Научная статья на тему 'Проявления субъектности личности у старших дошкольников в игровой деятельности'

Проявления субъектности личности у старших дошкольников в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1861
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SUBJECT / SUBJECT OF ACTIVITY / MANIFESTATIONS OF SUBJECTIVITY / SUBJECTIVITY / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / PLAY ACTIVITY / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / ACTIVITY / INDEPENDENCE / INITIATIVE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалдыбина Елена Александровна

Актуальной как в теоретическом, так и практическом плане проблема субъектности и ее развития в дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст считает сензитивным периодом в становлении субъекта деятельности, т.к. в этом возрасте дети уже становятся способны сопоставлять «свои модели с моделями психического других», что ведет к новому уровню в становлении субъектности. Именно в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для становление его субъектом деятельности, развития субъектности. Автором рассматривается понятие субъекта деятельности и субъектности личности, раскрывается специфика проявления в дошкольном возрасте. Автор рассматривает проявления субъектности ребенка дошкольного возраста через личностные характеристики активности самостоятельности, инициативности и ответственности. Субъектность личности проявляется в поведении через личностное отношение, инициативность, деятельностное проявление и ответственность за последствия выбора. Цель статьи анализ основных результатов исследования проявления субъектности в игровой и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Подходя к пониманию игры как универсального механизма становления личности в дошкольном возрасте нами были проанализированы в игровой деятельности старших дошкольников на основании трех характеристик субъектости личности (самостоятельность, инициативность и ответственность). Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что наиболее ярко выраженные проявления субъектности личности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности выявлены в ситуация выбора и распределения ролей, при разыгрывании сюжета, на этапе возникновения игровых и реальных взаимоотношений, и в проявлении уровня притязаний в игровых моментах. В игровой деятельности особенности субъектности детей старшего дошкольного возраста проявились в следующем: в недостаточности целевой ориентации в инициативных действиях, преобладание побудительного момента желание заявить себя; в наличии частичной ответственности за принятую роль и требование в соблюдении роли другими участниками игры, что обусловленном руководством извне, и наличием контроля со стороны взрослого; проявление инициативы дошкольников в ситуации выбора сюжета игры проявляется как побудительный момент желание что-то предложить, выступить с инициативой, заявить о себе как об инициаторах игры; в ситуации выбора и распределения ролей дошкольников отмечается проявление такого личностного качества, как ответственность, что проявляется как формальная ответственность в однозначной зависимости от руководства извне (помощь воспитателя), через ориентацию на внешний успех и на свои высокие притязания, при отсутствии навыка согласования собственной активности с активностью группы, В заключение автор предлагает организацию психолого-педагогических условий с целью развития субъектности старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF SUBJECTIVITY OF HIGHEST PRESCHOOL CHILDREN IN GAME ACTIVITY

The problem of subjectness and its development in preschool age is relevant both in theoretical and practical terms. Senior preschool age is considered a sensitive period in the development of a subject of activity, since At this age, children are already becoming able to compare "their models with the models of the mental of others," which leads to a new level in the development of subjectivity. It is in preschool age that there are all the prerequisites for becoming its subject of activity, the development of subjectivity. The author examines the concept of the subject of activity and the subjectivity of the individual, reveals the specifics of manifestation in preschool age. The author examines the manifestations of the subjectivity of the child of preschool age through the personal characteristics of the activity of independence, initiative and responsibility. The subjectivity of an individual is manifested in behavior through personal attitudes, initiative, activity, and responsibility for the consequences of choice. The purpose of the article is to analyze the main results of the study of the manifestation of subjectivity in the game and communication activities of children of senior preschool age. Approaching the understanding of the game as a universal mechanism for the formation of personality in preschool age, we analyzed the game activity of older preschoolers on the basis of the three characteristics of personality subjectivity (autonomy, initiative and responsibility). The analysis of these characteristics allowed various manifestations of these properties, which determine the specifics of the activity of the personality of the older preschooler in the play activity. The empirical study allows us to conclude that the most pronounced manifestations of the subjectivity of the personality of older preschool children in play activity are revealed in the situation of choice and role distribution, when playing the plot, at the stage of the emergence of game and real relationships, and in the manifestation of the level of claims in game moments. In the play activity, the features of the subjectivity of children of senior preschool age manifested themselves in the following: in the lack of a target orientation in initiative actions, the predominance of the motivating moment is the desire to declare oneself; in the presence of partial responsibility for the accepted role and the requirement for the observance of the role of other participants in the game, which is due to external leadership, and the presence of control from the adult; the initiative of preschoolers in the situation of the choice of the plot of the game appears as an incentive moment the desire to offer something, take the initiative, declare itself as the initiators of the game; in the situation of the choice and distribution of the roles of preschoolers, a manifestation of such personal quality as responsibility is noted, which manifests itself as a formal responsibility in an unequivocal dependence on outside leadership (help from the educator), through orientation to external success and to their high claims, with no skill activity of the group. In conclusion, the author proposes the organization of psychological and pedagogical conditions in order to develop the subjectivity of older preschoolers.

Текст научной работы на тему «Проявления субъектности личности у старших дошкольников в игровой деятельности»

УДК 159.9

ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Шалдыбина Елена Александровна, аспирант кафедры психологии

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660049, Россия, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальной как в теоретическом, так и практическом плане проблема субъектности и ее развития в дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст считает сензитивным периодом в становлении субъекта деятельности, т.к. в этом возрасте дети уже становятся способны сопоставлять «свои модели с моделями психического других», что ведет к новому уровню в становлении субъектности. Именно в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для становление его субъектом деятельности, развития субъектности. Автором рассматривается понятие субъекта деятельности и субъектности личности, раскрывается специфика проявления в дошкольном возрасте. Автор рассматривает проявления субъектности ребенка дошкольного возраста через личностные характеристики активности самостоятельности, инициативности и ответственности. Субъектность личности проявляется в поведении через личностное отношение, инициативность, деятельностное проявление и ответственность за последствия выбора. Цель статьи - анализ основных результатов исследования проявления субъектности в игровой и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Подходя к пониманию игры как универсального механизма становления личности в дошкольном возрасте нами были проанализированы в игровой деятельности старших дошкольников на основании трех характеристик субъектости личности (самостоятельность, инициативность и ответственность). Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что наиболее ярко выраженные проявления субъ-ектности личности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности выявлены в ситуация выбора и распределения ролей, при разыгрывании сюжета, на этапе возникновения игровых и реальных взаимоотношений, и в проявлении уровня притязаний в игровых моментах. В игровой деятельности особенности субъектности детей старшего дошкольного возраста проявились в следующем: в недостаточности целевой ориентации в инициативных действиях, преобладание побудительного момента - желание заявить себя; в наличии частичной ответственности за принятую роль и требование в соблюдении роли другими участниками игры, что обусловленном руководством извне, и наличием контроля со стороны взрослого; проявление инициативы дошкольников в ситуации выбора сюжета игры проявляется как побудительный момент — желание что-то предложить, выступить с инициативой, заявить о себе как об инициаторах игры; в ситуации выбора и распределения ролей дошкольников отмечается проявление такого личностного качества, как ответственность, что проявляется как формальная ответственность в однозначной зависимости от руководства извне (помощь воспитателя), через ориентацию на внешний успех и на свои высокие притязания, при отсутствии навыка согласования собственной активности с активностью группы, В заключение автор предлагает организацию психолого-педагогических условий с целью развития субъектности старших дошкольников.

Ключевые слова: субъект, субъект деятельности, проявления субъектности, субъектность, субъектно-деятель-ностный подход, игровая деятельность, дети старшего дошкольного возраста, активность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

PERSONALITY OF SUBJECTIVITY OF HIGHEST PRESCHOOL CHILDREN IN GAME ACTIVITY

© 2018

Shaldybina Elena Aleksandrovna, graduate student of the department of psychology Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astaf'eva (660049, Russia, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva Street, 89, e-mail: [email protected])

Abstract. The problem of subjectness and its development in preschool age is relevant both in theoretical and practical terms. Senior preschool age is considered a sensitive period in the development of a subject of activity, since At this age, children are already becoming able to compare "their models with the models of the mental of others," which leads to a new level in the development of subjectivity. It is in preschool age that there are all the prerequisites for becoming its subject of activity, the development of subjectivity. The author examines the concept of the subject of activity and the subjectivity of the individual, reveals the specifics of manifestation in preschool age. The author examines the manifestations of the subjectivity of the child of preschool age through the personal characteristics of the activity of independence, initiative and responsibility. The subjectivity of an individual is manifested in behavior through personal attitudes, initiative, activity, and responsibility for the consequences of choice. The purpose of the article is to analyze the main results of the study of the manifestation of subjectivity in the game and communication activities of children of senior preschool age. Approaching the understanding of the game as a universal mechanism for the formation of personality in preschool age, we analyzed the game activity of older preschoolers on the basis of the three characteristics of personality subjectivity (autonomy, initiative and responsibility). The analysis of these characteristics allowed various manifestations of these properties, which determine the specifics of the activity of the personality of the older preschooler in the play activity. The empirical study allows us to conclude that the most pronounced manifestations of the subjectivity of the personality of older preschool children in play activity are revealed in the situation of choice and role distribution, when playing the plot, at the stage of the emergence of game and real relationships, and in the manifestation of the level of claims in game moments. In the play activity, the features of the subjectivity of children of senior preschool age manifested themselves in the following: in the lack of a target orientation in initiative actions, the predominance of the motivating moment is the desire to declare oneself; in the presence of partial responsibility for the accepted role and the requirement for the observance of the role of other participants in the game, which is due to external leadership, and the presence of control from the adult; the initiative of preschoolers in the situation of the choice of the plot of the game appears as an incentive moment - the desire to offer something, take the initiative, declare itself as the initiators of the game; in the situation of the choice and distribution of the roles of preschoolers, a manifestation of such personal quality as responsibility is noted, which manifests itself as a formal responsibility in an unequivocal dependence on outside leadership (help from the educator), through orientation to external success and to their high claims, with no skill activity of the group. In conclusion, the author proposes the organization of psychological and pedagogical conditions in order to develop the subjectivity of older preschoolers.

Keywords: subject, subject of activity, manifestations of subjectivity, subjectivity, subject-activity approach, play activity, children of senior preschool age, activity, independence, initiative, responsibility.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ными научными и практическими задачами.

Shaldybina Elena Aleksandrovna psychological

PERSONALITY OF SUBJECTIVITY ... science

Реформирование системы образования, введение федеральных государственных стандартов образования требуют нового подхода к развитию личности ребенка и организации его жизнедеятельности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, формируется отношение к себе, формируются качества личности, отвечающие за отношения с другими людьми (Л.И. Божович [1], Л.С. Выготский [2], Д.Б. Эльконин [3] и др).

Дошкольные образовательные организации являются начальным звеном системы образования, на которых находится ответственность за воспитание личности ребенка, за формирование его социальных ориентаций. Интеграция психологической науки и социальной практики, гуманизация и индивидуализация образования нацелены сегодня на развитие ребенка как субъекта деятельности, активизации деятельностно-преобразу-ющей личности, способной сонастраиваться с высоким темпом социальных процессов, перемен и быть автором собственной жизни, своих решений и нести за это ответственность.

В связи с этим становится актуальной как в теоретическом, так и практическом плане проблема субъ-ектности и ее развития в дошкольном возрасте. На дошкольные образовательные организации ложится ответственность за становление активной, интегрированной личности, способной управлять собой, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям социальной жизни. Именно в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для становление его субъектом деятельности, развития субъектности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В настоящее проблема «субъекта деятельности», «субъектности» является достаточно актуальной в психолого-педагогической литературе. Категория «субъ-ектность» приобрела статус методологического принципа, что позволяет по-новому взглянуть на жизнедеятельность человека.

Потребность быть субъектом является основополагающим у каждого человека, это свойство его личности, осуществляющееся посредством различной активности (в деятельности, общении), под которой К.А. Абульханова-Славская понимает «способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается и сохраняется ее субъектность» [4].

А.В. Петровский раскрыл феномен субъектности в психологии личности [5]. Анализ представлений о субъекте деятельности и специфике субъектности личности в работах С.Л. Рубинштейна [6], А.В. Брушлинского [7], А.К. Абульхановой-Славской [4], В.И. Слободчикова [8], Б.Д. Эльконина [3] и др. позволяет выделить различные подходы в определении субъектности как личностного свойства: это системная целостность всех психических процессов, состояний и свойств сознания и бессознательного; деятельностно-преобразующий способ бытия человека; конкретно данная форма само-действия человека; свойство, раскрывающееся сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе как деятелю.

Проблема «субъектности» в жизнедеятельности ребенка в различных возрастах рассматривается в психо-логияеских исследованиях, при этом именно старший дошкольный возраст, по мнению Л.И. Божович [1], Л.С. Выготского [2], М.Я. Лисиной [9], Д.Б. Эльконина [3] и др. является периодом становления личности, становления его индивидуальности и определенной степени определяет даальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является становление субъекта детских видов деятельности. Е.А. Сергиенко старший дошкольный возраст считает сензитивным периодом в становлении 378

субъекта деятельности, т.к. в этом возрасте дети уже становятся способны сопоставлять «свои модели с моделями психического других», что ведет к новому уровню в становлении субъектности [10].

Введение ФГОС дошкольного образования приводят к изменению подходов к построению содержания образования и обеспечению детской активности в условиях дошкольной образовательной организации. ФГОС дошкольного образования обеспечивает создаёт условий для подвижных, вариативных взаимоотношений между взрослым и ребенком дошкольного возраста, характер развития которых детерминирован в большей степени самим ребенком, его субъектной позицией [11].

Вследствие этого возникает необходимость в развитии у дошкольника значимых характеристик, способностей личности как субъекта деятельности, а именно самостоятельность в построении и преобразовании собственной жизнедеятельности, быть ее подлинным субъектом, способности прогнозировать и конструировать собственную деятельность, включаться в различные виды деятельности и формы общения с другими людьми.

Развитие субъектности в старшем дошкольном возрасте исследователи А.Г Гогоберидзе [12], Н.С. Пантина [13], Е.С. Пучихина [14], О.В. Солнцева [15], О.В. Суворова [16], Л.Л. Тимофеева [17] и др. связывают с качественным своеобразием проявлений активности, автономности, ответственности и творчества в жизнедеятельности дошкольника: в игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной и других видах деятельности.

Рассмотрение активности во взаимосвязи с субъек-тностью личности позволяет выделить несколько подход к ее пониманию. Активность как активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру и продуктам своей деятельности рассматривает А.Г. Асмолов [18]; как деятельность -А.В. Петровский [5], С.Л. Рубинштейн под активностью понимает качество личности как субъекта жизненного пути [6]; Л.С. Выготский отмечает, что активность обусловлена использованием психологических орудий [2]. Как функционально-динамическое качество активность рассматривает К.А. Абульханова-Славская, при этом содержательное определение личности как субъекта деятельности в человеческой активности, выделяющею её из активности всего живого К.А. Абульханова-Славская раскрывает в характеристиках инициативности, ответственности и самостоятельности, которые позволяют выделить типы проявления этих и других свойств и качеств, определяющих специфические особенности личности в её активной представленности [4].

В нашем исследовании проявления субъектности ребенка дошкольного возраста рассматриваем через личностные характеристики активности самостоятельности, инициативности и ответственности в дошкольном возрасте, которые связаны: с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; инициативностью в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе, с ответственностью за осуществление выбора и удовлетворенность своей самореализацией в деятельности.

Проявление свойства субъектности проявляется, в первую очередь в демонстрации своего личностного отношения к деятельности и ее структурным составляющим (объекту, к предмету или к явлению действительности), что выражается через формулирование оценки, интереса к деятельности. Далее на основании этого личностного отношения появляется инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. В дальнейшем инициативность непосредственно преобразуется в саму деятельность субъекта, которая в следствие собственного индивидуального выбора осуществляется автономно и самостоятельно. При этом личность способна нести ответственность за последствия этого вы-

Таким образом, субъектность личности проявляется в поведении следующим образом:

1. Личностное отношение: интерес, оценочное отношение к предмету деятельности;

2. Инициативность: мотив проявления активности по отношению предмета деятельности;

3. Деятельностное проявление: избирательность и индивидуальный выбор, автономность и самостоятельность деятельности.

4. Ответственность за последствия выбора.

Таким образом, проявления субъектности в деятельности характеризуются активностью, личностным отношением; интересом, инициативностью, индивидуальным выбором, самостоятельностью, ответственностью, то есть творец собственной жизни, способный адекватно делать выбор деятельности, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, вносить корректировку.

Применительно к дошкольному возрасту проявления субъекта деятельности и личностного свойства субъектности имеют свою специфику.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи - анализ основных результатов исследования проявления субъектности в игровой и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Методы и организация исследования. С целью определения проявлений субъектности в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МДОУ №1 г. Норильска Красноярского края. В исследовании принимали участие 113 воспитанников в возрасте 5-7 лет, из них: 55 воспитанников в возрасте 5,1 - 6,3 (средний возраст выборки 5,7 лет) посещают старшую возрастную группу, 58 воспитанников в возрасте 6,5-7,2 (средний возраст выборки 6,9 лет) посещают подготовительную возрастную группу.

Основными методами исследования выступили метод тестирования и метод наблюдения.

Для изучения проявлений субъектности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 1-7 лет» Г.А. Урунтаевой. В процессе эмпирического исследования за проявлениями субъектности в игровой деятельности также применялся метод наблюдения.

В результате исследования проявлений субъектности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности были получены следующие результаты.

Подходя к пониманию игры как универсального механизма становления личности в дошкольном возрасте нами были проанализированы в игровой деятельности старших дошкольников на основании трех характеристик субъектости личности (самостоятельность, инициативность и ответственность), выделенных К.А. Абульхановой-Славской [4]. Анализ данных характеристик позволил различные проявлениях этих свойств, которые определяют специфику активности личности старшего дошкольника в игровой деятельности.

Согласно методике Г.А. Урунтаевой были проанализированы следующие особенности игровой деятельности, в которых может проявляться субъектность дошкольника:

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: принятие роли, средства ее реализации, содержание и смысл роли;

2. Отношение к правилам игры: соотношение правил и выполнения роли, соблюдение правил, выход из конфликтных ситуаций по правилам игры,

3. Характеристика игровых действий: развернутость, сформированность игровых умений и навыков, взаимос-

вязь игровых действий дошкольника с речью, осознание реальности и игровой роли:

4. Игровые предметы, их характеристика: выбор предмета и его соотношение с ролью в игре;

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре: соблюдение ролевых норм, ролевые конфликты в игре и их разрешение, реализация реальных отношений в игровых ролях;

6. Характеристика сюжетов в играх детей: разнообразие сюжетных линий в игре, длительность проигрывания сюжета;

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребенок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).

В процессе наблюдения за игровой деятельностью отмечались особенности уровня притязаний старших дошкольников в игре: отношение к ситуации распределения ролей и к выполнению незнакомой роли, самостоятельность в реализации игровой роли, реакция в ситуациях неудачи и успеха, соответствие взятой на себя роли реальным умениям, знаниям и представлениям ребенка.

1. В ситуации выбора и распределения роле проявление субъектности дошкольников было реализованов действиях:

- Называние себя именем взрослого, что свидетельствует об умении дошкольника поставить себя на место

другого человека. - 86% случаев.

- Переход к называнию ролей происходит до начала игры - 51,7% детей, у остальных 48,3% дошкольников переход осуществляется уже в процессе игровой деятельности;

- Активное использование различных игровых средств - 67% дошкольников, у остальных 33% дошкольников при этом деятельность с предметами у этих детей отличается однообразием, стереотипностью действий;

- Использование развернутой ролевой речи, использование средств невербального поведения выявлено у 62,3% дошкольников, которые отмечается в игровых ситуациях используют мимику и пантомимику, яркость интонации

- Умение передать отличительные особенности персонажа - 83,6% дошкольников, при этом они ориенти-руютсяна внешние признаки (у доктора белый халат, у учителя указка), а также передают в игре различия в способах взаимоотношений и нравственных нормах (мам заботится о своем ребенке и членах семьи).

Передаваемые в игровых ситуациях нюансы взаимоотношений между людьми в соответствии с игровыми ролями свидетельствуют о том, насколько глубоко дошкольник осознает их, что предполагает наличие субъ-ектности.

При выборе ролей и в процессе реализации игровой роли дошкольник стремится к удовлетворению своей потребности быть субъектом общения и игры и реализует её, проявляя самостоятельность и инициативность (например, проявление инициативы игры в «Магазин» проявляется в предложении «А давайте поиграем в магазин, я буду продавец, кто хочет быть покупателем?», что выражается в стремлении организовать совместную игру.

Личностное качество ответственности в игровой деятельности проявляется у 73,4% дошкольников, которое проявляется в необходимости соблюдения и соответствия поведения в исполнении взятой на себя игровой роли как по отношению к себе, так и по отношению к другим участникам игровой ситуации (продавец в магазине, парикмахер как «творец» причесок, медицинский работник как специалист, лечащий больного и т.д.), а также в способности нести ответственность за свое игровое поведение перед другими участниками игры. Другие дошкольники - участники игры ожидают, что дошкольник по игре выполнит свою роль в соответствии с требованиями игровых правил.

Shaldybina Elena Aleksandrovna PERSONALITY OF SUBJECTIVITY ..

2. Отношение к правилам игры. В большинстве случаев (76,4%) дошкольники соотносят правила игры со взятой на себя ролью и действуют в соответствии с ними. Встречаются случаи нарушений правил (31,4%), в большей степени это связано с желанием взять игровую ситуацию под свой контроль. При этом 21% дошкольников на замечание на нарушение адекватно реагируют на замечания со стороны сверстников и меняют собственное поведение. 8,9% дошкольников продолжают наставить на «своем», что приводит к конфликту и выходу из игры, 12,9% дошкольников игнорируют замечания сверстников по игре.

Осведомленность в соответствии игровой роли и ее демонстрация, проявление требовательности к другим как носителям ролей, требование соответствовать роли, а также гибкость и лояльность по отношению к другим участникам игры мы рассматриваем как проявления субъектности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Характеристика игровых действий. В большинстве случаев (75,8% случаев) у дошкольников наблюдается развернутость игровых действий, что выражается подробных действиях с предметами во внешнем и внутреннем мысленном плане. В 51,6% случаев у дошкольников наблюдается обобщенность действий, протекающих без опоры на предметы, что свидетельствует о высоком развитии игры и воображения, имен данная обобщенность обобщенность игровых действий позволяет осуществлять условность игры.

Игровые действия 64,8% дошкольников сопровождаются речевыми оборотами, соотвествтующих игровому сюжету, при этом дети осознают, что игровые действия и воображаемая ситуация не является реальной («не по-настоящему», «как будто», «понарошку»).

Игра дошкольников включает небольшое число игровых действий. Дети достаточно часто воспроизводят стереотипные действия, возвращаются к раннее проигранному.

4. Игровые предметы, их характеристика. У дошкольников в 83,2% случаев выбор предметов осуществлялся в соответствии с ролью и сюжетом игры. Следует отметить, что выбор предметов связан с ранее выбранным игровым сюжето, что свидетельствует о планировании игры.

5. Характеристика игровых и реальных взаимоотношений между детьми в игре.

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Реальные взаимоотношения дошкольников в большинстве случаев (68,9%) возникают только в процессе реализации игровой роли, т.к. часто инициатором игровой деятельности выступает взрослый, который задает сюжет, объясняет правила игры, распределяет роли и планирует игру. Следует отметить, что в 38,5% случаев наблюдается возникновении конфликтов по поводу выбора сюжета, распределения ролей и выполнения правил.

72,1% детей в игровой деятельности стараются воспроизвести взаимоотношения взрослых, поэтому возникает необходимость партнера по игре, которые бы играли вместе с ними. В данной ситуации дошкольники начинают договариваться с другими детьми, с целью организации игру с несколькими ролями, при этом наблюдаются проявления взаимопонимания и взаимопомощи, дошкольники согласовывают свои действия с действиями сверстника.

В ролевой игре и в играх с правилами дошкольники отражают окружающее их многообразие действительности. В основе сюжета игры закладываются семейный быт, взаимоотношений взрослых в различных профессиональных ситуациях в жизнедеятельности. Сюжеты дошкольников достаточно разнообразны.

При разыгрывании сюжета в 68,7% случаев наблюдается устойчивость выполнении игровых ролей, самостоятельном разыгрывании сюжетных линий в рамках

основного игрового сюжета, что обусловлено высоким уровнем развития произвольности в деятельности, самостоятельности, инициативности, ответственности, которые являются проявлениями субъектности. Разыгрывание сюжета и роли заполняет всю игру. Для 56,7% дошкольников является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиями все свои игровые действия и 49,8% дошкольников требуют соблюдения данных требований в соответствии с ролью от других участников игры. В игре возникает обмен опытом. Дети начинают перенимать друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В различных игровых ситуациях вво-зникает потребность согласовывать свои действия с действиями другого. Таким образом, в процессе реализации игровых и реальных взаимоотношений между детьми в игре наблюдаются следующие проявления субъектност: потребность обмена опытом, перенимание друг у друга знаний, потребность в партнерах и удовлетворение этой потребности, согласовывание действий с другими участниками игры в процессе игровой деятельности.

7. Особенности уровня притязаний ребенка в игре. В 64% случаев в ситуации распределения ролей дошкольники проявляют инициативу. Следует отметить, что около половины дошкольников (48,7% детей) берутся только за выполнение главных ролей, избегая второстепенных, а 38,6% дошкольников отказываются от главных, что свидетельствует о низком уровне притязаний, застенчивости и неуверенности в себе. В случаях игровой неудачи в 83% случаев у дошкольников наблюдается некоторое снижение уровня притязаний при неудаче и повышение после успеха. Отмечается адекватность своих качеств и возможности при выборе роли у 67,2% дошкольников, то есть соответствие взятой на себя роли с реальными умениями, знаниями и представлениями ребенка. Основанием для такого утверждения является то, что, взяв главную роль, ребенок способен свой выбор игровой роли, успешно с ней справляется, самостоятельно развивая сюжет в соответствии с принятой ролью, что мы рассматриваем как проявление субъектности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные результаты в нашем исследовании о проявлении субъектности в игровой делятельности согласуются с результатами исследования Е.В. Медведевой о проявлений субъектности в группе нормально развивающихся старших дошкольников [19].

Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что наиболее ярко выраженные проявления субъектности личности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности выявлены в ситуации распределения ролей, при выборе и разыгрывании сюжета, проявляются во взаимодействии в игровых и реальных взаимоотношений, и в проявлении уровня притязаний в игровых моментах.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в игровой деятельности особенности субъектности детей старшего дошкольного возраста проявились в следующем:

-в недостаточности целевой ориентации в инициативных действиях, преобладание побудительного момента - желание заявить себя;

- в наличии частичной ответственности за принятую роль и требование в соблюдении роли другими участниками игры, что обусловленном руководством извне, и наличием контроля со стороны взрослого;

- проявление инициативы дошкольников в ситуации выбора сюжета игры проявляется как побудительный момент — желание что-то предложить, выступить с инициативой, заявить о себе как об инициаторах игры. Эти проявления отражают поиск возможных путей и способов в реализации потребности быть субъектом.

- в ситуации выбора и распределения ролей дошкольников отмечается проявление такого личностно-

го качества, как ответственность, что проявляется как формальная ответственность в однозначной зависимости от руководства извне (помощь воспитателя), через ориентацию на внешний успех и на свои высокие притязания, при отсутствии навыка согласования собственной активности с активностью группы, что рассматривается нами как попытка актуализировать себя в игровой среде.

Принимая во внимание недостаточную реализации, в игровой деятельности позиции субъектности детей старшего дошкольного возраста целесообразно для развития субъектности дошкольников создать специальные психолого-педагогические условия, которые будут обеспечивать проявления субъектности, а именно свойст ответственности, самостоятельности и инициативности детей.

К таким психолого-педагогическим условиям, в основу которых положена значимость предмет-норазви-ающей среды и организации взаимодействия детей в совместной деятельности на основании исследований Е.О. Шишовой [20], О.П. Нагель, Г.А. Репринцевой [21] мы относим:

- обогащение предметно-развивающей среды;

- инициирование игровой деятельности: игр с правилами, способствующих развитию ответственности за соблюдений игровых правил, дидактических игр, способствующих развитию процессов планирования, организации игр, с самостоятельным выбором сюжета ролевой игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография. — СПб.:Питер, 2009. 398 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 198 с.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2008, 383 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

5. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. вузов. М.: Академия, 2000. 501 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 705 с.

7. Брушлинский А.В. К определению субъекта //Психология субъекта. М.6АСТ, 2003. С. 21-51.

8. СлободчиковВ. И., ИсаевЕ. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

9. Лисина М.Я. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект./ Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический прект. 2000. С. 184-203.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Режим доступа URL: https://pravobraz. ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniyâ

12. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 514 с.

13. Пантина Н.С. Основные векторы субъективации в дошкольном образовании . М.:АСТ, 2000. 51 с.

14. Пучихина Е.С. Особенности проявления дошкольниками субъектной позиции в различных видах деятельности //Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 92-94.

15. Солнцева О.В. Особенности развития субъектной позиции старших дошкольников в сюжетных играх // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Сб. ст. СПб.: «Детство-Пресс», 2000. С. 109-123.

16. Суворова О.В. К проблеме становления и проявления субъектности у детей 6-7 лет./Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект Нижний Новгород, 2014. С. 28-40.

17. Тимофеева Л.Л. Формирование субъектности на этапе дошкольного образования.//Педагогика. 2015. № 7. С. 70-77.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академический проект, 2007. 319 с.

19. Медведева Е.В. Проявления субъектности личности у ребёнка с нарушениями двигательной сферы : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 /Медведева Елена Валерьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2010. 26 с.

20. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 10 (82). С. 50-59.

21. Нагель О.П., Репринцева Г.А. Организация предметно-про-

странственной развивающей среды детского сада с позиций систем-но-деятельностного подхода //European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 145-150.

Статья поступила в редакцию 04.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.