Научная статья на тему 'Три составляющие успешного проведения туристско-краведческого похода со школьниками'

Три составляющие успешного проведения туристско-краведческого похода со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИК / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОХОД / PHYSICAL TRAINING / GENERAL BACKGROUND / SPECIAL BACKGROUND / TACTICAL TECHNICAL TRAINING / SCHOOLCHILD / TOURIST AND LOCAL HISTORY BACKPACKING / EMOTIONAL AND STRONG-WILLED BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильяшенко Ирина Евгеньевна

В статье рассматриваются три составляющие успешного проведения туристско-краеведческого похода со школьниками с учебно-исследовательскими целями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильяшенко Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three components of a successful tourist and local history backpacking with schoolchildren

There are considered three components of successful carrying out a tourist and local history backpacking with schoolchildren aiming at educational and research purposes.

Текст научной работы на тему «Три составляющие успешного проведения туристско-краведческого похода со школьниками»

УДК 379.8.091.4; 379.851

И. Е. Ильяшенко

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКО-КРАВЕДЧЕСКОГО ПОХОДА СО ШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматриваются три составляющие успешного проведения туристско-краеведческого похода со школьниками с учебно-исследовательскими целями.

There are considered three components of successful carrying out a tourist and local history backpacking with schoolchildren aiming at educational and research purposes.

Ключевые слова: физическая подготовка, общая подготовка, специальная подготовка, эмоционально-волевая подготовка, тактико-техническая подготовка, школьник, туристско-краеведческий поход.

Keywords: physical training, general background, special background, emotional and strong-willed background, tactical technical training, schoolchild, tourist and local history backpacking.

Спортивная составляющая - это обязательный компонент подготовки юных туристов к любым путешествиям. Рассмотрим три составляющие, которые обеспечивают успешное совершение туристско-краеведческого похода школьников.

Без спортивной подготовки становится невозможным безопасное участие юных туристов в горных, водных, вело, спелео и других походах, а также пеших и лыжных маршрутах большой протяженности.

Хорошая физическая подготовка юных туристов снижает фактор риска несчастных случаев и травматизма в путешествиях. В свою очередь участие в спортивных походах положительно влияет на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вестибулярного и мышечного аппаратов [1].

Например, установлено, что спуск-подъем на гору высотой 500 м улучшает кровеносную систему, способствует увеличению объема грудной клетки, выведению вредных веществ из организма.

Участвуя в туристско-краеведческих походах, ребенок осознает острую необходимость в физической подготовке, как в общефизической (ОФП), так и в специальной подготовке (СФП).

Занятие юных туристов физической подготовкой - это процесс, который содействует развитию следующих физических качеств личности: выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей. Более того, регулярные занятия физической подготовкой обеспечивают процесс воспитания духовно-нравственных качеств школьника.

По целям и задачам физическую подготовку юных туристов делят на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) ставит своей целью всестороннее и гармоничное физическое развитие личности школьника. ОФП охватывает разнообразные способы воздействия на определенные группы мышц и опорно-двигательного аппарата, посредством которых происходит их укрепление и развитие, то есть оздоровление всего организма. Это могут быть самые разнообразные физические упражнения, кроссовый бег, гимнастика, спортивные игры, плавание, упражнения на лыжах и т. д.

Например, кроссовый бег как физическое упражнение сегодня активно используется в различных видах туристских соревнований: контрольно-туристский маршрут, соревнования по туристскому ориентированию на местности, спасательные работы и др.

Различные виды спортивных игр, например подвижные игры с предметами и без предметов, игры на местности, веселые старты, игры в форме эстафет и др., также активно задействованы педагогами для тренировок различных групп мышц, укрепления и развития гибкости опорно-двигательной системы. Игровая деятельность с использованием физических упражнений также способствуют развитию личностных качеств юного туриста-путешественника: целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, и при этом в игре обеспечивается эффективное воспитание коллективизма и коммуникативности.

Перед ОФП в образовательном процессе в период подготовки юных туристов к участию в путешествиях стоят следующие задачи:

- достижение гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

- повышение общей выносливости;

- развитие общих скоростных способностей и повышение быстроты выполнения разнообразных движений;

- улучшение ловкости и мышечной гибкости при выполнении самых разнообразных действий, умения координировать движения своего тела.

С ОФП связано повышение уровня здоровья и всестороннее развитие физических способностей юных туристов. ОФП способствует повышению функциональных возможностей юного туриста, его общей работоспособности и является базой для специальной подготовки.

Задачи специальной физической подготовки (СФП) школьников, занимающихся активными видами туризма, заключаются в совершенствовании физических качеств личности, необходимых для успешного совершения путешествия в избранном виде туризма: пешеходного, водного, лыжного, горного, велосипедного, спелео и т. д.

Например, для горного туризма нужна специальная техническая подготовка, обеспечивающая успешное преодоление естественных препятствий: травянистых склонов, осыпных склонов, снежных склонов, скальных стенок, ледовых склонов и трещин; водные преграды, заросли кустарников, стлаников и т. д.

Среди основных физических качеств юного туриста, формируемых в процессе СФП, выделяются следующие: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие, ловкость и т. д.

Для отработки умений и навыков, приобретаемых юными туристами в процессе СФП, также важны организация и проведение различных видов туристских соревнований и первенств, состязаний.

Например, первенство по спортивному туризму среди образовательных учреждений г. Москвы сегодня является смотром готовности для туристских групп обучающихся, совершающих спортивные походы и краеведческие экспедиции по родному краю и просторам Российской Федерации. В то же время первенство можно рассматривать и как финальные соревнования, на которых юные туристы-школьники показывают свои достижения, полученные за год по дополнительным образовательным программам турист-ско-краеведческой направленности.

Недостаточная СФП туристов, как правило, ведет к возникновению различных «срывов» на маршруте: созданию аварийных ситуаций, травмам, заболеваниям.

Второй составляющей туристско-краеведческого похода мы считаем эмоционально-волевую подготовку.

Эмоционально-волевая подготовка необходима юному туристу для того, чтобы на тренировках и в походе уметь сознательно мобилизовать дополнительные психические и физические ресурсы организма при преодолении трудностей.

Волевые качества позволяют человеку управлять своими действиями, поступками, эмоциями и заключаются в целеустремленности, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, самостоятельности, мужестве, самообладании и выдержке.

В походе юному туристу требуются различные волевые усилия для того, чтобы, например, перешагнуть метровую траншею и метровую ледниковую трещину. Физические усилия одинаковые, а вот перед пропастью происходит борьба мотивов самосохранения (страх) и долга (продолжить путь). Что победит в человеке? Препятствия (набор высоты, сложный рельеф, таежный завал, водная преграда и т. д.) на туристском маршруте часто встречаются юным туристам, и для каждого участника похода они представляют различную трудность при их преодолении.

Профессор А. И. Аппенянский дает следующее определение «трудности» в туристском путешествии - это мера несоответствия физических и психических возможностей спортсмена-туриста [2].

В зависимости от степени этого несоответствия трудности могут быть умеренными, большими, максимальными и непреодолимыми. Также «трудности» различаются по содержанию: «трудности деятельности» и «личного характера».

«Трудности деятельности» проявляются как у юных туристов, так и взрослых, в том числе педагогов-руководителей походов, в недостатке технических и тактических знаний, умений и навыков, физических и умственных качеств, опыта участия в туристских походах. «Трудности личного характера» заключаются в ухудшении психического самочувствия, которые часто подтверждаются словами: «растерялся» «испугался», «не уверен», «не хочу», «боюсь» и т. д.

Возникновение таких трудностей и их развитие может привести к тому, что умеренные внешние трудности в стандартных условиях жизнедеятельности юного туриста, при изменении внешних условий туристского похода, например изменении внешних факторов метеоусловий (дождливая погода, усиление ветра, снегопад, понижение температуры воздуха) или внутренних факторов (общее

утомление, усталость, межличностный конфликт в группе и пр.), становятся непреодолимыми.

Цель эмоционально-волевой подготовки юного туриста в учебно-тренировочном процессе заключается в том, чтобы научить его эффективно достигать такого психологического состояния, когда все начинает получаться очень удачно, причем как бы само собой, т. е. возникающие трудности в походе воспринимаются как умеренные.

Это состояние называется оптимальным боевым состоянием. Исследователи выделяются 3 компонента оптимального боевого состояния: «физический», «эмоциональный» и «мыслительный».

«Физический» компонент представляет собой приятные физические ощущения, испытываемые на туристском маршруте на технически сложных участках. Например, в жаркую погоду представить «прохладный журчащий ручеек». Задача юного туриста -вспомнить эти ощущения.

«Эмоциональный компонент» - это способность вызвать у себя оптимальное по силе и содержанию эмоциональное состояние. Например, воспроизвести в памяти свой смелый поступок - защита подруги.

«Мыслительный компонент» - юный турист должен спланировать четкую программу (алгоритм) своих действий в конкретной ситуации на туристском маршруте. Например, переправа через горную реку. Четко представить поэтапный переход через эту реку с обеспечением безопасности.

Основные принципы воспитания воли юного туриста должны, по нашему мнению, состоять в следующем:

- начинаться с преодоления небольших трудностей по сложности, но с постепенным усложнением по возрастающей. Например, осваивая различные приемы преодоления реки: по камушкам, вброд, с осуществлением самостраховки альпенштоком, переход «таджикским способом», переправа по бревну со страховкой и пр.;

- целеустремленность воспитывается путем формирования понятных и важных для юного туриста целей. Личные цели туриста должны соответствовать общественным целям референтной группы;

- настойчивость и упорство как способность длительно добиваться достижения цели. Этому способствуют проведение трени-

ровок при любых метеоусловиях, на трудном рельефе, через «не могу» (кросс-поход по пересеченной местности, плавание);

- выдержка и самообладание, смелость и решительность отрабатываются в учебно-тренировочных условиях, предельно приближенных к походу;

- самостоятельность и инициативность как способность принимать решения в сложных условиях. Вырабатывается в процессе качественной теоретической подготовки и игровых нестандартных ситуациях.

Следующая составляющая, без которой нельзя обойтись, - это тактико-техническая подготовка юного туриста. В процессе подготовки к походу юного туриста ему необходимо получить ОФП, СФП для избранного вида спортивного туризма, морально-психологическую и тактико-техническую подготовку по определенному педагогически целесообразно выстроенному плану организации учебно-тренировочного процесса.

Так, например, при выборе района совершения туристс-ко-краеведческого похода педагогу следует обратить внимание на рельеф местности и естественные препятствия, которые могут встретиться на маршруте. В соответствии с особенностями рельефа района путешествия педагогу совместно с воспитанниками необходимо спланировать виды и формы физической и тактико-технической подготовки. Если местность предстоящего путешествия пересеченная, то важно особое внимание уделить овладению навыками и техническими приемами преодоления оврагов, умениям работать с альпенштоком на спуске и подъеме, атлетической страховке, преодолению водотоков и т. п. Обязательно следует научить детей переправляться вброд с обеспечением безопасности, показать различные способы переправ через ручьи и неглубокие речки.

Для походов в горах надо освоить технику передвижения по различным склонам (травянистым, осыпным, снежным) и скалам с самостраховкой ледорубом и/или альпенштоком.

Юные путешественники - участники разных краеведческих экспедиций, так же как юные туристы, должны в подготовительный период к походу овладеть не только туристско-техническими элементами, но и основами других видов спорта, например ориентирования на местности, тяжелой атлетики (вес рюкзака - 2025 кг), легкой атлетики (ходьба на длинные дистанции) и скалола-

зания, плавания (при организации переправах вплавь). Более того, юным туристам также необходимо овладеть навыками оказания первой доврачебной помощи.

Для отработки умений и навыков оказания первой доврачебной помощи педагогу могут помочь различные виды практических заданий, игр и тестов.

Одной из составляющих тактико-технической подготовки можем назвать и безопасность.

Безопасность туристско-краеведческого похода зависит от следующих факторов: знания района путешествия, физической, морально-волевой и тактико-технической подготовки школьников, а также материально-технической базы предстоящего похода. Безопасность, тактико-технический уровень проведения похода в значительной мере зависят от предпоходной подготовки, в которой большую роль играют составляющие: физическая, эмоционально-волевая и тактико-техническая подготовка.

Основная же цель - совершить туристско-краеведческий поход, в рамках которого можно заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

Туристско-краеведческий поход позволяет подросткам самим выбирать темы, объекты и предметы исследования, проводить исследования, собирать материал, систематизировать его, делать выводы, выбирать методику исследования. Это будет не «кабинетное» исследование, а живое. Например, одно из направлений исследований - историческое краеведение. Одна из тем - Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В туристско-краеведческом походе есть все условия проведения учебно-исследовательской деятельности. Нашим путешественникам понадобятся умения и навыки в различных областях науки (биология, география, история и др.).

Воспитанники самостоятельно под руководством педагога изучают взятую тему исследования, определяют объект, предмет и методику исследования. Учебно-исследовательская деятельность в туристско-краеведческом походе предполагает несколько этапов и имеет следующие параметры: практическое применение, социальную значимость, новизну и актуальность.

На начальном этапе важно спланировать подготовительную работу к исследованию объекта: постановка цели, определение задач и путей решения их, выбор методики исследования.

Подготовительная работа:

1. Составление плана-графика исследований.

2. Работа со справочной литературой.

3. Составление анкет.

4. Встречи с респондентами, если они имеются.

При подготовке краеведческого похода можно использовать информацию из интернет-сайтов.

В последние годы в связи интенсивным увеличением информативного поля в науке стали активно развиваться исследования в области информационной культуры [3]. Г. А. Герцог дает определение «информационной культуре», как степень овладения

о профессиональной педагогической информацией, наличием умения, навыков сбора, хранения,

о преобразования и передачи информации в процессе педагогической деятельности.

Информация, которая будет интересовать исследователя, называется «общекультурной», в нее входят научные знания в области философии, культурологии, экологии, мировой и отечественной культуры и истории и т. д. Знания, умение работать с информацией, способность ориентироваться в потоке информации, на основе самоанализа и самооценки отобрать необходимую, избегать информационных перегрузок, наличие сформированных информационных потребностей составляют основу информационной культуры.

Безусловно, роль педагога в выборе информации из ее потока консультативная. Использование информационных технологий для поиска, накопления, отбора и систематизации информации, предполагает необходимость подготовленности педагога и исследователей для работы в этой сфере.

Что можно найти на интернет-сайтах?

На сайте любой администрации области:

- административное деление,

- историческую справку,

- картографический материал,

- экскурсионные объекты,

- любую полезную информацию.

На тематических интернет-сайтах можно найти разного рода информацию.

Например, на сайтах о Великой Отечественной войне:

- хронологию основных событий; подвиги героев и др.;

- статьи из газет;

- статьи из газет, посвященные 65-летию Победы;

- православный сайт;

- фотоархив;

- стихи [4].

Таким образом, с использованием интернет-сайтов возможно узнать много полезной информации при подготовке похода, экспедиции.

Работа на маршруте - следующий и самый действенный этап исследования. Самая большая работа происходит в краеведческом походе, когда реконструируют события «давно прошедших лет», встречаются с очевидцами событий (ветеранами, «детьми войны»).

Методика проведения учебно-исследовательской деятельности в туристско-краеведческом походе

Работа на маршруте начинается со сбора материала.

Группа разбивается на микрогруппы, в каждой группе назначается старший.

При анкетировании используется диктофон для записи рабочего материала.

В каждой группе есть фотограф (занимается фотосъемкой), корреспондент (задает вопросы и фиксирует беседу на диктофон) и секретарь (фиксирует ответы на бумаге).

Большую роль играют встречи с очевидцами событий. Ребята не только слушают, но и сопереживают с бабушками и дедушками те события «давно прошедших лет». Очень важен эмоциональный настрой. Воспитанники учатся быть внимательными, отзывчивыми, милосердными к людям, пережившим это страшное время, будь то оккупационные годы или боевые действия на передовой и в тылу врага. Подвиги простых солдат, услышанные здесь, где они совершены, особенно врезаются в память, дают тот самый эмоциональный настрой, и в еще не зачерствевших сердцах подростков рождается сострадание к людям.

Собранный материал систематизируется по темам еще в походе, для удобства складывается в отдельные файлы, кассеты подписываются. Желательно запись вести на отдельных кассетах, обязательно в начале записи четко проговаривать фамилию, имя, отчество, дату рождения, населенный пункт респондента. Так же как собранный материал, кассеты разложить по темам.

С использованием цифровой техники (фотоаппарат, видеокамера, диктофон) появилась возможность накопления, хранения и быстрого воспроизведения собранных материалов.

Для сбора материала в населенных пунктах нужно обращаться в клубы, библиотеки, школы, органы местной власти, а также к краеведам. В этих местах вам подскажут, кого можно посетить по состоянию здоровья, кто может дать полезную информацию.

Завершающийся этап исследования после похода так же важен, как и два предыдущих, в нем конечный результат исследования - собственно оформленный краеведческий отчет, в котором есть анализ и обобщение полученных результатов, выводы и практические рекомендации, презентация.

Таким образом, чтобы совершить безопасный турист-ско-краеведческий поход, нужно не забыть про три составляющие: физическую, эмоционально-волевую и тактико-техническую подготовку школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И закончить хочу словами Президента Российской Федерации В. В. Путина.

«Действительно, поддерживать физическую форму и душевное равновесие мне во многом помогает спорт. Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что физическая активность, приверженность здоровому образу жизни и регулярные занятия спортом - это простые, универсальные рецепты бодрости, хорошего самочувствия и позитивного настроения». Все это мы имеем, путешествуя по родным просторам с детьми и молодежью.

Примечания

1. Михайлов Б. А. Туризм и профессиональная прикладная физическая подготовка студентов. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2001.

2. Аппенянский А. И. Психоэмоциональное регулирование в туризме. М., 1989.

3. Рафаева А. В. О содержании практикума «Поиск информации в сети Интернет» // Методист. 2004. № 3.

4. Сайты о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ http://1944.1941-1945.ru/

http://www.9may.ru/

http://pobeda.mosreg.ru/

http://www.battlefront.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.