УДК 141.33
3. С. Шашин
СОЗНАНИЕ В ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ НА ФОНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье рассматриваются проблемы сознания с позиции восточных мистических учений: восприятие, соотношение сознание - мозг и сознание - тело. Описана структура сознания, дан обзор современных научных и философских исследований мистических состояний.
The article deals with the problem of consciousness from the perspective of Eastern mystical doctrines. The author considers the problem of perception and the problem of consciousness and brain. The author describes the structure of consciousness. The article provides an overview of contemporary scientific and philosophical studies of mystical states.
Ключевые слова: сознание, мистика, околосмертный опыт, восприятие, буддизм, тантра, Тибетская книга мёртвых, медитация.
Keywords: consciousness, mysticism, near-death experience, perception, buddhism, tantra, the tibetan book of the dead, meditation.
Обозначим основные вопросы, связанные с феноменом мистического сознания, с позиций современной науки и компаративистских исследований восточных духовных традиций.
1. Вопрос о возможности смещения акцента восприятия. В когнитивных науках существует проблема фигуры и фона, т. е. законов перцептивной группировки. Любой объект воспринимается как фигура на определённом фоне, данный факт является примером так называемого перцептивного деления. Перцептивное деление — процесс, связанный исключительно с субъектом, и подразумевает множество вариантов восприятия реальности. Перцептивное деление функционирует на определённых законах, сформулированных в гештальтпсихологии: близости, сходства, замкнутости, хорошего продолжения, пре-гнантности (хорошей формы) и т. д. Вопрос заключается в следующем: возможен ли иной способ восприятия реальности, нежели тот, с которым человек сталкивается в обыденной реальности? Например, насколько реалистичным является шаманский опыт описания мира, определяемый К. Кастанедой как смещение «точки сборки» [1].
2. Важным является вопрос о соотношении сознания и мозга. Верно ли классическое естественнонаучное представление, что сознание является всецело продуктом деятельности мозга?
© Шашин 3. С., 2013
В случае прекращения деятельности мозга могут ли некоторые структуры сознания продолжать функционировать и если могут, то как долго? Что является носителем сознания?
Материалом для изучения данного вопроса являются современные научные исследования медитации, околосмертных переживаний и традиции Тантраяны [2], [3]. Духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама XIV активно сотрудничает с представителями современной науки. Так, 15 апреля 2013 г. в университете Лозанны состоялась конференция по вопросам старения и умирания с участием Далай-ламы XIV [4], [5]. В области нейрофизиологии и психологии особо стоит отметить исследования Р. Уволша [6], [7], [8], С. Шапиро, Р. Дэвидсона [9], [10], П. Экмана, А. Уоллеса и др. Нидерландский исследователь околосмертных состояний Пим ван Ломмель предполагает: «Мозг скорее приёмник, вместилище сознания, чем его источник» [11].
3. Возможно ли отделить сознание от тела? Согласно буддийской традиции, внетелесные состояния возможны. Ценшаб Серконг Ринпоче, учитель, «ассистент-наставник по диспутам» Далай-ламы XIV, в своём кратком эссе «Внетелес-ные состояния в буддизме» [12] перечисляет некоторые разновидности этих явлений: посредством интенсивной практики медитации продвинутых ступеней аннутара-йога тантры можно достичь иллюзорного тела, позволяющего обрести неконцептуальное постижение пустотности тончайшим умом ясного света (подробнее см. ниже), и свободно путешествовать за пределами физического тела; есть техники развития тела сновидений; возможно вхождение в другое тело, перемещение сознания в тело только что умершего и т. д., подробнее см. [13].
4. Существуют ли иные каналы поступления информации из внешнего мира, кроме пяти чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух)? Эрвин Ласло в своей книге «Наука и поле Ака-ши» [14] разбирает ряд экспериментов, показывающих возможность несенсорного получения информации. Например, эксперименты Гая Плей-фера (Guy Playfair) с однояйцевыми близнецами показали, что как минимум 30% близнецов обладают телепатическими способностями передачи информации. Интересны результаты исследования эффекта телесоматического воздействия, например эксперименты Рендольфа Бреда (Randolph Byrd), проведенные в 1988 г. в кардио-реанимации одного из госпиталей Сан-Франциско. Также к подобным исследованиям можно отнести эксперименты Р. Тарга и Г. Путхоффа, Д. Гринберг-Зильбербаума, Д. Кина и др. Описания жизни многих высокореализованных йоги-нов свидетельствуют о наличии у них особых спо-
собностей, таких как предвидение будущего, ясновидение и другие [15], [16], [17]. Также описание подобных сверхспособностей есть в Палийс-ком каноне. В Пансадховака сутте приведены следующие сверхспособности: психические силы, божественное ухо, прямое знание умов других существ, память прошлых жизней, божественный глаз, уничтожение загрязнений ума [18]. В третьей главе Йога-сутр Патанджали приведен еще более обширный список сверхвозможностей, достигаемых в практике йоги [19].
5. Каковы механизмы обратной связи структур сознания, например воображения, с функционированием тела и окружающим миром? А. Бер-зин, создавая портрет своего учителя Серконг Римпоче, приводит интересный случай: во время медицинского обследования Римпоче, находясь в бодром и энергичном состоянии, усилием воли смог расслабиться и уснуть всего за несколько секунд. А. Берзин объясняет это тем, что его учитель умел мастерски контролировать тонкоэнергетическую структуру своего тела.
Рассмотрим некоторые вопросы подробнее.
Наиболее полным исследованием структуры мистического сознания и мистического опыта в данный момент занимается трансперсональная и интегральная психология [20]. В 1905 г. психолог Ульям Джеймс в своём курсе психологии, прочитанном в Гарвардском университете, впервые употребил термин «трансперсональное». В 1968 г. ряд учёных-психологов Э. Сутич, А. Мас-лоу, С. Гроф в ходе многочисленных дискуссий сформулировали название нового направления психологической науки: «Трансперсональная психология». Кен Уилбер трактует трансперсональное как целостное научное понимание психики человека, включающее области личной психологии и более глубокие аспекты человеческого опыта, превосходящие повседневные переживания. Трансперсональное — находящееся за пределами общепринятого, персонального уровня переживания мира и себя [21].
Сфера интересов трансперсональной психологии концентрируется вокруг представлений о вере и духовности. Американский антрополог М. Харнер в книге «Путь шамана» [22] в 1980 г. очень ёмко обозначил недостатки классической психологии: понимание души в индустриальной цивилизации сильно искажено этно- и когнито-центризмом. Классическая наука разрабатывалась и утверждалась западными учёными — материалистами, воспринимающими различные аспекты традиционных культур как неведение, заблуждение, самообман, суеверие и т. д. Так, любые духовные или мистические переживания классифицировались как психические заболевания: святой Антоний — шизофреник; Муххамед — эпилептик; Будда, Иисус, Рамакришна, Шри Рамана
Махариша — психотики и т. д. М. Харнер подчеркивает этническую предубежденность классической науки в понимании нормальности и патологии. Согласно М. Хайнеру, когнитивной предубеждённостью западной психической науки является разработка теорий на основе опытов и наблюдений над обычными состояниями сознания. Повседневное сознание понимается как нормальное, и все отклонения от этого представляют патологию.
Самосознание и восприятие мира, согласно трансперсональной психологии, в обычном, не изменённом состоянии сознания ограничено, во-первых, телом, т. е. кожным покровом; во-вторых, функционированием органов чувств; в-третьих, физическими (ньютоновскими) характеристиками объектов макромира; в-четвертых, сформировавшимися структурами нервной системой; в-пятых, личным жизненным опытом субъекта познания, запечатленным на сознательном и бессознательном уровне.
Алан Уотс называл такой опыт переживания мира «отождествлением себя с "ограниченным кожей Эго"» (skin-encapsulated ego). Трансперсональная психология утверждает, что в трансперсональных (холотропных) состояниях сознания все пять обозначенных выше границ опыта преодолеваемы. Станислав Гроф [23] выделяет три типа холотропных переживаний:
1. Первый связан с пространственными характеристиками мира. Он включает в себя выход за пределы обычных пространственных ограничений мира и «ограниченного кожей Эго». Это может быть отождествление себя с другим человеком или группой лиц; с сознанием животных, растений, а также объектов и процессов, традиционно относимых к неживой природе. В более редких случаях — со всем человечеством, биосферой, планетой или вселенной. По мнению С. Грофа, этот тип холотропных состояний сознания коррелирует с представлением индуизма о феноменальном мире как об игре Абсолютного Сознания Брахмы (Лила) или даосскими представлениями о функционировании первопринципа — Дао.
2. Второй тип связан с временными характеристиками. Он заключается в выходе за пределы линейного времени. Человек может заново пережить важные воспоминания из детства, пре- и перенатального периодов. Временной регресс может быть продолжен вплоть до отождествления себя со спермой и яйцеклеткой, предыдущими жизнями, эпизодами из истории иных культур, эпизодами из жизни животных и т. д. Этот тип переживаний Гроф связывает с представлениями о карме и реинкарнациях, которые можно найти во многих культурах древности.
3. Третий тип холотропных переживаний наиболее необычен. Этот тип связан с переживанием архетипической и мифологической реальностей, взаимодействием или отождествлением себя с богами и демонами различных культур, параллельными вселенными и т. д. Возможно идентификация с Суперкосмическим или Мета-космическим сознанием, по мнению С. Грофа, известным под именами Будды, Иисуса Христа, Аллаха, Дао, Великого Духа; переживание великого Ничто и т. д.
С одной стороны, в холотропных состояниях присутствует личный пере- и постнатальный опыт. С другой стороны, с ними связан иной, трудно определяемый пласт опыта, выходящий за пределы обычного сенсорного и биографического опыта человека. Некоторые люди, пережившие холотропные состояния, сравнивают эти два типа опыта с лентой Мёбиуса — их невозможно разделить, подробнее см. [24], [25].
Как мы уже отмечали, интересны исследования на стыке [11] современных клинически зафиксированных данных околосмертных переживаний и тибетской тантрической традиции [26], содержащей наиболее детальное феноменологическое описание процесса умирания [27].
Процесс умирания проходит по восьми ступеням последовательного растворения грубых форм в более тонких и тончайших: материя, чувства, восприятие, намерение, познание, психическое, тонкое и причинное и дух. Первые четыре ступени связаны с функционированием тела и составляющих его элементов. Вторые четыре ступени связаны с функционированием психики и сознания человека. Если во время жизни каждый человек учится владеть своим телом, чувствами, процессами восприятия и намерения (воли), то каждая последующая ступень становится все более трудноуловима и трудна для контролирования, что требует длительной и систематической практики наблюдения. Буддийская практика медитации высших ступеней тантры повторяет процессы умирания, но без непосредственной смерти. Таким образом, практик постоянно учится распознавать и контролировать различные уровни ума.
Различаются четыре стадии умирания тела. Первая стадия процесса умирания — растворение формы или материи. «Ветер» (энергия) элемента земли растворяется в центральном канале, и тогда начинает превалировать элемент воды. Внешние признаки состоят в том, что тело теряет физическую силу, сияние, становится тяжелым, зрение теряет ясность и замутняется. Внутренние знаки —«видения, подобные миражам»: сияющие образы водной глади, похожие на миражи в пустыне в жаркий день.
Вторая стадия: растворение чувственной ступени. Элемент воды растворяется в элементе огня. Внешние признаки: угасают ощущения и умственное восприятие, высыхают телесные жидкости (например, становится сухим язык), человек больше не слышит внешних звуков, внутренние звуки (звон в ушах) становятся тише. Внутренние признаки: «образы, похожие на дым».
Третья стадия: растворение восприятия или различения. Элемент огня растворяется в элементе ветра. Внешние признаки: человек не узнаёт объекты, тело теряет тепло, дыхание слабо и поверхностно. Внутренние признаки: видения светлячков, будто перед внутренним взором проносятся искры, летящие от костра.
Четвёртая стадия: растворение намерений. Внешние признаки: человек не может двигаться, не может вспомнить своих действий и их целей, остановка дыхания, язык распухает и синеет, человек не может говорить. Внутренние признаки: «видения огня масляной лампы» — устойчивый, ясный яркий свет. На этой стадии считается, что тело умерло.
Также различаются четыре стадии умирания ума.
Первая стадия: растворение плотного (грубого) ума и соответствующего «ветра» энергии, поддерживающего плотный ум. Не остаётся концептуализации, обычного ума. «...После того как последний из плотного ума умирает и возникает первый тонкий ум, человек переживает состояние, называемое "белый свет". Говорят, что это очень яркий, сияющий белый свет, похожий на свет сияющей полной луны в ясную осеннюю ночь» [27]. Белая капля или бодхичитта, удерживаемая во время жизни в макушечной чакре посредством узлов на центральном канале, освобождается и опускается в нерушимую каплю в сердечной чакре.
Вторая стадия: растворение тонкого ума и его ветра. Эту стадию сопровождают видения ярчайшего света, похожие на солнечный свет во время ясного осеннего утра. Растворяются ветра, поддерживающие жизнь, в результате чего высвобождается красная капля, находящаяся в пупочном центре, и также поднимается в сердечный центр к нерушимой капле. Когда красная капля достигает нерушимую каплю, возникают видения красного света.
Третья стадия: растворение тонкого ума красного света и возникновение еще более тонкого ума черного света. Здесь угасает сознание. Белая и красная капли окружают неразрушимую каплю, тем самым отсекая всякое сознание и энергии. Данное состояние переживается как абсолютная темнота ночи без единого источника света. Происходит растворение «нерушимой капли этой жизни» — набора впечатлений, мировоз-
зрения, опыта и знаний, собранных в этой жизни. До растворения «нерушимой капли этой жизни» все процессы познания окрашиваются, проходят через призму мировоззрения и опыта, собранного в пределах одной жизни. Так, христианин может видеть святых или Христа, буддист ощутит «белый свет» как тип пустоты и т. д.
Четвертая стадия: белая и красная капли, продолжая движение, открывают или высвобождают нерушимую каплю. В этот период возникает невероятно ясное и сияющее сознание, похожее на яркое сияющее небо, на котором нет ни пятнышка. Это очень тонкий ум ясного света, который поддерживается очень тонким ветром. «Это причинное тело, или окончательный духовный ум и энергия, дхармакайя. Здесь вечная нерушимая капля заканчивает текущую жизнь, сознание угасает, и душа, вечная нерушимая капля, переходит к бардо, или промежуточному состоянию, после которого она родится вновь. Белая капля продолжает опускаться и появляется как капля семенной жидкости, выступающая из полового органа, а красная капля продолжает подниматься и появляется как капля крови из носа. Смерть наступила, тело можно хоронить» [27]. На восьмой стадии возникает прямое познание реальности в виде Ясного Света.
Переживания в Бардо
Дхармакайя (божественная природа, Ясный Свет). В состоянии Ясного Света обычный человек, незнакомый с этим «экстатическим состоянием не-эго [причинного] сознания», не может действовать, так как оно очень тонко и сложно для распознавания и легко закрывается карми-чески обусловленными личными мыслями, личным бытием. В результате сознание отпадает от состояния Ясного Света.
Самбхогакайя (область архитепического). В этом состоянии происходят видения архитепи-ческих образов: богов и богинь, даков и дакини, как в милостивых, так и в гневливых ипостасях. Чем больше времени проходит с момента смерти, тем более устрашающие формы приобретают видения.
Сипа Бардо (новое рождение). Если не были распознаны предыдущие этапы, душа возвращается к физической реальности. Подробно о представлениях традиционной тибетской медицины о процессах зачатия, развития и строения тонко-энергетического и физического тел см. [28], [29].
К. Робинсон (с. 179—181) выявил некоторые сходства и различия в понимании околосмертных состояний в буддизме и современной медицине.
Сходные элементы:
1. Видения света. Это наиболее распространенные свидетельства людей, переживших око-
лосмертные состояния, также совпадают с тибетским учением Бардо. Согласно традиции Ньи-ингма-па свет сопровождает все три стадии Бардо: ослепительно-белый свет истинной природы сознания; пять цветов, коррелирующих с пятью аспектами мудрости; менее яркие проявления шести форм существования в приближающемся перерождении.
2. Быстрый обзор всей жизни также фигурирует как в медицинских, так и в тибетских источниках.
3. Совпадают данные об ощущении выхода их тела.
Укажем на расхождение между медицинскими отчётами и тибетским учением об умирании:
1. Кармические переживания наиболее хороших и наиболее плохих поступков во время жизни. По данным К. Робинсона, нет медицинских свидетельств подобного.
2. Пугающие переживания, которые должны быть согласно Тибетской книге мёртвых, не описываются в медицинских отчётах.
К. Робинсон, исследуя медицинский и буддийский подходы к умиранию, отмечает, что описанные в Тибетской книге мёртвых милостивые и гневливые божества, которые являются умирающему в промежуточном состоянии Бардо, есть культурно обусловленный фактор религиозной традиции Бон. Ключевая особенность данной традиции — учение об иллюзорности этих видений, являющихся проекцией разума умирающего. Неспособность распознать иллюзию кармически определена предыдущим опытом и ведёт к новому перерождению, в то время как видения в состоянии Бардо являются иллюзией, само сознание, которое их порождает, реально.
Хотя буддисты не отрицают связи мозга и сознания, они выделяют такие структуры сознания, которые не связаны с их материальным носителем, и, следовательно, неразрушимы. Такой структурой является наивысший уровень сознание — Сознание Ясного Света.
Обобщающие итоги и оценки. Современные исследования еще далеки от возможности однозначного понимания обозначенных нами проблем. Необходимо учитывать то, что данные исследования находятся на стыке нескольких культур и традиций мироописания, в научных кругах присутствует откровенная предубеждённость по отношению к традиционным знаниям и верованиям, радикально отличаются языки научного и традиционного миропонимания. Однако подобные исследования не только возможны, но и целесообразны. Центральным вопросом, на наш взгляд, является вопрос о статусе сознания. Безусловно, нельзя отрицать того, что сознание связано с телесным мозгом. Сейчас активно накапливается научный материал по вопросам фун-
кционирования мозга, ведутся работы по созданию искусственных систем, имитирующих деятельность мозга, — проект обратного конструирования мозга, проводятся эксперименты с созданием искусственной памяти [30], [31]. В России объявлен амбициозный проект «Аватар-2045 » по созданию искусственного тела, куда будет перенесено сознание.
Рассмотрим сознание с точки зрения медитации. К. Робинсон приводит некоторые свидетельства о медитативном опыте: «Высокочтимый бирманский монах и учитель медитации МаЬВэ!
(1904—1982) пишет, что во время медитации человек встречается со своими близкими и иногда "видит" деревья, леса, холмы, горы, сады и здания. Далее он говорит, что эти видения — не что иное, как "порождения воображения", и как не стоит ими наслаждаться, так и не стоит бояться их, ибо они нереальны. Однако разум, который видит их, реален» (с. 179). Во время медитации практик может ощущать изменения веса и размеров тела, видения света, пейзажей, людей и геометрических фигур, ощущать ароматы или «слышать» музыку или голоса. К. Робинсон отмечает, что верующие люди могут трактовать подобные явления как мистические, т. е. как взаимодействие с предельной реальностью. Однако для буддистов это является свидетельством сосредоточенности сознания и представляет собой всего лишь «порождения их собственного сознания» (с. 179). Такой подход коррелирует с попытками нейроби-ологического объяснения мистических опытов
[32]. Однако остаётся вопрос о статусе тончайших структур сознания, таких как Ум Ясного Света.
В традиционных воззрениях тело имеет два уровня организации: тело физическое и тело тонко-энергетическое. Тонко-энергетическое тело может контролироваться сознательно, через практику физических и дыхательных упражнений, визуализации. Формула, проходящая сквозной нитью через все восточные духовные практики (даосизм, буддийская тантра, йога и др.), следующая: «Там, где сознание — там и энергия», т. е. куда направлено внимание — там находится тонкая энергия. Продолжительная практика работы с тонко-энергетической структурой через воображение и визуализацию ведёт, согласно духовным традициям, к изменениям в физическом теле и сознании человека, например, см.
[33], [34], [35], [36].
Духовные практики направлены на снятие субъект-объектных отношений Человек — Мир. Общей чертой обозначенных выше традиций является отказ от эгоструктур.
Примечания
1. Кастанеда К. Комментарий Карлоса Кастане-ды по случаю тридцатилетней годовщины первого издания книги «Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки» // Лекции и интервью. М.: ООО Изд. дом «София», 2005. С. 31-43.
2. Керзин Б. Буддийское видение смерти и бардо. youtube.com. [В Интернете] 10.09.2012. [Цитировано: 19.09.2013 г.]. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=exZUnCjZpuU.
3. Тибетская книга мертвых. М.: Азбука, 2009.
4. Далай-лама. Диалог с учеными о старости и смерти. Часть 1. youtube.com. [В Интернете] 22.07.2013. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: https: // www.youtube.com/ watch? v=4mVgywsk_Bw.
5. Далай-лама. Диалог с учеными о старости и смерти. Часть 2. youtube.com. [В Интернете] 05.08.2013. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: https: / / www.youtube.com/watch?v=9pgHCYMmi9I.
6. Walsh R. Initial Meditative Experiences Part I // Journal of Transpersonal Psychology 9:151-192, 1977.
7. Walsh R. Initial Meditative Experiences: Part II / / Journal of Transpersonal Psychology 10:1-28, 1978.
8. Уолш P. Пути за пределы «Эго». М.: Открытый Мир, 2006.
9. Davidson R. и Lutz A. "Buddha's Brain: Neuroplasticity and Meditation [In the Spotlight]". IEEE Signal Processing Magazine 25 (1): 176-174. 2008.
10. Davidson R. Spirituality and Medicine: Science and Practice // Annals of Family Medicine. 2008. September; 6(5): 388-389.
11. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддийский подходы // Религиоведение. 2007. № 3. С. 174. Далее ссылки на страницы этого издания будут даваться в крупных скобках.
12. Ценшаб Сержонг Ринпоче. Внетелесные состояния в буддизме / пер. и ред.: Александр Берзин и Шарпа Тулку, 1976 год. Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http: // www.berzinarchives.com/web/ ru/archives/approaching_buddhism/introduction/ extra_bodily_states.html.
13. Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога сна и сновидений / под ред. Марка Далби «Карма Йеше Палдрон», Фонд буддийских изданий и переводов. СПб., 1999.
14. Laszlo E. Science and the Akashic Field.: Inner Traditions Rochester, Vermont, 2004. Р. 41-44.
15. Берзин А. Портрет Ценшаба Серконга Ринпо-че. Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина. [В Интернете] Библиотека Берзина, 1998 г. [Цитировано: 19.09.2013.]. URL: http://www.berzinarchives.com/ web/ru/ archives/ appro a ch in g_ buddhism/ teachers/ tsenzhab_serkong_rinpoche/ a_portrait_of_tsenzhab_serkong_rinpoche/part_5.html.
16. Блаватская E. Из пещер и дебрей Индостана. М.: Эксмо, 2010.
17. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М.: София, 2008.
18. Пансадховака сутта: Старатель. АН 3.100 (i-x). Перевод SV. Тхеравада.ру. [В Интернете] 10.10.2009. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: http:// www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ an3_100(i-x)-pansadhovaka-sutta-sv.htm.
А. И. Балог. Место социальной активности в структуре социокультурного потенциала молодежи
19. Йога-сутры патанджали / пер. с санскрита, предисл. и коммент. Б. Загуменнова // Ступени. 1991. № 1-3; 1992. № 1.
20. Козлов В. В. Трансперсональная психология: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.
21. Гроф С. Четвёртая сила Абрахама Маслоу // Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы / пер. с англ. С. Офертас, А. Киселёв. М.: Ганга, 2013. С. 14-32.
22. Harner Michael. The Way of the Shaman: A Guide to Power and Healing. N.Y.: Harper & Row Publishers, 1980.
23. Grof S. Ervin Laszlo's Akashic Field and the Dilemmas of Modern Consciousness Research // World Futures: The Journal of General Evolution, 2006. Vol. 62. P. 86-102(17).
24. Гроф С. Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы. М.: Ганга, 2013.
25. Гроф С. и Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. М.: Беловодье, 2010.
26. Керзин Б. Тонкая энергетическая система в пределах грубого физического тела. youtube.com. [В Интернете] 11.09.2012. [Цитировано: 19.09.2013.] URL: https: //www. youtube.com/ watch?feature=player_embedded&v=3nE4AA25z04.
27. Уилбер К. Смерть, перерождение и медитация. integralportal.ru. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.integralportal.ru/ docs/DOC-1773.
28. Базарон Э. Г. и Асеева Т. А. «Вайдурья-онбо»- трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1984.
29. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века [«Вайдурья-онбо» или «Голубой берилл»]. Альбом/Колл. авт. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
30. Scripps Research Institute Team Wrests Partial Control of a Memory.scripps.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.scripps.edu/ news/press/2012/20120322mayford.html.
31. Researchers show that memories reside in specific brain cells. mit.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013 г.]. URL: http://web.mit.edu/newsoffice/2012/ conjuring-memories-artificially-0322.html.
32. Малевич Т. Нейротеология: теории религии и наука о мозге. Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2012: № 1-2 (7-8). M., 2013. С. 62-83.
33. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть первая: Вопросы о простейшем / пер. Б. Б. Ви-ногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
34. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть вторая: Ось Духа / пер. Б. Б. Виногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
35. Чжунъюй А. Основы науки цигун / пер. Б. Ви-ногродского; Малое предприятие Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления, 1992.
36. Чиа М. и Эллибрант Д. Исцеление космосом II - Даосская космология и вселенские исцеляющие связи. М.: Гелиос; София, 2003.
УДК 316.346.32-053.6
А. И. Балог
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В СТРУКТУРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ
В статье обсуждается уровень развития социокультурного потенциала современной студенческой молодёжи, пути его формирования. В качестве одного из факторов развития социокультурного потенциала рассматривается социальная активность молодёжи. Анализируются способы измерения социальной активности и ее показателей.
In this article the level of development of sociocultural potential of modern student's youth and the ways of its formation are discussed. Social activity of youth is considered as one of the explicating factors of sociocultural potential. Ways of measurement of social activity and its indicators are analyzed here.
Ключевые слова: молодёжь, социокультурный потенциал, социальная активность.
Keywords: youth, sociocultural potential, social activity.
Проблема активизации молодежного потенциала для решения модернизационных задач в современном российском обществе является одной из актуальных и социально значимых, поскольку молодежь является особой социально-демографической группой, от которой во многом зависит будущее любой страны [1]. Среди молодежных проблем особое место занимает проблема социальной активности молодежи, и, как следствие, развития ее социального, культурного и иных видов потенциала. По данным исследования, проведенного на территории г. Кирова в 2011 г., в котором участвовал автор, уровень развития социокультурного потенциала студенческой молодежи может быть оценен как средний. При этом мы определяем социокультурный потенциал как одну из составляющих человеческого потенциала, которая включает в себя следующие аспекты:
• культурный уровень индивидов;
• образованность;
• духовные интересы;
• систему ценностей и устремлений;
• политическую и социальную активность;
• социальные взаимодействия и отношения индивидов [2].
Базовым эмпирическим методом, применённым в данном исследовании, явилось раздаточное анкетирование. В качестве респондентов выступили студенты старших курсов высших и средних специальных учебных заведений. Выбор данной воз-
© Балог А. И., 2013