с. 182-189]. Среди важнейших волевых качеств личности инициативность определяется С.Л. Рубинштейном как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [5, с. 204]. При этом ученый выделяет такие признаки инициативности, как обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально-привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открыть.

Инициативность изучали с начала 60-х годов прошлого века С.А. Петухов, М.С. Говоров, Л.С. Новикова и др. Результатом этого изучения явилось, прежде всего, разграничение таких родственных волевых качеств, как инициативность и самостоятельность. Инициатива как умение по собственному сознательному почину предпринимать действия не совпадает с самостоятельностью как умением без посторонней помощи выполнять действия. Анализируя инициативу подростков, М.С. Говоров установил, что самостоятельность всегда положительно влияет на процесс инициативного действия, способствуя его завершению, тогда как инициатива далеко не всегда, обеспечивает завершение посильного задуманного дела самостоятельно, без помощи других. Среди подростков выявились следующие группы: 1) инициативные и само-

стоятельные, 2) инициативные, но несамостоятельные и 3) самостоятельные, но малоинициативные. У детей обнаруживается инициатива, воспроизводящая и творческая (А.С. Петухов). В первом случае собственный почин не выходит за пределы опыта окружающих, является повторением тех инициативных действий, которые хорошо знакомы другим. Во втором случае имеет место оригинальный новаторский почин, хотя он может быть (в особенности у учащихся) и не новым. Дифференциация инициативных учащихся по этому признаку выражается в том, что одни постоянно проявляют лишь воспроизводящую инициативу, другие — постоянно воспроизводящую и лишь эпизодически творческую, третьи постоянно проявляют как воспроизводящую, так и творческую инициативу [1]. И еще одно утверждение, которое позволяет построить схему возникновения инновационной инициативы, принадлежит М.С. Говорову о том, что в качестве главной движущей силы инициативы рассматриваются принципы личности, в связи с этим она в равной мере может побуждаться как высокими благородными мотивами, так и мотивами эгоистического характера [1].

Данные исследования позволяют нам глубже понять феномен инновационной инициативы. Инновационная инициатива может рассматриваться нами как побуждение к действию, первый шаг в инициировании инновации. Если взять за основу модель инновационного процесса по Э. Брукингу, в котором инновационный процесс имеет циклический характер и охватывает четыре фазы: генерирования идеи и создания базы данных, концептуализации в форме рассмотрения различных вариантов решения задач, оптимизации наиболее перспективного способа достижения поставленной цели и исполнения инноваций, завершения цикла [2]. Инновационная инициатива обеспечивает движение инновации от одной фазы к другой. Она является «топливом», энергией, которая не дает колесу остановиться на одной из фаз. Возникновение инновационной инициативы обусловлено как высокими благородными мотивами, так и мотивами эгоистического характера. Проявление инновационной инициативы лежит в основе инициативности личности как волевого качества. В соединении с самостоятельностью инициативность обеспечивает успешность инновационного процесса. В свою очередь степень выраженности инновационной инициативы отражается в принятии исполнителями той или иной роли. Питер Меррилл утверждает, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора же одиночки эти роли не только должны гармонично сочетаться, но и по ходу инновационного процесса могут сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов

(реализующих путь от возможности к решению), дора-ботчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли, ключевые для инновационного процесса и совпадают с этапами данного процесса. П. Меррилл считает, что инновационная деятельность - это командное взаимодействие, и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, поможет принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций[4]. А.Д. Карнышев рассматривает инновацию как социально-психологический феномен, присущий меньшинству или даже личности, если она представлена единственным выразителем этого меньшинства [3]. В данном случае новатор-одиночка проходит путь от проявления первичной инициативы до внедрения инновации. И на каждом этапе инновационного процесса ему предстоит сделать волевое усилие для продолжения работы.

В качестве заключения хочется добавить, что исследования инновационной инициативы, ее связи и роли в развитии инновационного потенциала личности, позволят еще глубже понять пути самореализации личности как субъекта не только труда, но и познания, общения, жизни в целом.

Библиографический список

1. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи//Вестник Томского государственного педагогического университета, №5,2009.

2. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии: Пер. с англ. /Э. Брукинг. -СПб., 2001.

3. Карнышев, А. Д. Инновация как социально психологический и личностный феномен // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 14-19.

4. Меррилл, П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру/П. Меррил - М., 2009.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. /С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.

6. Трофимова Е.Л., Данильчук Т.И. Проблемы адаптации новых сотрудников в системе управления персоналом на малых предприятиях общественного питания // Известия Иркутской государственной экономической академии (Электронный журнал). 2013. №2.

Психология в экономике и управлении 2014, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.