Существует много разновидностей вопросов, направленных на проверку понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т.е. готовый материал. Предлагаемые вопросы могут быть составлены таким образом, чтобы ответы на них представляли собой резюме текста. Довольно типично в этой связи задание:
4. Найдите в тексте предложения, которые являются ответами на следующие вопросы.
Выполнение заданий такого рода может явиться свидетельством понимания читаемого текста и обеспечивает переход к работе над приведенным ниже заданием.
5. Составьте план текста.
II. Упражнения, дающие выход в устную и письменную речь.
Заметим, что при выборе нижеследующих заданий мы руководствовались положением Е.И. Пассова о том, что в основе пересказа текста должны лежать действия трансформации, комбинирования и перефразирования. Эти действия осуществляются с опорой на структуру текста-образца и на его содержание, т. е. в какой-то мере они подготовлены и по форме, и по содержанию [4].
1. Перескажите текст, используя изученные конструкции и лексику.
2. Перескажите текст, заменяя изучаемые конструкции синонимичными.
3. Передайте новую информацию несколькими предложениями (2-3 предложения).
4. Перескажите текст от другого лица.
5. Изложите содержание текста с опорой на ключевые слова и выражения.
6. Как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию?
В заключение отметим, что при разработке комплекса упражнений нами учитывались все главные составляющие процесса обучения РКИ, среди которых выделим: условия обучения (основная профессиональная подготовка осуществляется на английском языке), уровень языковой, речевой и методической подготовки студентов-медиков, психолингвистические особенности формирования языковых и речевых умений и навыков, учет родного (английского) языка иностранных студентов-медиков. Все разработанные в нашем комплексе упражнения дополняют друг друга и способствуют успешному обучению данной категории студентов чтению и овладению РКИ. Предлагая подобные задания и следя за их выполнением, мы ставили своей целью облегчить работу студентов-медиков над текстом, приближая и контролируя его понимание.
Литература
1. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим. - М., 1977.
2. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.И. Богин. - Л., 1984.
3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / ред. сов. Е.А. Маслыко и др. -Минск, 2001.
4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М., 1991.
УДК 796.0
Л.О. Полякова, Е.С. Янущак
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
В статье представлены результаты изучения волевых качеств личности спортсменов: самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость. Исследование проводилось в условиях спортивных походов повышенной сложности.
Психология спорта, воля, волевая активность, экстремальная спортивная деятельность.
This article presents the results of the study of a strong-willed personality of the athletes: independence, determination, initiative and perseverance. The research was carried out in conditions of sports tours of high complexity.
Sports psychology, will, volitional activity, extreme sport.
В психологии спорта особое внимание уделяется исследованию деятельности, протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени) [2]. Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий,
без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и внутренних состояний [1].
Спортивный туризм относится к экстремальным видам деятельности, предъявляющей особые требования к лицам, занимающимся данным видом спорта: их физической, технической, тактической и пси-
хологической подготовке. Экстремальность спортивного туризма определяется условиями окружающей среды, в которых совершается этот вид деятельности: суровостью климатических и географических характеристик, набором локальных (перевалы, вершины, траверсы гребней, переправы через реки, каньоны) и протяженных (растительный покров, болота, осыпи и морены, пески, снежные и ледовые участки) препятствий.
Материалы и методы исследования. В период с октября 2008 г. по май 2009 г. на базе секций горного туризма ряда вузов г. Иркутска проведено исследование, целью которого явилось изучение волевой сферы личности туристов-спортсменов и студентов, занимающихся традиционными видами спорта (волейбол, баскетбол). В рамках констатирующего эксперимента были исследованы волевые качества личности спортсменов: самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость.
Под наблюдением находились 30 студентов, занимающихся спортивным туризмом (18 юношей и 12 девушек), и 30 студентов, занимающихся игровыми видами спорта (16 юношей и 14 девушек). Они составили экспериментальную и контрольную группы соответственно. Возраст испытуемых колебался в пределах от 19 до 24 лет.
Для оценки волевых качеств использовалась методика Э.Г. Ширяева «Исследование волевых качеств» [3].
Результаты исследования. Результаты изучения волевых качеств у спортсменов по данным констатирующего эксперимента представлены на рис. 1-3 и в таблице.
□ Группа 1 В Группа 2
Гипофункция
Оптимальный уровень
Гиперфункция
Рис. 1. Уровень сформированности волевого качества «инициативность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов
Из рис. 1 видно, что среди испытуемых экспериментальной группы лиц с низкой сформированно-стью волевого качества «инициативность» (гипофункция) в 1,6 раза меньше, чем во 2-й группе (спортсмены игровых видов) (Р < 0,5). Гиперфункция инициативности у спортсменов-экстремалов также была на более низком уровне (30,0 %), чем у спортсменов в контрольной группе (56,6 %). Данные различия статистически значимы. На этом фоне испытуемые с оптимальным уровнем инициативности в 1-й группе встречались в 3 раза чаще, чем во 2-й группе (Р < 0,01).
Недостаточная выраженность (гипофункция) инициативности характеризуется как инертность,
бездеятельность и ведет к неспособности туриста справляться с трудностями спортивного похода, так как в поведении спортсмена отмечается снижение активности, энергичности, стремления действовать. Волевое действие в этом случае возможно только в условиях внешнего контроля, по инициативе окружающих.
Гиперфункция или чрезмерная инициативность ведет к недооценке сложностей и препятствий спортивных походов, к пренебрежению требованиями техники безопасности, что способствует повышению риска спортивного похода.
Оптимальный уровень оценивается как наличие внутреннего побуждения к новым формам деятельности, как быстрая ориентировка в новой ситуации. Стремление к совершенствованию сопровождается творческим поиском, выдумкой, находчивостью, изобретательностью.
Методом факторного анализа установлена связь инициативности с такими темпераментными чертами как стремление к деятельности, высокая работоспособность, гиперактивность и высокая психомоторная скорость при осуществлении предметной деятельности [3].
Из вышесказанного следует, что в экстремальных условиях спортивных походов формируется самый эффективный уровень инициативности - оптимальный.
Изучение волевого качества «самостоятельность» позволило установить следующее (рис. 2).
1 Группа 1 I Группа 2
Гипофункция Оптимальный Гиперфункция уровень
Рис. 2. Уровень сформированности волевого качества «самостоятельность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов
Оптимальный уровень самостоятельности в 2 раза чаще (Р < 0,01) встречался в 1-й группе испытуемых (экстремальная деятельность), что расценивается нами положительно, поскольку свидетельствует о наличии автономности в поведении у 63,3 % обследованных туристов-спортсменов. Такая особенность необходима для обеспечения безопасности спортивных походов, так как каждый участник команды должен твердо оценивать действия руководителя и осознавать правильность выполняемых действий. Оптимальный уровень самостоятельности дает возможность действовать без посторонней помощи. При этом личность полагается на собственные возможности, обдумывает собственные поступки, предложения. Формируется дифференцированное отношение к другому мнению, критическое восприятие предложений, советов, указаний.
Гиперфункция по этому качеству у 60,0 % обследованных спортсменов игровых видов ведет к полному или значительному отказу от помощи со стороны, от предлагаемых мотивов, взглядов, планов. Нежелание сотрудничать со спортсменами более высокого уровня приводит к некоторой изоляции. Спортсмены стремятся занять лидерские позиции в команде. Свободолюбие переходит в другое качество -непокорность, неразумное непослушание. Среди спортсменов-экстремалов этот показатель составил 23,3 % (Р < 0,01).
Гипофункция самостоятельности выявлена у незначительного числа лиц как в экспериментальной, так и в контрольной группах (13,3 и 6,6 % соответственно). Гипофункция интерпретируется в психологической литературе как необходимость во внешнем контроле, привязанность к посторонней помощи. Низкие показатели гипофункции говорят о развитой самостоятельности спортсменов обеих групп.
100 90 80' 70' 60 50' 40' 30 20 10 0
□ Группа 1
□ Группа 2
Гипофункция Оптимальный Гиперфункция уровень
Рис. 3. Уровень сформированности волевого качества «решительность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов
Результаты изучения волевого качества «решительность» (рис. 3) показали, что у спортсменов-туристов доминирует гипофункция этого волевого качества (53,3 %). Данное обстоятельство можно объяснить тем, что большинство из обследованных до настоящего времени являлись только участниками спортивных команд (80 %) и не должны были принимать самостоятельные решения. В этой группе лиц преобладают осторожность и сомнения в процессе принятия решения, неуверенность, неустойчивость, колебания в выборе плана действий [1].
У 20 % обследуемых, занимающихся экстремальной деятельностью, и у 26,6 % обследуемых, занимающихся игровыми видами спорта, мы констатировали гиперфункцию волевого качества «решительность», что интерпретировалось как повышение импульсивности, склонность к неоправданному риску в принятии решений. Для таких лиц характерно снижение чувствительности, тревожность в отношении возможных и совершаемых ошибок. Оптимальный уровень решительности выявлен у 26,6 и 40,0 % обследованных соответственно.
Большинство обследованных студентов-туристов (46,6 %) (см. таблицу) показали оптимальный уровень работоспособности волевого качества «настойчивость», что указывает на присутствие разумного упорства в доведении начатого дела до конца, на умение постоянно преследовать цель, не снижая энергии, тем самым обеспечивая волевое действие.
Поддерживать реализацию действий и целей в спортивном туризме помогает его экстремальность (суровость климатических и географических показателей) и наличие серьезных мотивов (сохранение жизни, ответственность за команду). Гипофункция по этой шкале рассматривались нами как непоследовательность и неумение доводить начатое дело до конца, а гиперфункция - как упрямство.
Уровень сформированности волевого качества «настойчивость» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов
Группа обследованных Степень выраженности волевого качества, %
Гипофункция Оптимальный уровень Гиперфункция
1 20,0 46,6 33,3
2 30,0 33,3 36,6
Таким образом, исследование сформированности волевых качеств у студентов-спортсменов показало, что:
1. Оптимальный уровень инициативности у спортсменов экстремальных видов спорта встречался в 3 раза чаще, чем у спортсменов традиционных видов спорта, и составил 60,0 и 26,6 % соответственно (Р < 0,01). Это, по нашему мнению, расценивается как наличие внутреннего побуждения к новым формам деятельности, как быстрая ориентировка в новой ситуации в условиях спортивного похода.
2. Оптимальный уровень волевого качества «самостоятельность» в 2 раза чаще (Р < 0,01) отмечался в 1-й группе испытуемых (экстремальная деятельность) (63,3 %), чем в контрольной группе (33,3 %). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии автономности в поведении обследованных туристов-спортсменов, что необходимо для обеспечения безопасности спортивных походов.
3. Волевое качество «решительность» выявлено в виде гипофункции у 53,3 % спортсменов-туристов. Этот факт можно объяснить тем, что большинство из обследованных до настоящего времени являлись только участниками спортивных команд и не должны были принимать самостоятельные решения. У спортсменов-волейболистов преобладал оптимальный уровень решительности (40 %).
4. В целом достоверно установлено, что у половины спортсменов-экстремалов такие волевые качества, как инициативность, самостоятельность и настойчивость, находятся на оптимальном уровне работоспособности, а у трети спортсменов игровых видов только экстремальная спортивная деятельность создает условия для более интенсивного формирования волевых качеств личности.
Литература
1. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. - СПб., 1977.
2. Иванников, В.А. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе / В.А. Иван-