Научная статья на тему 'Психологические особенности волевой сферыу лиц, занимающихся экстремальными видами спорта'

Психологические особенности волевой сферыу лиц, занимающихся экстремальными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
566
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS PSYCHOLOGY / WILL / VOLITIONAL ACTIVITY / EXTREME SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полякова Лариса Октябревна, Янущак Евгений Сергеевич

В статье представлены результаты изучения волевых качеств личности спортсменов: самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость. Исследование проводилось в условиях спортивных походов повышенной сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности волевой сферыу лиц, занимающихся экстремальными видами спорта»

Существует много разновидностей вопросов, направленных на проверку понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т.е. готовый материал. Предлагаемые вопросы могут быть составлены таким образом, чтобы ответы на них представляли собой резюме текста. Довольно типично в этой связи задание:

4. Найдите в тексте предложения, которые являются ответами на следующие вопросы.

Выполнение заданий такого рода может явиться свидетельством понимания читаемого текста и обеспечивает переход к работе над приведенным ниже заданием.

5. Составьте план текста.

II. Упражнения, дающие выход в устную и письменную речь.

Заметим, что при выборе нижеследующих заданий мы руководствовались положением Е.И. Пассова о том, что в основе пересказа текста должны лежать действия трансформации, комбинирования и перефразирования. Эти действия осуществляются с опорой на структуру текста-образца и на его содержание, т. е. в какой-то мере они подготовлены и по форме, и по содержанию [4].

1. Перескажите текст, используя изученные конструкции и лексику.

2. Перескажите текст, заменяя изучаемые конструкции синонимичными.

3. Передайте новую информацию несколькими предложениями (2-3 предложения).

4. Перескажите текст от другого лица.

5. Изложите содержание текста с опорой на ключевые слова и выражения.

6. Как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию?

В заключение отметим, что при разработке комплекса упражнений нами учитывались все главные составляющие процесса обучения РКИ, среди которых выделим: условия обучения (основная профессиональная подготовка осуществляется на английском языке), уровень языковой, речевой и методической подготовки студентов-медиков, психолингвистические особенности формирования языковых и речевых умений и навыков, учет родного (английского) языка иностранных студентов-медиков. Все разработанные в нашем комплексе упражнения дополняют друг друга и способствуют успешному обучению данной категории студентов чтению и овладению РКИ. Предлагая подобные задания и следя за их выполнением, мы ставили своей целью облегчить работу студентов-медиков над текстом, приближая и контролируя его понимание.

Литература

1. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим. - М., 1977.

2. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.И. Богин. - Л., 1984.

3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / ред. сов. Е.А. Маслыко и др. -Минск, 2001.

4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М., 1991.

УДК 796.0

Л.О. Полякова, Е.С. Янущак

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

В статье представлены результаты изучения волевых качеств личности спортсменов: самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость. Исследование проводилось в условиях спортивных походов повышенной сложности.

Психология спорта, воля, волевая активность, экстремальная спортивная деятельность.

This article presents the results of the study of a strong-willed personality of the athletes: independence, determination, initiative and perseverance. The research was carried out in conditions of sports tours of high complexity.

Sports psychology, will, volitional activity, extreme sport.

В психологии спорта особое внимание уделяется исследованию деятельности, протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени) [2]. Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий,

без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и внутренних состояний [1].

Спортивный туризм относится к экстремальным видам деятельности, предъявляющей особые требования к лицам, занимающимся данным видом спорта: их физической, технической, тактической и пси-

хологической подготовке. Экстремальность спортивного туризма определяется условиями окружающей среды, в которых совершается этот вид деятельности: суровостью климатических и географических характеристик, набором локальных (перевалы, вершины, траверсы гребней, переправы через реки, каньоны) и протяженных (растительный покров, болота, осыпи и морены, пески, снежные и ледовые участки) препятствий.

Материалы и методы исследования. В период с октября 2008 г. по май 2009 г. на базе секций горного туризма ряда вузов г. Иркутска проведено исследование, целью которого явилось изучение волевой сферы личности туристов-спортсменов и студентов, занимающихся традиционными видами спорта (волейбол, баскетбол). В рамках констатирующего эксперимента были исследованы волевые качества личности спортсменов: самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость.

Под наблюдением находились 30 студентов, занимающихся спортивным туризмом (18 юношей и 12 девушек), и 30 студентов, занимающихся игровыми видами спорта (16 юношей и 14 девушек). Они составили экспериментальную и контрольную группы соответственно. Возраст испытуемых колебался в пределах от 19 до 24 лет.

Для оценки волевых качеств использовалась методика Э.Г. Ширяева «Исследование волевых качеств» [3].

Результаты исследования. Результаты изучения волевых качеств у спортсменов по данным констатирующего эксперимента представлены на рис. 1-3 и в таблице.

□ Группа 1 В Группа 2

Гипофункция

Оптимальный уровень

Гиперфункция

Рис. 1. Уровень сформированности волевого качества «инициативность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов

Из рис. 1 видно, что среди испытуемых экспериментальной группы лиц с низкой сформированно-стью волевого качества «инициативность» (гипофункция) в 1,6 раза меньше, чем во 2-й группе (спортсмены игровых видов) (Р < 0,5). Гиперфункция инициативности у спортсменов-экстремалов также была на более низком уровне (30,0 %), чем у спортсменов в контрольной группе (56,6 %). Данные различия статистически значимы. На этом фоне испытуемые с оптимальным уровнем инициативности в 1-й группе встречались в 3 раза чаще, чем во 2-й группе (Р < 0,01).

Недостаточная выраженность (гипофункция) инициативности характеризуется как инертность,

бездеятельность и ведет к неспособности туриста справляться с трудностями спортивного похода, так как в поведении спортсмена отмечается снижение активности, энергичности, стремления действовать. Волевое действие в этом случае возможно только в условиях внешнего контроля, по инициативе окружающих.

Гиперфункция или чрезмерная инициативность ведет к недооценке сложностей и препятствий спортивных походов, к пренебрежению требованиями техники безопасности, что способствует повышению риска спортивного похода.

Оптимальный уровень оценивается как наличие внутреннего побуждения к новым формам деятельности, как быстрая ориентировка в новой ситуации. Стремление к совершенствованию сопровождается творческим поиском, выдумкой, находчивостью, изобретательностью.

Методом факторного анализа установлена связь инициативности с такими темпераментными чертами как стремление к деятельности, высокая работоспособность, гиперактивность и высокая психомоторная скорость при осуществлении предметной деятельности [3].

Из вышесказанного следует, что в экстремальных условиях спортивных походов формируется самый эффективный уровень инициативности - оптимальный.

Изучение волевого качества «самостоятельность» позволило установить следующее (рис. 2).

1 Группа 1 I Группа 2

Гипофункция Оптимальный Гиперфункция уровень

Рис. 2. Уровень сформированности волевого качества «самостоятельность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов

Оптимальный уровень самостоятельности в 2 раза чаще (Р < 0,01) встречался в 1-й группе испытуемых (экстремальная деятельность), что расценивается нами положительно, поскольку свидетельствует о наличии автономности в поведении у 63,3 % обследованных туристов-спортсменов. Такая особенность необходима для обеспечения безопасности спортивных походов, так как каждый участник команды должен твердо оценивать действия руководителя и осознавать правильность выполняемых действий. Оптимальный уровень самостоятельности дает возможность действовать без посторонней помощи. При этом личность полагается на собственные возможности, обдумывает собственные поступки, предложения. Формируется дифференцированное отношение к другому мнению, критическое восприятие предложений, советов, указаний.

Гиперфункция по этому качеству у 60,0 % обследованных спортсменов игровых видов ведет к полному или значительному отказу от помощи со стороны, от предлагаемых мотивов, взглядов, планов. Нежелание сотрудничать со спортсменами более высокого уровня приводит к некоторой изоляции. Спортсмены стремятся занять лидерские позиции в команде. Свободолюбие переходит в другое качество -непокорность, неразумное непослушание. Среди спортсменов-экстремалов этот показатель составил 23,3 % (Р < 0,01).

Гипофункция самостоятельности выявлена у незначительного числа лиц как в экспериментальной, так и в контрольной группах (13,3 и 6,6 % соответственно). Гипофункция интерпретируется в психологической литературе как необходимость во внешнем контроле, привязанность к посторонней помощи. Низкие показатели гипофункции говорят о развитой самостоятельности спортсменов обеих групп.

100 90 80' 70' 60 50' 40' 30 20 10 0

□ Группа 1

□ Группа 2

Гипофункция Оптимальный Гиперфункция уровень

Рис. 3. Уровень сформированности волевого качества «решительность» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов

Результаты изучения волевого качества «решительность» (рис. 3) показали, что у спортсменов-туристов доминирует гипофункция этого волевого качества (53,3 %). Данное обстоятельство можно объяснить тем, что большинство из обследованных до настоящего времени являлись только участниками спортивных команд (80 %) и не должны были принимать самостоятельные решения. В этой группе лиц преобладают осторожность и сомнения в процессе принятия решения, неуверенность, неустойчивость, колебания в выборе плана действий [1].

У 20 % обследуемых, занимающихся экстремальной деятельностью, и у 26,6 % обследуемых, занимающихся игровыми видами спорта, мы констатировали гиперфункцию волевого качества «решительность», что интерпретировалось как повышение импульсивности, склонность к неоправданному риску в принятии решений. Для таких лиц характерно снижение чувствительности, тревожность в отношении возможных и совершаемых ошибок. Оптимальный уровень решительности выявлен у 26,6 и 40,0 % обследованных соответственно.

Большинство обследованных студентов-туристов (46,6 %) (см. таблицу) показали оптимальный уровень работоспособности волевого качества «настойчивость», что указывает на присутствие разумного упорства в доведении начатого дела до конца, на умение постоянно преследовать цель, не снижая энергии, тем самым обеспечивая волевое действие.

Поддерживать реализацию действий и целей в спортивном туризме помогает его экстремальность (суровость климатических и географических показателей) и наличие серьезных мотивов (сохранение жизни, ответственность за команду). Гипофункция по этой шкале рассматривались нами как непоследовательность и неумение доводить начатое дело до конца, а гиперфункция - как упрямство.

Уровень сформированности волевого качества «настойчивость» в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах спортсменов

Группа обследованных Степень выраженности волевого качества, %

Гипофункция Оптимальный уровень Гиперфункция

1 20,0 46,6 33,3

2 30,0 33,3 36,6

Таким образом, исследование сформированности волевых качеств у студентов-спортсменов показало, что:

1. Оптимальный уровень инициативности у спортсменов экстремальных видов спорта встречался в 3 раза чаще, чем у спортсменов традиционных видов спорта, и составил 60,0 и 26,6 % соответственно (Р < 0,01). Это, по нашему мнению, расценивается как наличие внутреннего побуждения к новым формам деятельности, как быстрая ориентировка в новой ситуации в условиях спортивного похода.

2. Оптимальный уровень волевого качества «самостоятельность» в 2 раза чаще (Р < 0,01) отмечался в 1-й группе испытуемых (экстремальная деятельность) (63,3 %), чем в контрольной группе (33,3 %). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии автономности в поведении обследованных туристов-спортсменов, что необходимо для обеспечения безопасности спортивных походов.

3. Волевое качество «решительность» выявлено в виде гипофункции у 53,3 % спортсменов-туристов. Этот факт можно объяснить тем, что большинство из обследованных до настоящего времени являлись только участниками спортивных команд и не должны были принимать самостоятельные решения. У спортсменов-волейболистов преобладал оптимальный уровень решительности (40 %).

4. В целом достоверно установлено, что у половины спортсменов-экстремалов такие волевые качества, как инициативность, самостоятельность и настойчивость, находятся на оптимальном уровне работоспособности, а у трети спортсменов игровых видов только экстремальная спортивная деятельность создает условия для более интенсивного формирования волевых качеств личности.

Литература

1. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. - СПб., 1977.

2. Иванников, В.А. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе / В.А. Иван-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.