УДК 159 922 6 о д ТАРОТЕНКО
Омский гуманитарный институт
МЕСТО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Исходя из существующей в психологии точки зрения, что воля влияет и сопровождает выбор и процесс принятия решения, автор пытается определить волевые свойства, способствующие благополучному протеканию выше перечисленных процессов. В проведенном исследовании определяется связь основных эмоционально-волевых свойств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность, саморегуляция) и ответственность с рациональным и рискованным принятием решения в юношеском возрасте.
Личность может существовать и действовать в обществе лишь в той мере, в какой она усвоила и способна осуществить социальные интересы и требования, существующие в нем. Поэтому человек всегда стоит перед необходимостью выполнять определенный круг требований, предъявляемых группой, классом, обществом. Это определяет для личности сферу должного. Однако, так как необходимость осуществляется как основная тенденция, должное проявляется через множество возможностей. Человек, таким образом, получает возможность осуществить выбор, который есть акт осуществления его воли. Воля и ее свойства выступают в процессе выбора механизмом, регулирующим выбор личности в соответствии с ее интересами и целями того социального целого (группы, класса, этноса, общества и т.д.), в которое органически включена личность.
Воля, как свойство личности, обусловливает способность личности произвести свободный выбор, являющийся актом практического осуществления воли. В актах выбора человек всегда имеет перед собой ряд возможностей, подчас противоречивых. Именно в выборе альтернатив действия и последующего действия наиболее ярко проявляется воля как разрешающий момент противоречий деятельности. Эта характеристика воли базируется на ее регулятивной функции.
Обладая волей и сознанием, человек целенаправленно осуществляет выбор линии действования и пытается предвидеть возможные результаты своих действий, сознательно стремясь к ним, и до их осуществления уже ответственен за них (воля может либо сдержать активность, либо способствовать осуществлению деятельности, и в качестве регулятора она воплощает в себе субъективную ответственность личности за результаты деятельности).
Все, кто занимался исследованием личности, ее характера (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев[1], А. Г. Ковалев [2], Н. Д. Левитов [3], И. В. Страхов, и др.) отмечают огромную роль волевых черт в структуре личности. Так, например, Н. Д. Левитов[3]. делает следующее заключение, что направленность является «головой» характера, а волевые черты его «хребтом». Эту же мысль подчеркивает А. Г. Ковалев [2].
В настоящее время в отечественной психологии нет единого мнения о точном количестве и точной трактовке волевых качеств личности как таковых. Практически у каждого исследователя этот список свой: А.Ц. Пуни выделяет около 30, С.А. Петухов — 34, В.А. Иванников [4] — более 20 качеств.
Как считает В.А. Крутецкий [5], волевые качества личности выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. Б.Н. Смирнов, в свою очередь, считает волевыми качествами личности конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий.
С.Л. Рубинштейн [6], М.В. Гамезо, И.А. Домашен-ко, А.И. Высоцкий, А.Г. Маклаков и др. выделяют следующие волевые качества личности:
целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
инициативность - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
организованность - соблюдение определенного порядка, планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное использование времени.
дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели;
исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.
В актах выбора данные свойства проявляются особо ярко. Выбор тесно связан с реализацией принятого решения, а поэтому, предполагает ответственность личности за свои поступки. Человек с развитой волей - это человек, который должен осознавать, что он делает, и нести ответственность за свои действия. Следовательно, воля, осуществляясь в актах выбора, предполагает и ответственность за его последствия (К.А. Новиков, А.Ф. Плахотный, Л.Ф. Корецкая, Б.В. Сафронов, АН. Доро-гова и др.). Ответственность выступает одной из форм связи личности из общества, предполагает волевую це-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Связь эмоционально-волевых свойств с личностными факторами принятия решения (ПР)
в юношеском возрасте
Св-ва личносш дисцнп самосг настой выдерж- ка органи- зов реши ІЄЛ инициа- тив саморегул
Виды ПР
Рационап. 0,171 0,262 0,10? 0,226 0,136 -0,097 -0,284 0,281
Склонность к рн ску -0,014 -0,131 -0,090 -0,054 0,050 -0,177 0,057 -0,149
Курсивом выделены значимые связи на уровне р£0,0ъ
леустремленность. Ответственность личности характеризуется как творческая, свободная реализация своей воли в соответствии с практическими потребностями группы, коллектива, общества.
В работахЛ.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина [8], А.Н. Леонтьева [9], Л.И. Божович [10], В.К. Котыр-ло[11], К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, Т. И. Агафонова, Ш. Н. Чхартишвили [12], А. Ц. Пуни, В. А. Иванникова, В. К. Калина Е. П. Щербакова отмечено, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка. Юношеский возраст - это сложный и противоречивый период становления собственно волевых черт характера и навыков принятия решения. В этот период происходит дальнейшее интенсивное развитие волевых черт характера и относительная завершенность их формирования. Формирование черт характера в этот период идет в процессе самоопределения личности и представлено как саморазвитие своих возможностей.
В исследованиях Л.И.Божович [10] было показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение — это мотивационный центр, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему; это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования.
Исходя, из вышесказанного, нами было праведно исследование с целью выявления эмоционально - волевых свойств связанных с процессом принятия решения в юношеском возрасте.
Исследование проводилось при помощи метода наблюдения за особенностями проявления эмоцио-нально-волевых свойств, методик «Личностные факторы принятия решения (ЛФР — 25)», «Методика диагностики ответственности и локуса контроля» и «Стиля саморегуляции поведения (ССП — 98)».
Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе на основе анализа литературы нами были выявлены эмоционально-волевые свойства способствующие развитию зрелой личности, способной принимать решения — это дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициатива, саморегуляция.
При помощи вычисления коэффициента корреляции были выявлены некоторые связи волевых свойств и факторами принятия решения (таблица 1). На этом этапе было обследовано 78 юношей, учащихся 9-11 классов школ города Омска.
Как видно из таблицы, не все эмоционально-воле-вые свойства тесно связаны с процессом принятия решения. Статистически значимые связи наблюдаются между самсотятельностью, выдержкой, инициативой, саморегуляцией и рациональным фактором принятия решения (р<0,05).Это свидетельствует о том, что юношество чаще в ситуации выбора принимают рациональные решения. Эталоном служат действия родителей и ровесников. Мы предпологаем, что подобная ситуация может оказывать влияние и на выбор профессии. Т.е.
Таблица 2
Связь ответственности и факторов принэтия решения (ПР) в юношеском возрасте
Виды принятия Рациональное Склонность
решения к риску
ответственность 0,19677 0.076071
Курсивом выделены значимые связи на уровне р£Ц0ъ
многие выпускники школы принимают решения о выборе профессии, исходя из интересов родителей, ценностей общества, а не своих собственных интересов.
К тому же если обратиться к содержательной стороне коррелируемых свойств, то можно отметить больше их сдерживающую и контролируемую сторону. Так, Р. Л. Кварцхова подразумевает под выдержкой способностью сдерживать импульсы потребности.
Но в то же время другой аспект данных свойств, а именно то, что в проявлении выдержки и самообладания особое значение имеют высокие моральные мотивы — чувства патриотизма и коллективизма, долга и ответственности, помогающие личности предпочесть высокие цели и побуждения минутным желаниям и мгновенным импульсам, сдержать себя, сохранить равновесие в конфликтных ситуациях, позволяет предположить, что развитие этих свойств может способствовать формированию навыка принятия решения.
Анализ связи инициативности и рационального фактора принятия решения показал обратную зависимость, т.е. чем выше уровень развития инициативности, тем меньше юноша склонен к принятию рационального решения. Так как инициативность проявляется тогда, когда для преодоления трудностей и препятствий нельзя ограничиться использованием привычных средств и методов, или, когда помощи со стороны нет или она сводится к минимуму. Скорее всего, старшеклассники с высоким уровнем развития инициативности будут конструировать индивидуально-своеобразного пути принятия решения.
Основываясь на данном анализе, можно предположить, что волевые свойства оказывают влияние на процесс принятия решения. Причем выдержка, инициативность, саморегуляция тесно связаны с рациональным факторам принятия решения, такого решения, которое обдумано и ориентировано на ситуацию, основано на совокупности правил, норм, эталонов духовной и материальной деятельности, общепринятых ценностях общества.
Как отмечают многие современные исследователи, ответственность — это следующее свойство, способствующее осуществлять выбор и принимать решение. Поэтому во второй части нашего исследования мы изучали влияние ответственности на факторы принятия решения (таблица 2). В эксперименте приняли участие 118 старшеклассников школ г. Омска. Результаты исследования показали, что ответственность тесно связана с рациональным фактором принятия решения.
В процессе исследования были выявлены так же значимые связи между ответственностью и отдельными свойствами личности (рис. 1). Наиболее сильные связи ответственности с целенаправленностью — г = 0,96, оптимизмомг = 0,95, настойчивостью г = 0,95,
олтнмшм доброта честность
Рис. 1. Корреляционная модель взаимосвязи нравственноволевых свойств личности с ответственностью
добросовестностью г = 0,94, инициативностью г = 0,93. и другими свойствами личности, входящими в разные группы г> 0,89. Следовательно, можно предположить, что именно эти свойства личности способствуют формированию ответственности у детей.
Проведенное нами исследование показало, что эмоционально-волевые свойства и ответственность могут способствовать рациональному принятию решения. Волевые свойства осуществляют перевода идеальных состояний духовного мира личности в намерение, проявляющееся в единстве мысли и чувства, в регуляции цели и конечного результата. То есть воле отводиться большая роль в активности личности, ее практическом самоопределении в мире. В качестве субъекта воли человек может свободно распоряжаться своими потребностями, сдерживать одни и осуществлять другие, то есть избирательно относится к потребностям, как бы возвышаться над ними.
Ранний юношеский возраст наиболее сенситивен ддя формирования волевых свойств в силу складывающихся на этом этапе психологических новообразований. Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская
рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "я", а с другой - осознание своего положения в мире. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - 287 с.
2. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. - Минск: Народная асвета, 1979. - 144 с.
3. Левитов Н. Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.-424 с.
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
5. Крутецкий В. А. Воспитание воли и характера. -М.: Знание, 1960. - 40 с.
6. Рубинштейн С. Л. Воля. Гл. XIV // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1948.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М: Педагогика, 1983.
8. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дош-кольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина М., 1965.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
10.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 349 с.
11. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
12. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопр. психол. 1967. № 4. С. 72 — 81.
ТАРОТЕНКО Ольга Анатольевна, канд. психол. наук, доцент, зав. каф. общей психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.04.2007 г.
© Таротенко O.A.
Научная книга на постсоветском пространстве
Тенденции в научном книгоиздании
Самая главная тенденция в последние годы — рост числа названий и снижение тиражей. Например, уже в первом полугодии 2007 г. в России прирост числа названий составил 16-18 %, а снижение тиража произошло на 1,5 % по сравнению с результатами 2006 года. Та же тенденция наблюдается и в странах СНГ. За 8 месяцев текущего года выпущено книг на Украине — 1500, в Беларуси — 1800, в Казахстане — свыше 300 названий (хотя численность населения здесь в 2 раза выше, чем в Беларуси). В Беларуси книгоиздание развивается достаточно интенсивно: по сравнению с советским периодом здесь выпускается в два раза больше научной и учебной литературы, первое место по числу названий занимает научная литература, на втором месте учебная.
Общим недостатком является то, что почти все книжные палаты этих стран получают обязательные бесплатные экземпляры не в полном объеме. Например, в Беларуси до книжной палаты доходит 95-96 % книг. В России не поступает 20-25 % , вузовское книгоиздание учитывается не на должном уровне. Истинное положение с выпуском литературы не выявляется.
Анализ книг показал, что часто содержание титульного листа книги не отвечает её содержанию, особенно часто (в 35-40 %) встречается в научной книге. Приходится иметь дело с фактом, когда монографии издаются под грифом учебных пособий.
Из выступления заместителя генерального директора Российской книжной палаты А.А. Джиго.
По материалам II Междунар. науч. конф.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007