19. Йога-сутры патанджали / пер. с санскрита, предисл. и коммент. Б. Загуменнова // Ступени. 1991. № 1-3; 1992. № 1.
20. Козлов В. В. Трансперсональная психология: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.
21. Гроф С. Четвёртая сила Абрахама Маслоу // Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы / пер. с англ. С. Офертас, А. Киселёв. М.: Ганга, 2013. С. 14-32.
22. Harner Michael. The Way of the Shaman: A Guide to Power and Healing. N.Y.: Harper & Row Publishers, 1980.
23. Grof S. Ervin Laszlo's Akashic Field and the Dilemmas of Modern Consciousness Research // World Futures: The Journal of General Evolution, 2006. Vol. 62. P. 86-102(17).
24. Гроф С. Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы. М.: Ганга, 2013.
25. Гроф С. и Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. М.: Беловодье, 2010.
26. Керзин Б. Тонкая энергетическая система в пределах грубого физического тела. youtube.com. [В Интернете] 11.09.2012. [Цитировано: 19.09.2013.] URL: https: //www. youtube.com/ watch?feature=player_embedded&v=3nE4AA25z04.
27. Уилбер К. Смерть, перерождение и медитация. integralportal.ru. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.integralportal.ru/ docs/DOC-1773.
28. Базарон Э. Г. и Асеева Т. А. «Вайдурья-онбо»- трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1984.
29. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века [«Вайдурья-онбо» или «Голубой берилл»]. Альбом/Колл. авт. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
30. Scripps Research Institute Team Wrests Partial Control of a Memory.scripps.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.scripps.edu/ news/press/2012/20120322mayford.html.
31. Researchers show that memories reside in specific brain cells. mit.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013 г.]. URL: http://web.mit.edu/newsoffice/2012/ conjuring-memories-artificially-0322.html.
32. Малевич Т. Нейротеология: теории религии и наука о мозге. Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2012: № 1-2 (7-8). M., 2013. С. 62-83.
33. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть первая: Вопросы о простейшем / пер. Б. Б. Ви-ногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
34. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть вторая: Ось Духа / пер. Б. Б. Виногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
35. Чжунъюй А. Основы науки цигун / пер. Б. Ви-ногродского; Малое предприятие Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления, 1992.
36. Чиа М. и Эллибрант Д. Исцеление космосом II - Даосская космология и вселенские исцеляющие связи. М.: Гелиос; София, 2003.
УДК 316.346.32-053.6
А. И. Балог
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В СТРУКТУРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ
В статье обсуждается уровень развития социокультурного потенциала современной студенческой молодёжи, пути его формирования. В качестве одного из факторов развития социокультурного потенциала рассматривается социальная активность молодёжи. Анализируются способы измерения социальной активности и ее показателей.
In this article the level of development of sociocultural potential of modern student's youth and the ways of its formation are discussed. Social activity of youth is considered as one of the explicating factors of sociocultural potential. Ways of measurement of social activity and its indicators are analyzed here.
Ключевые слова: молодёжь, социокультурный потенциал, социальная активность.
Keywords: youth, sociocultural potential, social activity.
Проблема активизации молодежного потенциала для решения модернизационных задач в современном российском обществе является одной из актуальных и социально значимых, поскольку молодежь является особой социально-демографической группой, от которой во многом зависит будущее любой страны [1]. Среди молодежных проблем особое место занимает проблема социальной активности молодежи, и, как следствие, развития ее социального, культурного и иных видов потенциала. По данным исследования, проведенного на территории г. Кирова в 2011 г., в котором участвовал автор, уровень развития социокультурного потенциала студенческой молодежи может быть оценен как средний. При этом мы определяем социокультурный потенциал как одну из составляющих человеческого потенциала, которая включает в себя следующие аспекты:
• культурный уровень индивидов;
• образованность;
• духовные интересы;
• систему ценностей и устремлений;
• политическую и социальную активность;
• социальные взаимодействия и отношения индивидов [2].
Базовым эмпирическим методом, применённым в данном исследовании, явилось раздаточное анкетирование. В качестве респондентов выступили студенты старших курсов высших и средних специальных учебных заведений. Выбор данной воз-
© Балог А. И., 2013
растной группы обусловлен тем, что в этот период закладываются предпосылки развития потенциала молодежи: с одной стороны, образовательные и квалификационные, с другой стороны, социальные, личностные, экономические. Основными задачами данного возраста являются: профессиональное самоопределение; первичная профессиональная социализация; становление гражданской, юридической, социальной, частично экономической ответственности и самостоятельности [3].
Объём выборки составил 750 человек. Репрезентативность данных обеспечивается ошибкой выборки 4% и доверительным интервалом 95%.
Возраст респондентов составил от 18 до 27 лет, при этом около 70% составляла молодежь в возрасте 22—22 лет. Это было обусловлено тем, что в исследовании принимали участие в основном студенты старших курсов. Наличие в выборке 22% респондентов 18—19 лет объясняется тем, что опрос проводился не только в высших, но и средних специальных заведениях, где студенты обучаются 3 года. В выборке юноши составили 43,2%, а девушки 56,8%.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы о развитии отдельных компонентов социокультурного потенциала молодёжи:
1. Был выявлен достаточно высокий уровень социальной активности молодёжи. Оказались готовыми принимать участие в деятельности молодёжных общественных организаций 21,0%, в сборах средств, вещей, книг в пользу нуждающихся — 17,8%, в акциях по поводу жизни настоящей или будущей работы — 16,9%. Относительно небольшое число составили те, кто оказался не готов принимать участие в какой бы то ни было общественной деятельности — 15,1%.
2. К политической жизни студенты проявили меньшую готовность. Отметили, что не имеют определённой политической позиции 29,8% респондентов; не интересуются политикой, так как есть дела важнее и интереснее 26,0%. Ещё 24,8% респондентов согласны участвовать в политической жизни в основном на выборах в качестве избирателей.
3. Уровень развития образовательных ресурсов студенческой молодёжи по итогам анализа можно оценить как средний.
4. Было выявлено, что большинство студентов предпочитает развлекательные формы досуга образовательным.
5. В то же время было установлено, что 39,9% респондентов постоянно работают на перспективу, 28,2% нацелены максимально реализоваться в жизни, еще 27,7%указало, что для них очень важно сделать карьеру и достичь успеха.
6. Следует отметить, что 49,3% респондентов доверительно общаются, 50,2% проводят досуг и 47,4% получают морально-психологическую под-
держку от близких друзей. При этом 38,0% студентов доверительно общаются с родственниками, еще 41,2% получают от них морально-психологическую поддержку. Также 16,4% предпочитают проводить с друзьями и приятелями из академической группы, с факультета.
В целом уровень развития социокультурного потенциала студенческой молодёжи можно охарактеризовать как средний.
Можно считать, что современный этап развития гражданского общества в России характеризуется наличием весьма широкого круга возможностей для реализации молодым человеком его социокультурного потенциала. В то же время, как выяснилось в ходе исследования, уровень социальной активности студенчества довольно высок. Следовательно, социальная активность может рассматриваться в качестве одного из факторов развития социокультурного потенциала молодежи.
Существенно важен в определении социальной активности учет того, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, но лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаемой его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.
Уточним, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Поэтому социальную активность можно определить в качестве сознательной, самостоятельной деятельности, направленной на удовлетворение собственных потребностей личности и решение общественно значимых задач [4].
Традиционно выделяют следующие виды социальной активности:
• трудовая;
• общественно-политическая;
• познавательная.
Говоря об измерении социальной активности и ее показателях, приходится иметь дело с субъективными оценками, поэтому отсутствует четкая общепринятая система ее измерения. Более того, система показателей будет различной для разных видов деятельности и социальных групп.
В рамках исследования социальной активности молодежи особую актуальность приобретает изучение именно студенчества как наиболее продви-
нутой группы молодежи, призванной в будущем пополнить ряды интеллигенции, квалифицированных специалистов, от сознания и поведения которых зависит как успешное развитие экономики страны, так и социальной сферы жизнедеятельности российского общества. Именно в студенческой среде должны формироваться молодежные лидеры, потенциальные общественные деятели, от социальной активности которых зависит решение стоящих перед современной Россией задач.
Представители студенческой молодежи как большой социальной группы связаны между собой общим видом деятельности и образуют в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Специфика данной социально-профессиональной группы связана с общественной деятельностью студентов, которая в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у них известную общность интересов, групповое самосознание, специфический образ жизни, причем это дополняется и усиливается относительной возрастной однородностью, которой не имеют остальные социально-профессиональные группы [5].
Рассмотрим способы исследования различных видов социальной активности студенческой молодежи. Здесь мы будем опираться на источник [6].
• Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей, и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида, направленной на получение знаний, умений и навыков. Источником познавательной активности является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др.
Для определения уровня познавательной активности студентов необходимо выяснить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Для этого могут быть использованы объективные показатели, характеризующие факт деятельности и меру ее интенсивности, а также субъективные показатели, характеризующие значимость деятельности для индивида, обусловленность ее собственными потребностями, которая выражается в отношении к деятельности.
К объективным показателям познавательной активности студенческой молодежи относятся следующие: посещаемость занятий; уровень успеваемости; временные затраты на познавательную деятельность; чтение учебной и научной литературы; посещение библиотек, интернет-ресурсов образовательного направления, просмотр познавательных телепередач; уровень самостоятельности выполнения работ и т. д.
К субъективным показателям относятся: мотив поступления в вуз; уровень заинтересованности; оценка возможности использования по-
лученных знаний и навыков; оценка степени влияния познавательной деятельности на достижение жизненных целей; планы относительно продолжения образования и т. д.
С учетом градаций возможных значений выбранных показателей методика определения уровня познавательной активности может принять следующий вид.
Высокий уровень познавательной активности. Знания и навыки их приобретения являются основной целью. Наиболее выраженной потребностью личности является потребность в познании. Высокий уровень всех объективных показателей.
Средний уровень познавательной активности. Здесь познание является средством достижения других целей, получение знаний не первоочередная потребность. Студент позитивно относится к познавательной деятельности, осознает ее важность для достижения жизненных целей. Успеваемость хорошая, обучению уделяет значительную часть времени. Осознает возможности и сферу использования полученных знаний. Существуют планы по поводу продолжения образования.
Низкий уровень познавательной активности. В этом случае знание не является основной ценностью, осознается лишь необходимость его получения. Важен скорее документ об образовании. Студент занимается обучением по мере необходимости, для сдачи экзаменов. Редкая заинтересованность предметом изучения. Представления об использовании полученных знаний смутные.
Пассивность — отношение к познавательной деятельности негативное. Получение образования является препятствием либо никак не влияет на достижение прочих целей. Временные затраты на обучение минимальны.
• Социально-политическая активность может измеряться с помощью следующих объективных показателей: участие в общественных и политических объединениях (политические партии, молодежные движения, студенческие сообщества и др.); участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т. д.
Субъективные показатели: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т. д.
Уровень социально-политической активности при этом может быть охарактеризован следующим образом.
Высокий уровень социально-политической активности — студент регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически
участвует в работе собраний. Положительно относится к социально-политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует. Часто проявляет инициативу. Социально-политической деятельности уделяет значительную часть времени.
Средний и низкий уровни социально-политической активности (в зависимости от степени выраженности критериев) — участие в общественно полезной деятельности несистематическое, собрания общественных объединений посещает редко, по необходимости. Инициативы не проявляет либо проявляет редко. Преследует собственные цели, независимо от согласованности с целями группы.
Пассивность — общественно полезной деятельностью не занимается, в общественных объединениях не участвует (либо только по необходимости). Считает, что ничего в общественно-политической жизни изменить не способен.
• Трудовая активность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка, независимо от вида деятельности и дальнейших целей. Говоря о трудовой активности, следует принимать во внимание степень важности для индивида процесса и результатов труда. Деятельность, направленная исключительно на получение прибыли, не будет свидетельствовать о заинтересованности человека процессом труда, может быть обусловлена внешними обстоятельствами и не иметь внутренней мотивации.
Объективные показатели трудовой активности следующие: производительность труда; использование рабочего времени; состояние дисциплины труда; качество работы; освоение передовых приемов и методов труда; уровень квалификации и профессионального мастерства; участие в трудовых соревнованиях и т. д.
Субъективные показатели: удовлетворенность выполняемой работой; мотивы трудовой деятельности; отношение к деятельности коллектива и отдельным ее сторонам: к состоянию уровня организации и нормирования труда и внедрению передовых форм его организации, к оплате труда, уровню организации трудовых соревнований и т. д.; отношение к повышению квалификации и уровню образования и т. д.
Уровень трудовой активности охарактеризуем следующим образом.
Высокий уровень трудовой активности — важен сам процесс труда, интересная творческая работа (самореализация в труде). Отношение к труду положительное, работа в полную меру сил, систематическое проявление инициатив в труде.
Средний уровень трудовой активности — заинтересованность в трудовой деятельности, однако большее значение имеют результаты труда (самореализация посредством труда). Значения объективных показателей при этом могут являться такими же, как и при высоком уровне трудовой активности.
Низкий уровень трудовой активности — основным являются результаты труда, в наибольшей степени материальное вознаграждение. Трудящиеся довольно безразличны в своем отношении к труду, лишь время от времени или изредка работают в полную меру сил, безынициативны.
Пассивность — трудящиеся, негативно относящиеся к труду, не работающие в полную силу, не проявляющие никакой инициативы в работе.
Далее с помощью предложенных характеристик уровня отдельных видов социальной активности возможно определение уровня социальной активности в целом. Подобный анализ поможет определить общий уровень социальной активности молодежи и сопоставить полученные данные с результатами исследования социокультурного потенциала студенчества, что может послужить развитию знания о способах развития социокультурного потенциала.
Такого рода исследования приобретают сегодня особую актуальность, поскольку трансформирующееся российское общество характеризуется переходом к принципиально новому информационному типу социально-экономического развития. В новых условиях приоритетом общественного преобразования становится совершенствование социокультурного потенциала российского общества, особенно той его части, которая характеризуется интенсивностью процесса социализации, которая воплощает черты будущего, то есть молодежи.
Примечания
1. Тихонов В. Т. Социально-политическая активность российской студенческой молодежи: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2011.
2. Бушкова-Шиклина Э. В., Балог А. И. Социокультурный потенциал: концептуализация понятия // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: материалы межвуз. студ. науч. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
3. Митягина, Е. В., Бушкова-Шиклина Э. В. Молодежный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодёжи: проблемы и условия развития: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 8-19.
4. Серегин А. Н. Управление формированием социальной активности студенческой молодёжи вузов России: дис. . канд. социол. наук. М., 2009.
5. Тихонов В. Т. Указ. соч.
6. Серегин А. Н. Указ. соч.