балета / Г.М. Бурмакова, А.И. Крупаткин, Г. Д. Покинь-Череда // Медицинский совет. - 2011. - № 7-8. - С. 49-52.
2. Девликамова, Ф.И. Современные представления о формировании миофасциальной триггерной зоны / Ф.И. Девликамова // Российский журнал боли. - 2015. - № 1 (44). - С. 29-30.
3. Загородный, Г.М. Кинезотейпирование в практике спортивного врача (лекция) / Г.М. Загородный, А.Ю. Филимонов, О.В. Петрова // Спортивная медицина: наука и практика. -
2013. - № 3. - С. 71-76.
4. Харченко, Г.Д. Основные принципы восстановления спортсменов с миофасциальным болевым синдромом с учётом психологического аспекта их реабилитации / Г. Д. Харченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -
2014. - № 8. - С. 29-33.
5. Якупов, Р. А. Электромиографическая характеристика миофасциальных нарушений у спортсменов / Р.А. Якупов [и др.] // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - Казань, 2014. - С. 174-176.
6. Янышева, Г.Г. Коррекция миофасциальных нарушений у спортсменов с использованием рефлексотерапии и постизометрической релаксации / Г.Г. Янышева [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 97-101.
REFERENCES
1. Burmakova, G.M., Krupatkin, A.I. and Podkin-Chereda G.D. (2011), "Possibilities of extracorporal shock wave therapy in treatment of myofascial pain syndrome of the dorso-sacro-lumbar region in sportsmen and ballet artists", Medical council, No. 7-8, pp. 49-52.
2. Devlikamova, F.I, (2015), "Modern ideas of formation of myofascial trigger zone", Russian journal of pain, No. 1 (44), pp. 29-30.
3. Zagorodny, G.M., Filimonov A.Yu. and Petrova O.V. (2013), "Kinesiotaping in practice of the sports doctor (lecture)", Sports medicine: science and practice, No. 3, pp. 71-76.
4. Kharchenko, G.D. (2014), "Basic principles of renewal of sportsmen with myofascial by a pain syndrome taking into account the psychological aspect of their rehabilitation", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, Vol. 8, pp. 29-33, doi:10.6084/m9.figshare.1022953.
5. Yakupov, R., Romanov, K., Yanysheva, G. and Samigullin, B. (2014), "The Electromyo-graphic characteristic the myofascial of violations at athletes", Physiological and biochemical bases and pedagogical technologies of adaptation to physical activities, different in size, pp. 174-176.
6. Yanysheva, G., Yakupov, R., Romanov, K. and Samigullin. B. (2014), "Reflex-therapy and post-isometric relaxation in athletes with myofascial dysfunctions", Sports medicine: science and practice, No 4, pp. 97-101.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2017
УДК 37.018.57
ПРИЗНАКИ ИНИЦИАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ
КЛАССОВ
Дмитрий Александрович Тезиков, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Работа посвящена всестороннему изучению проблемного вопроса инициативности кадетских полицейских классов. В работе сосредоточено внимание на изучении процесса воспитания инициативности учащихся кадетских полицейских классов, т.к. организация деятельности кадетского полицейского на базе общеобразовательной школы позволяет реализовать не только программы основного общего образования, но и дополнительные специализированные программы, и целенаправленную воспитательную работу. В работе проведена сравнительная характеристика
определения «инициативность», трактуемое различными специалистами в области педагогики. Выявлена тесная взаимосвязь инициативности, настойчивости, решительности. Выявлено, что инициативность влияет на самостоятельность учащихся кадетских полицейских классов. Автором выделены основные признаки инициативности как личностного качества, среди них такие, как активная преобразовательная деятельность, способность выходить за пределы требуемого, проявление решительности и настойчивости в достижении цели, самостоятельность в принятии решения, ответственность за него.
Ключевые слова: учащийся кадетских полицейских классов, инициативность, личностное качество, деятельность, решительность, настойчивость, самостоятельность, ответственность.
SIGNS OF INITIATIVE OF STUDENTS OF POLICE CADET CLASSES
Dmitry Aleksandrovich Tezikov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd
Annotation
The article is devoted to the comprehensive examination of the problematic issue of initiative of the police cadet classes. The work focuses on the study of the process of training to the education initiative of the students of the police cadet classes, since the organization of the activities of the police cadets on the basis of the comprehensive school allows you not only to implement the program of basic education, but the additional specialized programs and targeted educational work. The comparative characteristics of the definition "initiative", interpreted by various experts in the field of pedagogy, has been presented in the article. The close correlation of initiative, perseverance, determination has been revealed. It is revealed that the initiative affects the autonomy of the students of the police cadet classes. The author outlines the main features of the initiative as a personal quality among them, such as active transforming activity, the ability to go beyond the required, the manifestation of determination and persistence in achieving objectives, the autonomy in decision-making, the responsibility for it.
Keywords: student police cadet classes, initiative, personal quality, activity, determination, perseverance, independence, responsibility.
Одной из приоритетных задач в современном обществе в воспитании молодого поколения становится ориентация на воспитание патриотизма и гражданственности, чувства долга, гордости за свою страну, что в рамках сформировавшейся политической ситуации, как в мире, так и в нашей стране непосредственно приобретает все большее значение. Популяризация среди учащихся общеобразовательных организаций таких понятий как «достоинство», «единство», «отвага», «честь», возрождение живого интереса к истории своего Отечества, героическим подвигам своих соотечественников, на современном этапе становится основой создания нового направления модернизации образования, а именно кадетских полицейских классов на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. Целью их создания является воспитание законопослушных граждан, формирование патриотического сознания и чувства гражданственности, а также повышение правовой грамотности подростков. Создание данных классов - потребность времени, один из вариантов профилизации образования.
По мнению О.А. Габриэлян, основными воспитательными задачами в кадетских полицейских классах общеобразовательных организаций являются следующие: воспитывать уважение к достоинству и чести другого человека; повышать интерес к военному делу; развивать культуру межличностных отношений учащихся; развивать чувство патриотизма в процессе усвоения истории и традиций российской армии, героического прошлого России; создавать условия для нахождения нравственного идеала; формировать потребность в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни; формировать эстетический вкус, чувство прекрасного [3].
Вышеизложенные задачи могут быть положены в основу воспитания инициативности учащихся кадетских полицейских классов общеобразовательных организаций. Однако в современной педагогической науке вопрос научного обоснования воспитания инициативности как личностного качества подростка с учетом специфики обучения в ка-
детских полицейских классах остается открытым. В данной работе мы сосредоточились на выявлении признаков инициативности, учащихся кадетских полицейских классов. Мы сосредоточили внимание на воспитании инициативности учащихся кадетских полицейских классов, т.к. организация деятельности кадетского полицейского на базе общеобразовательной школы позволяет реализовать не только программы основного общего образования, но и дополнительные специализированные программы, и целенаправленную воспитательную работу.
Вслед за Ю.Н. Бахтиным мы считаем, что на современном этапе развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственно-патриотические компоненты в содержании образования [2]. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых личностных качеств учащихся кадетских полицейских классов в общеобразовательных учреждениях.
Основной задачей перед современным педагогом выступает формирование у учащихся не только фундаментальных знаний, но обучение к самостоятельному принятию решений в различных ситуациях. Организация современного процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода предполагает развитие учащегося кадетских полицейских классов через проявляемую им самим инициативность [11].
Изучение инициативности как личностного качества в настоящее время является актуальной проблемой многих педагогических исследований.
В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «качество» характеризуется как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других и придающих ему определенность; а также как свойство или признак, определяющий достоинство чего-либо [7].
Анализ классификации видов, типов выявления инициативы позволяет выявить следующие признаки инициативности: инициативность как личностный почин, готовность к инициативным действиям; инициативность как стремление к новому, потребность инициировать и достигать цели без внешнего стимулирования. Вышеизложенное позволяет сделать заключение, что инициативность является личностным качеством.
По утверждению Т.К. Окушко, воспитание инициативности в широком смысле способствует активной, творческой деятельности детей и молодежи не только сегодня, но в перспективе, гармонизирует интересы личности в ее сотворчестве с другими на благо людей, общества, государства [8].
Как считает Е.А. Шанц, способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует интересующее нас личностное качество - инициативность [12]. Следовательно, воспитание инициативности учащихся кадетских полицейских классов как личностного качества является актуальным педагогическим аспектом.
Инициативность характеризуется как почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какой-либо новой идеи, в решении какой-либо проблемы; внутренне побуждение к новым формам деятельности. В педагогическом словаре инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям. В работах А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского инициативность рассматривалась как готовность к личному почину в собственной деятельности.
К. А. Абульханова-Славская определяет инициативность, как форму самовыражения личности, проявление встречной активности по отношению к другому человеку. Также автор подчеркивает значимость субъектных условий для возникновения инициативности и выделяет причины ее отсутствия: неумение проявлять инициативность из-за несформированности внутреннего побуждения; подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития; развитых социально-психологических способностей организаторских умений, что не позволяет проявлять инициативность организационно-
практически; блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого неодобрения окружающих [1].
Под инициативностью Е.А. Погонина понимает форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Таким образом, признаком инициативности является активная преобразовательная деятельность учащегося кадетских полицейских классов. В современном понимании деятельность представляет собой специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности, а именно развитие каких-либо способностей.
С точки зрения А.Н. Леонтьева способности являются психическими образованиями, дающие личности успешность осуществления какой-либо деятельности [5], в том числе и в инициативности.
Первостепенное внимание Б.М. Теплов обращает на связь задатков и способностей. Способности, согласно автору, это «индивидуально-психологическими особенностями, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей, не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [10].
Все работы С.Л. Рубинштейна пронизаны верой в человека и его неисчерпаемые способности и возможности: «человек - часть мира - выступает как сила, сознательно изменяющая и преобразующая мир». «Каждый человек таит в себе и иногда обнаруживает значительные вариации в смысле уровня, высоты функционирования». С.Л. Рубинштейн подчеркивает способность человека делать себя самого предметом преодоления, выходить за пределы самого себя [9].
На основании анализа работ А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова мы считает, что признаком инициативности является способность выходить за пределы требуемого.
По мнению Р.Г. Апресяна, А.Н. Корабельникова под инициативностью понимается комплексное образование, включающее активное отношение личности к миру, основанное на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности, т.е. активная преобразовательная деятельность, способность учащегося выходить за пределы требуемого; проявление решительности и настойчивости, способность к самостоятельности, несение ответственности за принятое решение, которые считаем так же признаками инициативности учащихся кадетских полицейских классов. Так, под решительностью в нашем исследовании мы понимаем личностное качество человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности - это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств. Настойчивость мы рассматриваем как личностное качество, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Анализ данных определений дает понимание инициативности как проявления решительности и настойчивости в достижении поставленной цели, как категории, характеризующей любую деятельность [4]. Цель является представлением о результате. Ставя перед собой цель, учащийся кадетских полицейских классов представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо грамотно отобрать средства ее достижения, взять на себя ответственность за выбор, т. е. проявить инициативность. Далее рассмотрим следующий признак инициатив-
ности учащихся кадетских полицейских классов ответственность за принятое решение. Инициативность К. А. Абульханова рассматривает как «свободную, отвечающую потребностям субъекта форму самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания», как опережение личностью внешних требований и проявление творчества, как взаимодополнение свободы и необходимости. На основе разработанного ею теоретического подхода и экспериментальных данных, полученных на взрослом контингенте, К. А. Абульханова строит открытую типологию личности, в которой раскрывается диалектика взаимосвязей инициативности и ответственности. Взаимосвязь инициативности и ответственности формирует субъективно-личностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, т.к. эти качества пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативности и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень самостоятельности в выстраивании учебной деятельности учащегося кадетских полицейских классов.
Итак, самостоятельность как признак инициативности учащихся кадетских полицейских классов проявляется в способности к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности. Стремление к поиску новых путей решения учебных задач достигается через активное оперирование уже известными фактами, через его переработку с помощью приобретаемого и приобретенного жизненно-практического опыта, что способствует выработке самостоятельности [6]. Самостоятельность представляет собой желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Так у подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом подростки проявляют позицию максимализма: стремятся утвердить свою самостоятельность более чем это реально осуществимо. Следует учить подростков проявлять самостоятельность в принятии решения как признака инициативности учащихся кадетских полицейских классов. По мнению Н.П. Гуменю-ка и В. В. Клименко, инициативность возникает при преодолении трудностей нетрадиционными средствами и методами. Такое понимание инициативности представляется излишне зауженным, т.к. она может проявляться не только при наличии трудностей и с использованием не обязательно нетрадиционных средств и методов. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к деятельности.
Исходя из вышеизложенного, под инициативностью учащихся кадетских полицейских классов как личностного качества мы понимаем активную преобразовательную деятельность посредством способности выходить за пределы требуемого, проявлять решительность и настойчивость в достижении цели, самостоятельно брать на себя ответственность за принятое решение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 349-352.
3. Габриэлян, О. А. Кадетские классы МВД - новый ориентир современного патриотического воспитания школьников Волгограда [Электронный ресурс] / О.А. Габриэлян // Режим доступа: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1850 (дата обращения - 16.02.2017)
4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособ. для студ. и аспирантов пед. вузов / В.В. Краевский. - Волгоград : Перемена, 2002. - 163 с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 352 с.
6. Менчинская, Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников / Н.А. Менчинская. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 374 с.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. Л. Скворцова. - М. : Оникс, Мир и Образование, 2015. - 976 с.
8. Окушко, Т.К. Формирование социальной инициативности подростков в детском общественном объединении / Т.К. Окушко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 190-193.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн ; сост. А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская. - СПб. : Питер, 2007. - 720 с.
10. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. : МОДЭК, 2007. - 640 с.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
12. Шанц, Е.А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности / Е. А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. - Уфа : Лето, 2012. - С. 157-160.
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1991), Life strategy, Mysl, Moscow.
2. Bakhtin Yu.K. (2014), "Patriotic education as the basis for the formation of morally healthy personality", Young scientist, No. 10. pp 349-352.
3. Gabrielian O.A. (2016), "Cadet classes MIA - new landmark of modern Patriotic education of students of Volgograd", available at: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1850.
4. Kraevsky, V.V. (2002), General principles ofpedagogy: textbook, Peremena, Volgograd.
5. Leontiev, A.N. (2005), Activity. Consciousness. Personality, Sense, Academy Moscow.
6. Menchinskaya, N.A. (1961), The application of knowledge in educational practice of students, publishing house APN RSFSR, Moscow.
7. Ozhegov S.I. (2015), Dictionary of Russian language, Onyx, Peace and Education, Moscow.
8. Okushko, T.K. (2014), "Since the formation of the social creativity of adolescents in a children's public Association", Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetika, Vol. 20, No. 1, pp. 190-193.
9. Rubinstein, S.L. (2007), Fundamentals of General psychology, PETER, St. Petersburg.
10. Teplov, B.M. (2007), Psychology and psychophysiology of individual differences, MODEK, Moscow.
11. Ed. Asmolov, A.G. (2011), Formation of universal educational activities in secondary school: from action to thought. System of tasks, Education, Moscow.
12. Schantz E.A. (2012), "Initiative as one of socially important qualities of a student in socially useful activities", Actual problems of modern pedagogy: materials of the II Intern. scientific. Conf., Summer, Ufa, pp. 157-160.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2017
УДК 796/799
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Александр Михайлович Трофимов, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ФГБУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина), Елец
Аннотация
В статье рассматриваются психофизиологические механизмы ловкости и координационных способностей. Представлены результаты исследования механизмов управления движениями нерв-